Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2019; : 44-50

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Малахова О. А., Тагильцева Н. Г.

https://doi.org/10.26170/po19-07-06

Аннотация

Среди задач, поставленных перед системой дополнительного музыкального образования, выделяются те, которые декларируют необходимость развития не только определенных технических и художественных навыков и умений у обучающихся, но и формирования их личностных качеств. К одному из них относится эмоционально-волевая саморегуляция, развитие которой необходимо начинать с самого начала творческого пути юного музыканта. Достаточный уровень развития эмоционально-волевой саморегуляции является гарантом качественного исполнения музыкального произведения, устранения сценического волнения, осознанного осуществления анализа каждого концертного выступления. Целью данной статьи является представление комплекса музыкальных игр, способствующих развитию эмоционально-волевой саморегуляции младших школьников в процессе хоровых занятий в учреждении дополнительного музыкального образования. Содержание игр рассмотрено в связи с основными умениями юных музыкантов, свидетельствующими о развитости у них эмоцонально-волевой саморегуляции: осуществлять слуховой самоконтроль в процессе восприятия и исполнения музыки, управление эмоциональным состоянием в различных видах музыкально-творческой деятельности. Играми, способствующими развитию данного умения, стали: ролевая, игра-соревнование, музыкально-дидактическая игра, подвижная игра. В разработке данного комплекса были выделены такие принципы педагогики музыкального образования, как единство эмоционального и рационального в музыкальной деятельности, полихудожественности музыкального и художественного образования, интонационности музыкального искусства. Условием включения музыкальных игр в содержание хоровых занятий с младшими школьниками явилась хоровая театрализация, включающая такие виды деятельности, как вокальное исполнение, движение под музыку, выразительное чтение, рисунок.
Список литературы

1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования : учеб. для студ. высш. пед.учеб. заведений. - М. : Академия, 2004. - 336 с.

2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.: Музыка, 1965. - 152 с.

3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М. : Просвещение, 1983. - 224 с.

4. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. - М. : Акад.пед.наук РСФСР, 1958. - 248 с.

5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. - 2 изд. - СПб. : ПИТЕР, 2008. - 336 с.

6. Вьюнова А. В. Вокально-хоровое обучение в любительском хоре // Образование. Наука. Научные кадры: Ежеквартальный научный и информационно-публицистический журнал. - 2010. - Вып. 4. - С. 191-196.

7. Гольденвейзер А. Б. О музыкальном исполнительстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. - М. : Музгиз, 1958. - 528 с.

8. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Серия: Мир медицины. - СПб. : Лань, 2000. - 192 с.

9. Зеличенок Е. В. Формирование стрессовоустойчивости учащихся в процессе занятий вокально-хоровой деятельностью (на материале обучения в педагогических вузах) : автореф. дис.. канд. пед. наук. - М, 2012. - 24 с.

10. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М. : Наука, 1980. - 225 с.

11. Мазель В. Х. Музыкант и его руки: Физиологическая природа и формирование двигательной системы. - СПб. : Композитор, 2002. - 180 с.

12. Малахова О. А. Диагностика эмоционально-волевой саморегуляции младшего школьника в условиях вокально-хоровой деятельности // Образование и наука. - 2015. - № 6 (125). - С. 89-100.

13. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. - СПб. : Музыка,1967. - 88 с.

14. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2010. - № 1. - С. 36-45.

15. Музыкальное образование в школе : учеб.пособ. для студ. / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская. - М. : Академия, 2001. - 232 с.

16. Сафонова В. И. Формирование певческого самоконтроля у подростков и молодежи в процессе хоровых занятий : дис. … канд. пед. наук. - М., 1988. - 24 с.

17. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 176 с.

18. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / под ред. М. Г. Ярошевского. - Москва - Воронеж, 1998. - 539 с.

19. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2008. - 367 с.

20. Юсов Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) / Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (г. Астрахань, 25-29 августа 1997 г). - Астрахань, 1997. - С. 214-220.

Pedagogical Education in Russia. 2019; : 44-50

MUSIC GAME AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF EMOTIONAL AND VOLITIONAL SELF-REGULATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN CHOLOR ACTIVITIES

Malakhova O. A., Таgiltseva N. G.

