Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2023; 6: 208-224

Роль паломнических миссий в джунгаро-цинских отношениях в Тибете и Кукуноре

Кукеев Д. Г.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-2-208-224

Аннотация

Данная тема интересна с точки зрения изучения взаимодействия кочевого государства с оседло-земледельческой империей после продолжительных лет военного противостояния, посредством применения религиозных механизмов в отдельных регионах, которые в недавнем прошлом являлись предметом спора. В статье представлены этапы формирования и существования феномена паломнических миссий ойратскими кочевниками в Тибет и Кукунор, и его влияние на политико-экономическую сферу жизнедеятельности региона. Автором показан примерный состав участников и маршрут следования миссий. В статье показано, как виделся этот феномен джунгарам и цинским властям и из каких компонентов он состоял. Удовлетворение духовных потребностей паломнических групп, активная торговая деятельность и были неотъемлемыми спутниками джунгарских паломнических миссий манча в цинский Тибет и Кукунор, что также стимулировало цинские власти с энтузиазмом реагировать на эти мероприятия и развивать соответствующие институты у себя. Во время деятельности джунгарских паломнических миссий цинские власти стали обустраивать так называемые каруны на Кукуноре, являющиеся сетью небольших оседлых гарнизонов-пикетов, солдаты которых обязаны были осуществлять патрулирование районов вблизи прохождения паломнических миссий. Для сбора информации о связях джунгар с удаленными от Цин народами цинские власти стали активно развивать систему сбора данных о джунгарах как через участников паломничества, так и через отдаленный Ладакх. С окончательной победой над кочевым государством в середине XVIII в., империя Цин навсегда прервала практику такого рода межгосударственных контактов. 

Список литературы

1. Бартольд В. В. Калмыки. В: Бартольд В. В. Сочинения. В 9 т. Т. 5. М.: Восточная литература, 1968. С. 538–540.

2. Бородаев В. Б., Контев А. В. Формирование российской границы в Иртышско-Енисейском междуречье в 1620–1720 гг. Документальная монография. Барнаул: АлтГПУ, 2015.

3. Ван Ли (王力). Фуэрцзя хэ люй-юй Туэрхутэ-мэнгу цзинь Цзан чаобай ходун каошу. 伏尔加河流域土尔扈特蒙古进藏朝拜活动考述 (Заметки о паломнической деятельности при вступлении в Тибет торгут-монголов [из] р. Волги). Сиюй яньцзю. 2009 № 2. С. 28–36 (на кит. яз.)

4. Гунсе Чуньцзы (宫胁淳子, Мияваки Дзюнко). Цзуйхоу ды юму диго. 最后游 牧帝国 (Последняя кочевая империя). Хух-Хото: Нэймэнгу жэньмин чубаньшэ, 2005 (на кит. яз.).

5. Да-ли-чжа-бу (达力扎布). Люэлунь шилюй-эрши шицзи мэнгу «цзиньцзан аоча». 略论 16–20 世纪蒙古“进藏熬茶” (О посещении Тибета и осуществлении мероприятий «манча» монголами в XVI–XX вв.). Циндай мэнгу ши луньгао. 清代蒙古史论稿. (Очерки по истории монголов при династии Цин). Пекин: Миньцзу чубаньшэ, 2015. С. 381–419 (на кит. яз.) [.

6. Дробышев Ю. И. «Инцидент Туму» и его герои в свете представлений о сакральном характере верховной власти. Восток (Oriens). 2014. № 5. С. 5–24.

7. Златкин И. Я. История Джунгарского ханства (1635–1758). 2-е изд. М.: Наука, 1983.

8. Камалов А. К. Тюрки и иранцы в Танской империи. Алматы: Мир, 2017.

9. Крадин Н. Н. Империя хунну. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2001.

10. Кроль Ю. Л. Ханьская концепция «слабого руководства» варварами (цзи ми). Общество и государство в Китае. Материалы XVIII научной конференции. Ч. I. М.: Наука, 1987. С. 77–84.

11. Кукеев Д. Г. Цинский регионализм на пограничье Центральной Азии во второй половине XVIII в.: влияние джунгарского наследия. Вестник СПбГУ. Востоковедение и африканистика. 2022. № 3. С. 541–557.

