Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2018; : 92-100

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА

Зеер Э. Ф., Ларионова С. В.

Аннотация

Актуальность предложенной темы обусловлена потребностью в разработке новых, нетрадиционных средств повышения успешности служебной (учебной) деятельности обучающихся вузов деотологического типа, используя методы психической саморегуляции в соответствии со спецификой профессиональной подготовки. Основной задачей становится формирование профессионально значимых качеств, необходимых для успешной деятельности, поэтому в течение всего периода обучения в вузе необходимо обучать курсантов навыкам эмоционально-волевой саморегуляции. Авторы проводят сравнительный анализ изменений эмоционального состояния курсантов в ходе различных форм психологического сопровождения служебной (учебной) деятельности. Ведущими методами в научном исследовании становятся анализ и обобщение отечественных и зарубежных источников, рассматривающих проблему как целенаправленный и организованный процесс по формированию навыков эмоционально-волевой саморегуляции. В экспериментальном исследовании использованы методики: «Методика диагностики самооценки уровня тревожности» Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина (ОЛСТ), «Методика исследования индивидуально-психологических особенностей волевой сферы личности» Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Майнуйлова, Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ). В качестве результата исследования авторы представляют комплекс занятий по формированию эмоционально-волевой саморегуляции у курсантов с использованием технических средств, доказывающий эффективное воздействие на эмоциональное состояние курсантов. Научная новизна и практическая значимость исследуемой темы заключаются в разработке и апробации системы занятий с использованием технических средств в процессе психологического сопровождения обучающихся (курсантов) служебной (учебной) деятельности образовательных организаций деонтологического типа, а также в развитии навыков саморегуляции в служебной (учебной) деятельности и разработке рекомендаций по совершенствованию системы профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России.
Список литературы

1. Андреева И. Н. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - 2006. - № 2. - С. 216-222.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М. : Наука, 1970. - С. 111.

3. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. - 1983. - Т. 4. - № 1. - С. 14-29.

4. Бодров В. А. Использование тренажеров для диагностики функциональных расстройств и восстановления профессиональной работоспособности // Физиология человека. - 1992. - № 1. - С. 33-41.

5. Голубев Ю. В. Опыт использования средств саморегуляции эмоциональных состояний, связанных с переживанием риска у гимнастов // Психология личности и деятельности спортсмена : сб. науч. тр. / ГЦО-ЛИФК. - Л., 1981. - С. 92-102.

6. Дьяченко М. И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Военно-медицинский журнал. - 1989. - № 5. - С. 106-112.

7. Зверев В. А., Мамедов Ю. Э. Аппарат психоэмоциональной коррекции : метод. рекомендации. - М. -Томск, 2003. - 31 с.

8. Иванников В. А. Воля // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1 (3). - С. 97-102.

9. Конопкин О. А. Психология саморегуляции произвольно активности человека // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 5-12.

10. Краткая философская энциклопедия. - М. : Наука, 1994. - С. 65.

11. Кузнецова А. С. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека: ресурсы профессионального развития // Психология психических состояний / под ред. О. А. Прохорова. - Казань : Центр инновационных технологий, 2004. - С. 329-358.

12. Ларионова С. В. Психологические особенности эмоционально-волевой саморегуляции курсантов вузов МВД России : монография. - Екатеринбург : Ажур, 2016. - 60 с.

13. Макаров В. В. Новая методика саморегуляции на основе полимодальной психотерапии // Психическое здоровье. - 2014. - № 1. - С. 24-29.

14. Моросанова В. И., Ванин А. В., Цыганов И. Ю. Новая версия опросного метода «Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУДМ» // Психологическая диагностика. - 2015. - № 1. - С. 49-64.

15. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. - М. : Наука, 2012. - 519 с.

16. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара : Бахрах-М, 2000. - 672 с.

17. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. - М. : ЦСПиМ, 2013. - 376 с.

18. Семчук И. М. Психологические аспекты формирования профессиональных качеств сотрудников ОВД [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ormvd.ru/pubs/102/15834/ (дата обращения: 08.06.2015).

19. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 496 с.

20. Шапарь В. Б. Словарь практического психолога. - М. : АСТ, 2004. - 734 с.

21. Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты : метод. пособие / авт.-сост.: Г. В. Акопов, Л. В. Макеева, О. И. Тихонов и др. - 2-е изд. испр. и доп. - Самара : Изд-во СамИКП, 2002. - С. 41-44.

22. Endler N., Parker J. D. A. Multidimensional assessment of coping: A critical evaluation // J. of Personality and Social Psychology. - 1990 (а). - Vol. 58. - P. 844-854.

23. Lay C., Silverman S. Trait procrastination, anxiety, and dilatory behavior // Personality and Individual Differences. - 1996. - Vol. 21. - P. 61-67.

Pedagogical Education in Russia. 2018; : 92-100

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SELF-CONTROL OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF DEONTOLOGICAL TYPE

Zeer E. F., Larionova S. V.

