Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2018; : 87-92

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ НА БЛОКФЛЕЙТЕ

Лаптев И. Г.

Аннотация

В статье рассматривается инновационный способ реабилитации младших школьников с нарушениями слуха. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена недостаточностью методик музыкальной и речевой стимуляции в реабилитации детей с нарушениями слуха. Наиболее современной и прогрессивной является методика развития речи и музыкальности в процессе игры на блокфлейте, инструменте с колеблющимся столбом воздуха, который при игре проникает по каналам костно-тканевой проводимости в головной мозг и фиксируется как звук определенной высоты. В 1932 г. русский ученый-оториноларинголог Г. Г. Куликовский выяснил, что колебания волн к кортиеву органу, рецепторной части слухового анализатора, передаются не только воздушным путем через звукопроводящий аппарат уха, но и через кости черепа тканевым путем, что положительно влияет на повышение порога слышимости по каналам костно-тканевой проводимости (Я. С. Темкин, 1957; С. Portmann, 1961; В. П. Морозов, 1970, другие авторы). Отмечается, что поражение корковых центров активизирует костно-тканевую проводимость, появляется плохое восприятие речи при относительно хорошем восприятии чистых тонов (В. Ф. Ундриц). Таким образом, различение чистых тонов составляет более легкую задачу, чем анализ речевых сигналов и синтеза словесных понятий. Для нас принципиально важным является сам факт костно-тканевой проводимости и возможность игры младших школьников на блокфлейте. Проигрывание песенных мелодий способствует музыкальной стимуляции, пропевание мелодии песни с текстом активизирует речевую реабилитацию младших школьников с нарушениями слуха. Статья подготовлена в рамках ранее разработанной программы «Обновленный слух» и направлена на продвижение данной инновационной методики, позволяющей активизировать реабилитационный процесс.
Список литературы

1. Актуальные проблемы и современные тенденции в развитии специальной педагогики и психологии : мат-лы Всеросс. науч. конференции (23-26 марта 2015 г., г. Москва) / под ред. Т. А. Соловьевой [и др.]. - М. - Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 368 с.

2. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем. - М. : Наука, 1980. - 197 с.

3. Верботональный метод реабилитации детей с нарушениями слуха и речи: кто и как использует его в России? // Вестник образования. - 2008. - № 18.

4. Губерина Петер. Методо-аудиовизуальная глобальная структура Губерина-Ривенс. - Париж : Дидье, 1965.

5. Дайлидене В. С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук - Оренбург, 2004. - 18 с.

6. Декер-Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию / под ред. Г. Г. Декер-Фойгт. - СПб. : Питер, 2013. - 634 с.

7. Инновации в музыкальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха : круглый стол / под ред. И. Г. Лаптева. - Астрахань : Астраханский университет, 2007. - 16 с.

8. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности. - М. : Академия, 2003. - 224 с.

9. Руководство по фониатрии / под ред. В. П. Морозова. - М., 1970. - 104 с.

10. Сапожников Я. М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. - М. : Икар, 2001. - 97 с.

11. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 2010. - 253 с.

12. Элькин В. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. - СПб., 2010. - 108 с.

13. Grammatico L. The development of listening skills // The Volta Review. - 1975. - № 77.

14. Ling D. Speech and the hearing impaired child: theory and practice. - Washington, 1976.

15. Ricci Leila Ansari, Fingon Joan C. Faculty Modeling Co-Teaching and Collaboration Practices in General Education and Special Education Courses in Teacher Preparation Programmes // Athens Journal of Education. - 2017. - Novemb.

Pedagogical Education in Russia. 2018; : 87-92

LANGUAGE DEVELOPMENT OF DEAF AND HARD OF HEARING JUNIOR SCHOOLCHILDREN when PLAYING THE BLOCKFLUTE

Laptev I. G.

