Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2022; 5: 773-789

Проблемы исторического прошлого в тайваньских учебниках истории

Перминова В. А.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-4-773-789

Аннотация

Тайвань, находившийся в течение полувека под властью Японской империи (1895–1945 гг.), до сих пор остается единственным регионом, где не принято акцентировать внимание на негативных сторонах колониального периода. В силу традиционно тесных связей между Токио и Тайбэем вопросы исторического прошлого никогда не стояли остро, а их актуализация в тайваньском обществе, как правило, связана с текущей внутриполитической ситуацией. В зависимости от конкретного политического курса, реализуемого в тот или иной период правления Китайской Республики (КР, Тайваня), меняются и трактовки отдельных исторических событий, что впоследствии отражается на содержании тайваньских учебников истории. Статья посвящена изучению подходов к оценке японского колониального правления на Тайване, роли образовательной политики КР в формировании исторической памяти у жителей острова и связи трактовок событий японского периода с оценкой правления Гоминьдана в 1950–1980-е гг. В работе рассмотрено несколько учебных программ по историческим дисциплинам, принятых на Тайване в 1990–2010-е гг., изучена  специфика  освещения  в  этих  программах  колониального  периода и послевоенного правления Гоминьдана, роль местной истории Тайваня в контексте общей истории Китая.

Список литературы

1. Vickers E. Frontiers of memory: conflict, imperialism, and official histories in the formation of post-Cold war Taiwan identity. In: Jager S. M., Mitter R. (eds) Ruptured Histories: war, memory, and the post-Cold war in Asia. Cambridge, MA: Harvard University Press; 2007. P. 209–232.

2. 黄国昌。中国意识与台湾意识 (Китайская идентичность и тайваньская идентичность). 台北:台湾五南图书出版社; 1995. 281 c. (На кит. яз.).

3. Rigger S. Competing conceptions of Taiwan’s identity: The irresolvable conflict in Cross-Strait relations. Journal of Contemporary China. 1997;6(15):307–317.

4. Huang Chih-huei. The transformation of Taiwanese attitudes toward Japan in the Post-colonial Period. In: Li Narangoa, Cribb R. (eds) Imperial Japan and National Identities in Asia, 1895–1945. London: Routledge Curzon; 2003. P. 296–314.

5. Suzuki Shogo. The competition to attain justice for past wrongs: the “comfort women” issue in Taiwan. Pacific Affairs. 2011; 84(2):223–244.

6. Rysakova P. I. Rethinking Japanese period in today’s high school history textbooks in Taiwan. XXX International Congress on historiography and source studies of Asia and Africa: On the occasion of the 150th anniversary of academician V. Bartold (1869–1930). Saint Petersburg: NP-Print Publishing; 2019. P. 47–49.

7. 蔣永敬。反對竄改臺灣歷史教科書 ([Выступаем] против фальсификации тайваньских учебников истории). – https://web.archive.org/web/20151121210624/http://www.haixiainfo.com.tw/80-3361.html (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

8. Chou C. P., Ching G. Historical overview of education in Taiwan. In: Jacob W. J., Neubauer D. (eds) Taiwan Education at the Crossroad. International and Development Education. N. Y.: Palgrave Macmillan; 2012. P. 21–46. – https://doi.org/10.1057/9780230120143_3

9. