Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2023; 6: 911-926

Перевод главы «О слове Бога Всевышнего (слава Ему!)» из трактата Насира Хусрава «Шесть глав» (Шиш фасл)

Корнеева Т. Г.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-5-911-926

Аннотация

Статья посвящена роли слова Бога в процессе сотворения мира согласно исмаилитским представлениям. Бог, согласно исмаилитским философам, абсолютно трансцендентен и неописуем, так что нельзя ни приписать Ему какие-либо атрибуты, ни отрицать их наличие у Него. Однако заложенная в тексте Корана креационистская концепция требовала от исмаилитских мыслителей рационального объяснения, каким образом из трансцендентного Единого появилось познаваемое множественное. В начале X в. Абу-л-Хасан Мухаммад б. Ахмад ан-Насафи адаптировал неоплатонические идеи к исмаилитским постулатам, и в дальнейшем взгляды ан-Насафи получили развитие у Абу Йакуба ас-Сиджистани и частично у Хамид ад-Дина ал-Кирмани. Насир Хусрав (1004 — после 1074) уделил много внимания роли слова Бога в акте творения, наделил его бытием и сделал причиной Всеобщего Разума. Вниманию читателей предлагается перевод главы из трактата Насира Хусрава «Шесть глав» (Шиш фасл), посвященной слову Бога и его роли при сотворении мироздания.

Список литературы

1. Ал-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума (Рахат ал-акль). М.: Ладомир, 1995.

2. аш-Шахрастани, Мухаммад. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал). М.: Наука; Восточная литература. 1984.

3. Волкова Н. П. Плотин о бесконечной силе Единого в контексте эманации. Философская антропология. 2016. Т. 2. № 2. С. 264–283.

4. Ефремова Н. В. Доказательства бытия Бога согласно фальсафе. Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 1. М.: Языки славянской культуры, 2010. С. 300‒316.

5. Ибрагим Т. Обоснование бытия Бога и Его единства в каламе. Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 1. М.: Языки славянской культуры, 2010, с. 284‒299.

6. Ибрагим Т. К. О концепции извечного творения. Ислам в современном мире. 2018. № 14(3). С. 25‒46.

7. История арабо-мусульманской философии: учебник и антология. М.: Академический проект; Садра. 2020.

8. Насыров И. Р. Доказательства существования Бога в исламской теологии (калам). Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 73. С. 53‒68.

9. Насыров И.Р. Формирование общего блока вопросов метафизики в каламе в IX–XII вв. Исламоведение. 2017. Т. 8. № 1. С. 54–69.

10. Носири Хусрав. Зад ал-мусафирин. Припасы путников. Душанбе: Нодир, 2005.

11. Плотин. Трактаты 1‒11. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2007.

12. Смирнов А.В. Сущность в арабо-мусульманской философии Электронный ресурс: URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0194da68403990305f864994 (accessed: 08.09.2023).

13. An Anthology of Philosophy in Persia. Vol. 2: Ismaili Thought in the Classical Age. London: I. B. Tauris, 2008.

14. Ibn Taymiyya. Majmuʻ al-Fatawa al-Kubra [A Great Compilation of Fatwa]. Maktabat Ibn Taymiyya. Vol. 11 (in Arabic).

15. Ismail K. Poonawala. An Early Doctrinal Controversy in the Iranian School of Ismaʿili Thought and Its Implications. Journal of Persianate Studies. No 5 (2012), pp. 17‒34.

16. Nasir Khusraw. Gushayish wa rahayish [Knowledge and Liberation]. London: I.B.Tauris & Co Ltd., 1999 (in Persian).

17. Nasir Khusraw. Shish fasl [Six chapters]. Leiden: Brill, 1949 (In Persian).

18. Razi, Fakhruddin. Mafatih al-Ghayb [Keys to the Unknown]. Beirut: Dar al-kutub al-‘ilmiyya, 2000. Vol. 29 (in Arabic).

