Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2018; : 50-59

О САМОРАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Байлук В. В.

Аннотация

В статье подвергаются критике представления о саморазвитии личности в психологии. Доказывается, что: 1) саморазвитие личности нельзя рассматривать без диалектической взаимосвязи с самофункционированием. Самофункционирование личности - предпосылка ее саморазвития и его результата; 2) процесс саморазвития нельзя исследовать без таких его этапов, как возникновение нового, становление и переход становящегося в ставшее. Новое в жизнедеятельности личности вначале возникает в незрелой форме, затем проходит этап становления и утверждается, превращаясь в функционирующее, и после этого совершенствуется; 3) неправомерно рассматривать наряду с такими формами саморазвития личности, как самоутверждение и самосовершенствование также и такую его форму, как самоактуализация, которая фактически (неявно) отождествляется с самореализацией. Самоактуализация, на наш взгляд, означает перевод потребностей и возможностей саморазвития личности из потенциального состояния в актуальное посредством самопознания. Превращение же возможностей личности в действительность для удовлетворения ее потребностей выступает как самореализация; 4) нельзя согласиться и с отождествлением самореализации личности с продуктивной деятельностью. В реальной жизни людей, как правило, противоречиво сочетаются положительная и отрицательная самореализация. Более того, эти виды самореализации нередко переходят друг в друга. Самореализация - свободная деятельность личности, которая сама определяет те потребности, которые она хочет удовлетворить в жизни и сама определяет средства их удовлетворения; 5) одним из серьезных недостатков в разработке проблемы саморазвития личности в психологии является абстрактность, выражающаяся в рассмотрении ее вне тех видов деятельности, в которых она протекает. Посредством выделения эзотерических видов деятельности (самопознания, самообразования, самопознания, самооздоровления и самоуправления) и экзотерических (профессиональная деятельность, социально-политическая, семейная, бытовая, спортивная, эстетическая и др.) автором сделана попытка устранить указанный пробел. Каждый из эзотерических видов деятельности выступает как вид саморазвития личности. Саморазвитие личности в экзотерических видах деятельности зависит от уровня их развития и степени инновационности у них.
Список литературы

1. Анцыферова Л. И. Некоторые практические проблемы личности // Психология личности. - М., 2001. - Вып. 192. - С. 41-51.

2. Байлук В. В. Профессиональная самореализация личности // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке : сборник материалов и докладов Междунар. конф. (29-30 мая 2014 г. Екатеринбург). - Екатеринбург, 2014.

3. Байлук В. В. Человекознание. Самореализация личности: общие законы успеха. - Екатеринбург, 2013.

4. Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе образования ценностей и целей образования // Педагогика. - 2003. - № 10.

5. Коростелева Л. А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности : дис. … д-ра пед. наук. - М., 2002.

6. Куликова Л. Н. Проблема саморазвития личности. - Благовещенск, 2003.

7. Леонтьев Д. А.Самореализация и сущностные силы человека// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997.

8. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. - М., 2002.

9. Маслоу А. Психология бытия. - М. : Рефл - бук; Киев, 1997.

10. Мещеряков В. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. - М., 2003.

11. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития. - М., 2016.

12. Минюрова С. А. Психология саморазвития человека в профессии. - М., 2008. - С. 53.

13. Ожегов С. Н., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.,1999.

14. Роджерс К. Быть тем, кто ты действительно есть / Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1990.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

16. Фромм Э. Человек для себя. -Минск : Хорвет, 2003.

Pedagogical Education in Russia. 2018; : 50-59

SELF-DEVELOPMENT OF A PERSON

Bailuk V. V.

Abstract

The article provides a critical overview of different interpretations of a person’s self-development that exist in psychology. It is proved that: 1) self-development should not be analyzed without its dialectic unity with self-functioning. Self-functioning of a person is a prerequisite of their self-development and its result; 2) self-development process should not be analyzed disregard of such stages as appearance of something new, its development and transition of the developing into developed. New in the life of a person appears first in a rough form, then it undergoes certain development, grows, acquires its functions and is perfected after that; 3) it is wrong to include self-actualization into the forms of self-development alongside with self-assertion and self-perfection, although sometimes self-actualization is equated to self-realization. Self-actualization is, in our opinion, a transfer of the needs and opportunities of a person’s self-development from potential to real with the help of self-cognition. Transfer of opportunities into reality to fulfill the needs of a person is self-realization; 4) self-realization should not be equated to productive activity. It is frequent that in real life positive and negative self-realization are combined. Moreover, these types of self-realization may transform into each other. Self-realization is a free activity of a person which determines the needs it will satisfy and the means necessary to do this; 5) one of the main drawbacks in the study of the problem of self-development in psychology is the abstract nature of such research works as they analyze self-development in isolation from those activities where it is actively employed. The article attempts at elimination of these problems by means of identification of esoteric activities (self-cognition, self-education, self-recovery and self-management) and exoteric activities (professional activity, social-political, family, everyday, sport, aesthetic and other activities). Each type of esoteric activities is a kind of a person’s self-development. Self-development of a person in exoteric types of activities depends on the level of the person’s development and the degree of innovativeness.
References

1. Antsyferova L. I. Nekotorye prakticheskie problemy lichnosti // Psikhologiya lichnosti. - M., 2001. - Vyp. 192. - S. 41-51.

2. Bailuk V. V. Professional'naya samorealizatsiya lichnosti // Sotsial'no-professional'naya mobil'nost' v XXI veke : sbornik materialov i dokladov Mezhdunar. konf. (29-30 maya 2014 g. Ekaterinburg). - Ekaterinburg, 2014.

3. Bailuk V. V. Chelovekoznanie. Samorealizatsiya lichnosti: obshchie zakony uspekha. - Ekaterinburg, 2013.

4. Gershunskii B. S. Kontseptsiya samorealizatsii lichnosti v sisteme obrazovaniya tsennostei i tselei obrazovaniya // Pedagogika. - 2003. - № 10.

5. Korosteleva L. A. Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: osnovnye sfery zhiznedeyatel'nosti : dis. … d-ra ped. nauk. - M., 2002.

6. Kulikova L. N. Problema samorazvitiya lichnosti. - Blagoveshchensk, 2003.

7. Leont'ev D. A.Samorealizatsiya i sushchnostnye sily cheloveka// Psikhologiya s chelovecheskim litsom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoi psikhologii. - M., 1997.

8. Maralov V. G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya. - M., 2002.

9. Maslou A. Psikhologiya bytiya. - M. : Refl - buk; Kiev, 1997.

10. Meshcheryakov V. G., Zinchenko V. P. Bol'shoi psikhologicheskii slovar'. - M., 2003.

11. Minyurova S. A. Psikhologiya samopoznaniya i samorazvitiya. - M., 2016.

12. Minyurova S. A. Psikhologiya samorazvitiya cheloveka v professii. - M., 2008. - S. 53.

13. Ozhegov S. N., Shvedova N. Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka. - M.,1999.

14. Rodzhers K. Byt' tem, kto ty deistvitel'no est' / Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. - M., 1990.

15. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla. - M., 1990.

16. Fromm E. Chelovek dlya sebya. -Minsk : Khorvet, 2003.