Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2023; 6: 927-942

Об авиценновской модификации аристотелевского гилеморфизма: имматериализация человеческой души

Ефремова Н. В.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-5-927-942

Аннотация

Статья продолжает начатое в данном журнале (2021, № 4) исследование рецепции аристотелевской психологии в трудах крупнейшего философа классического ислама Ибн-Сины (Авиценны, 980–1037). Наделяя аристотелизм иммортологическим измерением, мусульманский философ трансформирует гилеморфизм в энтелехизм, обосновывает субстанциальность души, ее бестелесность и нетленность. В авиценновской реконструкции сочинения Аристотеля «О душе» преимущественное внимание уделяется развитию критики мнений о душе как гармонии или смеси, трактовке тезиса Стагирита о невеличинности ума в смысле утверждения об имматериальности души как следствии ее статуса в качестве субстрата интеллигибелий, а также переработке соответствующих положений касательно орудий разумной души.

Список литературы

1. Аристотель. Категории. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 51–90.

2. Аристотель. Метафизика. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 63–368.

3. Аристотель. О возникновении животных. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1940.

4. Аристотель. О возникновении и уничтожении. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 3. М.: Мысль, 1981. С. 379–440.

5. Аристотель. О душе. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 369–448.

6. Аристотель. О сне и бодрствовании. Платоновские исследования. 2021. Вып. 14. № 1. С. 226–251.

7. Аристотель. Физика. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 3. М.: Мысль, 1981. С. 59–262.

8. Бахманйар. Ат-Тахсил. Средневековая арабо-мусульманская философия в переводах А.В. Сагадеева. Т. 2. М.: Изд. дом Марджани, 2010.

9. Ефремова Н. В. Об авиценновской рецепции философской психологии Аристотеля: определение души. Ориенталистика. 2021. Т. 4. № 4. С. 967– 986.

10. Ибн-Рушд. Большой комментарий к сочинению Аристотеля «О душе» (кн. III, коммент. 17–19). Ислам в современном мире. 2020. Т. 16. № 2. С. 221–240.

11. Ибн-Сина (Авиценна). Психология. Исцеление: теология. В 2-х тт. М.: ИВРАН, 2022. Т. II. С. 7–184.

12. Ибн-Сина. Книга знания. Ибн-Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980. С. 59–228.

13. Ибн-Сина.Книга о душе. В: Ибн-Сина. Избранныефилософскиепроизведения. М.: Наука, 1980. С. 385–521.

14. Ибн-Сина. Указания и наставления. В: Ибн-Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980. С. 229–382.

15. Ибн-Сина. Указания и напоминания (раздел по метафизике). Часть четвертая. Ориенталистика. 2019. Т. 2. № 2. С. 337–374.

16. Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. Мусульманская религиозная философия. Фальсафа. Казань: Изд-во Казанского университета, 2014.

17. Ибрагим Т., Ефремова Н. В. О модернистской рецепции фальсафской теологии. Исламская мысль: традиция и современность. № 7 (2022). М.: Изд. Дом «Медина», 2023. С. 475–548.

18. Платон. Федон. В: Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 7–80.

19. Платон. Тимей. В: Платон. Собрание сочинений в четырёх томах. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 421–500.

20. Averrois Cordubensis Commentarium Magnum in Aristotelis De Anima Libros. Cambridge, Massachussetts: The Medieval Academy of America, 1953 (in Latin).

21. Shields Ch. Commentary. Aristotle. De Anima. Oxford: Clarendon Press, 2016, pp. 79–379.

22. Gutas D. Avicenna and the Aristotelian Tradition. Leiden — Boston: Brill, 2014.

23. Ibn-Rushd. Talkhis Kitab an-Nafs [Middle Commentary “On the Soul”] Cairo: al-Majlis al-a‘la li-th-thaqafa, 1994 (in Arabic).

24. Ibn-Rushd. Talkhis Kitab an-Nafs [Middle Commentary “On the Soul”; in reality — Short Commentary]. Cairo: Maktabat an-Nahda al-misriyya, 1950, pp. 1–101. Cairo 1950, pp. 1–101 (in Arabic).

25. Ibn-Sina. Al-Mubahathat [Discussions]. Qom: Bidar, 1413/1992. Qom, 1413/1992 (in Arabic).

26. Ibn-Sina. At-Ta‘liqat [Glosses]. Qom: Marqaz-i Intisharat-i-Daftar-i Tabligat-i Islami.1421/2000. (in Arabic).

27. Ibn-Sina. Ash-Shifa’: at-Tabi‘iyyat: 6) an-Nafs. [The Healing: Physics: 6) Psychology]. Cairo: al-Hay’a al-misriyya al-‘amma li-l-kitab, 1975 (in Arabic).

28. Ibn-Sina. An-Nafs min Kitab ash-Shifa’ [(On the) Soul from the Book of Healing]. Qom: Marqaz-i-intisharat-i daftar-i tabligat-i islami, 1417/1996 (in Arabic).