https://doi.org/10.26170/po19-07-06

Abstract

Among the tasks assigned to the system of additional musical education, those are highlighted that declare the need to develop not only certain technical and artistic skills of students, but also the formation of their personal qualities. One of them is emotional-volitional self-regulation, the development of which must be started from the very beginning of the creative path of a young musician. A sufficient level of development of emotional-volitional self-regulation is the guarantor of high-quality performance of a musical work, elimination of stage excitement, and a conscious analysis of each concert performance. The purpose of this article is to present a set of musical games that contribute to the development of emotional-volitional self-regulation of elementary schoolchildren in the process of choral classes in an institution of additional musical education. The content of the games is considered in connection with the basic skills of young musicians, evidencing the development of emotional-volitional self-regulation in them: to exercise auditory self-control in the process of perception and performance of music, to control the emotional state in various types of musical and creative activities. Games that contribute to the development of these skills are: role-playing game, competition game, musical didactic game, outdoor game. In the development of this complex, such principles of pedagogy of musical education were highlighted as the unity of the emotional and rational in musical activity, the polyarticity of musical and artistic education, and the intonation of musical art. The prerequisite for the inclusion of musical games in the content of choral classes with younger students was choral theatricalization, which included activities such as vocal performance, movement to music, expressive reading, and drawing.
References

1. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya : ucheb. dlya stud. vyssh. ped.ucheb. zavedenii. - M. : Akademiya, 2004. - 336 s.

2. Asaf'ev B. V. Izbrannye stat'i o muzykal'nom prosveshchenii i obrazovanii. - M.: Muzyka, 1965. - 152 s.

3. Apraksina O. A. Metodika muzykal'nogo vospitaniya v shkole : ucheb. posobie dlya stud. ped. in-tov. - M. : Prosveshchenie, 1983. - 224 s.

4. Vetlugina N. A. Razvitie muzykal'nykh sposobnostei doshkol'nikov v protsesse muzykal'nykh igr. - M. : Akad.ped.nauk RSFSR, 1958. - 248 s.

5. Vodop'yanova N. E., Starchenkova E. S. Sindrom vygoraniya. - 2 izd. - SPb. : PITER, 2008. - 336 s.

6. V'yunova A. V. Vokal'no-khorovoe obuchenie v lyubitel'skom khore // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry: Ezhekvartal'nyi nauchnyi i informatsionno-publitsisticheskii zhurnal. - 2010. - Vyp. 4. - S. 191-196.

7. Gol'denveizer A. B. O muzykal'nom ispolnitel'stve // Voprosy muzykal'no-ispolnitel'skogo iskusstva. - M. : Muzgiz, 1958. - 528 s.

8. Emel'yanov V. V. Razvitie golosa. Koordinatsiya i trening. Seriya: Mir meditsiny. - SPb. : Lan', 2000. - 192 s.

9. Zelichenok E. V. Formirovanie stressovoustoichivosti uchashchikhsya v protsesse zanyatii vokal'no-khorovoi deyatel'nost'yu (na materiale obucheniya v pedagogicheskikh vuzakh) : avtoref. dis.. kand. ped. nauk. - M, 2012. - 24 s.

10. Konopkin O. A. Psikhologicheskie mekhanizmy regulyatsii deyatel'nosti. - M. : Nauka, 1980. - 225 s.

11. Mazel' V. Kh. Muzykant i ego ruki: Fiziologicheskaya priroda i formirovanie dvigatel'noi sistemy. - SPb. : Kompozitor, 2002. - 180 s.

12. Malakhova O. A. Diagnostika emotsional'no-volevoi samoregulyatsii mladshego shkol'nika v usloviyakh vokal'no-khorovoi deyatel'nosti // Obrazovanie i nauka. - 2015. - № 6 (125). - S. 89-100.

13. Malinina E. M. Vokal'noe vospitanie detei. - SPb. : Muzyka,1967. - 88 s.

14. Morosanova V. I. Individual'nye osobennosti osoznannoi samoregulyatsii proizvol'noi aktivnosti cheloveka // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. - 2010. - № 1. - S. 36-45.

15. Muzykal'noe obrazovanie v shkole : ucheb.posob. dlya stud. / L. V. Shkolyar, V. A. Shkolyar, E. D. Kritskaya. - M. : Akademiya, 2001. - 232 s.

16. Safonova V. I. Formirovanie pevcheskogo samokontrolya u podrostkov i molodezhi v protsesse khorovykh zanyatii : dis. … kand. ped. nauk. - M., 1988. - 24 s.

17. Stulova G. P. Teoriya i praktika raboty s detskim khorom. - M. : VLADOS, 2002. - 176 s.

18. Teplov B. M. Psikhologiya i psikhofiziologiya individual'nykh razlichii / pod red. M. G. Yaroshevskogo. - Moskva - Voronezh, 1998. - 539 s.

19. Tsagarelli Yu. A. Psikhologiya muzykal'no-ispolnitel'skoi deyatel'nosti. - SPb.: Kompozitor Sankt-Peterburg, 2008. - 367 s.

20. Yusov B. P. Strategiya vzaimodeistviya iskusstv v vospitanii shkol'nikov (novaya paradigma) / Vzaimodeistvie iskusstv: metodologiya, teoriya, gumanitarnoe obrazovanie : mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Astrakhan', 25-29 avgusta 1997 g). - Astrakhan', 1997. - S. 214-220.