Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2019; : 67-75

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК КОМПОНЕНТ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА

Баранова Е. М., Кущенко Е. А.

https://doi.org/10.26170/po19-07-09

Аннотация

В статье обоснована необходимость внедрения электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения, поскольку они создают принципиально новые педагогические инструменты организации и управления профессиональным образованием. В статье предложены способы решения проблемы - определения методики разработки и применения электронных учебно-методических комплексов в системе среднего профессионального образования. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к изучению сущности информатизации профессионального образования; понятий цифровых образовательных ресурсов и электронного учебно-методического комплекса; методики и этапов проектирования электронного учебно-методического комплекса в системе среднего профессионального образования. На основе проведенного анализа условий образовательного процесса ГБПОУ города Москвы «Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26» предложены электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» и методические рекомендации по его проектированию и применению. К основным компонентам, входящим в электронный учебно-методический комплекс, авторы относят рабочую программу дисциплины; календарно-тематический план; обучающий блок, включающий в себя курс лекций; методические рекомендации по выполнению практических заданий; методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы; методические рекомендации по выполнению проектной работы (в рамках дисциплины профессионального модуля); блок контроля и оценки знаний (фонд оценочных средств); список источников литературы и справочный материал. Необходимо уделить должное внимание структуре электронного учебно-методического комплекса и методике обучения посредством его. Представленные рекомендации помогут преподавателям в создании учебных моделей, эскизов и сценариев учебно-методических комплексов, являющихся основой для последующей компьютерной разработки мультимедиа компонентов.
Список литературы

1. Балакирева Э. В., Власова Е. З. Электронный учебно-методический комплекс как средство обеспечения качества подготовки специалистов [Электронный ресурс] // ЧиО. - 2012. - № 4 (33). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 26.02.2019).

2. Беляев М. И. Особенности и проблемы разработки учебных материалов для электронных учебно-методических комплексов дисциплин [Электронный ресурс] // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2011. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 07.03.2019).

3. Бордовский Г. А. Управление качеством образовательного процесса: монография / Г. А Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2001. - 359 с.

4. Ваграменко Я. А., Яламов Г. Ю. Формирование информационно-образовательной среды колледжа с использованием современных информационных систем : метод. рекомендации [Электронный ресурс] // Управление образованием: теория и практика. - 2017. - № 4 (28). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 26.02.2019).

5. Васюкевич В. В. Электронный учебно-методический комплекс на основе модульно-рейтинговой технологии обучения [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. - № 74-2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 06.03.2019).

6. Елисеева Е. В., Злобина С. Н. Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза [Электронный ресурс] // Вестник БГУ. - 2010. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 26.01.2019).

7. Ельцов В. В., Теребинов В. С. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины, как эффективный инструмент для подготовки студентов инженерных направлений [Электронный ресурс] // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - № 3 (20). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 24.03.2019).

8. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 208 с.

9. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Методологический анализ системного и комплексного подходов и разработка электронного учебно-методического комплекса [Электронный ресурс] // Известия АлтГУ. - 2011. - № 2-1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 06.03.2019).

10. Лобачев С. Л. Теоретические основы и принципы построения информационно-образовательной среды открытого образования и ее практическая реализация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy-i-printsipy-postroeniya-informatsionno-obrazovatelnoi-sredy-otkrytogo- (дата обращения: 25.02.2019).

11. Медведева Д. Д., Макаровский А. В., Копытова Н. Е. Разработка электронных учебно-методических комплексов для подготовки бакалавров [Электронный ресурс] // Гаудеамус. - 2011. - № 18. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-elektronnyh-uchebno-metodicheskih-kompleksov-dlya-podgotovki-bakalavrov (дата обращения: 07.03.2019).

12. Мовчан И. Н. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения [Электронный ресурс] // ЭС и К. - 2015. - № 3 (28). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 25.02.2019).

13. Пакуль Т. А., Клецкая З. М. Возможности использования программного средства Moodle для создания электронных учебно-методических комплексов [Электронный ресурс] // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. - 2012. - № 9. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 06.03.2019).

14. Позанова И. А. Основы построения электронных учебно-методических комплексов [Электронный ресурс] // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2011. - № 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 06.03.2019).

15. Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире : мат-алы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб. : Реноме, 2012. - С. 367-370. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1701/ (дата обращения: 25.02.2019).

16. Указ президента РФ от 07.05.2018 г. № 2404 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 10.11.2018 г.).

Pedagogical Education in Russia. 2019; : 67-75

ELECTRONIC TRAINING AND METHODOLOGICAL COMPLEX AS A COMPONENT OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF COLLEGE

Baranova Е. M., Kushchenko Е. A.

https://doi.org/10.26170/po19-07-09

Abstract

The article substantiates the need to introduce electronic educational and methodological complexes in the learning process, since they create fundamentally new pedagogical tools for the organization and management of vocational education. The article proposes ways to solve the problem - determining the methodology for the development and use of electronic teaching materials in the system of secondary vocational education. Theoretical and methodological approaches to the study are considered: the essence of the informatization of vocational education; concepts of digital educational resources and e-learning complex; methods and stages of designing an electronic educational and methodical complex in the system of secondary vocational education. Based on the analysis of the conditions of the educational process at the Moscow Polytechnic University College of Architecture, Design and Reengineering No. 26, an electronic training complex for the discipline Information Support of Professional Activity and methodological recommendations for its design and use were proposed. The main components of the electronic educational and methodical complex are the authors: work program of the discipline; calendar-themed plan; training unit, which includes a course of lectures; guidelines for the implementation of practical tasks; guidelines for the implementation of tasks for independent work; guidelines for the implementation of project work (within the discipline of the professional module); block of control and assessment of knowledge (fund of valuation funds); References list and reference material. It is necessary to pay due attention to the structure of the e-learning complex and the method of teaching through it. The presented recommendations will help teachers in creating educational models, sketches and scripts of educational and methodical complexes, which are the basis for the subsequent computer development of multimedia components.
References

