Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2023; 6: 271-288

Спор о порицаемом (мункар) в каландарской газели Мадждуда Санаи «В нашем переулке живут добрые красавцы»

Лукашев А. А.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-2-271-288

Аннотация

В современном мире вопросы традиционной морали являются факторами возникновения и разрешения межэтнических, а также межрелигиозных кризисов. Изучение вариантов ответов на разного рода этические вопросы не теряет свою актуальность. Цель работы заключается в исследовании того, как в персидском классическом суфизме рассматривалась этическая составляющая поступка. Исследование выполнено на материале комментированного перевода прежде неизученной газели Мадждуда Санаи «В нашем переулке живут добрые красавцы» с привлечением материала других работ данного средневекового автора. В основу работы был положен филологический перевод средневекового поэтического памятника, осуществлена его текстуальная реконструкция и контекстный анализ. С использованием дискриптивного метода было дано краткое описание интересующего нас пласта творчества Мадждуда Санаи и его значения для исламского мистицизма. Было установлено, что закрепление за человеком статуса субъекта моральной оценки приводит Санаи к утверждению морального релятивизма. Возведение же всех действий к единственному действователю – Богу – лишает человека права на моральную оценку и делает человека неверным в случае, если он моральную оценку высказывает.

Список литературы

1. Алонцев М. А. «Я надеваю рубище, чтобы стать суфием»: движение маламатиййа и конструирование суфийской истории в сочинениях X– XIII вв. Islamology. 2020. Т. 10. № 1. С. 9–28.

2. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.

3. Казарян А. Т. Зло. Православная энциклопедия Электронный ресурс: URL: https://www.pravenc.ru/text/199913.html (дата обращения: 20.02.2023).

4. Коран. Пер. с араб. и коммент. М.-Н. О. Османова. Москва: Ладомир; Восточная литература, 1995. 582 с. («Исламская библиотека»; “Ex Oriente Lux”).

5. Корнеева Т. Г. Насир Хусрав и его философские взгляды. Отв. ред. А. В. Смирнов, Н. Ю. Чалисова. М.: Садра, 2021. 224 с.

6. Корнеева Т. Г. Насир Хусрав: биография и творчество философа-исмаилита. Философия и культура. 2015. № 6. C. 830–842.

7. Лукашев А. А. «Средневековый BLM»: образ чернолицего в персидской суфийской поэзии. Oriental Studies. 2023. Т. 16. № 1. С. 222–231.

8. Лукашев А. А. Интерпретация идеи единобожия в главе «О единстве Всевышнего Творца» из поэмы Мадждуда Санаи «Сад Истины…». Вестник ПСТГУ (Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та). Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 98. C. 117–136.

9. Лукашев А. А. «Толкование руба‘йата»: знакомство с философией ‘Абд ар-Рахмана Джами (1414–1492). Ислам в современном мире. 2018. № 3. C. 115–130.

10. Лукашев А. А. Мадждуд Санаи и «Глава об очищении» из его поэмы «Сад истины...». Восток (Oriens). 2022. № 5. C. 240–252.

11. Лукашев А. А. Мир смысла в немногих словах: философские взгляды Махмуда Шабистари в контексте эпохи. Отв. ред. А. В. Смирнов. М.: Садра, 2020. 320 с..

12. Насыров И. Р. Основания исламского мистицизма. М.: Садра, 2023. 552 с..

13. Рейснер М. Л. Средневековый город в сокровенном языке персидской поэзии (XI–XIV вв.): социальная и конфессиональная лексика. Культурноисторическаяпарадигмаиязыковыепроцессы. Отв. ред. В. Я. Порхомовский, Н. Н. Семенюк. Москва — Калуга: Эйдос, 2011. C. 91–127.

14. Рейснер М. Л. Эволюция классической газели на фарси (X–XIV века). М.: Наука, 1989. 224 с..

15. Сеййид Мухаммед Хаменеи. Время и временное. Пер. Я. Эшотса. Ишрак. Ежегодник исламской философии. № 1. М.: Изд. дом ЯСК, 2010. С. 105–112.

16. Смирнов А. В. Всечеловеческое vs. общечеловеческое. М.: Садра; Изд. дом ЯСК, 2019. 216 с..

17. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. А. А. Ставиской; под ред. и с предисл. О. Ф. Акимушкина. М.: София; Гелиос, 2002. 480 с..

