Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2019; : 157-162

ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ

Курочкина И. А., Пузырев В. В.

https://doi.org/10.26170/po19-09-21

Аннотация

В современном обществе наблюдается смешение социальных ролей мужчины и женщины в различных сферах жизни. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что данные тенденции обусловлены отсутствием гендерного подхода к воспитанию на всех ступенях образования, в том числе и в семейной системе. Гендерная стратегия РФ предполагает инновационные изменения на всех уровнях системы образования. Современная трансформация социальных, профессиональных отношений, пересмотр традиционных устоев общества, семейных ценностей оказывают влияние на формирование устойчивой гендерной социализации либо диффузной гендерной позиции. В работе рассматриваются педагогические и социальные факторы, которые влияют на формирование неадаптированных форм гендерной идентичности, а также факторы, детерминирующие определенные типы гендерной идентичности в юношеском возрасте. Основной целью работы стало выявление психологических особенностей проявления различных типов гендерной идентичности в юношеском возрасте в семьях, имеющих разную гендерную представленность. В теоретическом аспекте проанализированы подходы к изучению структурных компонентов гендерной идентичности: структурный; историко-эволюционный; гендерный; концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности; концепции возрастного и социально-личностного развития. Основными методами выступили теоретические, эмпирические (наблюдение, беседа, контент-анализ, психодиагностические), методы математико-статистического анализа. Психодиагностический инструментарий позволил определить структурно-типологические особенности гендерной идентичности в юношеском возрасте. Научная новизна состоит в том, что совокупность представленных результатов содержит решение проблемы: гендерная представленность семейной системы детерминирует типы гендерной идентичности и формирует специфические особенности гендерно-ролевого поведения в юношеском возрасте. Теоретическая значимость заключается в том, что в работе определены компоненты гендерной идентичности (эмоционально-оценочный, когнитивный, поведенческий, личностный) и их психологическое содержание; выявлены факторы, обусловливающие психологические особенности развития гендерной идентичности. Практическая значимость работы заключается в прикладной направленности полученных результатов, которые могут быть широко использованы в практике образовательных организаций. Основными выводами исследования являются следующие: гендерно-ролевое поведение членов семьи, особенности внутрисемейной системы и межличностных отношений формируют специфические типы гендерной идентичности в мужской и женской группах. Сформированный тип гендерной идентичности оказывает влияние на гендерно-ролевое поведение в социуме, что может стать причиной нарушений взаимодействия личности с окружающими. Внедрение в образовательный процесс учебных и образовательных программ гендерной направленности позволит корректировать последствия влияния семейного воспитания на тип гендерной идентичности.
Список литературы

1. Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов : пер. с англ. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 336 с.

2. Ижванова Е. М. Исследование связи гендерных стереотипов и образов маскулинности / фемининности в различных возрастных группах // Психотерапия. - 2007. - № 11. - С. 17-25.

3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие. - Москва : Гардарики, 2008. - 320 с.

4. Клецина И. С. Психология гендерных отношений : дис. … д-ра психол. наук. - СПб., 2004. - 460 с.

5. Кон И. С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий : тексты. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. - С. 78-83.

6. Курочкина И. А., Зеер Э. Ф. Оценка взаимосвязей компонентов структуры гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в семье и в учреждениях государственного воспитания [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/121-17692 (дата обращения: 06.03.2015).

7. Курочкина И. А., Шахматова О. Н. Проблема гендерной идентичности : учеб. пособие. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. - 243 с.

8. Курочкина И. А. Становление гендерной идентичности во взаимосвязи с типом семьи // Психология в системе образования : материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. для практических психологов, молодых ученых и студентов. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. - С. 119-123.

9. Мищенко Л. В. Развитие пологендерных структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от отношения к учебной деятельности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 4. -Режим доступа: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 08.01.2016).

10. Мищенко Л. В. Формирование пологендерной индивидуальности субъектов образования : дис. … д-ра психол. наук. - Пятигорск, 2015. - 449 с.

11. Ожигова Л. Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации : дис. … д-ра психол. наук. - Краснодар, 2006. - 431 с.

12. Рымарев Н. Ю. Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью : автореф. дис. … канд. психол. наук. - Краснодар, 2006. - 22 с.

13. Ситников В. Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). - СПб. : Химиздат, 2001. - 288 с.

14. Степанова Л. Г. Формирование гендерной идентичности у современных юношей и девушек в контексте социально-психологического развития личности // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 5. - С. 67-71.

15. Шнейдер Л. Б. Семейное воспитание и воспитательный потенциал родительства // Изв. Рос. акад. образования. - 2015. - № 2. - С. 65-72.

