Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2018; : 107-113

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, УПРАВЛЕНИЕ

Никулина Т. В., Стариченко Е. Б.

Аннотация

В различные сферы деятельности человека внедряются инновации, что ориентирует людей на новое развитие, совершенствование своих знаний, умений, компетенций, овладение новыми видами деятельности в смежных отраслях экономики. Система образования должна обеспечивать обществу уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности, новые типы труда, потребности человека. Информатизация образования создала базу для перехода на новый уровень, цифровизация направлена на подготовку специалистов, которые гарантированно востребованы на рынке труда, легко и свободно владеют мобильными и интернет-технологиями, а также ориентированы на непрерывное обучение (повышение квалификации) с помощью электронного обучения. Цифровые технологии в современном мире - это не только инструмент, но и среда существования, которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, из потребителей электронных ресурсов стать создателями. Однако цифровая среда требует от педагогов другой ментальности, восприятия картины мира, совершенно иных подходов и форм работы с обучающимися. Педагог становится не только носителем знаний, которыми он делится с обучаемыми, но и проводником по цифровому миру. Он должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию. В рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы Правительством РФ утвержден проект «Современная цифровая образовательная среда», направленный на создание условий для системного повышения качества, расширения возможностей непрерывного образования. Проект реализуется путем создания цифрового образовательного пространства, доступности онлайн-обучения и направлен на возможность организации смешанного обучения, выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов обучения, самообразование, семейное и неформальное образование.
Список литературы

1. Аксюхин А. А., Вицен А. А., Мекшенева Ж. В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 11. - С. 50-52.

2. Вартанова Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее : академическая монография / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко, С. С. Смирнов. - М. : МедиаМир, 2017. - 160 с.

3. Введение в «Цифровую» экономику / А. В. Кешелава, В. Г. Буданов, В. Ю. Румянцев [и др.] ; под общ. ред. А. В. Кешелава ; гл. «цифр.» конс. И. А. Зимненко. - ВНИИ Геосистем, 2017. - 28 с.

4. Главный тренд российского образования - цифровизация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/article/1029 (дата обращения: 15.03.2018).

5. Информатизация образования [Электронный ресурс] // Российская педагогическая энциклопедия. - Режим доступа: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/ (дата обращения: 15.03.2018).

6. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edmarket.digital/ (дата обращения: 15.03.2018).

7. Кашина Е. А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики : дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1997. - 187 с.

8. Лаптев В. В. Методология визуализации. - М. : Мир, 2011. - 304 с.

9. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx (дата обращения: 15.03.2018).

10. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.poisknews.ru/theme/edu/31969/ (дата обращения: 15.03.2018).

11. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

12. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 15.03.2018).

13. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. - М. : Политиздат, 1991. - 287 с.

14. Цифровизация [Электронный ресурс] // Викисловарь. - Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/ wiki/цифровизация (дата обращения: 15.03.2018).

15. Шваб Д. К. Четвертая промышленная революция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mybook.ru/author/klaus-shvab/chetvertaya-promyshlennaya-revolyuciya/read/ (дата обращения: 15.03.2018).

Pedagogical Education in Russia. 2018; : 107-113

INFORMATION AND DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION: CONCEPTS, TECHNOLOGIES, MANAGEMENT

Nikulina T. V., Starichenko E. B.

Abstract

Ovations that focus people on new development, improvement of the knowledge, abilities, competences, mastering new kinds of activities in allied industries of economy take root into various fields of activity of the person. The education system has to provide to society sure transition to the digital era focused on growth of productivity, new types of work, and needs of a person. Informatization of education created a base for transition to a new level; digitalization is directed on training of specialists who are guaranteed to be in demand in labor market, who easily and masterfully use mobile and Internet technologies, and who are focused on continuous training (professional development) by means of e-learning. Digital technologies in the modern world are not only the tool but also an environment which opens new opportunities: training at any convenient time, continuous education, opportunity to project individual educational routes, and from consumers of electronic resources to become founders. However the digital environment demands from teachers the other mentality, perception of a worldview, application of different approaches and forms of work with the students. The teacher becomes not only the carrier of knowledge which they share with students, but also the conductor on the digital world. They have to be digitally literate, able to create and apply content by means of digital technologies, including skills of computer programming, search, exchange of information and communication. Within the state program «Development of education» for 2013-2020, the Government of the Russian Federation approved the «Modern Digital Educational Environment» project aimed at creation of conditions for system improvement of quality, and expansion of opportunities of continuous education. The project is realized by creation of digital educational space, availability of online training and is directed on possibility of the organization of the mixed training, formation of individual educational routes of training, self-education, family and informal education.
References

1. Aksyukhin A. A., Vitsen A. A., Meksheneva Zh. V. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii i nauke // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. - 2009. - № 11. - S. 50-52.

2. Vartanova E. L. Industriya rossiiskikh media: tsifrovoe budushchee : akademicheskaya monografiya / E. L. Vartanova, A. V. Vyrkovskii, M. I. Makseenko, S. S. Smirnov. - M. : MediaMir, 2017. - 160 s.

3. Vvedenie v «Tsifrovuyu» ekonomiku / A. V. Keshelava, V. G. Budanov, V. Yu. Rumyantsev [i dr.] ; pod obshch. red. A. V. Keshelava ; gl. «tsifr.» kons. I. A. Zimnenko. - VNII Geosistem, 2017. - 28 s.

4. Glavnyi trend rossiiskogo obrazovaniya - tsifrovizatsiya [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.ug.ru/article/1029 (data obrashcheniya: 15.03.2018).

5. Informatizatsiya obrazovaniya [Elektronnyi resurs] // Rossiiskaya pedagogicheskaya entsiklopediya. - Rezhim dostupa: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/ (data obrashcheniya: 15.03.2018).

6. Issledovanie rossiiskogo rynka onlain-obrazovaniya i obrazovatel'nykh tekhnologii [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https://edmarket.digital/ (data obrashcheniya: 15.03.2018).

7. Kashina E. A. Prognozirovanie struktury integrirovannogo kursa informatiki : dis. … kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 1997. - 187 s.

8. Laptev V. V. Metodologiya vizualizatsii. - M. : Mir, 2011. - 304 s.

9. Marei A. Tsifrovizatsiya kak izmenenie paradigmy [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx (data obrashcheniya: 15.03.2018).

10. Menyaisya ili ukhodi. Tsifrovoe obrazovanie brosaet vyzov prepodavatelyam vuzov [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.poisknews.ru/theme/edu/31969/ (data obrashcheniya: 15.03.2018).

11. Pedagogika : uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh vuzov i pedagogicheskikh kolledzhei / pod red. P. I. Pidkasistogo. - M. : Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 1998. - 640 s.

12. Prioritetnyi proekt v oblasti obrazovaniya «Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossiiskoi Federatsii» [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://neorusedu.ru/about (data obrashcheniya: 15.03.2018).

13. Rakitov A. I. Filosofiya komp'yuternoi revolyutsii. - M. : Politizdat, 1991. - 287 s.

14. Tsifrovizatsiya [Elektronnyi resurs] // Vikislovar'. - Rezhim dostupa: https://ru.wiktionary.org/ wiki/tsifrovizatsiya (data obrashcheniya: 15.03.2018).

15. Shvab D. K. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https://mybook.ru/author/klaus-shvab/chetvertaya-promyshlennaya-revolyuciya/read/ (data obrashcheniya: 15.03.2018).