Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2018; : 116-122

ВОКАЛЬНОЕ АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тагильцева Н. Г., Куприна Н. Г., Кашина Н. И., Овсянникова О. А., Лапенок М. В.

Аннотация

Актуальность темы статьи обусловлена увеличением контингента китайских студентов, поступивших в вузы Российской Федерации на обучение. Незнание русского языка, культурных и национальных особенностей России вызывают у китайских студентов затруднения в обучении, что негативно влияет на успешность достижения положительных результатов. Это вызывает необходимость поиска средств, способствующих эффективному освоению китайскими студентами русского языка, культурных и национальных традиций россиян. Таковым является певческая деятельность, реализуемая в коллективной форме вокально-хорового ансамбля. Цель настоящей статьи - раскрыть методику обучения китайских студентов русскому языку в процессе вокально-хорового ансамблевого музицирования. Использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, обобщение, анализ практической деятельности педагогов по обучению китайских студентов, проектирование методики. В опоре на идеи зарубежных и отечественных авторов определены основания методики освоения китайскими студентами, обучающимися на профиле «Музыкальное образование» в педагогическом вузе русского языка: активное включение студентов в процесс вокальной деятельности, использование коллективных форм обучения: ансамблевого вокально-хорового исполнительства, внедрение методов обучения, актуальных для музыкального и языкового образования; выделены методы, актуальные для музыкального и языкового образования: повтор, контраст, пластическое интони-рование, подхватывание; определены организационные основы занятия ансамблевым вокально-хоровым исполнительством: артикуляционная и вокально-артикуляционная разминка, знакомство с новым песенным материалом и его разучивание с аккомпанементом и a`capella, итоговое исполнение песни на русском языке с аккомпанементом. Итогами работы стала разработанная методика обучения китайских студентов профиля «Музыкальное образование» в педагогическом вузе русскому языку в процессе ансамблевого вокально-хорового исполнительства, реализуемая на дисциплине «Вокально-хоровой ансамбль». Методика может быть использована преподавателями, работающими с китайскими студентами, обучающимися на профиле «Музыкальное образование» с целью более глубокого освоения ими русского языка, развития их музыкальной культуры, освоения музыкальных и культурных традиций России. Представленная методика может быть задействована педагогами целостно или фрагментарно, с включением только отдельных методов и видов художественно-музыкальной деятельности, в процессе музыкальной и языковой подготовки китайских студентов, обучающихся по профилю «Музыкальноеобразование».
Список литературы

1. Карташева И. Музыка на уроках развития речи у двуязычных детей // Этнодиалоги. 2018/ - № 2 (56). - С. 290-296 .

2. Кашина Н. И. Освоение детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей : монография. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед.ун-та, 2014. - 184 с.

3. Кашина Н. И., Москаленко О. А. Освоение современной молодежью традиционных культурных и художественных ценностей (на основе музыкальной культуры казачества // Мир культуры, науки, образования. - 2016. - № 3 (58). - С. 153-155.

4. Квитко М. С., Чернявская Н. Э., Драч С. К. Песенно-поэтический материал как методический прием развития музыкальных способностей на занятиях по иностранному языку // Научный потенциал. - 2012. - № 1 (6). - С. 33-36.

5. Конева Л. В.Учет национально-культурных особенностей в обучении русскому языку китайских студентов // Обучение и воспитание: методика и практика 2014/2015 учебного года : сборник мат-ов 20 междунар. науч.-практ. конф. ( 29 мая 2015 г., Новосибирск). - Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2015. - С. 91-94.

6. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

7. Овсянникова О. А.Методика развития вокально-хоровых навыков кадетов тюменского президентского кадетского училища // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 5 (54). - С. 87-91.

8. Попова Г. Д. Обучение китайских студентов декодированию невербальных средств общения при изучении русского языка как иностранного // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2004. - № 1 (2). - С. 68-76

9. Тагильцева Н. Г., Бодун В. Приобщение китайских студентов к российской музыкальной культуре // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2017. - № 4. - С. 65-69.

10. У Лижуй. Диалог культур при обучении иностранным языкам (на материале обучения китайских студентов русскому языку) // Иностранные языки в высшей школе. - 2011. - № 4 (19). - С. 115-117.

11. Фахрутдинова М. Т. Фонетические трудности в изучении русского языка китайцами // Наука сегодня: теория и практика : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (30 августа 2017 г., Вологда). - Воло-гда :Маркер, 2017. - С. 77-78.

12. Черватюк А. П. Пение как средство овладения английским языком // Искусство и образование. - 2009. - № 6 (62). - С. 103-114.

13. Янченко В. Д. Принцип наглядности и его реализация в обучении русскому языку китайских студентов-филологов // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып.5 : мат-лы V Конгресса РОПРЯЛ (4-8 октября 2016 г., Казань). - СПб. : РОПРЯЛ, 2016. - С. 2174-2177.

14. Strait D., Kraus N. Playing music for a smarter ear: Cognitive, perceptual and neurobiological evidence [Electronic resource] // Music Perception. - 2011. - № 29 (2). - P. 133-146. - Mode of access: https://doi.org/10.1525/mp.2011.29.2.133.

15. Yang Chunlei. Живопись как экстралингвистический материал для обучения речевой деятельности китайских студентов на уроках русского языка как иностранного // Наука и школа. - 2014. - № 2. - С. 192-195.

16. Zeromskaite I. The Potential Role of Music in Second Language Learning: A Review Article // Journal of European Psychology Students. - 2014. - № 5 (3). - P. 78-88.

Pedagogical Education in Russia. 2018; : 116-122

ENSEMBLE SINGING AS A MEANS OF TEACHING CHINESE STUDENTS RUSSIAN LANGUAGE

Tagiltseva N. G., , Kashina N. I., Ovsyannikova O. A., Lapenok M. V.