12. Кун Линвэй (孔令伟). 1724–1768 няньцзянь Ладакэ, Сицзан юй Цинтин цзяньды Оу-Я цинбаован — и Циндай Чжунго дуй Мо-во-эр диго ды жэньши циюань вэй хэсинь. 1724–1768 年间拉达克、西藏与清廷间的欧亚情报网 — 以清代中国对莫卧儿帝国的认识起源为核心 (Евразийская сеть по сбору сведений в Ладакхе, Тибете и Цин за 1724–1768 гг.: особое внимание на генезисе понимания Китаем эпохи Цин империи Великих Моголов. 1724–1768) Цинши яньцзю. 2018. № 2. С. 27–48 (на кит. яз.).

13. Кун Линвэй (孔令伟). Ладакэ юй Цинтин цинбао вэньшуды чуань-и гочэн. 拉达克与清廷情报文书的传译过程 (Процесс вторичного перевода материалов ладакской разведки при цинском дворе.). Чжунго цзансюэ. 2019. № 3. С. 114–124 (на кит. яз.).

14. Кычанов Е. И. История приграничных с Китаем древних и средневековых государств (от гуннов до маньчжуров). 2-е изд., испр и доп. СПб: Петербургское лингвистическое общество, 2010.

15. Ли Баовэнь (李保文). «Бодээргэ» каои. “伯德尔格”考释 (Исследование о «бедергэ». Сиюй яньцзю. 2009. № 3. С. 109–113 (на кит. яз.).

16. Мартынов А. С. Статус Тибета в XVII–XVIII веках в традиционной китайской системе политических представлений. М.: Наука, 1978.

17. Моисеев В. А. Джунгарское ханство и казахи (XVII–XVIII вв). Алма-Ата: Гылым, 1991.

18. Норбо Ш. Зая-пандита (Материалы к биографии). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999..

19. Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. М.: Наука, 1999.

20. Потанин Г. Н. О караванной торговле с Джунгарской Бухарией в XVII столетии. Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Кн. II. М.: Университетская типография (Катков и Ко), 1868. С. 21–113..

21. Раднабхадра. Лунный свет. История рабджам Зая-пандиты. Факсимиле рукописи. Пер. с ойратского Г. Н. Румянцева и А. Г. Сазыкина; транслит., предисл., примеч. и указ. А. Г. Сазыкина. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999.

22. У-юнь-би-ли-гэ (乌云毕力格). Туэрхутэ хань юй Сицзан гуаньси (1643–1732) — и Цзюньцзичу маньвэнь луфу данцзицзай вэй чжунсин. 土尔扈特 汗廷与西藏关系(1643–1732) — 以军机处满文录副档记载为中心 (Отношения торгутского хана и Тибета — на основе маньчжуроязычных копий [луфу] архивных [материалов] Военного совета (Цзюньцзичу)). Сиюй яньцзю. 2015. № 1. С. 22–33 (на кит. яз.).

23. Цин шилу Чжуньгаэр шиляо чжайбянь. 清实录“准噶尔”史料摘编 (Сборник документов о джунгарах из «Правдивых записок [династии] Цин»). Урумчи: Синьцзян жэньмин чубаньшэ, 1987 (на кит. яз.).

24. Циндай Цзюньцзичу Маньвэнь Аочадан. 清代军机处满文熬茶档 (Маньчжурский архив цинского Военного совета (Цзюньцзичу) [в связи с мероприятиями] «манча»). В 2-х т. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2010 (на кит. яз.).

25. Цыбиков Г. Д. Избранные труды. В 2 т. 2-е изд., перераб. Т. 1: Буддистпаломник у святынь Тибета. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991 [Tsybikov G. D. Selected works. In 2 vols. Second ed., revised. Vol. 1: Buddhist pilgrim at the shrines of Tibet. Novosibirsk: Nauka. Siberian branch, 1991 (in Russian)].

26. Ча Цзя-и (察家艺). Мэнгу цзиньцзан аоча цянь-и. 蒙古进藏熬茶浅议 (Обзор мероприятий «манча» при посещении Тибета [совершенных] монголами). Сибэй шиди. 1988. № 1. C. 98–106 (на кит. яз.).

27. Чжуньгаэр шилюэ. 准葛尔史略 (Очерки по истории джунгаров). Гуйлинь: гуанси шифань дасюэ чубаньшэ, 2007 (на кит. яз.).

28. Kicengge. Shiba shiji Zhungaer shiliu da e-to-ke — yi yijian manwen zouche wei zhongxing (Sixteen Large Zungharian Otogs in the 18th century — in focus one Manchu document “Zou Zhe”). Man-meng dan’an yu mengu shi yanju (Manchu and Mongolian archives and the study of the history of the Mongols). Shanghai [w. p.], 2014, pp. 137–204 (in Chinese)].

