Ориенталистика. 2022; 5: 1188-1202
Миссия безголового всадника: об одном странствующем сюжете в китайских «рассказах об удивительном»
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-5-1188-1202Аннотация
Китайские средневековые парадоксография и сюжетная проза дают богатый материал для исследования кросс-культурных контактов. В русле этого направления с использованием методов компаративистики обсуждается ряд особенностей сюжета об отсроченной смерти безголового всадника в раннесредневековой китайской письменной традиции. Самая ранняя известная фиксация данного сюжета относится к V–VI вв. н. э. Она связана с именем некоего Цзя Юна (или Цзя Мэна). Цель статьи – показать продуктивность постановки отдельного парадоксографического текста с явными следами инокультурного влияния в сравнительный контекст исследования. Рассмотрены некоторые параллели к рассказу в других фольклорных традициях – от современных южнокитайских, вьетнамских и североиндийских до средневековой русской, реконструирована общая логика сюжета, а также выявлены несколько способов его адаптации к средневековой китайской картине мира.
Список литературы
1. Brindley E. F. Ancient China and the Yue: Perceptions and Identities on the Southern Frontier, c. 400 BCE – 50 CE. Cambridge: CUP; 2015. 304 p.
2. Лю Шоухуа 劉守華. Чжунго миньцзянь гуши ши 中國民間故事史 ( История кит. народных сказок). Пекин: Шанъу иньшугуань 北京: 商務印書館; 2012. 698 с. (На кит. яз.).
3. Чжан Шэнчжэнь 張聲震 ( ред.). Чжуан цзу тун ши 壯族通史 ( Общая история народа чжуан). Наньнин: Миньцзу чубаньшэ 南寧: 民族出版社; 1997. 1348 с. (На кит. яз.).
4. Yamada Hitoshi. Religiös-mythologische Vorstellungen bei den austronesischen Völkern Taiwans. München, 2002. Available from: https://edoc.ub.uni-muenchen.de/7335/1/Yamada_Hitoshi.pdf (accessed: 13.10.2022).
5. Лю Ицин 劉義慶. Ю мин лу 幽明錄 ( Записи о тьме и свете). Ред. и комм. Чжэн Ваньцин 鄭晚晴. Пекин: Вэньхуа ишу 北京: 文化藝術; 1988. 236 с. (На кит. яз.).
6. Гань Бао 干寶. Соу шэнь цзи 搜神記 ( Записки о поисках духов). Сверка и комм. Ван Шаоина 汪紹楹. Пекин: Чжунхуа шуцзюй 北京: 中華書局; 1979. 291 с. (На кит. яз.).
7. Ли Цзяньго 李劍國. Танцянь чжигуай сяошо ши 唐前志怪小說史 (История дотанских рассказов об удивительном). Тяньцзинь: Тяньцзинь цзяоюй 天津: 天津教育; 2005. 540 с. (На кит. яз.).
8. Zhang Zhenjun. A Textual History of Liu Yiqing’s “You ming lu”. Oriens Extremus. 2009;48:87–101.
9. [Ли Фан 李昉 и др., сост.]. Тайпин юй лань 太平御覽 (Высочайше просмотренная [энциклопедия] годов Тайпин). Пекин: Чжунхуа шуцзюй 北京: 中華書局; 1995. 4428 с. (На кит. яз.).
10. [Ли Фан 李昉 и др., сост.]. Тайпин гуан цзи 太平廣記 (Обширные записки годов Тайпин). Пекин: Чжунхуа шуцзюй 北京: 中華書局; 2006. 4106 с. (На кит. яз.).
11. Алимов И. А. Сад удивительного: Краткая история китайской прозы сяошо I—VI вв. СПб.: Петербургское востоковедение; 2014. 592 c.
12. Ван Голян 王國良. Вэй Цзинь Нань бэй чао чжигуай сяошо яньцзю 魏 晉南北朝志怪小說研究 ( Исследования рассказов о необычайном периода Вэй, Цзинь, Южных и северных династий). Тайбэй: Вэньшичжэ 台北 文史哲: 1984. 371 p.
13. Чжан Гофэн 張國風. «Тайпин гуан цзи» баньбэнь каошу《 太平廣記》 版本考述 (Исследование ксилографических изданий «Обширных записок годов Тайпин»). Пекин: Чжунхуа шуцзюй 北京: 中華書局; 2004. 479 с. (На кит. яз.).
14. Wade G. ‘Lady Sinn’ (Xian Fu-ren 冼夫人) and the sixth-century Chinese incorporation of a Southeast Asian region. In: Lanzona V. A., Rettig F. (eds) Women Warriors in Southeast Asia. New York: Routledge; 2020. P. 31–47.
15. Thompson S. Motif-index of folk-literature: a classification of narrative elements in folktales, ballads, myths etc. Bloomington: Indiana University Press; 1955–1958. In 6 vols. Web version: https://ia800408.us.archive.org/30/items/Thompson2016MotifIndex/Thompson_2016_Motif-Index.pdf ( дата обращения: 03.11.2022). 2497 p.
