Ориенталистика. 2023; 6: 534-547
К методологии исследования буддийского изобразительного искусства (на примере произведений Г. Дзанабазара)
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-3-4-534-547Аннотация
В статье проводится сравнительный анализ разных подходов к изучению буддийской иконографии и предметов культового искусства: научного академического и традиционного буддийского. Рассматриваются их главные цели и задачи, понимание изобразительного художественного стиля в искусствоведении и буддийской традиции. Аргументируется возможность и необходимость использования разноплановых источников исследования, а вернее, комплексного и мультидисциплинарного принципа работы с культовыми образами будд, бодхисаттв и божеств для наиболее глубокого и адекватного их понимания, а также экспонирования в музейном или ином выставочном пространстве. Идеальной моделью для разработки подобной методики исследования, на взгляд автора, является творчество крупнейшего буддийского мастера Гомбодоржийн Дзанабазара (1635–1723), который сочетал в себе качества художника, высокообразованного буддийского адепта, духовного наставника, и правителя государства. Рассмотрены типы письменных и других вербальных источников, а также типы предметов, или визуальные источники, которые должны быть использованы для раскрытия темы художественного творчества буддистов. Также осуществляется попытка сформулировать наиболее актуальные задачи и перспективные направления для исследователей изобразительного искусства тибето-монгольского буддизма.
Список литературы
1. Батчулуун Л. Монг ол дархны урлаг. Боть 1, 2. Улаанбаатар: Admon, 2009. [Batchuluun L. Mongolian handicraft arts. Vol. 1. Ulaanbaatar: Admon, 2009] (in Mongolian).
2. Ганевская Э. В. Бронзовая скульптура Монголии в собрании ГМИНВ. Искусство и культура Монголии Центральной Азии. Доклады и сообщения всесоюзной научной конференции. Ч. I. М.: Наука, 1983. C. 50–57.
3. Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Т. Д. Пять семей будды. Металлическая скульптура северного буддизма IX–XIX вв. Из собрания ГМВ. М.: УРСС, 2004 (Калуга: ГУП Облиздат), 2004.
4. Источник мудрецов. Тибетско-монгольский терминологический словарь буддизма. Подг. текста, пер. и примеч. Р. Е. Пубаева и Б. Д. Дандарона. Вып. 5. Улан-Удэ, БФ СО АН СССР; БИОН, 1968.
5. Кореняко В. А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. Гос. музей искусства народов Востока. М.: Восточная литература, 2002.
6. Мириманов В. Б. Истоки стиля. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 28). М.: РГГУ; ИВГИ, 1999.
7. Мириманов В. Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М.: Согласие, 1997.
8. Обитель милосердия: искусствотибетского буддизма. Каталог выставки. Авторы-cост.: Ю. И. Елихина, К. Ф. Самосюк; отв. ред. М. Б. Пиотровский. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2015.
9. Сыртыпова С. Д. Искусство выколотки по металлу в Монголии: хөөмөл от средневековья до наших дней. Бюллетень Общества востоковедов РАН. № 21. Материалы VII международной конференции «Источники по средневековой истории кочевников Евразии». М.: 2014. С. 285–311.
10. Сыртыпова С. Д. Внедрение эстетики монгольских кочевников в буддийское изобразительное искусство в эпоху Юань. Общество и государство в Китае. Ученые записки отдела Китая. Т. XLVII. Ч. 1. М.: ИВ РАН, 2017. С. 575–601.
11. Сыртыпова С. Д. Татхагата будды Дзанабазара (Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи, Вайрочана). Ориенталистика. 2019а; 2(3): 591-612. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-3-591-612
12. Сыртыпова С. Д. Будда Акшобхья в Монголии. Ориенталистика. 2019б;2(4):817–837. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-4-817-837
13. Сыртыпова С.-Х. Д. Жизнь и творчество Г. Дзанабазара (1635–1723): вербальные и визуальные источники исследования. М.: ИВ РАН, 2021.
14. Сыртыпова С. Д. Будда Амитаюс в творчестве Дзанабазара (1635–1723). Ориенталистика. 2022;5(2):282–300. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-2-282-300
15. Фёдоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. М.: Искусство. 1976.
16. 108 образов Будды. Исследование коллекции № 5942 из собрания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН. Авт.-сост. Е. В. Иванова, А. Ф. Дубровин, отв. ред. И. А. Алимов. СПб.: МАЭ РАН, 2014.
