Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2022; 5: 1203-1222

Насир-и Хусрав и его «Раушанāӣ-нāме» («Книга просветления») (бейты 332-455). Перевод с персидского, комментарии и предисловие

Пригарина Н. И., Шакарбекова М. А.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-5-1203-1222

Аннотация

В изучении исмаʻилизма важную роль сыграло обнаружение и последующее изучение в конце XIX – начале XX в. рукописных источников, содержащих доктринальные исмаʻилитские тексты. Обращение к ним впервые поставило исследования этой области ислама на научную основу. Значительная часть исмаʻилитского наследия сохранилась в Бадахшане, на Памире, и отечественные ученые внесли существенный вклад в ее сбор и изучение. К таким источникам относится и поэма (маснави) Насир-и Хусрава «Книга просветления» (Rawšanā’ī - nameh). В настоящей статье публикуется комментированный перевод бейтов 333–455. Главы, которые представлены здесь, отражают вклад Насир-и Хусрава в проповедь знания как религиозной обязанности. В эту часть входит 8 небольших главок: «О свойствах рода людского», «О свойствах простецов», «О свойствах уединения», «Разговор о свойствах похвальных и порицаемых», «Слово о наставлении и проповеди», «В порицание притворных друзей», «В порицание клеветников», «В порицание следования (ṭaqlīd)». Эта часть маснави посвящена необходимым предпосылкам усвоения исмаʻилитского учения о душе и теле, о сакральном и профанном понимании исмаʻилитской духовности, о лучших предпосылках постижения исмаʻилитского знания, а также критике тех неосведомленных в исмаʻилизме простецов, которые преследуют проповедников «истинного знания» и своим неправильным поведением «закрывают себе дорогу в рай». При всей простоте стиля этого раздела его понимание требует пояснений, особенно в области поэтической терминологии, поскольку Насир нагружает традиционные поэтические выражения (истилахат аш-шуʻара) дополнительными коннотациями, основанными на философии исмаʻилизма.

Список литературы

1. Додыхудоева Л. Р., Рейснер М. Л. Поэтический язык как средство проповеди: концепция «Благого слова» в творчестве Насира Хусрава. М.: Наталис; 2007. 383 с.

2. Бертельс А. Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М.: Изд. восточной литературы; 1959. 290 с.

3. Насир-и Хусрав. «Раушана’и-нама» («Книга просветления»). Вступление. Глава в назидание. Бейты 1–162. Пер. с перс. Н. И. Пригариной, М. А. Шакарбековой. Ишрак. Ежегодник исламской философии. Вып. 4. M.: Восточная литература; 2013. С. 333–344.

4. Шакарбекова М. А. Насир-и Хусрав «Раушанаи-нама» («Книга просветления») [Бейты 163–222]. Иранское языкознание 2020. Труды международной конференции «Чтения памяти Б. Б. Лашкарбекова к 70‑летию со дня рождения». Институт языкознания РАН. Москва 18–20 октября 2018 г. М.: Языки Народов Мира; НВИ, 2020. С. 475–483.

5. Пригарина Н. И., Шакарбекова М. А. Насир-и Хусрав и его «Раушанāӣ-нāме» («Книга просветления») [Бейты 223–322]. Ориенталистика. 2020;3(4):1150–1164.

6. Бертельс А. Е. Поэтический комментарий Шаха Ниʻматуллаха Вали на философскую касыду Насир-и Хусрау. В: Сад одного цветка. Статьи и эссе. Сост., отв. ред. Н.И. Пригарина. М.: Наука; ГРВЛ; 1991. С. 7–30.

7. Бертельс Е. Э. Насир-и Хусрау и его взгляд на поэзию. В: Бертельс Е. А. Избранные труды. История литературы и культуры Ирана. Т. 5: Отв. ред. В. А. Лившиц. М.: Наука; 1988. С. 314–332.

8. Бертельс А. Е. Художественный образ в искусстве Ирана IX–XV в. (Слово, изображение). М.: Восточная литература; 1997. 460 c. [1] с.+[16] л. ил.

