Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2019; : 97-103

СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (НА ПРИМЕРЕ КОНКУРСА И КНИГИ «ЮНЫЕ ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА»)

Шахнович И. С., Попп И. А., Зиннатуллина З. Р., Попп И. С.

https://doi.org/10.26170/po19-03-14

Аннотация

Авторы рассматривают формирование и сохранение исторической памяти как совокупность представлений о событиях прошлого, значимых для большинства представителей определенной общности людей и имеющих огромное воспитательное значение. С развитием технологий чтение у молодежи уходит на второй план, поэтому необходим перманентный поиск эффективных инструментов в деле патриотического воспитания молодежи и развития новых коммеморативных практик. Такими дополнительными инструментами сегодня становятся всевозможные виды игровой, проектной и конкурсной деятельности. Творческие конкурсы дают возможность постижения общечеловеческих ценностей и причин поступков людей, поэтому они являются эффективным средством духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи. На примере реализации молодежного проекта «живаяистория-россии.рф» и проведения конкурса «Юные герои Отечества» на основе книги А. Ю. Бондаренко показывается расширение количества и совершенствование средств и способов сохранения исторической памяти как важного направления в воспитании молодых людей, для которых патриотизм становится естественным и осознанным качеством личности, вызывающим потребность действовать для пользы своей страны и ее народа. Проблема исследования: какие инновационные способы можно использовать для сохранения исторической памяти? Цель: исследовать и представить опыт использования творческих конкурсов как инструмента сохранения исторической памяти. Методологической основой исследования являются методы теоретического обобщения, системного анализа, анализа и синтеза, сравнения и описания, систематизации, аналогии, абстрагирования и другие, которые были использованы для обработки и представления информации. Основные результаты: в статье обоснована потребность современной России в активизации работы по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне как значимого направления в патриотическом воспитании молодежи и формировании гражданской идентичности многонационального российского народа и представлен опыт использования творческих конкурсов как эффективного средства сохранения исторической памяти. Новизна исследования заключается в проведенном анализе конкурса «Юные герои Отечества» на основе книги А. Ю. Бондаренко и представлении его как инновационного, эффективного коммеморативного средства. Практическая и теоретическая значимость результатов: авторы показали возможность эффективно использовать привлекательные для детей и молодежи игровые, творческие, проектные и конкурсные формы деятельности для духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи.
Список литературы

1. АО «Молодая гвардия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gvardiya.ru/ publishing/authors/bondarenko_a__yu_ (дата обращения: 05.01.2019).

2. Басаргина А. Герои нашего времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// живаяистория-россии.рф/sochineniya1/file/9883-geroi-nashego-vremeni.html (дата обращения: 12.01.2019).

3. Бондаренко А. Ю. Юные герои Отечества. - 3-е изд. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2017. - 347 с.

4. Вельцер Х. История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. - М., 2005. - С. 56-57.

5. Владимир Путин: «Главный ресурс мощи России в нашей исторической памяти» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/15/vladimir_putin_glavnyj_resurs_mowi_ rossii_v_nashej_istoricheskoj_pamyati (дата обращения: 12.01.2017).

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства РФ от 30 дек. 2015 г. № 1493. - Режим доступа: http://government.ru/docs/21341/ (дата обращения: 12.01.2017).

7. Грибан И. В. Историческая память как исследовательская проблема: анализ современных подходов // Бюллетень науки и практики. - 2016. - № 11 (12). - С. 334-342.

8. Грибан И. В., Попп И. А. Не потерять связь поколений: проект «Живая история. 70 лет Великой Победы» // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 8. - С. 112-117.

9. Живая история. Всероссийский проект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// живаяистория-ургпу.рф/metodichka-patriota/35-video.html (дата обращения: 12.01.2019).

10. Осипова А. «Героизм не подвластен времени!» [Электронный ресурс] // Конкурс «Юные герои Отечества». - Режим доступа:http://живаяистория-россии.рф/sochineniya1/file/10532-geroizm-ne-podvlasten-vremeni.html(дата обращения: 12.01.2019).

11. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 29 нояб. 2014 г. № 2403-р. - Режим доступа: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 12.01.2017).

12. Попп И. А., Бурова А. И. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне: практико-ориентированный подход (на примере реализации Всероссийского студенческого патриотического проекта «Живая история») // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 1. - С. 129-134.

13. Попп И. А., Попп И. С., Шахнович И. С. Социальное партнерство при реализации студенческих патриотических проектов (на примере всероссийского патриотического проекта «Живая история») // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 4. - С. 108-114.

14. Попп И. А., Шахнович И. С. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 12. - С. 42-49.