Abstract

The article deals with the innovative method of rehabilitation of younger schoolchildren with hearing impairment. The urgency of the investigated problem is caused by insufficiency of the methods of musical and speech stimulation in rehabilitation of children with hearing impairment. The most modern and progressive technique is the development of speech and musicality in the process of playing the block flute, the instrument with an oscillating column of air that, when playing, enters the channels of bone and tissue conduction to the brain and is recorded as the sound of a particular pitch. In 1932, the Russian scientist-otolaryngologist G. G. Kulikovsky found out that the oscillations of the waves to the Corti organ, the receptor part of the auditory analyzer, are transmitted not only by air through the ear, but also through the skull bones by tissue, which positively affects the increase in the threshold of audibility through the channels of bone and tissue conductivity (Ya. S. Temkin, 1957; S. Portmann, 1961; V. P. Morozov, 1970; and others). It is noted that the malfunction of cortical centers activates bone conduction, there is a poor perception of speech with a relatively good perception of pure tones (V. F. Undrits). Thus, the distinction of pure tones is an easier task than the analysis of speech signals and the synthesis of verbal concepts. Crucial for us is the fact of bone tissue conductivity and the possibility of playing the block flute by younger students. Playing melodies contributes to musical stimulation, singing a song activates speech rehabilitation of younger schoolchildren with hearing impairments. The article is prepared within the framework of the previously developed program "Renewed hearing" and is aimed at promoting this innovative technique that allows to intensify the rehabilitation process.
References

1. Aktual'nye problemy i sovremennye tendentsii v razvitii spetsial'noi pedagogiki i psikhologii : mat-ly Vseross. nauch. konferentsii (23-26 marta 2015 g., g. Moskva) / pod red. T. A. Solov'evoi [i dr.]. - M. - Berlin : Direkt-Media, 2015. - 368 s.

2. Anokhin P. K. Uzlovye voprosy teorii funktsional'nykh sistem. - M. : Nauka, 1980. - 197 s.

3. Verbotonal'nyi metod reabilitatsii detei s narusheniyami slukha i rechi: kto i kak ispol'zuet ego v Rossii? // Vestnik obrazovaniya. - 2008. - № 18.

4. Guberina Peter. Metodo-audiovizual'naya global'naya struktura Guberina-Rivens. - Parizh : Did'e, 1965.

5. Dailidene V. S. Razvitie poznavatel'noi aktivnosti doshkol'nikov v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya : avtoref. dis. … kand. ped. nauk - Orenburg, 2004. - 18 s.

6. Deker-Foigt G. G. Vvedenie v muzykoterapiyu / pod red. G. G. Deker-Foigt. - SPb. : Piter, 2013. - 634 s.

7. Innovatsii v muzykal'nom vospitanii detei doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta s narusheniyami slukha : kruglyi stol / pod red. I. G. Lapteva. - Astrakhan' : Astrakhanskii universitet, 2007. - 16 s.

8. Leve A. Razvitie slukha u neslyshashchikh detei: Istoriya. Metody. Vozmozhnosti. - M. : Akademiya, 2003. - 224 s.

9. Rukovodstvo po foniatrii / pod red. V. P. Morozova. - M., 1970. - 104 s.

10. Sapozhnikov Ya. M. Sovremennye metody diagnostiki, lecheniya i korrektsii tugoukhosti i glukhoty u detei. - M. : Ikar, 2001. - 97 s.

11. Shushardzhan S. V. Muzykoterapiya i rezervy chelovecheskogo organizma. - M., 2010. - 253 s.

12. El'kin V. Tselitel'naya magiya muzyki. Garmoniya tsveta i zvuka v terapii boleznei. - SPb., 2010. - 108 s.

13. Grammatico L. The development of listening skills // The Volta Review. - 1975. - № 77.

14. Ling D. Speech and the hearing impaired child: theory and practice. - Washington, 1976.

15. Ricci Leila Ansari, Fingon Joan C. Faculty Modeling Co-Teaching and Collaboration Practices in General Education and Special Education Courses in Teacher Preparation Programmes // Athens Journal of Education. - 2017. - Novemb.