Orientalistica. 2023; 6: 911-926

Translation of the chapter On the word of God Almighty (glory to Him!)” from the treatise of Nasir Khusraw Six Chapters” (Shish fasl)

Korneyeva T. G.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-5-911-926

Abstract

The article is devoted to the role of the Word of God in the process of creation of the world according to Ismaili ideas. God, according to the Ismaili philosophers, is transcendent and indescribable, so it is impossible not to attribute any attributes to Him, nor to deny their presence in Him. However, the creationist concept embedded in the text of the Koran demanded from Ismaili thinkers a rational explanation of how the cognizable plural emerged from the transcendent One. At the beginning of the 10th century, Abu'l-Hasan Muhammad B. Ahmad an-Nasafi adapted Neoplatonic ideas to Ismaili postulates, and later Abu Ya'qub al-Sijistani, Nasir Khusraw and partly Hamid al-Din al-Kirmani developed an-Nasafi's views. Nasir Khusraw (1004 — after 1074) paid much attention to the role of the Word of God in the act of creation, endowed it with being and made it the cause of Universal Reason. Readers are offered a translation of the chapter from the treatise of Nasir Khusraw “Six Chapters” (Shish Fasl), dedicated to the word of God and his role in the creation of the universe.

References

1. Al-Kirmani, Khamid ad-Din. Uspokoenie razuma (Rakhat al-akl'). M.: Ladomir, 1995.

2. ash-Shakhrastani, Mukhammad. Kniga o religiyakh i sektakh (Kitab al-milal va-n-nikhal). M.: Nauka; Vostochnaya literatura. 1984.

3. Volkova N. P. Plotin o beskonechnoi sile Edinogo v kontekste emanatsii. Filosofskaya antropologiya. 2016. T. 2. № 2. S. 264–283.

4. Efremova N. V. Dokazatel'stva bytiya Boga soglasno fal'safe. Ishrak: Ezhegodnik islamskoi filosofii. № 1. M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2010. S. 300‒316.

5. Ibragim T. Obosnovanie bytiya Boga i Ego edinstva v kalame. Ishrak: Ezhegodnik islamskoi filosofii. № 1. M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2010, s. 284‒299.

6. Ibragim T. K. O kontseptsii izvechnogo tvoreniya. Islam v sovremennom mire. 2018. № 14(3). S. 25‒46.

7. Istoriya arabo-musul'manskoi filosofii: uchebnik i antologiya. M.: Akademicheskii proekt; Sadra. 2020.

8. Nasyrov I. R. Dokazatel'stva sushchestvovaniya Boga v islamskoi teologii (kalam). Vestnik PSTGU. Seriya I: Bogoslovie. Filosofiya. Religiovedenie. 2017. Vyp. 73. S. 53‒68.

9. Nasyrov I.R. Formirovanie obshchego bloka voprosov metafiziki v kalame v IX–XII vv. Islamovedenie. 2017. T. 8. № 1. S. 54–69.

10. Nosiri Khusrav. Zad al-musafirin. Pripasy putnikov. Dushanbe: Nodir, 2005.

11. Plotin. Traktaty 1‒11. M.: Greko-latinskii kabinet Yu. A. Shichalina, 2007.

12. Smirnov A.V. Sushchnost' v arabo-musul'manskoi filosofii Elektronnyi resurs: URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0194da68403990305f864994 (accessed: 08.09.2023).

13. An Anthology of Philosophy in Persia. Vol. 2: Ismaili Thought in the Classical Age. London: I. B. Tauris, 2008.

14. Ibn Taymiyya. Majmuʻ al-Fatawa al-Kubra [A Great Compilation of Fatwa]. Maktabat Ibn Taymiyya. Vol. 11 (in Arabic).

15. Ismail K. Poonawala. An Early Doctrinal Controversy in the Iranian School of Ismaʿili Thought and Its Implications. Journal of Persianate Studies. No 5 (2012), pp. 17‒34.

16. Nasir Khusraw. Gushayish wa rahayish [Knowledge and Liberation]. London: I.B.Tauris & Co Ltd., 1999 (in Persian).

17. Nasir Khusraw. Shish fasl [Six chapters]. Leiden: Brill, 1949 (In Persian).

18. Razi, Fakhruddin. Mafatih al-Ghayb [Keys to the Unknown]. Beirut: Dar al-kutub al-‘ilmiyya, 2000. Vol. 29 (in Arabic).