Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2018; : 124-131

СОЦИАЛЬНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СВЯЗЬ С УРОВНЕМ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ

Смирнов А. В.

Аннотация

В статье раскрываются результаты эмпирической проверки обобщающего предположения о связи степени социальной включенности личности руководителя с уровнем проявлений у него профессионально важных качеств. Автор анализирует научное отражение феномена социальной включенности личности и предлагает в работе собственное определение этого психологического явления. Анализируются сложившиеся противоречия в области оценки руководящих кадров между наличием необходимых профессиональных качеств и низкой эффективностью руководства. Это позволяет автору выдвинуть три гипотезы, результаты проверки и доказательства которых последовательно излагаются в статье. Подробно описываются характеристики выборки, на которой проводилось исследование, психометрические показатели используемого диагностического инструментария, раскрывается ход исследования. Автор эмпирически выделяет и описывает структуру социальной включенности личности, ее компоненты - интенциональный, статумный, когнитивный, диспозиционный. Раскрывается сущностное содержание каждого из компонентов. Используя статистические методы факторного, регрессионного и дисперсионного анализа, автор показывает, что количественно-качественная представленность компонентов структуры социальной включенности в индивидуальности руководителя раскрывает характер его позиционирования в культуре. Опираясь на методы математического моделирования и статистического анализа, автор отмечает, что выделенные им компоненты могут выступать и как новые критерии для оценки выраженности профессионально важных психологических качеств руководителя, и как верифицируемые критерии для оценки уровня его социальной включенности. Предлагается удобный и простой интеграл определения уровня социальной включенности для индивидуальных случаев. Представленные автором материалы эмпирических исследований открывают возможность для разработки систем комплексной оценки психологических профессиональных качеств представителей любой отрасли с учетом влияния фактора социальной включенности на основе математического моделирования.
Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Наука, 1994. - 325 с.

2. Артемьева Е. Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. - М. : Изд-во МГУ, 1975. - 206 с.

3. Брушлинский А. В. Психология субъекта // Психол. журн. - 2003. - Т. 24. - № 2. - С. 32-35.

4. Власов Н. А. Социальная изолированность как социально-психологическая детерминанта внушаемости в большой группе // Вестн. ЯрГУ. Сер.: Гуманитарные науки. - 2017. - № 1 (39). - С. 213-216.

5. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М. : Прогресс, 1976. - 495 с.

6. Гусев А. Н. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии. - М. : Учеб.-метод. коллектор «Психология», 2000. - 136 с.

7. Духновский С. В. Психологическая надежность и кадровая безопасность (на примере государственной гражданской и муниципальной службы) : моногр. - Курган : Изд-во КГУ, 2018 - 214 с.

8. Елизаров С. Г. Включенность субъекта в социальную среду: основные направления исследований в зарубежной и отечественной психологии // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические науки. - 2009. - №2. - С. 131-141.

9. Елизаров С. Г. Мотивационно-ценностная включенность учебных групп в условиях разных типов социальных систем // Вестн. ун-та. Сер.: Социология и управление персоналом / Гос. ун-т управления. - 2008. - № 1 (39). - С. 49-52.

10. Коврижных И. В. Мотивация труда государственного служащего и социально-экономическая эффективность: теоретический анализ проблемы // Алтайск. вестн. гос. и муниципальной службы. - 2011. - № 7. - С. 43-47.

11. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие. - СПб. : Речь, 2004. - 392 с.

12. Платонов К. К. О процессе самоукрепления коллектива // Коллектив и личность / под ред. С. В. Шороховой. - М. : Наука, 1975. - С. 87-93.

13. Смирнов А. В. Графологическая психодиагностика личности с использованием методики ГАЛС-2005 : науч. издание. - Екатеринбург : ИРА УТК, 2008. - 266 с.

14. Сушков И. Р. Психология взаимоотношений групп в социальной системе : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.05. - М., 2002. - 268 с.

15. Теплов Б. М. Простейшие способы факторного анализа // Психология и психофизиология индивидуальных различий : избр. псих. тр. - М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - С. 366-449.

Pedagogical Education in Russia. 2018; : 124-131

SOCIAL INCLUSION OF PERSONALITY AND ITS CONNECTION WITH THE LEVEL OF MANIFESTATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PROPERTIES OF THE LEADER

Smirnov A. V.