18. Федорова Ю. Е. Странствие в познании. Опыт философского прочтения поэмы Фарид ад-Дина Аттара «Язык птиц». Отв. ред. А. В. Смирнов, Л. Г. Лахути. М.: Садра, 2023. 288 с.

19. Хохлов М. Ш. Меры веса Бухарского эмирата в конце XVIII — начале XX в. Вестник РГГУ (Российского гуманитарного гос. ун-та). Сер. История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2010. № 7 (50). С. 192–210.

20. ‘Attar, Farid al-Din. Museebat-nama. Mukaddima, tashih va ta‘liqat-i MuhammadRiza Shafii-Kadkani. Tehran: Sohan, 1386. 957 s.

21. Abd al-Jabbar. Sharh al-usul al-khamsa. al-Qahira: Maktaba wahba, 1996. 830 c.

22. Alawi Muqaddam M. Ta’wil-i ghazal-i haj-i Hakim Sanai bar payayy-i nazariyayy-i chandganagi ma‘ani wa ruykard-i hermenewtiki. Sana-i Sanai: Majmu‘a-i maqalat-i hamayash-i bayn al-millaliyy-i Hakim Sanai. Bah ihtimam-i Maryam Husayni. Tehran: Danishgah-i az-Zahra: Hana-i kitab 1388. 888 p.

23. al-Jishshami. Sharh al-‘uyun al-masa’il. Moscow: Sadra, 2021. 776 c.

24. Anderson R. M. The Effect of Factionalism on Jewish Persecution: How the Conflict between Bernard of Clairvaux’s Cistercian Order and Peter Abelard’s Scholasticism Contributed to the Equating of Jews with Heretics. (Under the direction of Dr. Julie Mell.) A thesis submitted to the Graduate Faculty of North Carolina State University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Raleigh, North Carolina: 2016.

25. Blois F. C. de. “Zindīḳ”. Encyclopédie de l’Islam. First published online: 2010. — Электронный ресурс: URL: http://dx.doi.org/10.1163/9789004206106_eifo_COM_1389. (accessed: 10.07.2023).

26. De Bruijn J. T. P. Of Piety and Poetry. Leiden: E. J. Brill, 1983.

27. De Jong I. J. F. Malamatiyya. Encyclopaedia of Islam. CD-ROM edition. V. 1.0. Leiden: Brill, w. d.

28. Encyclopedia of Islamic civilization and religion. Ed. by I. R. Netton. London — New York: Routledge, 2008.

29. Hoseyni S., Niri M. Farhangafariniyy-i Sanaʼi dar sahat-i kalandari ba takiyya-i bar qasayed-i u. Madzhalla-i shi‘rpazhuhi (Bustan-i adab). Vol. 13, no 3. Shiraz: Danishgah-i Shiraz, 1400. C. 133–156.

30. Massignon L. “Zindīḳ”. Encyclopaedia of Islam. First ed. (1913–1936). Eds: M. Th. Houtsma, T. W. Arnold, R. Basset, R. Hartmann. First published online: 2012. — Available from: URL: http://dx.doi.org/10.1163/2214-871X_ei1_ SIM_6098. (accessed: 10.07.2023).

31. Sajadi, Sayyid Jafar. Farharng-i istilahat va ta‘birat-i ‘irfani. Tehran: Kitabhana-i Tahuri, 1378. 814 c.

32. Sanaʼi, Abu al-Majd Majdud Ibn Adam. Hadiqat al-haqiqa wa shari'at al-tariqa. Tashih wa tahshiya Mudarris Rizawi. Tehran, 1374 [1995]. 956 c.

33. Shafiʻi-Kadkani, Muhammad-Riza. Dar iqlim-i rawashanai: tafisir-i chand ghazal az Hakim Sanaʼi Ghaznawi. Tehran: Muʼassasa-i Intisharat-i Agah, 1385. 300 p.

34. Shafiʻi-Kadkani, Muhammad-Riza. Taziyanahayy-i suluk: naqd va tahlil-i chand qasidah az Hakim Sanaʼi. Tehran: Muʼassasa-i Intisharat-i Agah, 1372 [1993]. 544 p.