1. Balakireva E. V., Vlasova E. Z. Elektronnyi uchebno-metodicheskii kompleks kak sredstvo obespecheniya kachestva podgotovki spetsialistov [Elektronnyi resurs] // ChiO. - 2012. - № 4 (33). - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 26.02.2019).

2. Belyaev M. I. Osobennosti i problemy razrabotki uchebnykh materialov dlya elektronnykh uchebno-metodicheskikh kompleksov distsiplin [Elektronnyi resurs] // Vestnik RUDN. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya. - 2011. - № 2. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 07.03.2019).

3. Bordovskii G. A. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo protsessa: monografiya / G. A Bordovskii, A. A. Nesterov, S. Yu. Trapitsyn. ; Ros. gos. ped. un-t im. A. I. Gertsena. - SPb. : Izd-vo RGPU, 2001. - 359 s.

4. Vagramenko Ya. A., Yalamov G. Yu. Formirovanie informatsionno-obrazovatel'noi sredy kolledzha s ispol'zovaniem sovremennykh informatsionnykh sistem : metod. rekomendatsii [Elektronnyi resurs] // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. - 2017. - № 4 (28). - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 26.02.2019).

5. Vasyukevich V. V. Elektronnyi uchebno-metodicheskii kompleks na osnove modul'no-reitingovoi tekhnologii obucheniya [Elektronnyi resurs] // Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena. - 2008. - № 74-2. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 06.03.2019).

6. Eliseeva E. V., Zlobina S. N. Tsifrovye obrazovatel'nye resursy kak sostavlyayushchaya innovatsionnoi obrazovatel'noi sredy sovremennogo vuza [Elektronnyi resurs] // Vestnik BGU. - 2010. - № 1. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 26.01.2019).

7. El'tsov V. V., Terebinov V. S. Elektronnyi uchebno-metodicheskii kompleks distsipliny, kak effektivnyi instrument dlya podgotovki studentov inzhenernykh napravlenii [Elektronnyi resurs] // ANI: pedagogika i psikhologiya. - 2017. - № 3 (20). - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 24.03.2019).

8. Zakharova I. G. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii : ucheb. dlya stud. uchrezhdenii vyssh. prof. obrazovaniya. - 8-e izd., pererab. i dop. - M. : Akademiya, 2013. - 208 s.

9. Lavrent'ev G. V., Lavrent'eva N. B. Metodologicheskii analiz sistemnogo i kompleksnogo podkhodov i razrabotka elektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa [Elektronnyi resurs] // Izvestiya AltGU. - 2011. - № 2-1. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 06.03.2019).

10. Lobachev S. L. Teoreticheskie osnovy i printsipy postroeniya informatsionno-obrazovatel'noi sredy otkrytogo obrazovaniya i ee prakticheskaya realizatsiya [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy-i-printsipy-postroeniya-informatsionno-obrazovatelnoi-sredy-otkrytogo- (data obrashcheniya: 25.02.2019).

11. Medvedeva D. D., Makarovskii A. V., Kopytova N. E. Razrabotka elektronnykh uchebno-metodicheskikh kompleksov dlya podgotovki bakalavrov [Elektronnyi resurs] // Gaudeamus. - 2011. - № 18. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-elektronnyh-uchebno-metodicheskih-kompleksov-dlya-podgotovki-bakalavrov (data obrashcheniya: 07.03.2019).

12. Movchan I. N. Informatsionno-obrazovatel'naya sreda obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Elektronnyi resurs] // ES i K. - 2015. - № 3 (28). - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 25.02.2019).

13. Pakul' T. A., Kletskaya Z. M. Vozmozhnosti ispol'zovaniya programmnogo sredstva Moodle dlya sozdaniya elektronnykh uchebno-metodicheskikh kompleksov [Elektronnyi resurs] // Trudy BGTU. Seriya 4: Print- i mediatekhnologii. - 2012. - № 9. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 06.03.2019).

14. Pozanova I. A. Osnovy postroeniya elektronnykh uchebno-metodicheskikh kompleksov [Elektronnyi resurs] // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. - 2011. - № 3. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 06.03.2019).

15. Tatarintsev A. I. Elektronnyi uchebno-metodicheskii kompleks kak komponent informatsionno-obrazovatel'noi sredy pedagogicheskogo vuza [Elektronnyi resurs] // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire : mat-aly Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, fevral' 2012 g.). - SPb. : Renome, 2012. - S. 367-370. - Rezhim dostupa: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1701/ (data obrashcheniya: 25.02.2019).

16. Ukaz prezidenta RF ot 07.05.2018 g. № 2404 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda» [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (data obrashcheniya: 10.11.2018 g.).