17. Dagyab Loden Sh. Tibetan Religious Art. Wiesbaden: Harrassowitz, 1977.
18. Jackson D. A. The history of Tibetan painting. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1996.
19. Jing A. The Portraits of Khubilai Khan and Chabi by Anige (1245–1306): A Nepali Artist at the Yuan Court. Artibus Asiae. Vol. LIV. Issues 1–2. Zurich – Washington, 1994.
20. Syrtypova S. D. Zanabazar’s Style of Buddhist Art. Ѳндѳр Гэгээн Занабазарын загвар хийц. Ulaanbaatar: Admon, 2019(in English & Mongolian).
21. The Illusive Play: The Autobiography of the Fifth Dalai-Lama. Transl. from Tibetan by Samteng G. Karmay. Chicago: Serindia Publ., 2014.
22. Tucci G. Tibetan painted scrolls. Rome: La Libreria dello Stato, 1949.
23. Vitali R. Early Temples of Central Tibet. London: Serindia Publications, 1990.
24. von Schroeder U. Buddhist Sculptures in Tibet. Vol. I: India & Nepal; Vol. II: Tibet & China. Hong Kong: Visual Dharma Publications, Ltd., 2001.
25. Watt James C. Y. and Leidy Denise P. Defining Yongle: Imperial Art in Early Fifteenth Century China. New York: Metropolitan Museum of Art, 2005.
26. Weldon D. Tibetan Sculptures Inspired by Earlier Foreign Sculptural Styles. The Tibet Journal. Vol. XXVII, No. 1–2, (Spring & Summer 2002), pp. 3–36, 29 figs.
Orientalistica. 2023; 6: 534-547
Toward a Methodology for the Study of Buddhist Fine Art: (using an example of Zanabazar’s works)
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-3-4-534-547Abstract
The article provides a comparative analysis of different approaches to the study of Buddhist iconography and objects of religious art: scientific academic and traditional Buddhist. Their main goals and objectives, understanding of the fine art style in art history and the Buddhist tradition are considered. The possibility and necessity of using diverse sources of research, or rather, the complex and multidisciplinary principle of working with cult images of Buddhas, bodhisattvas and deities for the most profound and adequate understanding of them, as well as exhibiting them in a museum or other exhibition space, is argued. The ideal model for the development of such a research methodology, in the author's opinion, is the work of the greatest Buddhist master Gombodorjiin Zanabazar (1635–1723), who combined the qualities of both an artist, a highly educated Buddhist adept, spiritual mentor, and a ruler of the state. The types of written and other verbal sources, as well as the types of objects or visual sources that should be used to reveal the theme of Buddhist artistic creativity are considered. It was also made an attempt to formulate the most urgent tasks and promising directions for researchers of Tibeto-Mongolian Buddhists fine arts.
References
1. Batchuluun L. Mong ol darkhny urlag. Bot' 1, 2. Ulaanbaatar: Admon, 2009. [Batchuluun L. Mongolian handicraft arts. Vol. 1. Ulaanbaatar: Admon, 2009] (in Mongolian).
2. Ganevskaya E. V. Bronzovaya skul'ptura Mongolii v sobranii GMINV. Iskusstvo i kul'tura Mongolii Tsentral'noi Azii. Doklady i soobshcheniya vsesoyuznoi nauchnoi konferentsii. Ch. I. M.: Nauka, 1983. C. 50–57.
3. Ganevskaya E. V., Dubrovin A. F., Ogneva T. D. Pyat' semei buddy. Metallicheskaya skul'ptura severnogo buddizma IX–XIX vv. Iz sobraniya GMV. M.: URSS, 2004 (Kaluga: GUP Oblizdat), 2004.
4. Istochnik mudretsov. Tibetsko-mongol'skii terminologicheskii slovar' buddizma. Podg. teksta, per. i primech. R. E. Pubaeva i B. D. Dandarona. Vyp. 5. Ulan-Ude, BF SO AN SSSR; BION, 1968.
5. Korenyako V. A. Iskusstvo narodov Tsentral'noi Azii i zverinyi stil'. Gos. muzei iskusstva narodov Vostoka. M.: Vostochnaya literatura, 2002.
6. Mirimanov V. B. Istoki stilya. (Chteniya po istorii i teorii kul'tury. Vyp. 28). M.: RGGU; IVGI, 1999.
7. Mirimanov V. B. Iskusstvo i mif. Tsentral'nyi obraz kartiny mira. M.: Soglasie, 1997.
8. Obitel' miloserdiya: iskusstvotibetskogo buddizma. Katalog vystavki. Avtory-cost.: Yu. I. Elikhina, K. F. Samosyuk; otv. red. M. B. Piotrovskii. SPb.: Gosudarstvennyi Ermitazh, 2015.