29. Ibn-Sina. [Risala ila al-Kiya] (Letter to al-Kiya). Al-Mubahathat [Discussions]. Qom: Bidar, 1413/1992, pp. 371–375 (in Arabic).

30. Ibn-Sina. At-Ta‘liqat ‘ala hawashi Kitab an-Nafs li-Aristutalis [Marginal Glosses to the Aristotle's Book on Soul] ’Aristu ‘ind al-Arab [Aristotle among the Arabs]. El-Kuweit: Wiqalat al-matby‘at, 1978, pp. 75–116 (in Arabic).

31. Ierodiakonou K. Perceptual Attention and Reflective Awareness in the Aristotelian Tradition. Aristotle’s On the Soul. A Critical Guide. Cambridge: Cambridge University Press, 2022, pp. 174–194.

32. Philoponus: On Aristotle On the Soul 1.3–5. London, New York: Bloomsbury Academic Publishing, 2014.

33. Polansky R. Aristotle’s De Anima. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.

34. Ar-Razi Fahraddin. Al-Matalib al-‘aliya min al-‘ilm al-’ilahi [Higher Questions of Theology]. Beirut: Dar al-Kitab al-‘arabi, 1987 (in Arabic).

35. Themistius. On Aristotle On the soul. London — New Delhi — New York — Sydney: Bloomsbury Academic Publishing, 2013.

36. Thomas Aquinas. A Commentary on Aristotle’s De Anima. New Haven, London: Yale University Press, 1999.

37. Wood R., Weisberg M. Interpreting Aristotle on mixture: problems about elemental composition from Philoponus to Cooper. Studies in History and Philosophy of Science. 2004. No 35, pp. 681–706.

38. Young D. J. Soul as Structure: Plato and Aristotle on the Harmonia Theory. Dissertation. Cornell University. 2006. Электронный ресурс: URL: https://hdl.handle.net/1813/4043 (дата обращения: 10.09.2023).

Orientalistica. 2023; 6: 927-942

About Avicennа’s modification of Aristotelian hylemorphism: immaterialization of the human soul

Efremova N. V.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-5-927-942

Abstract

The article continues our study of the reception of aristotelian psychology in the philosophy of the greatest thinker of classical Islam — Ibn Sina (Avicenna, 980– 1037), which has been begun in this journal (2021, No. 4). Endowing aristotelism with an immortological dimension, the Muslim philosopher transforms hylemorphism into entelechism, justiϐies the substantiality of the soul, its incorporeality and incorruptibility. In avicennian reconstruction of aristotelian treatise “On the Soul” primary attention is paid to criticism of the opinions on the soul as harmony or mixture, as well as to the interpretation of Stagirite’s thesis about the non-magnitudeness of mind in a sense of assertion about soul’s immateriality resulting from its status as a substratum of intelligibles. The article also highlights Ibn-Sina’s modiϐication of the relevant statements regarding the organs of the rational soul.

References

1. Aristotel'. Kategorii. Aristotel'. Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 2. M.: Mysl', 1978. S. 51–90.

2. Aristotel'. Metafizika. Aristotel'. Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 1. M.: Mysl', 1976. S. 63–368.

3. Aristotel'. O vozniknovenii zhivotnykh. M. — L.: Izd-vo AN SSSR, 1940.

4. Aristotel'. O vozniknovenii i unichtozhenii. Aristotel'. Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 3. M.: Mysl', 1981. S. 379–440.

5. Aristotel'. O dushe. Aristotel'. Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 1. M.: Mysl', 1976. S. 369–448.

6. Aristotel'. O sne i bodrstvovanii. Platonovskie issledovaniya. 2021. Vyp. 14. № 1. S. 226–251.

7. Aristotel'. Fizika. Aristotel'. Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 3. M.: Mysl', 1981. S. 59–262.

8. Bakhmaniar. At-Takhsil. Srednevekovaya arabo-musul'manskaya filosofiya v perevodakh A.V. Sagadeeva. T. 2. M.: Izd. dom Mardzhani, 2010.

9. Efremova N. V. Ob avitsennovskoi retseptsii filosofskoi psikhologii Aristotelya: opredelenie dushi. Orientalistika. 2021. T. 4. № 4. S. 967– 986.

10. Ibn-Rushd. Bol'shoi kommentarii k sochineniyu Aristotelya «O dushe» (kn. III, komment. 17–19). Islam v sovremennom mire. 2020. T. 16. № 2. S. 221–240.

