Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2023; 6: 986-1000

Апелляции к Богу в формальной рамке писем из «Шах-наме» Абулькасима Фирдоуси

Лахути С. Ф.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-5-986-1000

Аннотация

Апелляция к Богу открывает более 60 посланий в «Шах-наме» Фирдоуси (X–XI вв.). Она входит в формальную рамку письма наряду с благопожеланиями, приветствием и др. В части посланий наличие такой апелляции просто упоминается, в части — приводится полный текст размером до 16 полустиший. В апелляциях могут упоминаться действия Бога по отношению к отправителю или адресату, человечеству в целом, миру, свойства Бога и его власть над миром. Далее апелляция может перейти в выражение благодарности за все дарованное, в другую часть формальной рамки — чаще всего в благопожелание, или же в основную часть письма. Характер и длина апелляций к Богу выделяют их на фоне других частей формальной рамки, поскольку это единственная часть, которая заметно отступает как от сасанидской, так и арабо-персидской эпистолярной традиции. В статье рассматриваются способы ввода апелляций к Богу в текст поэмы, основная тематика таких апелляций и используемых в них эпитетов, а также роль апелляций к Богу в формальной рамке писем и в «Шах-наме» в целом.

Список литературы

1. Лахути Л. Г. Национальный иранский эпос между суфийской традицией и доисламским прошлым Ирана. Письменные памятники Востока: Проблемы перевода и интерпретации. Избранные доклады. Материалы I–V ежегодных конференций Института востоковедения РАН, 2011–2015 гг. М.: ИВ РАН, 2017. С. 103–116.

2. Лахути С. В. Формальная рамка писем в «Шах-наме»: между персидской доисламской и арабо-персидской традициями. Вестник РГГУ. Сер. «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2015. № 8. C. 30–43.

3. Лахути С. В. Крепкое тело и бодрый дух или удар мечом: чего пожелать высокородному адресату? (на материале писем из «Шах-наме» А. Фирдоуси). Труды Института востоковедения РАН. Вып. 32: Текстология и источниковедение Востока: Проблемы перевода и интерпретации. Избранные доклады. М.: ИВ РАН, 2022. С. 111–134.

4. Пиотровский М. Б. Ал-Асма' ал-хусна. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.

5. Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт востоковедения. М.: Наука, 1970. (На перс.).

6. Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт востоковедения. М.: Наука, 1971 (На перс.).

7. Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт народов Азии. М.: Наука, 1960. (На перс.).

8. Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт народов Азии. М.: Наука, 1962. (На перс.).

9. Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт народов Азии. М.: Наука, 1965(1). (На перс.).

10. Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт народов Азии. М.: Наука, 1965(2). (На перс.).

11. Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт народов Азии. М.: Наука, 1967(1). (На перс.).

12. Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт народов Азии. М.: Наука, 1967(2). (На перс.).

13. Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт народов Азии. М.: Наука, 1968. (На перс.).

14. Dihxudā A. A. Luġat-nāma (čāp-i avval az dawra-yi jadīd). Jild-i 1–14. Tehran: Tiehran University Publications, 1372/1993. Электронный ресурс: URL: www.parsi.wiki (accessed: 20 October 2022) (in Persian).

15. Rajabzadeh H. CORRESPONDENCE iii. Forms of opening and closing, address, and signature. Encyclopaedia Iranica. Электронный ресурс: URL: http://www.iranicaonline.org/articles/correspondence-iii (accessed: 13 October 2023).

16. Weber D. Ostraca, Papyri und Pergamente. Textband. Corpus Inscriptionum Iranicarum. Part III: Pahlavi Inscriptions, vol. IV/V: Ostraca and Papyri. Texts, vol. 1. London, 1992.

17. Zaehner R. C. Nāmak-nipēsišnīh. Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1937. No. 9, pp. 93–109.

Orientalistica. 2023; 6: 986-1000

Invocation of God in the formal structure of letters in Ferdowsi’s Shah-nameh

Lahuti S. V.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-5-986-1000

Abstract

Invocation of God opens more than 60 letters in Abulqasim Ferdowsi’s Shahnameh (10–11cс.). It constitutes a part of a letter’s formal structure along with benedictions, salutation, etc. In some cases, the invocation is merely mentioned, in others it is presented in full, in up to 16 lines. Invocations of God mention God’s actions towards the sender or recipient of a letter, towards humanity in general, and towards the world, as well as God’s attributes and power over the universe. Then it can morph into an expression of gratitude or be followed by another part of the formal structure, usually a benediction, or by the main body of the letter. The specifics and the length of such invocations set them apart from other parts of the letter’s formal structure, as they are the only parts that deviate considerably from Sasanian as well as Arabo-Persian epistolary traditions. The paper deals with the methods by which the invocations of God are introduced in the text of the poem, principal themes of such invocations, and their role in the formal structure of a letter and in Shah-nameh in general.

