Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2018; : 121-130

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Токарская Л. В., Тенкачева Т. Р., Григорьева Д. И.

Аннотация

В статье описываются результаты исследования жизнестойкости подростков с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Выбор лиц с тяжелыми нарушениями речи обусловлен, прежде всего, высокой представленностью этой категории детей и подростков в популяции и возможностью успешной социализации и интеграции их в общество. Всего в работе приняли участие 46 подростков (34 юноши и 11 девушек), обучающихся в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. В исследовании использованы: модифицированный тест жизнестойкости Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); личностный опросник Г. Айзенка (EPI); методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); опросник «Способы совладающего поведения» (ССП) Р. Лазаруса и С. Фолкман (в адаптации Л. И. Вассермана). Такие психологические корреляты жизнестойкости, как самооценка и притязания, экстраверсия - нейротизм, способы совладающего поведения применяются для уточнения специфики проявления жизнестойкости у испытуемых. Выявлено, что при низком уровне жизнестойкости подростков с ТНР, редко проявляется такой способ совладающего поведения, как «Дистанцирование». У подростков с ТНР, имеющих высокий уровень жизнестойкости обнаружен фактор, объединяющий жизнестойкость, «Вовлеченность» и шкалу «Признание» уровня самооценки, что, возможно, указывает на способность подростков с ТНР легче сверстников справляться с трудностями. В общей выборке респондентов найдена отрицательная связь между жизнестойкостью и стратегией «Избегание». В целом, подростки с ТНР по усредненным показателям жизнестойкости, контроля и принятия риска демонстрируют результаты, соответствующие нормативным показателям, однако определена необходимость обучать подростков с ТНР преодолевать, правильно относиться к получаемому опыту, накапливать уверенность в своих силах и осваивать адаптивные способы совладающего поведения.
Список литературы

1. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. - 2007. - № 5. - С. 98-102.

2. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - Изд. 7-е. - М. : Книголюб, 2007. - 402 с.

3. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2006. - 320 с.

4. Лауткина С. В. Логопсихология : учеб.-метод. пособие. - Витебск : УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2007. - 394 с.

5. Лебедева А. А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному // Культурно-историческая психология. - 2012. - № 1. - С. 34-39.

6. Левина Р. Е. К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь). - М. : Наука, 1936. - 287 с.

7. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - М. : Смысл, 2006. - 65 с.

8. Малышев И. В. Взаимосвязь социальной приспособленности и преодолевающего поведения // Известия Саратовского университета. - 2016. - № 3. - Т. 16. - С. 34-37.

9. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями / Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев, Е. Р. Исаева, Е. А. Трифонова, О. Ю. Щелкова, М. Ю. Новожилова, А. Я. Вукс ; под общ. ред. Л. И. Вассерман. - СПб. : Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 2009. - 39 с.

10. Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни : пособие для родителей и специалистов / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой. - Саратов : Научная книга, 2007. - 203 с.

11. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 448 с.

12. Сирота Н. А., Соболев В. А., Давыдова И. А. Совладающее поведение больных шизофренией как стратегия адаптации/дезадаптации к «ситуации заболевания» [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика : электрон. науч. журн. - 2013. - № 2 (2). - Режим доступа: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 06.10.2016).

13. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М. : Интитут психологии РАН, 2008. - 286 с.

14. Социальная психология : учеб. пособие / отв. ред. А. Л. Журавлев. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - 416 с.

15. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. - М. : ЛКИ, 2008. - 303 с.

16. Шиляев В. А. Совладающее поведение у лиц с ограниченными возможностями здоровья с разными типами отношения к болезни // Вестник Пермского университета. - 2016. - № 3 (27). - С. 115-121.

Pedagogical Education in Russia. 2018; : 121-130

RESILIENCE OF TEENAGERS WITH SEVERE SPEECH PATHOLOGY

Tokarskaya L. V., Tenkacheva T. R., Grigorieva D. I.

