Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2019; : 46-55

ИГРОВЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Дзюба Е. В., Массалова А. Э.

https://doi.org/10.26170/po19-02-05

Аннотация

Статья посвящена систематизации игровых интерактивных технологий, используемых при профессиональноориентированном обучении русскому языку как иностранному курсантов военно-инженерного вуза. Целью исследования является систематизация и категоризация игровых технологий, используемых на уроках РКИ и направленных на развитие языковой, коммуникативной, лингвокультурной и профессиональной компетенций студентов военно-инженерного профиля. В качестве основных методов исследования используются метод таксономического структурирования и собственно игровой метод; игровые интерактивные технологии при таком подходе выступают объектом изучения, а их учебно-прагматический потенциал - предметом исследования. В статье применительно к игровой деятельности разграничиваются понятия игрового метода, игровых технологий и методики обучения с применением игровых технологий. Отмечаются содержательные особенности понятий игровые и интерактивные технологии, в результате чего принимается решение о целесообразности использования термина игровые интерактивные технологии. Предлагается типология игр, основанная на специфике формируемых компетенций (типология включает игры лингвистические и коммуникативные, игры с лингвокультурным и лингвострановедческим компонентом, а также игры, направленные на развитие профессиональной креативности). Типы игр, актуальные при профессиональноориентированном обучении русскому языку как иностранному, раскрываются на конкретных примерах с привлечением специфического языкового материала. В исследовании подчеркивается значение игровых интерактивных технологий, обладающих высоким мотивационным потенциалом, в достижении эффективных результатов профессиональноориентированного обучения русскому языку как иностранному.
Список литературы

1. Артемьева О. А., Макеева М. Н. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности. - Тамбов : Тамб. гос. техн. ун-т, 2007. - 208 с.

2. Васильева Т. В. Игровые и творческие задания как способ формирования профессиональных компетенций [Электронный ресурс] // Бесплатная интернет-библиотека. -Режим доступа: http://pdf.knigi-x.ru/21filologiya/183946-1-igri-tvorcheskie-zadaniya-kak-sposob-formirovaniya-professionalnih-kompetenciy-lektor-prepodavatel-kafed.php.

3. Войтов А. Г. История и философия науки : учеб. пособие для аспирантов. - М. : Дашков и К, 2004. - 692 с.

4. Дзюба Е. В., Массалова А. Э. Психолого-педагогические, социокультурные и методические основы преподавания русского языка как неродного / иностранного // Филологический класс. - 2017. - № 49. - С. 41-47.

5. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе : метод. пособие. - 2-е изд., доп. - СПб. : АППО, 2005. - 112 с.

6. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. - М. : ТетраСистемс, 2013. - 224 с.

7. Комарова З. И. Технология научных исследований в системной методологии современной лингвистики : учеб. пособие. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2016. - 209 с.

8. Комарова З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике : учеб. пособие. - Екатеринбург : Изд-во УрФУ, 2012. - 818 с.

9. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. - СПб. : КАРО, 2008. - 192 с.

10. Коробова Е. В., Кардович И. К., Дубова О. В. Игровые технологии в преподавании иностранного языка как одно из средств выработки профессиональной иноязычной компетенции // Гуманитарное образование в экономическом вузе. - М. : Рос.эконом. ун-т,2017. - Т. 1. - С. 176-183.

11. Массалова А. Э. Особенности развития учебной мотивации на уроках РКИ для военнослужащих инженерных специальностей // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 12. - С. 110-114

12. Чернышенко О. В. Игровые технологии как лингводидактическое средство при обучении РКИ // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 136-140.

13. Llorens A., Berbegal-Mirabent J. & Llinàs-Audet X. Aligning professional skills and active learning methods: an application for information and communications technology engineering // European Journal of Engineering Education. - 2004. - Vol. 42, Iss. 4. - P. 382-395. - DOI: https://doi.org/10.1080/03043797.2016.1189880.

14. Yen C.-J., Sujo-Montes L. & Roberts G. A. Gamingpersonality andgamedynamics in online discussion instructions // Educational Media International. - 2015. - Vol. 52, Iss. 3. - P. 155-172. - DOI: https://doi.org/10.1080/09523987.2015.1075099.

15. Yuretich R. F., Khan S. A., Leckie R. M. & Clement J. J. Active-Learning Methods to Improve Student Performance and Scientific Interest in a Large Introductory Oceanography Course // Journal of Geoscience Education. - 2001. - Vol. 49, Issue 2. - P. 111-119. - DOI: https://doi.org/10.5408/1089-9995-49.2.111.