9. Syrtypova S. D. Iskusstvo vykolotki po metallu v Mongolii: khөөmөl ot srednevekov'ya do nashikh dnei. Byulleten' Obshchestva vostokovedov RAN. № 21. Materialy VII mezhdunarodnoi konferentsii «Istochniki po srednevekovoi istorii kochevnikov Evrazii». M.: 2014. S. 285–311.
10. Syrtypova S. D. Vnedrenie estetiki mongol'skikh kochevnikov v buddiiskoe izobrazitel'noe iskusstvo v epokhu Yuan'. Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae. Uchenye zapiski otdela Kitaya. T. XLVII. Ch. 1. M.: IV RAN, 2017. S. 575–601.
11. Syrtypova S. D. Tatkhagata buddy Dzanabazara (Ratnasambkhava, Amitabkha, Amogkhasiddkhi, Vairochana). Orientalistika. 2019a; 2(3): 591-612. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-3-591-612
12. Syrtypova S. D. Budda Akshobkh'ya v Mongolii. Orientalistika. 2019b;2(4):817–837. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-4-817-837
13. Syrtypova S.-Kh. D. Zhizn' i tvorchestvo G. Dzanabazara (1635–1723): verbal'nye i vizual'nye istochniki issledovaniya. M.: IV RAN, 2021.
14. Syrtypova S. D. Budda Amitayus v tvorchestve Dzanabazara (1635–1723). Orientalistika. 2022;5(2):282–300. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-2-282-300
15. Fedorov-Davydov G. A. Iskusstvo kochevnikov i Zolotoi Ordy. Ocherki kul'tury i iskusstva narodov Evraziiskikh stepei i zolotoordynskikh gorodov. M.: Iskusstvo. 1976.
16. 108 obrazov Buddy. Issledovanie kollektsii № 5942 iz sobraniya Muzeya antropologii i etnografii im. Petra Velikogo (Kunstkamery) RAN. Avt.-sost. E. V. Ivanova, A. F. Dubrovin, otv. red. I. A. Alimov. SPb.: MAE RAN, 2014.
17. Dagyab Loden Sh. Tibetan Religious Art. Wiesbaden: Harrassowitz, 1977.
18. Jackson D. A. The history of Tibetan painting. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1996.
19. Jing A. The Portraits of Khubilai Khan and Chabi by Anige (1245–1306): A Nepali Artist at the Yuan Court. Artibus Asiae. Vol. LIV. Issues 1–2. Zurich – Washington, 1994.
20. Syrtypova S. D. Zanabazar’s Style of Buddhist Art. Ѳndѳr Gegeen Zanabazaryn zagvar khiits. Ulaanbaatar: Admon, 2019(in English & Mongolian).
21. The Illusive Play: The Autobiography of the Fifth Dalai-Lama. Transl. from Tibetan by Samteng G. Karmay. Chicago: Serindia Publ., 2014.
22. Tucci G. Tibetan painted scrolls. Rome: La Libreria dello Stato, 1949.
23. Vitali R. Early Temples of Central Tibet. London: Serindia Publications, 1990.
24. von Schroeder U. Buddhist Sculptures in Tibet. Vol. I: India & Nepal; Vol. II: Tibet & China. Hong Kong: Visual Dharma Publications, Ltd., 2001.
25. Watt James C. Y. and Leidy Denise P. Defining Yongle: Imperial Art in Early Fifteenth Century China. New York: Metropolitan Museum of Art, 2005.
26. Weldon D. Tibetan Sculptures Inspired by Earlier Foreign Sculptural Styles. The Tibet Journal. Vol. XXVII, No. 1–2, (Spring & Summer 2002), pp. 3–36, 29 figs.
События
-
Журналы « Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)» и «Проблемы Арктики и Антарктики» принят в Scopus! >>>
5 мая 2025 | 11:44 -
Журнал «Здоровье мегаполиса» принят в DOAJ >>>
28 апр 2025 | 11:41 -
Журнал «Морская медицина» присоединился к Elpub! >>>
23 апр 2025 | 11:39 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Кавказология» >>>
8 апр 2025 | 11:33 -
Журнал «Вестник проектного управления» присоединился к Elpub! >>>
27 мар 2025 | 11:27