Abstract

The urgency of this topic is determined by the growing number of Chinese students in universities of Russia. Poor knowledge of the Russian language, culture and national peculiarities of Russia cause Chinese students many difficulties in learning, which negatively affect education results. This problem stimulates the search for the means of teaching Russian to Chinese students, as well as their acquaintance with cultural and national specifics. Singing might be a solution, especially ensemble singing. The goal of this article is to describe the method of teaching Russian to Chinese students during choral singing. The following research methods have been used: theoretical analysis, generalization, analysis of practical experience of teachers working with Chinese students and methods development. On the basis of the ideas of foreign and Russian researchers we determined the bases of methodology of teaching Russian to Chinese students of the specialty “Musical Education” at the pedagogical university. They include: involvement in singing, group learning (choral singing, methods of teaching efficient in musical and linguistic education). Methods relevant for musical and linguistic education are singled out: revision, contrast, intonation practice, echoing. The organizational bases of choral singing are identified: articulatory and vocal-articulatory practice, learning of new songs, singing with music and a`capella, final performance of a song. The result of this study is the methodology of teaching Russian to Chinese students majoring in “Musical education” at the pedagogical university in the course of choral singing at the subject “Vocal and Choral Ensemble”. This methodology may be used by teachers working with Chinese students of the specialty “Musical Education” to give them better knowledge of the Russian language, to develop their musical potential and to acquaint them with musical and cultural traditions of Russia. It is possible to use the elements of this methodology in musical and language classes with Chinese students of the specialty “Musical Education”.
References

1. Kartasheva I. Muzyka na urokakh razvitiya rechi u dvuyazychnykh detei // Etnodialogi. 2018/ - № 2 (56). - S. 290-296 .

2. Kashina N. I. Osvoenie det'mi i molodezh'yu traditsionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh tsennostei : monografiya. - Ekaterinburg : Izd-vo Ural. gos. ped.un-ta, 2014. - 184 s.

3. Kashina N. I., Moskalenko O. A. Osvoenie sovremennoi molodezh'yu traditsionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh tsennostei (na osnove muzykal'noi kul'tury kazachestva // Mir kul'tury, nauki, obrazovaniya. - 2016. - № 3 (58). - S. 153-155.

4. Kvitko M. S., Chernyavskaya N. E., Drach S. K. Pesenno-poeticheskii material kak metodicheskii priem razvitiya muzykal'nykh sposobnostei na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku // Nauchnyi potentsial. - 2012. - № 1 (6). - S. 33-36.

5. Koneva L. V.Uchet natsional'no-kul'turnykh osobennostei v obuchenii russkomu yazyku kitaiskikh studentov // Obuchenie i vospitanie: metodika i praktika 2014/2015 uchebnogo goda : sbornik mat-ov 20 mezhdunar. nauch.-prakt. konf. ( 29 maya 2015 g., Novosibirsk). - Novosibirsk : Izd-vo TsRNS, 2015. - S. 91-94.

6. Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda»

7. Ovsyannikova O. A.Metodika razvitiya vokal'no-khorovykh navykov kadetov tyumenskogo prezidentskogo kadetskogo uchilishcha // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2015. - № 5 (54). - S. 87-91.

8. Popova G. D. Obuchenie kitaiskikh studentov dekodirovaniyu neverbal'nykh sredstv obshcheniya pri izuchenii russkogo yazyka kak inostrannogo // Vestnik RUDN. Seriya: Russkii i inostrannye yazyki i metodika ikh prepodavaniya. - 2004. - № 1 (2). - S. 68-76

9. Tagil'tseva N. G., Bodun V. Priobshchenie kitaiskikh studentov k rossiiskoi muzykal'noi kul'ture // Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. - 2017. - № 4. - S. 65-69.

10. U Lizhui. Dialog kul'tur pri obuchenii inostrannym yazykam (na materiale obucheniya kitaiskikh studentov russkomu yazyku) // Inostrannye yazyki v vysshei shkole. - 2011. - № 4 (19). - S. 115-117.

11. Fakhrutdinova M. T. Foneticheskie trudnosti v izuchenii russkogo yazyka kitaitsami // Nauka segodnya: teoriya i praktika : mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (30 avgusta 2017 g., Vologda). - Volo-gda :Marker, 2017. - S. 77-78.

12. Chervatyuk A. P. Penie kak sredstvo ovladeniya angliiskim yazykom // Iskusstvo i obrazovanie. - 2009. - № 6 (62). - S. 103-114.

13. Yanchenko V. D. Printsip naglyadnosti i ego realizatsiya v obuchenii russkomu yazyku kitaiskikh studentov-filologov // Dinamika yazykovykh i kul'turnykh protsessov v sovremennoi Rossii. Vyp.5 : mat-ly V Kongressa ROPRYaL (4-8 oktyabrya 2016 g., Kazan'). - SPb. : ROPRYaL, 2016. - S. 2174-2177.

14. Strait D., Kraus N. Playing music for a smarter ear: Cognitive, perceptual and neurobiological evidence [Electronic resource] // Music Perception. - 2011. - № 29 (2). - P. 133-146. - Mode of access: https://doi.org/10.1525/mp.2011.29.2.133.

15. Yang Chunlei. Zhivopis' kak ekstralingvisticheskii material dlya obucheniya rechevoi deyatel'nosti kitaiskikh studentov na urokakh russkogo yazyka kak inostrannogo // Nauka i shkola. - 2014. - № 2. - S. 192-195.

16. Zeromskaite I. The Potential Role of Music in Second Language Learning: A Review Article // Journal of European Psychology Students. - 2014. - № 5 (3). - P. 78-88.