Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2018; : 35-43

КРАТКИЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О НОВОЙ ПРОЕКТИВНОЙ ИНТЕГРАЛЬНО-МОДУЛЬНОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ «БУК-МИФ v.7.2»

Смирнов А. В., Гвардыченко В. В.

Аннотация

Анализируя проблему диагностики и измерения управленческих способностей педагогических кадров, авторы отмечают, что традиционная технология диагностики и оценки оказывается громоздкой, многоступенчатой, затратной по времени, а методы не всегда отличаются экологической валидностью. Кроме того, часто за рамками диагностики остаются вопросы благонадежности, такие, например, как склонность к девиантному и асоциальному поведению; склонность к криминальным деяниям различной мотивации и прогнозирование этой мотивации. Не менее остро стоят задачи выявления лиц с паразитическим стилем поведения, работников, обслуживающих интересы третьей стороны. Злободневной остается проблема коррумпированности и готовности к коррупционному поведению, а также проблема аддиктивных форм поведения или проблема «утечки» кадров и процессов командообразования. Откликаясь на обозначенную проблематику, авторы статьи представляют вниманию читателей краткие сведения о своей новой психодиагностической методике - системе «БУК-МИФ», разработанной в ходе специализированных исследований, построенной на принципе модульно-интегральной схемы. Каждый из восьми модулей системы способен решать самостоятельные диагностические задачи, которые последовательно раскрываются и объясняются в описании. Объединение модулей посредством интегрирующего математического моделирования привело к созданию принципиально новой психодиагностической системы. В статье раскрываются возможности системы, сведения о ее валидности и надежности, сфере применения, практико-ориентированных принципах построения системы, принципах обработки данных и получения результатов. Описывается очередность проводимых авторами исследований, раскрывающая этапы создания новой психодиагностической системы. Статья завершается краткой иллюстрацией части итогового протокола работы с системой «БУК».
Список литературы

1. Боган К., Инглиш М. Бизнес разведка. Внедрение передовых технологий : пер с англ. / под общей ред. Б. Л. Резниченко. - СПб. : Вершина, 2006. - 210 с.

2. Вяткин Б. А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика. - Пермь : Перм. гос. пед. ун-т, 2005. - 392 с.

3. Гальдер К. Графологический метод в профессиональном и карьерном консультировании // ПЕРСОНАЛ-PROFY. - Екатеринбург : Изд-во Уральского Межрегионального Центра обучения персонала, 2001. - Вып. 5.

4. Кейт Г., Пилиган К. Офисный шпионаж. - Ростов н-Д. : Феникс, 2005. - 123 с.

5. Кибанов А. Я, Дуракова В. А. Управление персоналом организации. - М. : Экзамен, 2005. - 416 с.

6. Ложкин А. И. Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект). - Екатеринбург : Изд-во Уральского юридического института МВД РФ, 2002. - 107 с.

7. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М. : Педагогика, 1986. - 349 с.

8. Павлова Л. Н. Критерии оценки реализации педагогического управления ученическим коллективом / Л. Н. Павлова, Т. Ю. Каратаева // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 1. - С. 108-111.

9. Павлова Л. Н. Мониторинг качества управленческой компетентности педагога // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 10-12. - С. 74-78.

10. Павлова Л. Н. Оценка эффективности педагогического управления ученическим коллективом как показатель безопасности управления образовательным процессом // Безопасность пространства образования Челябинской области : коллективная монография. - М. : Изд-во «ЛИР», 2011. - С. 214-229.

11. Панкратова И. А. Представления педагогов об эффективном руководителе [Электронный ресурс] // Мир науки : интернет-журнал. - 2016. - Т. 4 - № 5. - С. 1-8. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/51PSMN516.pdf.

12. Прокопенко Р. А. Диагностика и оценка результатов формирования управленческой компетентности в процессе профессионального развития педагогических кадров // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития : сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С. Ю. Новоселовой. - 2017. - С. 207-213.

13. Смирнов А. В. Криминологический аспект применения психографологической диагностической методики «ГАЛС-2005» // Проблемы активности и саморегуляции личности : сборник научных трудов / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - С. 137-151.