29. Bormanshinov A. Kalmyk Pilgrims to Tibet and Mongolia. Central Asiatic Journal. 1998. No. 1, pp. 1–23.

30. Di Cosmo N. Qing Colonial Administration in Inner Asia. The International History Review. 1998. No. 2, pp. 287–309.

31. Fairbank J. K. A Preliminary Framework. In: Fairbank J. K. The Chinese World Order: Traditional China’s Foreign Relations. Second ed. Harvard University Press, 1968, pp. 1–10.

32. Kung Ling-Wei. The Transformation of the Qing’s Geopolitics: Power Transitions between Tibetan Buddhist Monasteries in Amdo, 1644–1795. Revue d’Etudes Tibétaines. 2018. No. 4, pp. 110–144.

33. Miyawaki J. The Birth of the Oyirad Khanship. Central Asiatic Journal. 1997. No. 1, pp. 38–75.

34. Oyunbilig Bo. The Hoshuud Polity in Khokhnuur. Inner Asia. 2002. No. 2, pp. 181–196.

35. Perdue P. C. China Marches West: The Qing Conquest of Central Eurasia. Cambridge (Mass.) — London: Belknap press of Harvard univ. press, 2005.

36. Perdue P. C. Tea, Cloth, and Religion: Manchu Sources on Trade Missions from Mongolia to Tibet. Late Imperial China. 2015. No. 2, pp. 1–22.

37. Shim Hosung. The Zunghar Conquest of Central Tibet and Its Influence on Tibetan Military Institutions in the 18th Century. Revue d’Etudes Tibetaines. 2020. No. 53, pp. 56–113.

38. Wang Xinyang. The Tibet-Dzungar Ideological Alliance’s Challenge to the Qing Empire and the Adaptation of Qing Ideology in the mid-18th Century. MA thesis. Uppsala: Uppsala University, 2021.

Orientalistica. 2023; 6: 208-224

The Role of Pilgrimage Missions in Zunghar-Qing Relations in Tibet and Kokunor

Kukeev D. G.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-2-208-224

Abstract

The article is interested from the point of view of the research at the interaction between the nomadic state and a settled agricultural empire after the long years of military confrontation, with the use of religious mechanisms in the regions, which in the recent past had been the subject of a dispute. The article presents the stages of the formation and existence of the phenomenon of pilgrimage missions “Mangja” by Oirat nomads to Tibet and Kokunor, and its impact on the political and economic sphere of the region. The author shows the approximate composition of the participants and the route of these missions. Satisfying the spiritual needs of pilgrimage groups, a trading activities and the collection of information were integral companions of the Zunghar “Mangja” missions to Qing Tibet and Kokunor, which also stimulated the Qing authorities to respond enthusiastically to these events and develop relevant institutions in this domains. The article shows how this phenomenon was seen by the Zunghars and by the Qing authorities and what components it consisted of. With the ϐinal victory over the nomadic state in the middle of the 18th century, the Qing Empire interrupted the practice of this kind in international contact. 

References

1. Bartol'd V. V. Kalmyki. V: Bartol'd V. V. Sochineniya. V 9 t. T. 5. M.: Vostochnaya literatura, 1968. S. 538–540.

2. Borodaev V. B., Kontev A. V. Formirovanie rossiiskoi granitsy v Irtyshsko-Eniseiskom mezhdurech'e v 1620–1720 gg. Dokumental'naya monografiya. Barnaul: AltGPU, 2015.

3. Van Li (王力). Fuertszya khe lyui-yui Tuerkhute-mengu tszin' Tszan chaobai khodun kaoshu. 伏尔加河流域土尔扈特蒙古进藏朝拜活动考述 (Zametki o palomnicheskoi deyatel'nosti pri vstuplenii v Tibet torgut-mongolov [iz] r. Volgi). Siyui yan'tszyu. 2009 № 2. S. 28–36 (na kit. yaz.)

4. Gunse Chun'tszy (宫胁淳子, Miyavaki Dzyunko). Tszuikhou dy yumu digo. 最后游 牧帝国 (Poslednyaya kochevaya imperiya). Khukh-Khoto: Neimengu zhen'min chuban'she, 2005 (na kit. yaz.).