References

1. Lakhuti L. G. Natsional'nyi iranskii epos mezhdu sufiiskoi traditsiei i doislamskim proshlym Irana. Pis'mennye pamyatniki Vostoka: Problemy perevoda i interpretatsii. Izbrannye doklady. Materialy I–V ezhegodnykh konferentsii Instituta vostokovedeniya RAN, 2011–2015 gg. M.: IV RAN, 2017. S. 103–116.

2. Lakhuti S. V. Formal'naya ramka pisem v «Shakh-name»: mezhdu persidskoi doislamskoi i arabo-persidskoi traditsiyami. Vestnik RGGU. Ser. «Istoriya. Filologiya. Kul'turologiya. Vostokovedenie». 2015. № 8. C. 30–43.

3. Lakhuti S. V. Krepkoe telo i bodryi dukh ili udar mechom: chego pozhelat' vysokorodnomu adresatu? (na materiale pisem iz «Shakh-name» A. Firdousi). Trudy Instituta vostokovedeniya RAN. Vyp. 32: Tekstologiya i istochnikovedenie Vostoka: Problemy perevoda i interpretatsii. Izbrannye doklady. M.: IV RAN, 2022. S. 111–134.

4. Piotrovskii M. B. Al-Asma' al-khusna. Islam. Entsiklopedicheskii slovar'. M.: Nauka, 1991.

5. Firdousӣ . Shakh-name. Kriticheskii tekst. AN SSSR Institut vostokovedeniya. M.: Nauka, 1970. (Na pers.).

6. Firdousӣ . Shakh-name. Kriticheskii tekst. AN SSSR Institut vostokovedeniya. M.: Nauka, 1971 (Na pers.).

7. Firdousӣ . Shakh-name. Kriticheskii tekst. AN SSSR Institut narodov Azii. M.: Nauka, 1960. (Na pers.).

8. Firdousӣ . Shakh-name. Kriticheskii tekst. AN SSSR Institut narodov Azii. M.: Nauka, 1962. (Na pers.).

9. Firdousӣ . Shakh-name. Kriticheskii tekst. AN SSSR Institut narodov Azii. M.: Nauka, 1965(1). (Na pers.).

10. Firdousӣ . Shakh-name. Kriticheskii tekst. AN SSSR Institut narodov Azii. M.: Nauka, 1965(2). (Na pers.).

11. Firdousӣ . Shakh-name. Kriticheskii tekst. AN SSSR Institut narodov Azii. M.: Nauka, 1967(1). (Na pers.).

12. Firdousӣ . Shakh-name. Kriticheskii tekst. AN SSSR Institut narodov Azii. M.: Nauka, 1967(2). (Na pers.).

13. Firdousӣ . Shakh-name. Kriticheskii tekst. AN SSSR Institut narodov Azii. M.: Nauka, 1968. (Na pers.).

14. Dihxudā A. A. Luġat-nāma (čāp-i avval az dawra-yi jadīd). Jild-i 1–14. Tehran: Tiehran University Publications, 1372/1993. Elektronnyi resurs: URL: www.parsi.wiki (accessed: 20 October 2022) (in Persian).

15. Rajabzadeh H. CORRESPONDENCE iii. Forms of opening and closing, address, and signature. Encyclopaedia Iranica. Elektronnyi resurs: URL: http://www.iranicaonline.org/articles/correspondence-iii (accessed: 13 October 2023).

16. Weber D. Ostraca, Papyri und Pergamente. Textband. Corpus Inscriptionum Iranicarum. Part III: Pahlavi Inscriptions, vol. IV/V: Ostraca and Papyri. Texts, vol. 1. London, 1992.

17. Zaehner R. C. Nāmak-nipēsišnīh. Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1937. No. 9, pp. 93–109.