14. Смирнов А. В. Подбор кадров с помощью психографологической методики «ГАЛС-2005» в службах обеспечения безопасности // Материалы первой международной научно-практической конференции «Культура безопасности: проблемы и перспективы», Екатеринбург, 19-21 апреля 2006. - Екатеринбург, 2006. - С. 155-162.

15. Смирнов А. В. Графологическая психодиагностика личности с использованием методики «ГАЛС-2005» : монография. - Екатеринбург : ИРА УТК, 2008. - 266 с.

16. Смирнов А. В. Аддикции и кадровая безопасность : учеб. пособие. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2009. - 102 с.

17. Смирнов А. В. Психология аддиктивного поведения : монография. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2014. - 379 с.

18. Смирнов А. В. Диагностические возможности и психометрические показатели методики «ГАЛС-2005» // Инновации в современном мире: цели, приоритеты, решения : материалы международного научно-практического форума 21-24 апреля 2015 г. - Екатеринбург : Изд-во УИЭУиП, 2015.

19. Смирнов А. В. Психологические особенности аддиктивного поведения у мужчин и женщин : монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - 396 с.

20. Харский К. В. Благонадежность персонала. - СПб. : Питер, 2003. - 416 с.

21. Hughes A. What Your Handwriting reveals. - London : Sphere Books Ltd., 1981. - 140 p.

22. Szondi L. Lehrbuch der Experimentellen Triebdiagnostik. - Bern : Hans-Huber Verlag, 1972. - 543 s.

Pedagogical Education in Russia. 2018; : 35-43

A NEW PROJECTIVE INTEGRAL-MODULAR DIAGNOSTIC SYSTEM «BUK-MIF V.7.2»: BRIEF GUIDE TO PSYCHOMETRIC TESTS

Smirnov A. V., Gvardychenko V. V.

Abstract

Analyzing the problem of diagnostics and measurement of management skills of pedagogues, the authors note that the traditional technology of diagnostics and assessment is bulky, multistage, time-consuming and not always ecologically valid. To crown it all, many issues of reliability, such as a propensity for deviant and asocial behavior, addictive forms of behavior, criminal behavior with different motivation and prediction of this motivation still remain outside the scope of diagnostics. Not less important are the tasks of revealing persons with a parasitic type of behavior and working for the benefit of a third party. The problems of corruption and readiness for corrupt behavior, as well as the issues of additive forms of behavior and brain and managerial staff leak are also urgent. To address the abovementioned issues, the authors present a brief guide to their new psychometric test - «BUK-MIF V.7.2» - worked out in the course of specialized research, and based on the principle of a integral-modular scheme. Each of the eight system modules is capable to solve independent diagnostic problems which are presented and explained in the guide one after another. Combination of these modules by means of integrating mathematical modeling has lead to the creation of a principally new psychodiagnostic system. The article describes the system’s capacity, provides information about its validity and reliability, practice-oriented principles of design, and principles of data procession and results output. It outlines the order of research activities undertaken by the authors that reflects the stages of creation of the new psychodiagnostic system. The article is concluded with a brief illustration of a part of the final system operation protocol.
References

1. Bogan K., Inglish M. Biznes razvedka. Vnedrenie peredovykh tekhnologii : per s angl. / pod obshchei red. B. L. Reznichenko. - SPb. : Vershina, 2006. - 210 s.

2. Vyatkin B. A. Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya individual'nosti: teoriya, eksperiment, praktika. - Perm' : Perm. gos. ped. un-t, 2005. - 392 s.

3. Gal'der K. Grafologicheskii metod v professional'nom i kar'ernom konsul'tirovanii // PERSONAL-PROFY. - Ekaterinburg : Izd-vo Ural'skogo Mezhregional'nogo Tsentra obucheniya personala, 2001. - Vyp. 5.