11. Ibn-Sina (Avitsenna). Psikhologiya. Istselenie: teologiya. V 2-kh tt. M.: IVRAN, 2022. T. II. S. 7–184.

12. Ibn-Sina. Kniga znaniya. Ibn-Sina. Izbrannye filosofskie proizvedeniya. M.: Nauka, 1980. S. 59–228.

13. Ibn-Sina.Kniga o dushe. V: Ibn-Sina. Izbrannyefilosofskieproizvedeniya. M.: Nauka, 1980. S. 385–521.

14. Ibn-Sina. Ukazaniya i nastavleniya. V: Ibn-Sina. Izbrannye filosofskie proizvedeniya. M.: Nauka, 1980. S. 229–382.

15. Ibn-Sina. Ukazaniya i napominaniya (razdel po metafizike). Chast' chetvertaya. Orientalistika. 2019. T. 2. № 2. S. 337–374.

16. Ibragim T.K., Efremova N.V. Musul'manskaya religioznaya filosofiya. Fal'safa. Kazan': Izd-vo Kazanskogo universiteta, 2014.

17. Ibragim T., Efremova N. V. O modernistskoi retseptsii fal'safskoi teologii. Islamskaya mysl': traditsiya i sovremennost'. № 7 (2022). M.: Izd. Dom «Medina», 2023. S. 475–548.

18. Platon. Fedon. V: Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 2. M.: Mysl', 1993. S. 7–80.

19. Platon. Timei. V: Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 3. M.: Mysl', 1994. S. 421–500.

20. Averrois Cordubensis Commentarium Magnum in Aristotelis De Anima Libros. Cambridge, Massachussetts: The Medieval Academy of America, 1953 (in Latin).

21. Shields Ch. Commentary. Aristotle. De Anima. Oxford: Clarendon Press, 2016, pp. 79–379.

22. Gutas D. Avicenna and the Aristotelian Tradition. Leiden — Boston: Brill, 2014.

23. Ibn-Rushd. Talkhis Kitab an-Nafs [Middle Commentary “On the Soul”] Cairo: al-Majlis al-a‘la li-th-thaqafa, 1994 (in Arabic).

24. Ibn-Rushd. Talkhis Kitab an-Nafs [Middle Commentary “On the Soul”; in reality — Short Commentary]. Cairo: Maktabat an-Nahda al-misriyya, 1950, pp. 1–101. Cairo 1950, pp. 1–101 (in Arabic).

25. Ibn-Sina. Al-Mubahathat [Discussions]. Qom: Bidar, 1413/1992. Qom, 1413/1992 (in Arabic).

26. Ibn-Sina. At-Ta‘liqat [Glosses]. Qom: Marqaz-i Intisharat-i-Daftar-i Tabligat-i Islami.1421/2000. (in Arabic).

27. Ibn-Sina. Ash-Shifa’: at-Tabi‘iyyat: 6) an-Nafs. [The Healing: Physics: 6) Psychology]. Cairo: al-Hay’a al-misriyya al-‘amma li-l-kitab, 1975 (in Arabic).

28. Ibn-Sina. An-Nafs min Kitab ash-Shifa’ [(On the) Soul from the Book of Healing]. Qom: Marqaz-i-intisharat-i daftar-i tabligat-i islami, 1417/1996 (in Arabic).

29. Ibn-Sina. [Risala ila al-Kiya] (Letter to al-Kiya). Al-Mubahathat [Discussions]. Qom: Bidar, 1413/1992, pp. 371–375 (in Arabic).

30. Ibn-Sina. At-Ta‘liqat ‘ala hawashi Kitab an-Nafs li-Aristutalis [Marginal Glosses to the Aristotle's Book on Soul] ’Aristu ‘ind al-Arab [Aristotle among the Arabs]. El-Kuweit: Wiqalat al-matby‘at, 1978, pp. 75–116 (in Arabic).

31. Ierodiakonou K. Perceptual Attention and Reflective Awareness in the Aristotelian Tradition. Aristotle’s On the Soul. A Critical Guide. Cambridge: Cambridge University Press, 2022, pp. 174–194.

32. Philoponus: On Aristotle On the Soul 1.3–5. London, New York: Bloomsbury Academic Publishing, 2014.

33. Polansky R. Aristotle’s De Anima. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.

34. Ar-Razi Fahraddin. Al-Matalib al-‘aliya min al-‘ilm al-’ilahi [Higher Questions of Theology]. Beirut: Dar al-Kitab al-‘arabi, 1987 (in Arabic).

35. Themistius. On Aristotle On the soul. London — New Delhi — New York — Sydney: Bloomsbury Academic Publishing, 2013.

36. Thomas Aquinas. A Commentary on Aristotle’s De Anima. New Haven, London: Yale University Press, 1999.

37. Wood R., Weisberg M. Interpreting Aristotle on mixture: problems about elemental composition from Philoponus to Cooper. Studies in History and Philosophy of Science. 2004. No 35, pp. 681–706.

38. Young D. J. Soul as Structure: Plato and Aristotle on the Harmonia Theory. Dissertation. Cornell University. 2006. Elektronnyi resurs: URL: https://hdl.handle.net/1813/4043 (data obrashcheniya: 10.09.2023).