Pedagogical Education in Russia. 2019; : 46-55

GAME AND INTERACTIVE TECHNOLOGIES AT THE LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN A COLLEGE

Dziuba E. V., Massalova A. E.

https://doi.org/10.26170/po19-02-05

Abstract

The article discusses game and interactive technologies in classes of Russian as a Foreign Language for Military Engineering College cadets. The goal of the article is to systematize and categorize game technologies used in classes of Russian as a Foreign Language aimed at language, communicative and professional competences development of military engineering college cadets. As the research is devoted to systematization and categorization in language and profession-focused education, the main method in this study is the method of taxonomic structuring. Games and game technologies are research objects. The notions of game method, game technology and methods of teaching by means of game technologies are defined and specified. The content of game and interactive technologies is described; the term game and interactive technologies is introduced. The typology of games has been built on the basis of developed competences (the typology includes linguistic and communicative games, games of linguo-cultural and country study content and games aimed at professional creativity development). Types of games suitable for teaching Russian as a Foreign Language are described in detail; examples are provided. The role of game and interactive technologies is specified; they have a great potential to motivate students and can help achieve good results in teaching Russian as a Foreign language.
References

1. Artem'eva O. A., Makeeva M. N. Sistema uchebno-rolevykh igr professional'noi napravlennosti. - Tambov : Tamb. gos. tekhn. un-t, 2007. - 208 s.

2. Vasil'eva T. V. Igrovye i tvorcheskie zadaniya kak sposob formirovaniya professional'nykh kompetentsii [Elektronnyi resurs] // Besplatnaya internet-biblioteka. -Rezhim dostupa: http://pdf.knigi-x.ru/21filologiya/183946-1-igri-tvorcheskie-zadaniya-kak-sposob-formirovaniya-professionalnih-kompetenciy-lektor-prepodavatel-kafed.php.

3. Voitov A. G. Istoriya i filosofiya nauki : ucheb. posobie dlya aspirantov. - M. : Dashkov i K, 2004. - 692 s.

4. Dzyuba E. V., Massalova A. E. Psikhologo-pedagogicheskie, sotsiokul'turnye i metodicheskie osnovy prepodavaniya russkogo yazyka kak nerodnogo / inostrannogo // Filologicheskii klass. - 2017. - № 49. - S. 41-47.

5. Ermolaeva M. G. Igra v obrazovatel'nom protsesse : metod. posobie. - 2-e izd., dop. - SPb. : APPO, 2005. - 112 s.

6. Kashlev S. S. Interaktivnye metody obucheniya. - M. : TetraSistems, 2013. - 224 s.

7. Komarova Z. I. Tekhnologiya nauchnykh issledovanii v sistemnoi metodologii sovremennoi lingvistiki : ucheb. posobie. - Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2016. - 209 s.

8. Komarova Z. I. Metodologiya, metod, metodika i tekhnologiya nauchnykh issledovanii v lingvistike : ucheb. posobie. - Ekaterinburg : Izd-vo UrFU, 2012. - 818 s.

9. Konysheva A. V. Igrovoi metod v obuchenii inostrannym yazykam. - SPb. : KARO, 2008. - 192 s.

10. Korobova E. V., Kardovich I. K., Dubova O. V. Igrovye tekhnologii v prepodavanii inostrannogo yazyka kak odno iz sredstv vyrabotki professional'noi inoyazychnoi kompetentsii // Gumanitarnoe obrazovanie v ekonomicheskom vuze. - M. : Ros.ekonom. un-t,2017. - T. 1. - S. 176-183.

11. Massalova A. E. Osobennosti razvitiya uchebnoi motivatsii na urokakh RKI dlya voennosluzhashchikh inzhenernykh spetsial'nostei // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 12. - S. 110-114

12. Chernyshenko O. V. Igrovye tekhnologii kak lingvodidakticheskoe sredstvo pri obuchenii RKI // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. - 2016. - № 6. - S. 136-140.

13. Llorens A., Berbegal-Mirabent J. & Llinàs-Audet X. Aligning professional skills and active learning methods: an application for information and communications technology engineering // European Journal of Engineering Education. - 2004. - Vol. 42, Iss. 4. - P. 382-395. - DOI: https://doi.org/10.1080/03043797.2016.1189880.

14. Yen C.-J., Sujo-Montes L. & Roberts G. A. Gamingpersonality andgamedynamics in online discussion instructions // Educational Media International. - 2015. - Vol. 52, Iss. 3. - P. 155-172. - DOI: https://doi.org/10.1080/09523987.2015.1075099.

15. Yuretich R. F., Khan S. A., Leckie R. M. & Clement J. J. Active-Learning Methods to Improve Student Performance and Scientific Interest in a Large Introductory Oceanography Course // Journal of Geoscience Education. - 2001. - Vol. 49, Issue 2. - P. 111-119. - DOI: https://doi.org/10.5408/1089-9995-49.2.111.