Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2019; : 80-85

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Жемчугова Н. А.

https://doi.org/10.26170/po19-03-12

Аннотация

Cтатья посвящена вопросу специфики структуры общительности у девушек и юношей. Рассматриваются особенности регуляторно-динамических и продуктивно-смысловых составляющих общительности данных групп. Анализ структуры общительности юношей и девушек изучался с помощью методики, разработанной А. И. Крупновым, позволяющей рассмотреть данное качество личности многопланово, то есть в системе природно-динамических и инструментально-смысловых характеристик. В нашей работе мы решили рассмотреть различия структур, включающих в себя регуляторно-динамические и продуктивно-смысловые переменные общительности девушек и юношей - студентов Уральского государственного педагогического университета. Для выявления особенностей, гендерной специфичности психологической структуры общительности юношей и девушек была изучена факторная структура, количественные и качественные характеристики данного свойства личности, исходя из многомерно-функционального похода, позволяющего рассмотреть данное свойство личности во всей совокупности его компонентов, переменных и аспектов, его составляющих. Мера сплоченности отмеченных переменных: энергичности-аэнергичности, стеничности-астеничности, интернальности-экстернальности - регуляторно-динамического аспекта и социоцентричности-эгоцентричности, осмысленности-осведомленности, предметности-субьектности - мотивационно-смыслового аспекта общительности у юношей показывает хорошее представление и важность данного свойства, приемов, способов его проявления. У девушек интеркорреляционные связи переменных общительности уступают место за счет ограниченного арсенала приемов и средств коммуникативного поведения и слабой интернальной регуляции общительности. Девушки чаще, чем юноши, побуждаются социоцентрической направленностью, характерной решением различных общественных задач. В ходе общения они реализуют возможность установить приятельские, дружеские отношения с самыми различными людьми, решить не столько свои проблемы, сколько оказать содействие, помощь и поддержку другим людям.
Список литературы

1. Асеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 152-158.

2. Гендерный подход в гуманитарных исследованиях : коллективная научная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск : Зебра, 2016. - 188 с.

3. Грошев И. В. Индивидуально-личностные и гендерно-половые особенности детерминации голосования избирателей в условиях дефицита информации о кандидатах // Экспериментальная психология. - 2013. - Т. 6. - № 1. - С. 98-118.

4. Грошев И. В. Гендерные аспекты эмоциональной архитектуры, интерпретации и опознания ландшафта эмоций и эмоциональных отношений в организации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 4.

5. Жемчугова Н. А. Развитие общительности во взаимосвязи со свойствами темперамента в учебной деятельности у старших школьников и студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2009. - 21 с.

6. Жемчугова Н. А., Новикова О. В. Гендерные особенности содержательно-смыслового аспекта общительности юношей и девушек педагогического вуза // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 2. - С. 269-274.

7. Крупнов А. И. Психологическая природа общительности как системного качества личности // Гуманизация и образование. - М., 1995. - № 3. - С. 64-71.

8. Крупнов А. И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. - М., 1993. - 77 с.

9. Крупнов А. И. Некоторые итоги комплексного изучения общительности как системного качества активности личности // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. - М., 1995. - С. 62-66.

10. Крупнов А. И. Об изучении и формировании базовых свойств личности // Студент на пороге XXI века. - М. : Изд-во РУДН, 1990. - С. 31-37.

11. Крупнов А. И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств / Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. - М. : Изд-во РУДН, 1988. - С. 28-40.

12. Крупнов А. И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов. - М. : Изд-во РУДН, 1986.

13. Крупнов А. И., Бабаев Т. М., Станис В. В. Комплексная программа развития общительности как общепрофессионального свойства личности :сборник докладов и тезисов сообщений 1-й межвуз. науч.-практ. конф. - Калуга, 2000. - С. 62-64.

14. Крупнов А. И., Жемчугова Л. B. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках общительности старших школьников // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. - Свердловск : Сверд.пед. ин-т, 1978. - С. 63-69.

