Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2018; : 132-138

ФЕНОМЕН КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Зак Д. Я., Забара Л. И.

Аннотация

В представленной статье рассматривается актуальность феномена кросс-культурных коммуникаций в глобальном мире, в первую очередь, в современном образовательном пространстве. Интерес к проблеме возник в связи с активными изменениями социокультурных, образовательных, коммуникативных и других сфер, в которых активно развиваются процессы интеграции и инклюзии. В первой части статьи авторы особое внимание уделяют сходствам и различиям понятий «кросс-культурная коммуникация» и «межкультурная коммуникация» в трудах российских и зарубежных ученых. Авторы констатируют, что изучению понятия «кросс-культурная коммуникация» уделялось внимание в различных научных областях. Это привело к отсутствию единства относительно определения понятия «кросс-культурная коммуникация». Авторами выявлена недостаточная изученность феномена в контексте проблематики педагогики и современного образования. Во второй части статьи авторы обращаются к анализу нормативно-правовых документов: закону «Об образовании в Российской Федерации», стандартам образования различных уровней; определяют проблемное поле кросс-культурных коммуникаций в современном образовательном пространстве, на примере внедрения и реализации инклюзивных процессов в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Третья часть статьи посвящена определению стратегических ориентиров, способствующих развитию кросс-культурных коммуникаций в современном образовательном пространстве, обращению к концепции педагогики взаимодействий в образовательном пространстве. Данная статья может быть интересна участникам образовательных отношений (педагогам, родителям (законным представителям) обучающихся), представителям других научных областей (психологии, социологии, культурологии, философии и др.)
Список литературы

1. Аракин В. Д., Выгодская З. С., Ильина Н. Н Англо-русский словарь. - М. : Русский язык-Медиа, 1992.

2. Арсалиев Ш. М.-Х., Магомадова Р. А. Педагогические условия и компоненты социально ориентированной личности будущего учителя в образовательной среде // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2009. - № 1.

3. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М. : Политиздат, 1991. - 417 с.

4. Волкова Е. Г. К вопросу о лингвистических аспектах межкультурной коммуникации // Человек и культура. - 2015. - № 1. - С. 42-71.

5. Забара Л. И., Зак Г. Г., Зак Д. Я. Роль философского знания в разработке вопросов обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 6. - С. 7-12.

6. Забара Л. И., Трубина Г. Ф. Сущностные характеристики понятий «социально ориентированное образование» и «личностно ориентированное образование» // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 8. - С. 49-54.

7. Зак Г. Г., Зак Д. Я. Формирование толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья (теоретико-практический аспект) // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2.

8. Коротаева Е. В. Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. -2016. - № 2. - С. 195-199.

9. Культурология: краткий тематический словарь / Г. В. Драч, Т. П. Матяш. - Ростов н/Д. : Феникс, 2001. - 192 с.

10. Кросскультурные коммуникации в студенческой среде: социологический анализ : автореф. дис. … канд. социолог. наук / Т. В. Жукова. - Белгород, 2007. - 22 с.

11. Назарова Н. М. К вопросу о теоретических и методологических основах инклюзивного обучения // Специальное образование. - 2012. - № 2.

12. Недосека О. Н. Понятие «кросскультурная коммуникация» в современном гуманитарном знании // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 4 (7). - С. 201-203.

13. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: минобрнауки.рф.

14. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 № 1598 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: минобрнауки.рф.

15. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 № 373 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: минобрнауки.рф.

16. Словарь композитов русского языка новейшего периода / Н. В. Габдреева, М. Т. Гурчиани. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. - 280 с.

17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pravo.gov.ru.

18. Фрик Т. Б. Основы теории межкультурный коммуникации : учеб. пособие. - Томск : Изд-во Томск. политех. ун-та, 2013. - 100 с.

19. Юрьева Т. В. Проблема кросс-культурных коммуникаций в аспекте практико ориентированных педагогических технологий // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. - С. 104-107.

20. Hall E. T. Hidden Differences: Studies in International Communication. - Grunder & Jahr, 1983. - P. 24.

21. Ho D. Y. F., Wu M. Introduction to cross-cultural psychology / In L. L. Adler & U. P. Gielen (Eds.). Cross-cultural topics in psychology. - Westport, CT : Praeger. - P. 3-13.

Pedagogical Education in Russia. 2018; : 132-138

THE PHENOMENON OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATION IN THE CONTEMPORARY EDUCATIONAL SPACE

Zak D. Y., Zabara L. I.