Pedagogical Education in Russia. 2019; : 157-162

GENDER IDENTITY OF A PERSONALITY IN THE FAMILY SYSTEM CONTEXT

Kurochkina I. A., Puzyrev V. V.

https://doi.org/10.26170/po19-09-21

Abstract

In modern society, there is a confusion of the social roles of men and women in various spheres of life. The analysis of scientific literature allows us to conclude that these trends are due to the lack of a gender approach to education at all levels of education, including the family system. The gender strategy of the Russian Federation involves innovative changes at all levels of the education system. The modern transformation of social and professional relations as well as the revision of societal traditional foundations and family values have an impact on the formation of sustainable gender socialization, or of a diffusive gender position. The paper considers the pedagogical and social factors that influence the formation of non-adapted forms of gender identity, as well as the factors determining certain types of gender identity in adolescence. The main goal of the work was to identify the psychological peculiarities of the manifestation of various types of gender identity in adolescence in families with different gender representation. Different theoretical approaches to the study of the structural components of gender identity were analyzed: the structural, historical-evolutionary and gender-specificones, the concept of multidimensional and functional organization of personality and individuality, the concepts of developmental age and social-personal development. The main methods of research: theoretical research methods, empirical research methods (observation, conversation, content analysis, psychodiagnostic ones), methods of mathematical and statistical analysis. The psychodiagnostic tools made it possible to determine the structural-typological features of gender identity in adolescence. The scientific novelty lies in the fact that the totality of the presented results contains a solution to the problem, the gender representation of the family system determines the types of gender identity and forms the specific features of gender-role behaviour in adolescence. The theoretical significance lies in the fact that the components of gender identity (the emotional-evaluative, cognitive, behavioural, personal ones) and their psychological content are identified in the work; the factors determining the psychological peculiarities of the development of gender identity are ascertained. The practical significance of the work lies in the applied orientation of the results obtained, which can be widely used in the practice of educational institutions. The main conclusions of the study are the following: the gender-role behaviour of the family members, as well as the peculiarities of the intra-family system and interpersonal relationships form specific types of gender identity in the male and female groups. The developed type of gender identity influences the gender-role behaviour in society, which can cause disturbances in the interaction of the individual with others. The introduction of gender-oriented study courses and educational programs in the educational process will make it possible to adjust the consequences of the influence of the family education on the type of the gender identity.
References

1. Bem S. Linzy gendera: transformatsiya vzglyadov na problemu neravenstva polov : per. s angl. - M. : Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2004. - 336 s.

2. Izhvanova E. M. Issledovanie svyazi gendernykh stereotipov i obrazov maskulinnosti / femininnosti v razlichnykh vozrastnykh gruppakh // Psikhoterapiya. - 2007. - № 11. - S. 17-25.

3. Karabanova O. A. Psikhologiya semeinykh otnoshenii i osnovy semeinogo konsul'tirovaniya : ucheb. posobie. - Moskva : Gardariki, 2008. - 320 s.

4. Kletsina I. S. Psikhologiya gendernykh otnoshenii : dis. … d-ra psikhol. nauk. - SPb., 2004. - 460 s.

5. Kon I. S. Psikhologiya polovykh razlichii // Psikhologiya individual'nykh razlichii : teksty. - M. : Izd-vo Mosk. gos. un-ta, 1982. - S. 78-83.

6. Kurochkina I. A., Zeer E. F. Otsenka vzaimosvyazei komponentov struktury gendernoi identichnosti podrostkov, vospityvayushchikhsya v sem'e i v uchrezhdeniyakh gosudarstvennogo vospitaniya [Elektronnyi resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 1. - Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/121-17692 (data obrashcheniya: 06.03.2015).

7. Kurochkina I. A., Shakhmatova O. N. Problema gendernoi identichnosti : ucheb. posobie. - Ekaterinburg : Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2014. - 243 s.

8. Kurochkina I. A. Stanovlenie gendernoi identichnosti vo vzaimosvyazi s tipom sem'i // Psikhologiya v sisteme obrazovaniya : materialy 4-i Vseros. nauch.-prakt. konf. dlya prakticheskikh psikhologov, molodykh uchenykh i studentov. - Ekaterinburg : Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2010. - S. 119-123.

9. Mishchenko L. V. Razvitie pologendernykh struktur integral'noi individual'nosti studentov v zavisimosti ot otnosheniya k uchebnoi deyatel'nosti [Elektronnyi resurs] // Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz. - 2015. - № 4. -Rezhim dostupa: http://ppip.idnk.ru (data obrashcheniya: 08.01.2016).

10. Mishchenko L. V. Formirovanie pologendernoi individual'nosti sub\"ektov obrazovaniya : dis. … d-ra psikhol. nauk. - Pyatigorsk, 2015. - 449 s.

11. Ozhigova L. N. Gendernaya identichnost' lichnosti i smyslovye mekhanizmy ee realizatsii : dis. … d-ra psikhol. nauk. - Krasnodar, 2006. - 431 s.

12. Rymarev N. Yu. Lichnostnye osobennosti podrostkov s razlichnoi gendernoi identichnost'yu : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. - Krasnodar, 2006. - 22 s.

13. Sitnikov V. L. Obraz rebenka (v soznanii detei i vzroslykh). - SPb. : Khimizdat, 2001. - 288 s.

14. Stepanova L. G. Formirovanie gendernoi identichnosti u sovremennykh yunoshei i devushek v kontekste sotsial'no-psikhologicheskogo razvitiya lichnosti // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2009. - № 5. - S. 67-71.

15. Shneider L. B. Semeinoe vospitanie i vospitatel'nyi potentsial roditel'stva // Izv. Ros. akad. obrazovaniya. - 2015. - № 2. - S. 65-72.