Pedagogical Education in Russia. 2019; : 80-85

THE SPECIFICS OF THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF SOCIABILITY OF BOYS AND GIRLS

Zhemchugova N. A.

https://doi.org/10.26170/po19-03-12

Abstract

The article is devoted to the question of the specificity of the structure of sociability in girls and boys. The features of regulatory-dynamic and productive-semantic components of sociability of these groups are considered. The analysis of the structure of sociability of boys and girls was studied using the methods developed by A. I. Krupnov, allowing to consider this quality of personality is multifaceted in the system of natural-dynamic and instrumental-semantic characteristics. In our work, we decided to consider the differences in structures that include regulatory-dynamic and productive-semantic variables of sociability of girls and boys - students of USSPU. On the basis of a multidimensional-functional approach, which allows considering this property from all its facets and sides, a comparative analysis of the factor structure of sociability of boys and girls, a quantitative and qualitative analysis of sociability of boys and girls, which made it possible to draw a conclusion about the gender specificity of this personality trait, was made. A measure of cohesion of the marked variables: energy, aenergy, stennic, asthenic, internality-externality - the regulatory-dynamic aspect and sociocentricity-egocentricity, meaningfulness-awareness, objectivity-subjectness - the motivational-semantic aspect of sociability among young people shows a good idea and importance of this property, so and methods of its manifestation. In girls, intercorrelational connections of variables of sociability give way, due to the limited arsenal of methods and means of communicative behavior and weak internal regulation of sociability. Girls more often than boys are motivated by sociocentric motivation associated with solving all sorts of social problems. In the course of communication, they seek to establish friendly relations with the most diverse people, to decide not so much their own way, but to render assistance in resolving the questions of the interlocutor.
References

1. Aseev V. S. Psikhologicheskie i sotsial'nye funktsii polorolevykh stereotipov // Voprosy psikhologii. - 1987. - № 2. - S. 152-158.

2. Gendernyi podkhod v gumanitarnykh issledovaniyakh : kollektivnaya nauchnaya monografiya / otv. red. A. Yu. Nagornova. - Ul'yanovsk : Zebra, 2016. - 188 s.

3. Groshev I. V. Individual'no-lichnostnye i genderno-polovye osobennosti determinatsii golosovaniya izbiratelei v usloviyakh defitsita informatsii o kandidatakh // Eksperimental'naya psikhologiya. - 2013. - T. 6. - № 1. - S. 98-118.

4. Groshev I. V. Gendernye aspekty emotsional'noi arkhitektury, interpretatsii i opoznaniya landshafta emotsii i emotsional'nykh otnoshenii v organizatsii // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. - 2012. - № 4.

5. Zhemchugova N. A. Razvitie obshchitel'nosti vo vzaimosvyazi so svoistvami temperamenta v uchebnoi deyatel'nosti u starshikh shkol'nikov i studentov : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. - Ekaterinburg, 2009. - 21 s.

6. Zhemchugova N. A., Novikova O. V. Gendernye osobennosti soderzhatel'no-smyslovogo aspekta obshchitel'nosti yunoshei i devushek pedagogicheskogo vuza // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 2. - S. 269-274.

7. Krupnov A. I. Psikhologicheskaya priroda obshchitel'nosti kak sistemnogo kachestva lichnosti // Gumanizatsiya i obrazovanie. - M., 1995. - № 3. - S. 64-71.

8. Krupnov A. I. Diagnostika svoistv lichnosti i individual'nosti. - M., 1993. - 77 s.

9. Krupnov A. I. Nekotorye itogi kompleksnogo izucheniya obshchitel'nosti kak sistemnogo kachestva aktivnosti lichnosti // Psikhologicheskaya struktura obshchitel'nosti, ee polovozrastnye i natsional'no-etnicheskie osobennosti. - M., 1995. - S. 62-66.

10. Krupnov A. I. Ob izuchenii i formirovanii bazovykh svoistv lichnosti // Student na poroge XXI veka. - M. : Izd-vo RUDN, 1990. - S. 31-37.

11. Krupnov A. I. Psikhologicheskie problemy tselostnogo analiza lichnosti i ee bazovykh svoistv / Psikhologo-pedagogicheskie problemy formirovaniya lichnosti v uchebnoi deyatel'nosti. - M. : Izd-vo RUDN, 1988. - S. 28-40.

12. Krupnov A. I. Tselostno-funktsional'nyi analiz individual'nykh proyavlenii obshchitel'nosti studentov. - M. : Izd-vo RUDN, 1986.

13. Krupnov A. I., Babaev T. M., Stanis V. V. Kompleksnaya programma razvitiya obshchitel'nosti kak obshcheprofessional'nogo svoistva lichnosti :sbornik dokladov i tezisov soobshchenii 1-i mezhvuz. nauch.-prakt. konf. - Kaluga, 2000. - S. 62-64.

14. Krupnov A. I., Zhemchugova L. B. Issledovanie individual'nykh razlichii v dinamicheskikh kharakteristikakh obshchitel'nosti starshikh shkol'nikov // Voprosy psikhofiziologii aktivnosti i samoregulyatsii lichnosti. - Sverdlovsk : Sverd.ped. in-t, 1978. - S. 63-69.