9. Додыхудоева Л. Р. Разработка персидской научно-философской терминологии Насиром Хусравом: Знание и его восприятие. Университет Центральной Азии. Высшая школа развития: Отдел по культурному наследию и гуманитарным наукам. Научный доклад No 16. 2022. 38 с.

10. Дафтари Фархад. Краткая история исмаʻилизма. Традиции мусульманской общины. Научн. ред. и предисл. О. Ф. Акимушкина; пер. с англ. Л. Р. Додыхудоевой. М.: Ладомир; 2003. 274 с.

11. Корнеева Т. Насир-и Хусрав и его философские взгляды. М.: Садра; 2021. 224 с.

12. Ислам. Энциклопедический словарь. Отв. ред. С. М. Прозоров. М.: ГРВЛ; 1991. 315 с.: ил.

13. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ. Н. И. Пригарина, А. С. Рапопорт. Отв. ред. Н. И. Пригарина. М.: Садра; 2012. 534 с.

14. Шабистари М. Цветник тайны. Персидский текст поэмы, перевод, комментарий. Предисловие А. А. Лукашева. Отв. ред. Н. Ю. Чалисова. 2‑е изд. М.: Садра; 2021. 360 с.

15. Ватват Рашид ад-Дин. Сады волшебства в тонкостях поэзии. Пер. с перс., исслед. и коммент. Н. Ю. Чалисовой. М.: Наука; ГРВЛ; 1985. 324 c.

16. Диххуда – Dihxudā ʻAlī Akbar. Luġat-nāma. Tihrān: Muassisa-yi Intišārāt va Čāp-i Dānišgāh-i Tihrān; 1372–1373 / 1993‒1994 (14 vul.). Available from: https://www.parsi.wiki/ (accessed: 20.08.2022).

17. Худжвири. Раскрытие скрытого. Старейший персидский трактат по суфизму. Пер. с англ. перевода Р. Николсона А. Орлова; науч. ред. рус. перевода Н. И. Пригарина. М.: Единство; 2004. 481 с.

18. Персидско-русский словарь. В 2 т. Под ред. Ю. А. Рубинчика. М.: Советская энциклопедия; 1970. 783 с.; 790 c.

19. Afifī-. Farhang-nāma-yi ši‘rī. Bar asās-i āṯār-i šā‘irān-i qarn-i sivvum tā yāzdahum-i hijrī šāmil-i tarkībāt,kināyāt, isṭilāḥāt. Ta‘līf doktur Raḥīm ʻAfīfī. Jild-i duvvum د-ظ . Tihrān: Surūš; 1372 / 1993. 1751 c.

20. Фарҳанги забони тоҷикӣ / Словарь таджикского языка (X – начало XX в.). В 2 т. Под ред. М. Ш. Шукурова и др. М.: Советская энциклопедия; 1969. 300 с.

21. Смирнов А. В. Знание в арабо-мусульманской философии. Новая философская энциклопедия. Т. 2. М.: Мысль; 2000. C. 56.

22. Dīvān-i aš‘ār-i ḥakīm Abū Ma‘nī Nāṣir-i Xusrav-i Qubādīyānī. Muštamil ast bar Raušināī-nameh, Sa’ādat-nameh, qaṣāīd va muqāṭ‘āt. Ba iḥtimām-i: ustād Sayīd Naṣrallāh Taqvī; muqaddimeh va šarḥ-i ḥāl: ustād Ḥusayn Taqī-zādeh; taṣḥīḥ: ustād Mujtaba Minuvī; ta‘liqāt: ustād ‘Alāmeh ‘Ali Akbar Dihxudā. Čāp-i duvvum. Tehrān, 1380 / 2001. (In Pers.). 743 c.