16. Соловьева А. А. Костяная душа: демонологическая семантика черепа и кости в китайском и монгольском фольклоре. Китай и окрестности: мифология, фольклор, литература. М.: РГГУ; 2010. С. 184–212.
17. Milburn O. The Glory of Yue: An Annotated Translation of the Yuejue Shu. Leiden: Brill; 2010. 442 p.
18. Temple R. C. Folklore of the Headless Horseman in Northern India. Calcutta Review. 1883;153(77):158–183.
19. Рыжакова С. И., Ренковская Е. А. Смерть за идеалы и почитание за смерть: к вопросу о мученичестве и его возможных моделях в культуре Индии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;1:150–174.
20. Singh Bh. Poverty and the Quest for Life. Spiritual and Material Striving in Rural India. Chicago: University of Chicago Press; 2015. 350 p.
21. Harlan L. The Goddesses’ Henchmen: Gender in Indian Hero Worship. Oxford: Oxford University Press, 2003. 273 p.
22. Faure D. The Man the Emperor Decapitated. Journal of the Hong Kong Branch of the Royal Asiatic Society. 1988:198–203.
23. Слово о Меркурии Смоленском. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5: XIII век. СПб: Наука; 1997. С. 164–168.
24. Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых: 1–5 [Дис.]. Варшава: Тип. Варш. учеб. округа; 1902. [2], X, 389 с.
25. Алимов И. А. Бесы, лисы, духи в текстах сунского Китая. СПб.: Наука; 2008. 283 с.
26. Yue Yi de fei dao 樂毅的飛刀 (Flying sword of Yue Yi). Zhongguo minjian gushi jicheng: Hebei juan 中國民間故事集成: 河北卷. Vol. 8. Beijing: Zhongguo wenlian 北京: 中國文聯; 2003; pp. 46–48. (In Chinese).
Orientalistica. 2022; 5: 1188-1202
The Mission of the Headless Horseman: on a Migrating Plot in the Chinese “Records of Anomalies”
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-5-1188-1202Abstract
Chinese medieval prose provide rich material for the study of crosscultural contacts. In line with this vector of research, the article discusses some features of the plot about the delayed death of a headless horseman in early medieval Chinese prose using the methods of comparative studies. The earliest known written fixation of the plot dates back to the 5th – 6th centuries; it was associated with the name of a certain Jia Yong (or Jia Meng). The article aims to demonstrate the fruitfulness of a comparative approach applied to a case of a paradoxographical text possessing clear traces of foreign cultural influence. The article discusses the parallels of the story that exist in other folklore traditions, from modern South Chinese and North Indian to medieval Russian. The general logic of the plot is reconstructed, and some ways of its adaptation to the medieval Chinese world picture are revealed.
References
1. Brindley E. F. Ancient China and the Yue: Perceptions and Identities on the Southern Frontier, c. 400 BCE – 50 CE. Cambridge: CUP; 2015. 304 p.
2. Lyu Shoukhua 劉守華. Chzhungo min'tszyan' gushi shi 中國民間故事史 ( Istoriya kit. narodnykh skazok). Pekin: Shan\"u in'shuguan' 北京: 商務印書館; 2012. 698 s. (Na kit. yaz.).
3. Chzhan Shenchzhen' 張聲震 ( red.). Chzhuan tszu tun shi 壯族通史 ( Obshchaya istoriya naroda chzhuan). Nan'nin: Min'tszu chuban'she 南寧: 民族出版社; 1997. 1348 s. (Na kit. yaz.).
4. Yamada Hitoshi. Religiös-mythologische Vorstellungen bei den austronesischen Völkern Taiwans. München, 2002. Available from: https://edoc.ub.uni-muenchen.de/7335/1/Yamada_Hitoshi.pdf (accessed: 13.10.2022).
5. Lyu Itsin 劉義慶. Yu min lu 幽明錄 ( Zapisi o t'me i svete). Red. i komm. Chzhen Van'tsin 鄭晚晴. Pekin: Ven'khua ishu 北京: 文化藝術; 1988. 236 s. (Na kit. yaz.).
6. Gan' Bao 干寶. Sou shen' tszi 搜神記 ( Zapiski o poiskakh dukhov). Sverka i komm. Van Shaoina 汪紹楹. Pekin: Chzhunkhua shutszyui 北京: 中華書局; 1979. 291 s. (Na kit. yaz.).
7. Li Tszyan'go 李劍國. Tantsyan' chzhiguai syaosho shi 唐前志怪小說史 (Istoriya dotanskikh rasskazov ob udivitel'nom). Tyan'tszin': Tyan'tszin' tszyaoyui 天津: 天津教育; 2005. 540 s. (Na kit. yaz.).
