Журналов:     Статей:        

Коррекционная педагогика: теория и практика. 2017; : 3-8

Идеи Л.С. Выготского как платформа современного инклюзивного образования

Кожалиева Ч. Б., Шулекина Ю. А.

Аннотация

Значимость междисциплинарного подхода к изучению современного контингента обучающихся становится очевидной и бесспорной, когда речь заходит об инклюзивном образовании. В современных условиях увеличивается число детей с различными клиническими вариантами нарушений здоровья, вследствие чего возникает необходимость адекватного удовлетворения образовательных потребностей таких детей, оптимизации их образовательных возможностей. Ориентиром в построении модели российского инклюзивного образования могут служить идеи Л.С. Выготского, чьи взгляды во многом искажены в угоду западным практикам инклюзии.
Список литературы

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение. 1973.

2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.

3. Выготский Л.С. Проблемы умственной отсталости. Собр. соч.Т.5. М., 1983.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М., 1984.

5. Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка /ред. Выготский Л.С., Данюшевский И.И. М., 1935.

6. Иванова Н.Н. Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями в раннем возрасте // Дефектология. 2004. №2. С. 27-32.

7. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. М., 1979.

8. Кожалиева Ч.Б. Проблемы организации качественного образования умственно отсталых детей в условиях новой системы образования / Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: сборник материалов VIII Международного теоретико-методологического семинара (14 марта 2016 года). Том 1. М.: Парадигма, 2016. С. 99-106.

9. Кожалиева Ч.Б. Обучение умственно отсталых детей: есть ли перспективы? // Материалы Всероссийской конференции «Участие субъектов Российской Федерации в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: результаты и перспективы». Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Министерство образования и науки Российской Федерации, ГБОУ ВПО МГППУ. М., 2015 http://xn--c1ackabuhcbecyrh.xn--p1ai/conferences/materials/ (дата обращения 15.06.2016).

10. Кожалиева Ч.Б., Шулекина Ю.А. Возможности социокультурной адаптации ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: материалы II Междунар. конгресса по сложным нарушениям речи и поведения «Аутизм. Алалия. Инновации» (Москва, 1-3 апреля 2016) / под общ.ред. Ж.В. Антиповой, О.И. Азовой. М.: изд-во МПСУ, 2016. С. 294-300.

11. Кожалиева Ч.Б., Шулекина Ю.А., Киреева И.П. Образовательные возможности как платформа образовательной инклюзии // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология, 2016. Вып. 52. Ч.3. С. 335-345.

12. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989.

13. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М.: Педагогика, 1978.

14. Мнухин С.С. О клинико-физиологической классификации состояний общего психического недоразвития у детей / Вопросы детской психоневрологии // В кн. Труды ГНИПИ имени В.М. Бехтерева, 1961. Т. XXV. С. 67-77.

15. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т. Процессы умственной жизни. Петроград: Издание клиники доктора Г. Я. Трошина, 1915, 1916.

16. Урываев Ю.В., Шулекина Ю.А. Речь. Начала системной интеграции. Учебное пособие / Ярославль, 2013.

Remedial Education: Theory and Practice. 2017; : 3-8

Идеи Л.С. Выготского как платформа современного инклюзивного образования

,

Abstract

When we talk about inclusion, the importance of interdisciplinary approach becomes evident and undeniable. In modern conditions the number of children with different clinical variants of abnormal development is increased; hence there is a need to adequately meet the educational needs of such children, to optimize their educational opportunities.Guidance in building a model of Russian inclusive education can serve the L.S. Vygotsky’s ideas, whose views incorrectly understood to be in favor of western inclusive practices.
References

1. Vlasova T.A., Pevzner M.S. O detyakh s otkloneniyami v razvitii. M.: Prosveshchenie. 1973.

2. Vygotskii L.S. Osnovy defektologii. SPb.: Lan', 2003. 654 s.

3. Vygotskii L.S. Problemy umstvennoi otstalosti. Sobr. soch.T.5. M., 1983.

4. Vygotskii L.S. Sobranie sochinenii v 6 t. M., 1984.

5. Zankov L.V. Ocherki psikhologii umstvenno otstalogo rebenka /red. Vygotskii L.S., Danyushevskii I.I. M., 1935.

6. Ivanova N.N. Problemy sotsial'noi adaptatsii detei s intellektual'nymi narusheniyami v rannem vozraste // Defektologiya. 2004. №2. S. 27-32.

7. Kovalev V.V. Psikhiatriya detskogo vozrasta: rukovodstvo dlya vrachei. M., 1979.

8. Kozhalieva Ch.B. Problemy organizatsii kachestvennogo obrazovaniya umstvenno otstalykh detei v usloviyakh novoi sistemy obrazovaniya / Teoriya, istoriya i metodologiya psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detei s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami: sbornik materialov VIII Mezhdunarodnogo teoretiko-metodologicheskogo seminara (14 marta 2016 goda). Tom 1. M.: Paradigma, 2016. S. 99-106.

9. Kozhalieva Ch.B. Obuchenie umstvenno otstalykh detei: est' li perspektivy? // Materialy Vserossiiskoi konferentsii «Uchastie sub\"ektov Rossiiskoi Federatsii v realizatsii Natsional'noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012-2017 gody: rezul'taty i perspektivy». Komitet Soveta Federatsii po nauke, obrazovaniyu i kul'ture, Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii, GBOU VPO MGPPU. M., 2015 http://xn--c1ackabuhcbecyrh.xn--p1ai/conferences/materials/ (data obrashcheniya 15.06.2016).

10. Kozhalieva Ch.B., Shulekina Yu.A. Vozmozhnosti sotsiokul'turnoi adaptatsii rebenka s OVZ v usloviyakh inklyuzii // Aktual'nye problemy spetsial'noi psikhologii i korrektsionnoi pedagogiki: materialy II Mezhdunar. kongressa po slozhnym narusheniyam rechi i povedeniya «Autizm. Alaliya. Innovatsii» (Moskva, 1-3 aprelya 2016) / pod obshch.red. Zh.V. Antipovoi, O.I. Azovoi. M.: izd-vo MPSU, 2016. S. 294-300.

11. Kozhalieva Ch.B., Shulekina Yu.A., Kireeva I.P. Obrazovatel'nye vozmozhnosti kak platforma obrazovatel'noi inklyuzii // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psikhologiya, 2016. Vyp. 52. Ch.3. S. 335-345.

12. Lubovskii V.I. Psikhologicheskie problemy diagnostiki anomal'nogo razvitiya detei. M.: Pedagogika, 1989.

13. Lubovskii V.I. Razvitie slovesnoi regulyatsii deistvii u detei. M.: Pedagogika, 1978.

14. Mnukhin S.S. O kliniko-fiziologicheskoi klassifikatsii sostoyanii obshchego psikhicheskogo nedorazvitiya u detei / Voprosy detskoi psikhonevrologii // V kn. Trudy GNIPI imeni V.M. Bekhtereva, 1961. T. XXV. S. 67-77.

15. Troshin G.Ya. Antropologicheskie osnovy vospitaniya. Sravnitel'naya psikhologiya normal'nykh i nenormal'nykh detei: V 2 t. Protsessy umstvennoi zhizni. Petrograd: Izdanie kliniki doktora G. Ya. Troshina, 1915, 1916.

16. Uryvaev Yu.V., Shulekina Yu.A. Rech'. Nachala sistemnoi integratsii. Uchebnoe posobie / Yaroslavl', 2013.