15. Попп И. А., Шахнович И. С. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере Всероссийского патриотического проекта «Живая история») // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 210-214.

16. Поршнева О. С. Феномен исторической памяти о войне // Уральский вестник международных исследований. - 2005. - Вып. 4. - С. 112-119.

17. Путин предостерегает от забвения исторической памяти [Электронный ресурс] // Известия. - 2007. - 9 мая. - Режим доступа: https://iz.ru/news/399011 (дата обращения: 02.02.2019).

18. Репина Л. П. Память и историописание // История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени. - М., 2006. - С. 19-46.

19. Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история. - СПб., 2006. - Т. 2. Образы прошлого. - 751 c.

20. Смирнова А. Детство, опаленное войной [Электронный ресурс] // Конкурс «Юные герои Отечества». - Режим доступа: http://живаяистория-россии.рф/sochineniya1/file/10477-detstvo-opaljonnoe-vojnoj.html (дата обращения: 08.01.2019).

21. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента РФ 19 дек. 2012 г. № 1666. - Режим доступа: http:// base.garant.ru/70284810 (дата обращения: 12.01.2017).

22. Толкун С. Сочинение [Электронный ресурс] // Конкурс «Юные герои Отечества». - Режим доступа: http://живаяистория-россии.рф/sochineniya1/file/10467-sochinenie.html (дата обращения: 05.01.2019).

23. Филиппенко В. Таня Савичева и ее подвиг [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://живаяистория-россии.рф/sochineniya1/file/9999-sochinenie-tanya-savicheva-i-ee-podvig.html (дата обращения: 05.01.2019).

24. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. - М., 2005. - С. 16-50.

Pedagogical Education in Russia. 2019; : 97-103

PRESERVING THE HISTORICAL MEMORY ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR (ON THE EXAMPLE OF COMPETITION AND BOOK “YOUNG HEROES OF HOMELAND”)

Shakhnovich I. S., Popp I. A., Zinnatullina Z. R., Popp I. S.

https://doi.org/10.26170/po19-03-14

Abstract

The authors examine the formation and preservation of historical memory as a set of ideas about past events that are relevant for the majority of members of a particular community of people and have great educational value. With the development of technology, reading among young people goes into the background, therefore a permanent search for effective tools in the patriotic education of young people and the development of new commemorative practices is needed. These additional tools today are all kinds of games, design and competitive activities. Creative competitions enable comprehension of human values and causes of human actions, but because they are an effective means of spiritual, moral and patriotic education of children and youth. On the example of the implementation of the youth project живаяистория-россии.рф and the holding of the contest “Young Heroes of the Fatherland”, on the basis of the book A. Y. Bondarenko, the expansion and improvement of means and methods of preserving historical memory as an important direction in educating young people for which patriotism becomes natural and the conscious quality of the personality, causing the need to act for the benefit of their country and its people. Problem of research: what innovative methods can be used to preserve historical memory? Objective: To explore and present the experience of using creative contests as a tool for preserving historical memory. The methodological basis of the research is the methods of theoretical generalization, system analysis, analysis and synthesis, comparison and description, systematization, analogy, abstraction, and others, which were used to process and present information. Main results: the article substantiates the need of modern Russia to intensify work on preserving the historical memory of the Great Patriotic War as a significant direction in the patriotic education of young people and the formation of civic identity of the multinational Russian people and presents the experience of using creative contests as an effective means of preserving historical memory. The novelty of the research lies in the analysis of the contest “Young Heroes of the Fatherland” based on the book by A. Yu. Bondarenko and its presentation as an innovative, effective commemorative means. Practical and theoretical significance of the results: the authors showed the ability to effectively use attractive for children and young people playing, creative, design and competitive forms of activity for the spiritual, moral and patriotic education of children and young people.
References

1. AO «Molodaya gvardiya» [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://gvardiya.ru/ publishing/authors/bondarenko_a__yu_ (data obrashcheniya: 05.01.2019).

2. Basargina A. Geroi nashego vremeni [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http:// zhivayaistoriya-rossii.rf/sochineniya1/file/9883-geroi-nashego-vremeni.html (data obrashcheniya: 12.01.2019).

3. Bondarenko A. Yu. Yunye geroi Otechestva. - 3-e izd. - Ekaterinburg : Bank kul'turnoi informatsii, 2017. - 347 s.

4. Vel'tser Kh. Istoriya, pamyat' i sovremennost' proshlogo. Pamyat' kak arena politicheskoi bor'by // Pamyat' o voine 60 let spustya: Rossiya, Germaniya, Evropa. - M., 2005. - S. 56-57.