Orientalistica. 2022; 5: 1203-1222

Nāṣir-i Xusrav and his Rawšanāī-nāmeh (“The Book of Enlightenment”) (beyts 332–455). Translation from Percian into Russian, comments and introduction

Prigarina N. I., Shakarbekova M. A.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-5-1203-1222

Abstract

In the study of Ismailism, an important role was played by the discovery and subsequent study in the late 19th and early 20th centuries of the handwritten sources containing doctrinal Ismaili texts. Turning to these sources put the study of this area of Islam on a scientific basis for the first time. The poem (masnavi) by Nasir-i Khusrav “The Book of Enlightenment” (Rawšanā'ī - nameh) belongs to the very important texts of this kind. This article includes an annotated translation of bytes 333–455 of the poem. The chapters presented here reflect Nasir-i Khusraw’s contribution to the preaching of knowledge as a religious duty. This part includes 8 small chapters: On the properties of the human race, On the properties of simpletons, On the properties of solitude, Talk about the properties of laudable and blamed, A word about instruction and preaching, In rebuke of hypocritical friends, In rebuke of slanderers, In rebuke of following (ṭaqlīd). This part of the masnavi is devoted to the necessary prerequisites for assimilating the Ismaili doctrine of the soul and body, the sacred and profane understanding of Ismaili spirituality, the best prerequisites for comprehending Ismaili knowledge, as well as criticizing those simpletons ignorant of Ismailism who persecute the preachers of “true knowledge” and “block their way to paradise” with their wrong behavior. Despite the simplicity of the style of this passage, its understanding requires clarification regarding Nasir’s poetic terminology, as he loads traditional poetic expressions (istilahat ashshu'ara) with additional connotations based on Ismaili philosophy.

References

1. Dodykhudoeva L. R., Reisner M. L. Poeticheskii yazyk kak sredstvo propovedi: kontseptsiya «Blagogo slova» v tvorchestve Nasira Khusrava. M.: Natalis; 2007. 383 s.

2. Bertel's A. E. Nasir-i Khosrov i ismailizm. M.: Izd. vostochnoi literatury; 1959. 290 s.

3. Nasir-i Khusrav. «Raushana’i-nama» («Kniga prosvetleniya»). Vstuplenie. Glava v nazidanie. Beity 1–162. Per. s pers. N. I. Prigarinoi, M. A. Shakarbekovoi. Ishrak. Ezhegodnik islamskoi filosofii. Vyp. 4. M.: Vostochnaya literatura; 2013. S. 333–344.

4. Shakarbekova M. A. Nasir-i Khusrav «Raushanai-nama» («Kniga prosvetleniya») [Beity 163–222]. Iranskoe yazykoznanie 2020. Trudy mezhdunarodnoi konferentsii «Chteniya pamyati B. B. Lashkarbekova k 70‑letiyu so dnya rozhdeniya». Institut yazykoznaniya RAN. Moskva 18–20 oktyabrya 2018 g. M.: Yazyki Narodov Mira; NVI, 2020. S. 475–483.

5. Prigarina N. I., Shakarbekova M. A. Nasir-i Khusrav i ego «Raushanāӣ-nāme» («Kniga prosvetleniya») [Beity 223–322]. Orientalistika. 2020;3(4):1150–1164.

6. Bertel's A. E. Poeticheskii kommentarii Shakha Niʻmatullakha Vali na filosofskuyu kasydu Nasir-i Khusrau. V: Sad odnogo tsvetka. Stat'i i esse. Sost., otv. red. N.I. Prigarina. M.: Nauka; GRVL; 1991. S. 7–30.

7. Bertel's E. E. Nasir-i Khusrau i ego vzglyad na poeziyu. V: Bertel's E. A. Izbrannye trudy. Istoriya literatury i kul'tury Irana. T. 5: Otv. red. V. A. Livshits. M.: Nauka; 1988. S. 314–332.

8. Bertel's A. E. Khudozhestvennyi obraz v iskusstve Irana IX–XV v. (Slovo, izobrazhenie). M.: Vostochnaya literatura; 1997. 460 c. [1] s.+[16] l. il.

