Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2019; : 138-143

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ

Легостаева Е. С., Чаликова О. С., Архипова В. А.

https://doi.org/10.26170/po19-06-19

Аннотация

В статье актуализируется проблема исключения интеллекта из структуры личности, традиционно выпадающая из поля зрения отечественных и зарубежных авторов. Подчеркивается, что в современных условиях когнитивные и личностные особенности в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности. Целью исследования выступает определение диагностического потенциала типологического опросника MBTI, в частности, его прогностических возможностей относительно успешности интеллектуальной деятельности. Методологической основой является теория Майерс-Бриггс. Основные анализируемые показатели: академическая успеваемость, уровень IQ с учетом составляющих компонентов, психологический тип личности. На примере студенческой выборки описана частота встречаемости разных типов личности, а также выявлены специфические для некоторых типов взаимосвязи между интеллектом и академической успеваемостью. Научная новизна связана с получением эмпирического подтверждения взаимосвязи когнитивных и личностных особенностей функционирования психики в условиях учебно-профессиональной деятельности. Обращается внимание на соотношение общих и свойственных каждому типу механизмов достижения успехов в обучении. Полученные результаты важно учитывать при построении образовательной траектории студентов, с учетом их индивидуальности. Делается вывод о необходимости полномасштабного исследования, позволяющего выявить когнитивно-личностные особенности всех типов на репрезентативной выборке.
Список литературы

1. Абельская Е. Ф. Типоведенческое исследование психического склада личности : дис. … канд. психол. наук. - СПб., 2006. - 206 с.

2. Архипова В. А.,Чаликова О. С. Взаимосвязь показателей интеллекта студентов со шкалами MBTI // Личность в норме и патологии : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 20-21 апреля 2017 г.). - Челябинск : Печатный двор, 2017. - C. 24-25.

3. Батурин Н. А., Курганский Н. А. Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ-М). - СПб., 2003. - 19 с.

4. Бриггс Майерс И., Бриггс Майерс П. M14 MBTI: определение типов. У каждого свой дар / пер. с англ. ООО «Пароль». - М. : КарьераПресс, 2014. - 320 с.

5. Иванова Е. С. Когнитивные ошибки слушателей курсов дополнительно профессионального образования по профайлингу // Психология образовательной среды: теоретические аспекты и современные тенденции практики [Электронный ресурс] : коллективная монография / Н. С.Белоусова [и др.] ; Урал. гос. пед. ун-т. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. - С. 121-134.

6. Иванова Е. С., Ратникова Е. М., Томилов Е. В. Экспериментальная методика оценки когнитивных ошибок личности: данные пилотажного исследования // В мире научных открытий: мат-лы XVIII Межд. научно-практ. конф. - М. : Центр научной мысли, 2015. - С. 42-47.

7. Костюк И. Ю. Исследование когнитивных предпосылок успешности учебной деятельности представителей различных типов MBTI : магистер. дис. - Екатеринбург, 2014. - 286 с.

8. Костюк И. Ю. Особенности интеллекта у представителей различных типов MBTI // Психологический вестник Уральского федерального университета. - 2013. - Вып. 10 -С. 265-269.

9. Куэкн Н. MBTI: Полное руководство по интерпретации / пер. с англ. ООО «Пароль». - М. : Бизнес Психологи, 2010. - 256 с.

10. Легостаева Е. С. Методологические предпосылки исследования когнитивных ошибок // Современная наука в теории и практике :монография. Часть IV / научный ред. д-р пед. наук, проф. С. П. Акутина. - М. : Перо, 2018. - С. 53-72.

11. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М. : Педагогика, 1986. - 254 с.

12. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. - СПб. : Питер Ком, 1998. - 608 с.

13. Чаликова О. С. Исследование профессионального мышления студентов-психологов // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемыобразования, наукиикультуры.- 2018. - Т. 24. - № 2 (174). - С. 90-97.

14. Lawrence G. People types and tiger stripes (4th ed.). - Gainesville, FL : Center for Applications of Psychological Type, 2009.