5. Vladimir Putin: «Glavnyi resurs moshchi Rossii v nashei istoricheskoi pamyati» [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/15/vladimir_putin_glavnyj_resurs_mowi_ rossii_v_nashej_istoricheskoj_pamyati (data obrashcheniya: 12.01.2017).

6. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii» na 2016-2020 gody [Elektronnyi resurs] : utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 30 dek. 2015 g. № 1493. - Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/21341/ (data obrashcheniya: 12.01.2017).

7. Griban I. V. Istoricheskaya pamyat' kak issledovatel'skaya problema: analiz sovremennykh podkhodov // Byulleten' nauki i praktiki. - 2016. - № 11 (12). - S. 334-342.

8. Griban I. V., Popp I. A. Ne poteryat' svyaz' pokolenii: proekt «Zhivaya istoriya. 70 let Velikoi Pobedy» // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 8. - S. 112-117.

9. Zhivaya istoriya. Vserossiiskii proekt [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http:// zhivayaistoriya-urgpu.rf/metodichka-patriota/35-video.html (data obrashcheniya: 12.01.2019).

10. Osipova A. «Geroizm ne podvlasten vremeni!» [Elektronnyi resurs] // Konkurs «Yunye geroi Otechestva». - Rezhim dostupa:http://zhivayaistoriya-rossii.rf/sochineniya1/file/10532-geroizm-ne-podvlasten-vremeni.html(data obrashcheniya: 12.01.2019).

11. Osnovy gosudarstvennoi molodezhnoi politiki RF na period do 2025 g. [Elektronnyi resurs] : utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29 noyab. 2014 g. № 2403-r. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (data obrashcheniya: 12.01.2017).

12. Popp I. A., Burova A. I. Sokhranenie istoricheskoi pamyati o Velikoi Otechestvennoi voine: praktiko-orientirovannyi podkhod (na primere realizatsii Vserossiiskogo studencheskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 1. - S. 129-134.

13. Popp I. A., Popp I. S., Shakhnovich I. S. Sotsial'noe partnerstvo pri realizatsii studencheskikh patrioticheskikh proektov (na primere vserossiiskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 4. - S. 108-114.

14. Popp I. A., Shakhnovich I. S. Gosudarstvennaya politika po sokhraneniyu istoricheskoi pamyati grazhdan Rossiiskoi Federatsii: normativno-pravovoi aspekt // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2018. - № 12. - S. 42-49.

15. Popp I. A., Shakhnovich I. S. Proektnyi podkhod v patrioticheskom vospitanii molodezhi (na primere Vserossiiskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 12. - S. 210-214.

16. Porshneva O. S. Fenomen istoricheskoi pamyati o voine // Ural'skii vestnik mezhdunarodnykh issledovanii. - 2005. - Vyp. 4. - S. 112-119.

17. Putin predosteregaet ot zabveniya istoricheskoi pamyati [Elektronnyi resurs] // Izvestiya. - 2007. - 9 maya. - Rezhim dostupa: https://iz.ru/news/399011 (data obrashcheniya: 02.02.2019).

18. Repina L. P. Pamyat' i istoriopisanie // Istoriya i pamyat': istoricheskaya kul'tura Evropy do nachala Novogo vremeni. - M., 2006. - S. 19-46.

19. Savel'eva I. M., Poletaev A. V. Znanie o proshlom: teoriya i istoriya. - SPb., 2006. - T. 2. Obrazy proshlogo. - 751 c.

20. Smirnova A. Detstvo, opalennoe voinoi [Elektronnyi resurs] // Konkurs «Yunye geroi Otechestva». - Rezhim dostupa: http://zhivayaistoriya-rossii.rf/sochineniya1/file/10477-detstvo-opaljonnoe-vojnoj.html (data obrashcheniya: 08.01.2019).

21. Strategiya gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 g. [Elektronnyi resurs] : utv. Ukazom Prezidenta RF 19 dek. 2012 g. № 1666. - Rezhim dostupa: http:// base.garant.ru/70284810 (data obrashcheniya: 12.01.2017).

22. Tolkun S. Sochinenie [Elektronnyi resurs] // Konkurs «Yunye geroi Otechestva». - Rezhim dostupa: http://zhivayaistoriya-rossii.rf/sochineniya1/file/10467-sochinenie.html (data obrashcheniya: 05.01.2019).

23. Filippenko V. Tanya Savicheva i ee podvig [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa:http://zhivayaistoriya-rossii.rf/sochineniya1/file/9999-sochinenie-tanya-savicheva-i-ee-podvig.html (data obrashcheniya: 05.01.2019).

24. Khal'bvaks M. Kollektivnaya i istoricheskaya pamyat' // Pamyat' o voine 60 let spustya: Rossiya, Germaniya, Evropa. - M., 2005. - S. 16-50.