Orientalistica. 2023; 6: 271-288

Dispute About the Denied (munkar) in the Qalandar Ghazal by Majdud Sanai “Good Handsome Men Live in Our Backstreet”

Lukashev A. A.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-2-271-288

Abstract

The paper, based on the commented translation of a previously unstudied ghazal by Majdud Sanai “Good Handsome Men Live in Our Backstreet”, deals with the issue of an act's Ethical assessment variability in the Persian classical Suϐism. The study used the methods of textual reconstruction, contextual analysis, as well as descriptive method, for a brief review of Majdud Sanai's creativity layer and its signiϐicance for Islamic mysticism. It was found, that assigning a person's status as a moral assessment subject, leads Sanai to the assertion of moral relativism. The elevation of all actions to a single agent — the God — deprives a person of the right to a moral assessment and makes him unfaithful if he expresses it. 

References

1. Alontsev M. A. «Ya nadevayu rubishche, chtoby stat' sufiem»: dvizhenie malamatiiia i konstruirovanie sufiiskoi istorii v sochineniyakh X– XIII vv. Islamology. 2020. T. 10. № 1. S. 9–28.

2. Islam: Entsiklopedicheskii slovar'. M.: Nauka, 1991.

3. Kazaryan A. T. Zlo. Pravoslavnaya entsiklopediya Elektronnyi resurs: URL: https://www.pravenc.ru/text/199913.html (data obrashcheniya: 20.02.2023).

4. Koran. Per. s arab. i komment. M.-N. O. Osmanova. Moskva: Ladomir; Vostochnaya literatura, 1995. 582 s. («Islamskaya biblioteka»; “Ex Oriente Lux”).

5. Korneeva T. G. Nasir Khusrav i ego filosofskie vzglyady. Otv. red. A. V. Smirnov, N. Yu. Chalisova. M.: Sadra, 2021. 224 s.

6. Korneeva T. G. Nasir Khusrav: biografiya i tvorchestvo filosofa-ismailita. Filosofiya i kul'tura. 2015. № 6. C. 830–842.

7. Lukashev A. A. «Srednevekovyi BLM»: obraz chernolitsego v persidskoi sufiiskoi poezii. Oriental Studies. 2023. T. 16. № 1. S. 222–231.

8. Lukashev A. A. Interpretatsiya idei edinobozhiya v glave «O edinstve Vsevyshnego Tvortsa» iz poemy Madzhduda Sanai «Sad Istiny…». Vestnik PSTGU (Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo un-ta). Ser. I: Bogoslovie. Filosofiya. Religiovedenie. 2021. Vyp. 98. C. 117–136.

9. Lukashev A. A. «Tolkovanie ruba‘iata»: znakomstvo s filosofiei ‘Abd ar-Rakhmana Dzhami (1414–1492). Islam v sovremennom mire. 2018. № 3. C. 115–130.

10. Lukashev A. A. Madzhdud Sanai i «Glava ob ochishchenii» iz ego poemy «Sad istiny...». Vostok (Oriens). 2022. № 5. C. 240–252.

11. Lukashev A. A. Mir smysla v nemnogikh slovakh: filosofskie vzglyady Makhmuda Shabistari v kontekste epokhi. Otv. red. A. V. Smirnov. M.: Sadra, 2020. 320 s..

12. Nasyrov I. R. Osnovaniya islamskogo mistitsizma. M.: Sadra, 2023. 552 s..

13. Reisner M. L. Srednevekovyi gorod v sokrovennom yazyke persidskoi poezii (XI–XIV vv.): sotsial'naya i konfessional'naya leksika. Kul'turnoistoricheskayaparadigmaiyazykovyeprotsessy. Otv. red. V. Ya. Porkhomovskii, N. N. Semenyuk. Moskva — Kaluga: Eidos, 2011. C. 91–127.

14. Reisner M. L. Evolyutsiya klassicheskoi gazeli na farsi (X–XIV veka). M.: Nauka, 1989. 224 s..

15. Seiiid Mukhammed Khamenei. Vremya i vremennoe. Per. Ya. Eshotsa. Ishrak. Ezhegodnik islamskoi filosofii. № 1. M.: Izd. dom YaSK, 2010. S. 105–112.

16. Smirnov A. V. Vsechelovecheskoe vs. obshchechelovecheskoe. M.: Sadra; Izd. dom YaSK, 2019. 216 s..

17. Trimingem Dzh. S. Sufiiskie ordeny v islame. Per. s angl. A. A. Staviskoi; pod red. i s predisl. O. F. Akimushkina. M.: Sofiya; Gelios, 2002. 480 s..