Abstract

The urgency of this research is explained by the need to develop new, non-traditional means of increasing success of professional (educational) activity of students of deutological type of higher educational institutions, using methods of mental self-regulation in accordance with the specifics of professional training. The main task is formation of professionally significant qualities necessary for successful activity, therefore during the entire period of study at the university it is necessary to develop the skills of emotional-volitional self-regulation in cadets. The article presents a comparative analysis of changes in the emotional state of cadets in the course of various forms of psychological support for learning activities. The leading method of research is the analysis and synthesis of domestic and foreign sources that cover the problem as a purposeful and organized process for developing the skills of emotional-volitional self-regulation. In the experimental study, the following methods were used: "The technique of diagnosing the level of anxiety self-esteem" by Ch. D. Spilberger, Yu. L. Khanina (OLST), "The research methodology of individual psychological characteristics of the volitional personality sphere" by N. P. Fetiskina, V. V. Kozlova, G. M. Maynuilova and Standardized method of personality research (SMIL). The result of this research is a set of exercises on the formation of emotional-volitional self-regulation among cadets using technical devices, which proves an effective impact on the emotional state of cadets. The scientific novelty lies in the development and approbation of the system of classes with the use of technical devices in the process of psychological support for students (cadets) in their learning in educational organizations of the deontological type. Practical importance of this research is in application of self-regulation skills in professional (educational) activities and development of recommendations for improvement of the system of professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
References

1. Andreeva I. N. Emotsional'naya kompetentnost' v rabote uchitelya // Narodnoe obrazovanie. - 2006. - № 2. - S. 216-222.

2. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Deyatel'nost' i psikhologiya lichnosti. - M. : Nauka, 1970. - S. 111.

3. Abul'khanova-Slavskaya K. A. O putyakh postroeniya tipologii lichnosti // Psikhologicheskii zhurnal. - 1983. - T. 4. - № 1. - S. 14-29.

4. Bodrov V. A. Ispol'zovanie trenazherov dlya diagnostiki funktsional'nykh rasstroistv i vosstanovleniya professional'noi rabotosposobnosti // Fiziologiya cheloveka. - 1992. - № 1. - S. 33-41.

5. Golubev Yu. V. Opyt ispol'zovaniya sredstv samoregulyatsii emotsional'nykh sostoyanii, svyazannykh s perezhivaniem riska u gimnastov // Psikhologiya lichnosti i deyatel'nosti sportsmena : sb. nauch. tr. / GTsO-LIFK. - L., 1981. - S. 92-102.

6. D'yachenko M. I., Ponomarenko V. A. O podkhodakh k izucheniyu emotsional'noi ustoichivosti // Voenno-meditsinskii zhurnal. - 1989. - № 5. - S. 106-112.

7. Zverev V. A., Mamedov Yu. E. Apparat psikhoemotsional'noi korrektsii : metod. rekomendatsii. - M. -Tomsk, 2003. - 31 s.

8. Ivannikov V. A. Volya // Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal. - 2010. - № 1 (3). - S. 97-102.

9. Konopkin O. A. Psikhologiya samoregulyatsii proizvol'no aktivnosti cheloveka // Voprosy psikhologii. - 1995. - № 1. - S. 5-12.

10. Kratkaya filosofskaya entsiklopediya. - M. : Nauka, 1994. - S. 65.

11. Kuznetsova A. S. Psikhologicheskaya samoregulyatsiya funktsional'nogo sostoyaniya cheloveka: resursy professional'nogo razvitiya // Psikhologiya psikhicheskikh sostoyanii / pod red. O. A. Prokhorova. - Kazan' : Tsentr innovatsionnykh tekhnologii, 2004. - S. 329-358.

12. Larionova S. V. Psikhologicheskie osobennosti emotsional'no-volevoi samoregulyatsii kursantov vuzov MVD Rossii : monografiya. - Ekaterinburg : Azhur, 2016. - 60 s.

13. Makarov V. V. Novaya metodika samoregulyatsii na osnove polimodal'noi psikhoterapii // Psikhicheskoe zdorov'e. - 2014. - № 1. - S. 24-29.

14. Morosanova V. I., Vanin A. V., Tsyganov I. Yu. Novaya versiya oprosnogo metoda «Stil' samoregulyatsii uchebnoi deyatel'nosti - SSUDM» // Psikhologicheskaya diagnostika. - 2015. - № 1. - S. 49-64.

15. Morosanova V. I. Samoregulyatsiya i individual'nost' cheloveka. - M. : Nauka, 2012. - 519 s.

16. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy : ucheb. posobie / pod red. D. Ya. Raigorodskogo. - Samara : Bakhrakh-M, 2000. - 672 s.

17. Samoregulyatsiya i prognozirovanie sotsial'nogo povedeniya lichnosti: Dispozitsionnaya kontseptsiya. - M. : TsSPiM, 2013. - 376 s.

18. Semchuk I. M. Psikhologicheskie aspekty formirovaniya professional'nykh kachestv sotrudnikov OVD [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.ormvd.ru/pubs/102/15834/ (data obrashcheniya: 08.06.2015).

19. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp - M. : Izd-vo In-ta psikhoterapii, 2002. - 496 s.

20. Shapar' V. B. Slovar' prakticheskogo psikhologa. - M. : AST, 2004. - 734 s.

21. Emotsional'naya samoregulyatsiya: teoreticheskie osnovy i prikladnye aspekty : metod. posobie / avt.-sost.: G. V. Akopov, L. V. Makeeva, O. I. Tikhonov i dr. - 2-e izd. ispr. i dop. - Samara : Izd-vo SamIKP, 2002. - S. 41-44.

22. Endler N., Parker J. D. A. Multidimensional assessment of coping: A critical evaluation // J. of Personality and Social Psychology. - 1990 (a). - Vol. 58. - P. 844-854.

23. Lay C., Silverman S. Trait procrastination, anxiety, and dilatory behavior // Personality and Individual Differences. - 1996. - Vol. 21. - P. 61-67.