8. Zhang Zhenjun. A Textual History of Liu Yiqing’s “You ming lu”. Oriens Extremus. 2009;48:87–101.
9. [Li Fan 李昉 i dr., sost.]. Taipin yui lan' 太平御覽 (Vysochaishe prosmotrennaya [entsiklopediya] godov Taipin). Pekin: Chzhunkhua shutszyui 北京: 中華書局; 1995. 4428 s. (Na kit. yaz.).
10. [Li Fan 李昉 i dr., sost.]. Taipin guan tszi 太平廣記 (Obshirnye zapiski godov Taipin). Pekin: Chzhunkhua shutszyui 北京: 中華書局; 2006. 4106 s. (Na kit. yaz.).
11. Alimov I. A. Sad udivitel'nogo: Kratkaya istoriya kitaiskoi prozy syaosho I—VI vv. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie; 2014. 592 c.
12. Van Golyan 王國良. Vei Tszin' Nan' bei chao chzhiguai syaosho yan'tszyu 魏 晉南北朝志怪小說研究 ( Issledovaniya rasskazov o neobychainom perioda Vei, Tszin', Yuzhnykh i severnykh dinastii). Taibei: Ven'shichzhe 台北 文史哲: 1984. 371 p.
13. Chzhan Gofen 張國風. «Taipin guan tszi» ban'ben' kaoshu《 太平廣記》 版本考述 (Issledovanie ksilograficheskikh izdanii «Obshirnykh zapisok godov Taipin»). Pekin: Chzhunkhua shutszyui 北京: 中華書局; 2004. 479 s. (Na kit. yaz.).
14. Wade G. ‘Lady Sinn’ (Xian Fu-ren 冼夫人) and the sixth-century Chinese incorporation of a Southeast Asian region. In: Lanzona V. A., Rettig F. (eds) Women Warriors in Southeast Asia. New York: Routledge; 2020. P. 31–47.
15. Thompson S. Motif-index of folk-literature: a classification of narrative elements in folktales, ballads, myths etc. Bloomington: Indiana University Press; 1955–1958. In 6 vols. Web version: https://ia800408.us.archive.org/30/items/Thompson2016MotifIndex/Thompson_2016_Motif-Index.pdf ( data obrashcheniya: 03.11.2022). 2497 p.
16. Solov'eva A. A. Kostyanaya dusha: demonologicheskaya semantika cherepa i kosti v kitaiskom i mongol'skom fol'klore. Kitai i okrestnosti: mifologiya, fol'klor, literatura. M.: RGGU; 2010. S. 184–212.
17. Milburn O. The Glory of Yue: An Annotated Translation of the Yuejue Shu. Leiden: Brill; 2010. 442 p.
18. Temple R. C. Folklore of the Headless Horseman in Northern India. Calcutta Review. 1883;153(77):158–183.
19. Ryzhakova S. I., Renkovskaya E. A. Smert' za idealy i pochitanie za smert': k voprosu o muchenichestve i ego vozmozhnykh modelyakh v kul'ture Indii. Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2022;1:150–174.
20. Singh Bh. Poverty and the Quest for Life. Spiritual and Material Striving in Rural India. Chicago: University of Chicago Press; 2015. 350 p.
21. Harlan L. The Goddesses’ Henchmen: Gender in Indian Hero Worship. Oxford: Oxford University Press, 2003. 273 p.
22. Faure D. The Man the Emperor Decapitated. Journal of the Hong Kong Branch of the Royal Asiatic Society. 1988:198–203.
23. Slovo o Merkurii Smolenskom. Biblioteka literatury Drevnei Rusi. T. 5: XIII vek. SPb: Nauka; 1997. S. 164–168.
24. Kadlubovskii A. P. Ocherki po istorii drevnerusskoi literatury zhitii svyatykh: 1–5 [Dis.]. Varshava: Tip. Varsh. ucheb. okruga; 1902. [2], X, 389 s.
25. Alimov I. A. Besy, lisy, dukhi v tekstakh sunskogo Kitaya. SPb.: Nauka; 2008. 283 s.
26. Yue Yi de fei dao 樂毅的飛刀 (Flying sword of Yue Yi). Zhongguo minjian gushi jicheng: Hebei juan 中國民間故事集成: 河北卷. Vol. 8. Beijing: Zhongguo wenlian 北京: 中國文聯; 2003; pp. 46–48. (In Chinese).
События
-
Журналы « Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)» и «Проблемы Арктики и Антарктики» принят в Scopus! >>>
5 мая 2025 | 11:44 -
Журнал «Здоровье мегаполиса» принят в DOAJ >>>
28 апр 2025 | 11:41 -
Журнал «Морская медицина» присоединился к Elpub! >>>
23 апр 2025 | 11:39 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Кавказология» >>>
8 апр 2025 | 11:33 -
Журнал «Вестник проектного управления» присоединился к Elpub! >>>
27 мар 2025 | 11:27