5. Da-li-chzha-bu (达力扎布). Lyuelun' shilyui-ershi shitszi mengu «tszin'tszan aocha». 略论 16–20 世纪蒙古“进藏熬茶” (O poseshchenii Tibeta i osushchestvlenii meropriyatii «mancha» mongolami v XVI–XX vv.). Tsindai mengu shi lun'gao. 清代蒙古史论稿. (Ocherki po istorii mongolov pri dinastii Tsin). Pekin: Min'tszu chuban'she, 2015. S. 381–419 (na kit. yaz.) [.

6. Drobyshev Yu. I. «Intsident Tumu» i ego geroi v svete predstavlenii o sakral'nom kharaktere verkhovnoi vlasti. Vostok (Oriens). 2014. № 5. S. 5–24.

7. Zlatkin I. Ya. Istoriya Dzhungarskogo khanstva (1635–1758). 2-e izd. M.: Nauka, 1983.

8. Kamalov A. K. Tyurki i irantsy v Tanskoi imperii. Almaty: Mir, 2017.

9. Kradin N. N. Imperiya khunnu. Izd. 2-e, pererab. i dop. M.: Logos, 2001.

10. Krol' Yu. L. Khan'skaya kontseptsiya «slabogo rukovodstva» varvarami (tszi mi). Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae. Materialy XVIII nauchnoi konferentsii. Ch. I. M.: Nauka, 1987. S. 77–84.

11. Kukeev D. G. Tsinskii regionalizm na pogranich'e Tsentral'noi Azii vo vtoroi polovine XVIII v.: vliyanie dzhungarskogo naslediya. Vestnik SPbGU. Vostokovedenie i afrikanistika. 2022. № 3. S. 541–557.

12. Kun Linvei (孔令伟). 1724–1768 nyan'tszyan' Ladake, Sitszan yui Tsintin tszyan'dy Ou-Ya tsinbaovan — i Tsindai Chzhungo dui Mo-vo-er digo dy zhen'shi tsiyuan' vei khesin'. 1724–1768 年间拉达克、西藏与清廷间的欧亚情报网 — 以清代中国对莫卧儿帝国的认识起源为核心 (Evraziiskaya set' po sboru svedenii v Ladakkhe, Tibete i Tsin za 1724–1768 gg.: osoboe vnimanie na genezise ponimaniya Kitaem epokhi Tsin imperii Velikikh Mogolov. 1724–1768) Tsinshi yan'tszyu. 2018. № 2. S. 27–48 (na kit. yaz.).

13. Kun Linvei (孔令伟). Ladake yui Tsintin tsinbao ven'shudy chuan'-i gochen. 拉达克与清廷情报文书的传译过程 (Protsess vtorichnogo perevoda materialov ladakskoi razvedki pri tsinskom dvore.). Chzhungo tszansyue. 2019. № 3. S. 114–124 (na kit. yaz.).

14. Kychanov E. I. Istoriya prigranichnykh s Kitaem drevnikh i srednevekovykh gosudarstv (ot gunnov do man'chzhurov). 2-e izd., ispr i dop. SPb: Peterburgskoe lingvisticheskoe obshchestvo, 2010.

15. Li Baoven' (李保文). «Bodeerge» kaoi. “伯德尔格”考释 (Issledovanie o «bederge». Siyui yan'tszyu. 2009. № 3. S. 109–113 (na kit. yaz.).

16. Martynov A. S. Status Tibeta v XVII–XVIII vekakh v traditsionnoi kitaiskoi sisteme politicheskikh predstavlenii. M.: Nauka, 1978.

17. Moiseev V. A. Dzhungarskoe khanstvo i kazakhi (XVII–XVIII vv). Alma-Ata: Gylym, 1991.

18. Norbo Sh. Zaya-pandita (Materialy k biografii). Elista: Kalm. kn. izd-vo, 1999..

19. Popova I. F. Politicheskaya praktika i ideologiya rannetanskogo Kitaya. M.: Nauka, 1999.

20. Potanin G. N. O karavannoi torgovle s Dzhungarskoi Bukhariei v XVII stoletii. Chteniya v imperatorskom obshchestve istorii i drevnostei Rossiiskikh pri Moskovskom universitete. Kn. II. M.: Universitetskaya tipografiya (Katkov i Ko), 1868. S. 21–113..

21. Radnabkhadra. Lunnyi svet. Istoriya rabdzham Zaya-pandity. Faksimile rukopisi. Per. s oiratskogo G. N. Rumyantseva i A. G. Sazykina; translit., predisl., primech. i ukaz. A. G. Sazykina. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie, 1999.