Abstract

The paper presents the results of an empirical test of the hypothesis about the correlation of the degree of social inclusion of the staff leader with the level of manifestation of their professionally important qualities. The author analyzes the scientific reflection of the phenomenon of social inclusion of the individual, and offers his own definition of this psychological phenomenon. The article reviews the existing contradictions in the field of management assessment between the presence of the necessary professional qualities and the low efficiency of management. This allows the author to pose three hypotheses, the testing results and proofs of which are consistently presented in the article. The paper characterizes in detail the sample on which the study is conducted, describes the psychometric indicators of the diagnostic tools used, and reveals the course of the study. The author empirically identifies and describes the structure of social inclusion of the individual and its components - intentional, status, cognitive, and dispositional. The essential content of each of the components is revealed. Using statistical methods of factor, regression and dispersive analysis, the author shows that the quantitative and qualitative representation of the components of the structure of social inclusion in the personality of the staff leader reveals the nature of the leader’s positioning in culture. Based on the methods of mathematical modeling and statistical analysis, the author notes that the distinguished components can act as new criteria for assessing the strength of professionally important psychological qualities of the staff leader as verifiable criteria for assessing the level of social inclusion. A convenient and simple integral of determining the level of social inclusion for individual cases is proposed. The materials of empirical research presented by the author open up the possibility for the development of systems of complex assessment of psychological professional qualities of representatives of any industrial sector, taking into account the influence of the factor of social inclusion, on the basis of mathematical modeling.
References

1. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya. - M. : Nauka, 1994. - 325 s.

2. Artem'eva E. Yu., Martynov E. M. Veroyatnostnye metody v psikhologii. - M. : Izd-vo MGU, 1975. - 206 s.

3. Brushlinskii A. V. Psikhologiya sub\"ekta // Psikhol. zhurn. - 2003. - T. 24. - № 2. - S. 32-35.

4. Vlasov N. A. Sotsial'naya izolirovannost' kak sotsial'no-psikhologicheskaya determinanta vnushaemosti v bol'shoi gruppe // Vestn. YarGU. Ser.: Gumanitarnye nauki. - 2017. - № 1 (39). - S. 213-216.

5. Glass Dzh., Stenli Dzh. Statisticheskie metody v pedagogike i psikhologii. - M. : Progress, 1976. - 495 s.

6. Gusev A. N. Dispersionnyi analiz v eksperimental'noi psikhologii. - M. : Ucheb.-metod. kollektor «Psikhologiya», 2000. - 136 s.

7. Dukhnovskii S. V. Psikhologicheskaya nadezhnost' i kadrovaya bezopasnost' (na primere gosudarstvennoi grazhdanskoi i munitsipal'noi sluzhby) : monogr. - Kurgan : Izd-vo KGU, 2018 - 214 s.

8. Elizarov S. G. Vklyuchennost' sub\"ekta v sotsial'nuyu sredu: osnovnye napravleniya issledovanii v zarubezhnoi i otechestvennoi psikhologii // Vestn. Moskov. gos. obl. un-ta. Ser.: Psikhologicheskie nauki. - 2009. - №2. - S. 131-141.

9. Elizarov S. G. Motivatsionno-tsennostnaya vklyuchennost' uchebnykh grupp v usloviyakh raznykh tipov sotsial'nykh sistem // Vestn. un-ta. Ser.: Sotsiologiya i upravlenie personalom / Gos. un-t upravleniya. - 2008. - № 1 (39). - S. 49-52.

10. Kovrizhnykh I. V. Motivatsiya truda gosudarstvennogo sluzhashchego i sotsial'no-ekonomicheskaya effektivnost': teoreticheskii analiz problemy // Altaisk. vestn. gos. i munitsipal'noi sluzhby. - 2011. - № 7. - S. 43-47.

11. Nasledov A. D. Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretatsiya dannykh : ucheb. posobie. - SPb. : Rech', 2004. - 392 s.

12. Platonov K. K. O protsesse samoukrepleniya kollektiva // Kollektiv i lichnost' / pod red. S. V. Shorokhovoi. - M. : Nauka, 1975. - S. 87-93.

13. Smirnov A. V. Grafologicheskaya psikhodiagnostika lichnosti s ispol'zovaniem metodiki GALS-2005 : nauch. izdanie. - Ekaterinburg : IRA UTK, 2008. - 266 s.

14. Sushkov I. R. Psikhologiya vzaimootnoshenii grupp v sotsial'noi sisteme : dis. … d-ra psikhol. nauk : 19.00.05. - M., 2002. - 268 s.

15. Teplov B. M. Prosteishie sposoby faktornogo analiza // Psikhologiya i psikhofiziologiya individual'nykh razlichii : izbr. psikh. tr. - M. : Izd-vo MPSI ; Voronezh : MODEK, 2003. - S. 366-449.