Abstract

The article describes the results of the study of resilience of teenagers with severe speech pathology (SSP). The choice of speech pathology to be the object of research is determined by the fact that there are many children and teenagers with such disorders, but it is possible to help them socialize and adapt to life. 46 teenagers took part in the research (34 boys and 11 girls) who are taught at school with adapted educational programs. The research is based on the following tests: Maddi Personality hardiness scale (modified by D. A. Leontyev, E. I. Rasskazova); the Eysenck Personality Inventory (EPI); a Method of Self-Esteem Measurement by Dembo-Rubinstein (in the version of A.Prikhozhan); “Coping behavior models” by R. Lazarus and S. Folkman (modified by L. I. Vasserman). Such psychological correspondents of resilience as self-esteem and ambition, extraversion - neurotism and kinds of coping behavior are used to the reveal the manifestations of resilience of experiment participants. It was found out that the low level of resilience of teenagers with SSP causes such coping behavior as “Distancing”. Teenagers with SSP having high level of resilience possess the factor that unites “Involvement” and “Recognition” of the level of self-esteem, which, probably, helps these teenagers cope with difficulties easier. The sample revealed the negative correlation between resilience and the staretgy of “Evasion”. In general, teenagers with SSP with the average level of resilience, control and risk taking show the results matching the standard parametres, however it is necessary to teach teenagers with SSP to cope with stress and to gain experience, to become confident in their abilities and to learn adaptive kinds of coping behavior.
References

1. Vershlovskii S. G., Matyushkina M. D. Funktsional'naya gramotnost' vypusknikov shkol // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2007. - № 5. - S. 98-102.

2. Volkovskaya T. N., Yusupova G. Kh. Psikhologicheskaya pomoshch' doshkol'nikam s obshchim nedorazvitiem rechi. - Izd. 7-e. - M. : Knigolyub, 2007. - 402 s.

3. Kalyagin V. A., Ovchinnikova T. S. Logopsikhologiya : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii. - M. : Akademiya, 2006. - 320 s.

4. Lautkina S. V. Logopsikhologiya : ucheb.-metod. posobie. - Vitebsk : UO «VGU im. P. M. Masherova», 2007. - 394 s.

5. Lebedeva A. A. Kachestvo zhizni lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: ot sredovogo podkhoda k lichnostnomu // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. - 2012. - № 1. - S. 34-39.

6. Levina R. E. K psikhologii detskoi rechi v patologicheskikh sluchayakh (avtonomnaya detskaya rech'). - M. : Nauka, 1936. - 287 s.

7. Leont'ev D. A., Rasskazova E. I. Test zhiznestoikosti. - M. : Smysl, 2006. - 65 s.

8. Malyshev I. V. Vzaimosvyaz' sotsial'noi prisposoblennosti i preodolevayushchego povedeniya // Izvestiya Saratovskogo universiteta. - 2016. - № 3. - T. 16. - S. 34-37.

9. Metodika dlya psikhologicheskoi diagnostiki sposobov sovladaniya so stressovymi i problemnymi dlya lichnosti situatsiyami / L. I. Vasserman, B. V. Iovlev, E. R. Isaeva, E. A. Trifonova, O. Yu. Shchelkova, M. Yu. Novozhilova, A. Ya. Vuks ; pod obshch. red. L. I. Vasserman. - SPb. : Psikhonevrologicheskii institut im. V. M. Bekhtereva, 2009. - 39 s.

10. Podgotovka detei-invalidov k semeinoi i vzrosloi zhizni : posobie dlya roditelei i spetsialistov / pod red. E. R. Yarskoi-Smirnovoi. - Saratov : Nauchnaya kniga, 2007. - 203 s.

11. Rubinshtein S. Ya. Eksperimental'nye metodiki patopsikhologii. - M. : EKSMO-Press, 1999. - 448 s.

12. Sirota N. A., Sobolev V. A., Davydova I. A. Sovladayushchee povedenie bol'nykh shizofreniei kak strategiya adaptatsii/dezadaptatsii k «situatsii zabolevaniya» [Elektronnyi resurs] // Klinicheskaya i meditsinskaya psikhologiya: issledovaniya, obuchenie, praktika : elektron. nauch. zhurn. - 2013. - № 2 (2). - Rezhim dostupa: http://medpsy.ru/climp (data obrashcheniya: 06.10.2016).

13. Sovladayushchee povedenie: sovremennoe sostoyanie i perspektivy / pod red. A. L. Zhuravleva, T. L. Kryukovoi, E. A. Sergienko. - M. : Intitut psikhologii RAN, 2008. - 286 s.

14. Sotsial'naya psikhologiya : ucheb. posobie / otv. red. A. L. Zhuravlev. - M. : PER SE, 2002. - 416 s.

15. Sukhodol'skii G. V. Osnovy psikhologicheskoi teorii deyatel'nosti. - M. : LKI, 2008. - 303 s.

16. Shilyaev V. A. Sovladayushchee povedenie u lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya s raznymi tipami otnosheniya k bolezni // Vestnik Permskogo universiteta. - 2016. - № 3 (27). - S. 115-121.