22. U-yun'-bi-li-ge (乌云毕力格). Tuerkhute khan' yui Sitszan guan'si (1643–1732) — i Tszyun'tszichu man'ven' lufu dantszitszai vei chzhunsin. 土尔扈特 汗廷与西藏关系(1643–1732) — 以军机处满文录副档记载为中心 (Otnosheniya torgutskogo khana i Tibeta — na osnove man'chzhuroyazychnykh kopii [lufu] arkhivnykh [materialov] Voennogo soveta (Tszyun'tszichu)). Siyui yan'tszyu. 2015. № 1. S. 22–33 (na kit. yaz.).

23. Tsin shilu Chzhun'gaer shilyao chzhaibyan'. 清实录“准噶尔”史料摘编 (Sbornik dokumentov o dzhungarakh iz «Pravdivykh zapisok [dinastii] Tsin»). Urumchi: Sin'tszyan zhen'min chuban'she, 1987 (na kit. yaz.).

24. Tsindai Tszyun'tszichu Man'ven' Aochadan. 清代军机处满文熬茶档 (Man'chzhurskii arkhiv tsinskogo Voennogo soveta (Tszyun'tszichu) [v svyazi s meropriyatiyami] «mancha»). V 2-kh t. Shankhai: Shankhai gutszi chuban'she, 2010 (na kit. yaz.).

25. Tsybikov G. D. Izbrannye trudy. V 2 t. 2-e izd., pererab. T. 1: Buddistpalomnik u svyatyn' Tibeta. Novosibirsk: Nauka. Sib. otd., 1991 [Tsybikov G. D. Selected works. In 2 vols. Second ed., revised. Vol. 1: Buddhist pilgrim at the shrines of Tibet. Novosibirsk: Nauka. Siberian branch, 1991 (in Russian)].

26. Cha Tszya-i (察家艺). Mengu tszin'tszan aocha tsyan'-i. 蒙古进藏熬茶浅议 (Obzor meropriyatii «mancha» pri poseshchenii Tibeta [sovershennykh] mongolami). Sibei shidi. 1988. № 1. C. 98–106 (na kit. yaz.).

27. Chzhun'gaer shilyue. 准葛尔史略 (Ocherki po istorii dzhungarov). Guilin': guansi shifan' dasyue chuban'she, 2007 (na kit. yaz.).

28. Kicengge. Shiba shiji Zhungaer shiliu da e-to-ke — yi yijian manwen zouche wei zhongxing (Sixteen Large Zungharian Otogs in the 18th century — in focus one Manchu document “Zou Zhe”). Man-meng dan’an yu mengu shi yanju (Manchu and Mongolian archives and the study of the history of the Mongols). Shanghai [w. p.], 2014, pp. 137–204 (in Chinese)].

29. Bormanshinov A. Kalmyk Pilgrims to Tibet and Mongolia. Central Asiatic Journal. 1998. No. 1, pp. 1–23.

30. Di Cosmo N. Qing Colonial Administration in Inner Asia. The International History Review. 1998. No. 2, pp. 287–309.

31. Fairbank J. K. A Preliminary Framework. In: Fairbank J. K. The Chinese World Order: Traditional China’s Foreign Relations. Second ed. Harvard University Press, 1968, pp. 1–10.

32. Kung Ling-Wei. The Transformation of the Qing’s Geopolitics: Power Transitions between Tibetan Buddhist Monasteries in Amdo, 1644–1795. Revue d’Etudes Tibétaines. 2018. No. 4, pp. 110–144.

33. Miyawaki J. The Birth of the Oyirad Khanship. Central Asiatic Journal. 1997. No. 1, pp. 38–75.

34. Oyunbilig Bo. The Hoshuud Polity in Khokhnuur. Inner Asia. 2002. No. 2, pp. 181–196.

35. Perdue P. C. China Marches West: The Qing Conquest of Central Eurasia. Cambridge (Mass.) — London: Belknap press of Harvard univ. press, 2005.

36. Perdue P. C. Tea, Cloth, and Religion: Manchu Sources on Trade Missions from Mongolia to Tibet. Late Imperial China. 2015. No. 2, pp. 1–22.

37. Shim Hosung. The Zunghar Conquest of Central Tibet and Its Influence on Tibetan Military Institutions in the 18th Century. Revue d’Etudes Tibetaines. 2020. No. 53, pp. 56–113.

38. Wang Xinyang. The Tibet-Dzungar Ideological Alliance’s Challenge to the Qing Empire and the Adaptation of Qing Ideology in the mid-18th Century. MA thesis. Uppsala: Uppsala University, 2021.