9. Dodykhudoeva L. R. Razrabotka persidskoi nauchno-filosofskoi terminologii Nasirom Khusravom: Znanie i ego vospriyatie. Universitet Tsentral'noi Azii. Vysshaya shkola razvitiya: Otdel po kul'turnomu naslediyu i gumanitarnym naukam. Nauchnyi doklad No 16. 2022. 38 s.

10. Daftari Farkhad. Kratkaya istoriya ismaʻilizma. Traditsii musul'manskoi obshchiny. Nauchn. red. i predisl. O. F. Akimushkina; per. s angl. L. R. Dodykhudoevoi. M.: Ladomir; 2003. 274 s.

11. Korneeva T. Nasir-i Khusrav i ego filosofskie vzglyady. M.: Sadra; 2021. 224 s.

12. Islam. Entsiklopedicheskii slovar'. Otv. red. S. M. Prozorov. M.: GRVL; 1991. 315 s.: il.

13. Shimmel' A. Mir islamskogo mistitsizma. Per. s angl. N. I. Prigarina, A. S. Rapoport. Otv. red. N. I. Prigarina. M.: Sadra; 2012. 534 s.

14. Shabistari M. Tsvetnik tainy. Persidskii tekst poemy, perevod, kommentarii. Predislovie A. A. Lukasheva. Otv. red. N. Yu. Chalisova. 2‑e izd. M.: Sadra; 2021. 360 s.

15. Vatvat Rashid ad-Din. Sady volshebstva v tonkostyakh poezii. Per. s pers., issled. i komment. N. Yu. Chalisovoi. M.: Nauka; GRVL; 1985. 324 c.

16. Dikhkhuda – Dihxudā ʻAlī Akbar. Luġat-nāma. Tihrān: Muassisa-yi Intišārāt va Čāp-i Dānišgāh-i Tihrān; 1372–1373 / 1993‒1994 (14 vul.). Available from: https://www.parsi.wiki/ (accessed: 20.08.2022).

17. Khudzhviri. Raskrytie skrytogo. Stareishii persidskii traktat po sufizmu. Per. s angl. perevoda R. Nikolsona A. Orlova; nauch. red. rus. perevoda N. I. Prigarina. M.: Edinstvo; 2004. 481 s.

18. Persidsko-russkii slovar'. V 2 t. Pod red. Yu. A. Rubinchika. M.: Sovetskaya entsiklopediya; 1970. 783 s.; 790 c.

19. Afifī-. Farhang-nāma-yi ši‘rī. Bar asās-i āṯār-i šā‘irān-i qarn-i sivvum tā yāzdahum-i hijrī šāmil-i tarkībāt,kināyāt, isṭilāḥāt. Ta‘līf doktur Raḥīm ʻAfīfī. Jild-i duvvum د-ظ . Tihrān: Surūš; 1372 / 1993. 1751 c.

20. Farҳangi zaboni toҷikӣ / Slovar' tadzhikskogo yazyka (X – nachalo XX v.). V 2 t. Pod red. M. Sh. Shukurova i dr. M.: Sovetskaya entsiklopediya; 1969. 300 s.

21. Smirnov A. V. Znanie v arabo-musul'manskoi filosofii. Novaya filosofskaya entsiklopediya. T. 2. M.: Mysl'; 2000. C. 56.

22. Dīvān-i aš‘ār-i ḥakīm Abū Ma‘nī Nāṣir-i Xusrav-i Qubādīyānī. Muštamil ast bar Raušināī-nameh, Sa’ādat-nameh, qaṣāīd va muqāṭ‘āt. Ba iḥtimām-i: ustād Sayīd Naṣrallāh Taqvī; muqaddimeh va šarḥ-i ḥāl: ustād Ḥusayn Taqī-zādeh; taṣḥīḥ: ustād Mujtaba Minuvī; ta‘liqāt: ustād ‘Alāmeh ‘Ali Akbar Dihxudā. Čāp-i duvvum. Tehrān, 1380 / 2001. (In Pers.). 743 c.