4. Keit G., Piligan K. Ofisnyi shpionazh. - Rostov n-D. : Feniks, 2005. - 123 s.

5. Kibanov A. Ya, Durakova V. A. Upravlenie personalom organizatsii. - M. : Ekzamen, 2005. - 416 s.

6. Lozhkin A. I. Psikhologiya lichnosti agressivno-nasil'stvennogo prestupnika (motivatsionno-smyslovoi aspekt). - Ekaterinburg : Izd-vo Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD RF, 2002. - 107 s.

7. Merlin V. S. Ocherk integral'nogo issledovaniya individual'nosti. - M. : Pedagogika, 1986. - 349 s.

8. Pavlova L. N. Kriterii otsenki realizatsii pedagogicheskogo upravleniya uchenicheskim kollektivom / L. N. Pavlova, T. Yu. Karataeva // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2015. - № 1. - S. 108-111.

9. Pavlova L. N. Monitoring kachestva upravlencheskoi kompetentnosti pedagoga // Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologii. - 2016. - № 10-12. - S. 74-78.

10. Pavlova L. N. Otsenka effektivnosti pedagogicheskogo upravleniya uchenicheskim kollektivom kak pokazatel' bezopasnosti upravleniya obrazovatel'nym protsessom // Bezopasnost' prostranstva obrazovaniya Chelyabinskoi oblasti : kollektivnaya monografiya. - M. : Izd-vo «LIR», 2011. - S. 214-229.

11. Pankratova I. A. Predstavleniya pedagogov ob effektivnom rukovoditele [Elektronnyi resurs] // Mir nauki : internet-zhurnal. - 2016. - T. 4 - № 5. - S. 1-8. - Rezhim dostupa: http://mir-nauki.com/PDF/51PSMN516.pdf.

12. Prokopenko R. A. Diagnostika i otsenka rezul'tatov formirovaniya upravlencheskoi kompetentnosti v protsesse professional'nogo razvitiya pedagogicheskikh kadrov // Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v kontekste innovatsionnykh proektov obshchestvennogo razvitiya : sbornik materialov VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / pod obshch. red. S. Yu. Novoselovoi. - 2017. - S. 207-213.

13. Smirnov A. V. Kriminologicheskii aspekt primeneniya psikhografologicheskoi diagnosticheskoi metodiki «GALS-2005» // Problemy aktivnosti i samoregulyatsii lichnosti : sbornik nauchnykh trudov / Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2006. - S. 137-151.

14. Smirnov A. V. Podbor kadrov s pomoshch'yu psikhografologicheskoi metodiki «GALS-2005» v sluzhbakh obespecheniya bezopasnosti // Materialy pervoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Kul'tura bezopasnosti: problemy i perspektivy», Ekaterinburg, 19-21 aprelya 2006. - Ekaterinburg, 2006. - S. 155-162.

15. Smirnov A. V. Grafologicheskaya psikhodiagnostika lichnosti s ispol'zovaniem metodiki «GALS-2005» : monografiya. - Ekaterinburg : IRA UTK, 2008. - 266 s.

16. Smirnov A. V. Addiktsii i kadrovaya bezopasnost' : ucheb. posobie. - Ekaterinburg : Izd-vo Ural. gos. ped. un-ta, 2009. - 102 s.

17. Smirnov A. V. Psikhologiya addiktivnogo povedeniya : monografiya. - Ekaterinburg : Izd-vo Ural. gos. ped. un-ta, 2014. - 379 s.

18. Smirnov A. V. Diagnosticheskie vozmozhnosti i psikhometricheskie pokazateli metodiki «GALS-2005» // Innovatsii v sovremennom mire: tseli, prioritety, resheniya : materialy mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma 21-24 aprelya 2015 g. - Ekaterinburg : Izd-vo UIEUiP, 2015.

19. Smirnov A. V. Psikhologicheskie osobennosti addiktivnogo povedeniya u muzhchin i zhenshchin : monografiya / Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2015. - 396 s.

20. Kharskii K. V. Blagonadezhnost' personala. - SPb. : Piter, 2003. - 416 s.

21. Hughes A. What Your Handwriting reveals. - London : Sphere Books Ltd., 1981. - 140 p.

22. Szondi L. Lehrbuch der Experimentellen Triebdiagnostik. - Bern : Hans-Huber Verlag, 1972. - 543 s.