Abstract

In the presented article, the relevance of the phenomenon of cross-cultural communication in the global world, and first of all in the modern educational space, is considered. Interest in the problem arose in connection with the active changes in sociocultural, educational, communicative and other spheres in which the processes of integration and inclusion are actively developing. In the first part of the article the authors pay special attention to the similarities and differences in the concepts of «cross-cultural communication» and «intercultural communication» in the works of Russian and foreign scientists. The authors state that the study of the concept of «cross-cultural communication» is paid attention to in various scientific fields. This led to a lack of unity in the definition of «cross-cultural communication». The authors revealed that this phenomenon in the context of pedagogy and modern education is understudied. In the second part of the article the authors turn to the analysis of normative and legal documents: the law «On Education in the Russian Federation», educational standards of various levels; determine the problem field of cross-cultural communication in the modern educational space, by the example of the introduction and implementation of inclusive processes in relation to students with disabilities. The third part of the article is devoted to the definition of strategic guidelines that promote the development of cross-cultural communication in the modern educational space, the appeal to the concept of pedagogy of interactions in the educational space. This article may be of interest to participants in educational relations (teachers, parents (legal representatives) of students), as well as representatives of other scientific fields (psychology, sociology, culturology, philosophy, etc.).
References

1. Arakin V. D., Vygodskaya Z. S., Il'ina N. N Anglo-russkii slovar'. - M. : Russkii yazyk-Media, 1992.

2. Arsaliev Sh. M.-Kh., Magomadova R. A. Pedagogicheskie usloviya i komponenty sotsial'no orientirovannoi lichnosti budushchego uchitelya v obrazovatel'noi srede // Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. - 2009. - № 1.

3. Bibler V. S. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury: Dva filosofskikh vvedeniya v dvadtsat' pervyi vek. - M. : Politizdat, 1991. - 417 s.

4. Volkova E. G. K voprosu o lingvisticheskikh aspektakh mezhkul'turnoi kommunikatsii // Chelovek i kul'tura. - 2015. - № 1. - S. 42-71.

5. Zabara L. I., Zak G. G., Zak D. Ya. Rol' filosofskogo znaniya v razrabotke voprosov obucheniya i vospitaniya detei s umerennoi i tyazheloi umstvennoi otstalost'yu // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2012. - № 6. - S. 7-12.

6. Zabara L. I., Trubina G. F. Sushchnostnye kharakteristiki ponyatii «sotsial'no orientirovannoe obrazovanie» i «lichnostno orientirovannoe obrazovanie» // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2015. - № 8. - S. 49-54.

7. Zak G. G., Zak D. Ya. Formirovanie tolerantnogo otnosheniya k litsam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (teoretiko-prakticheskii aspekt) // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2012. - № 2.

8. Korotaeva E. V. Pedagogika vzaimodeistvii v obrazovatel'nom prostranstve // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. -2016. - № 2. - S. 195-199.

9. Kul'turologiya: kratkii tematicheskii slovar' / G. V. Drach, T. P. Matyash. - Rostov n/D. : Feniks, 2001. - 192 s.

10. Krosskul'turnye kommunikatsii v studencheskoi srede: sotsiologicheskii analiz : avtoref. dis. … kand. sotsiolog. nauk / T. V. Zhukova. - Belgorod, 2007. - 22 s.

11. Nazarova N. M. K voprosu o teoreticheskikh i metodologicheskikh osnovakh inklyuzivnogo obucheniya // Spetsial'noe obrazovanie. - 2012. - № 2.

12. Nedoseka O. N. Ponyatie «krosskul'turnaya kommunikatsiya» v sovremennom gumanitarnom znanii // Vektor nauki TGU. - 2011. - № 4 (7). - S. 201-203.

13. Prikaz Minobrnauki Rossii «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya» ot 17.10.2013 № 1155 [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: minobrnauki.rf.

14. Prikaz Minobrnauki Rossii «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya» ot 19.12.2014 № 1598 [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: minobrnauki.rf.

15. Prikaz Minobrnauki Rossii «Ob utverzhdenii i vvedenii v deistvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya» ot 06.10.2009 № 373 [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: minobrnauki.rf.

16. Slovar' kompozitov russkogo yazyka noveishego perioda / N. V. Gabdreeva, M. T. Gurchiani. - M. : FLINTA : Nauka, 2012. - 280 s.

17. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29.12.2012 № N 273-FZ [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: pravo.gov.ru.

18. Frik T. B. Osnovy teorii mezhkul'turnyi kommunikatsii : ucheb. posobie. - Tomsk : Izd-vo Tomsk. politekh. un-ta, 2013. - 100 s.

19. Yur'eva T. V. Problema kross-kul'turnykh kommunikatsii v aspekte praktiko orientirovannykh pedagogicheskikh tekhnologii // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. - 2015. - № 5. - S. 104-107.

20. Hall E. T. Hidden Differences: Studies in International Communication. - Grunder & Jahr, 1983. - P. 24.

21. Ho D. Y. F., Wu M. Introduction to cross-cultural psychology / In L. L. Adler & U. P. Gielen (Eds.). Cross-cultural topics in psychology. - Westport, CT : Praeger. - P. 3-13.