18. Fedorova Yu. E. Stranstvie v poznanii. Opyt filosofskogo prochteniya poemy Farid ad-Dina Attara «Yazyk ptits». Otv. red. A. V. Smirnov, L. G. Lakhuti. M.: Sadra, 2023. 288 s.

19. Khokhlov M. Sh. Mery vesa Bukharskogo emirata v kontse XVIII — nachale XX v. Vestnik RGGU (Rossiiskogo gumanitarnogo gos. un-ta). Ser. Istoriya. Filologiya. Kul'turologiya. Vostokovedenie. 2010. № 7 (50). S. 192–210.

20. ‘Attar, Farid al-Din. Museebat-nama. Mukaddima, tashih va ta‘liqat-i MuhammadRiza Shafii-Kadkani. Tehran: Sohan, 1386. 957 s.

21. Abd al-Jabbar. Sharh al-usul al-khamsa. al-Qahira: Maktaba wahba, 1996. 830 c.

22. Alawi Muqaddam M. Ta’wil-i ghazal-i haj-i Hakim Sanai bar payayy-i nazariyayy-i chandganagi ma‘ani wa ruykard-i hermenewtiki. Sana-i Sanai: Majmu‘a-i maqalat-i hamayash-i bayn al-millaliyy-i Hakim Sanai. Bah ihtimam-i Maryam Husayni. Tehran: Danishgah-i az-Zahra: Hana-i kitab 1388. 888 p.

23. al-Jishshami. Sharh al-‘uyun al-masa’il. Moscow: Sadra, 2021. 776 c.

24. Anderson R. M. The Effect of Factionalism on Jewish Persecution: How the Conflict between Bernard of Clairvaux’s Cistercian Order and Peter Abelard’s Scholasticism Contributed to the Equating of Jews with Heretics. (Under the direction of Dr. Julie Mell.) A thesis submitted to the Graduate Faculty of North Carolina State University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Raleigh, North Carolina: 2016.

25. Blois F. C. de. “Zindīḳ”. Encyclopédie de l’Islam. First published online: 2010. — Elektronnyi resurs: URL: http://dx.doi.org/10.1163/9789004206106_eifo_COM_1389. (accessed: 10.07.2023).

26. De Bruijn J. T. P. Of Piety and Poetry. Leiden: E. J. Brill, 1983.

27. De Jong I. J. F. Malamatiyya. Encyclopaedia of Islam. CD-ROM edition. V. 1.0. Leiden: Brill, w. d.

28. Encyclopedia of Islamic civilization and religion. Ed. by I. R. Netton. London — New York: Routledge, 2008.

29. Hoseyni S., Niri M. Farhangafariniyy-i Sanaʼi dar sahat-i kalandari ba takiyya-i bar qasayed-i u. Madzhalla-i shi‘rpazhuhi (Bustan-i adab). Vol. 13, no 3. Shiraz: Danishgah-i Shiraz, 1400. C. 133–156.

30. Massignon L. “Zindīḳ”. Encyclopaedia of Islam. First ed. (1913–1936). Eds: M. Th. Houtsma, T. W. Arnold, R. Basset, R. Hartmann. First published online: 2012. — Available from: URL: http://dx.doi.org/10.1163/2214-871X_ei1_ SIM_6098. (accessed: 10.07.2023).

31. Sajadi, Sayyid Jafar. Farharng-i istilahat va ta‘birat-i ‘irfani. Tehran: Kitabhana-i Tahuri, 1378. 814 c.

32. Sanaʼi, Abu al-Majd Majdud Ibn Adam. Hadiqat al-haqiqa wa shari'at al-tariqa. Tashih wa tahshiya Mudarris Rizawi. Tehran, 1374 [1995]. 956 c.

33. Shafiʻi-Kadkani, Muhammad-Riza. Dar iqlim-i rawashanai: tafisir-i chand ghazal az Hakim Sanaʼi Ghaznawi. Tehran: Muʼassasa-i Intisharat-i Agah, 1385. 300 p.

34. Shafiʻi-Kadkani, Muhammad-Riza. Taziyanahayy-i suluk: naqd va tahlil-i chand qasidah az Hakim Sanaʼi. Tehran: Muʼassasa-i Intisharat-i Agah, 1372 [1993]. 544 p.