15. Schaubhut N. A. & Thomson R. C. MBTI type tables for occupations. - MountainView, CA : CPP, 2008.

Pedagogical Education in Russia. 2019; : 138-143

INTERRELATION OF INTELLIGENCE FEATURES AND ACADEMIC PROGRESS AT STUDENTS OF DIFFERENT PSYCHOLOGICAL TYPES

Legostayeva E. S., Chalikova O. S., Arkhipova V. A.

https://doi.org/10.26170/po19-06-19

Abstract

The article actualizes the problem of exception intelligence from the structure of the personality which is traditionally dropping out of a viewing field of domestic and foreign authors is updated. It is emphasized that in modern conditions cognitive and personal features in the set cause efficiency of activity. As a research objective determination of diagnostic potential of the typological questionnaire of MBTI, in particular, of its predictive opportunities concerning success of intellectual activity acts. A methodological basis is the theory Myers-Briggs. The key analyzed indicators: the academic progress, the IQ level, taking into account the making components, psychological type of the personality. On the example of student's selection the frequency of occurrence different types of the personality is described and also interrelations, specific to some types, between intelligence and the academic progress are revealed. The scientific novelty is connected with receiving empirical confirmation of interrelation between cognitive and personal features of mental functioning in the conditions of educational professional activity. The attention to a ratio of the general and mechanisms of achievement of progress in training inherent to each type is paid. It is important to consider the received results at creation of an students' educational trajectory, taking into account their identity. The conclusion about need of the full-scale research allowing to reveal cognitive and personal features of all types on representative selection is drawn.
References

1. Abel'skaya E. F. Tipovedencheskoe issledovanie psikhicheskogo sklada lichnosti : dis. … kand. psikhol. nauk. - SPb., 2006. - 206 s.

2. Arkhipova V. A.,Chalikova O. S. Vzaimosvyaz' pokazatelei intellekta studentov so shkalami MBTI // Lichnost' v norme i patologii : mat-ly Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Chelyabinsk, 20-21 aprelya 2017 g.). - Chelyabinsk : Pechatnyi dvor, 2017. - C. 24-25.

3. Baturin N. A., Kurganskii N. A. Universal'nyi intellektual'nyi test (UIT SPCh-M). - SPb., 2003. - 19 s.

4. Briggs Maiers I., Briggs Maiers P. M14 MBTI: opredelenie tipov. U kazhdogo svoi dar / per. s angl. OOO «Parol'». - M. : Kar'eraPress, 2014. - 320 s.

5. Ivanova E. S. Kognitivnye oshibki slushatelei kursov dopolnitel'no professional'nogo obrazovaniya po profailingu // Psikhologiya obrazovatel'noi sredy: teoreticheskie aspekty i sovremennye tendentsii praktiki [Elektronnyi resurs] : kollektivnaya monografiya / N. S.Belousova [i dr.] ; Ural. gos. ped. un-t. - Elektron. dan. - Ekaterinburg : [b. i.], 2017. - S. 121-134.

6. Ivanova E. S., Ratnikova E. M., Tomilov E. V. Eksperimental'naya metodika otsenki kognitivnykh oshibok lichnosti: dannye pilotazhnogo issledovaniya // V mire nauchnykh otkrytii: mat-ly XVIII Mezhd. nauchno-prakt. konf. - M. : Tsentr nauchnoi mysli, 2015. - S. 42-47.

7. Kostyuk I. Yu. Issledovanie kognitivnykh predposylok uspeshnosti uchebnoi deyatel'nosti predstavitelei razlichnykh tipov MBTI : magister. dis. - Ekaterinburg, 2014. - 286 s.

8. Kostyuk I. Yu. Osobennosti intellekta u predstavitelei razlichnykh tipov MBTI // Psikhologicheskii vestnik Ural'skogo federal'nogo universiteta. - 2013. - Vyp. 10 -S. 265-269.

9. Kuekn N. MBTI: Polnoe rukovodstvo po interpretatsii / per. s angl. OOO «Parol'». - M. : Biznes Psikhologi, 2010. - 256 s.

10. Legostaeva E. S. Metodologicheskie predposylki issledovaniya kognitivnykh oshibok // Sovremennaya nauka v teorii i praktike :monografiya. Chast' IV / nauchnyi red. d-r ped. nauk, prof. S. P. Akutina. - M. : Pero, 2018. - S. 53-72.

11. Merlin V. S. Ocherk integral'nogo issledovaniya individual'nosti. - M. : Pedagogika, 1986. - 254 s.

12. Kh'ell D., Zigler D. Teorii lichnosti. - SPb. : Piter Kom, 1998. - 608 s.

13. Chalikova O. S. Issledovanie professional'nogo myshleniya studentov-psikhologov // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemyobrazovaniya, naukiikul'tury.- 2018. - T. 24. - № 2 (174). - S. 90-97.

14. Lawrence G. People types and tiger stripes (4th ed.). - Gainesville, FL : Center for Applications of Psychological Type, 2009.

15. Schaubhut N. A. & Thomson R. C. MBTI type tables for occupations. - MountainView, CA : CPP, 2008.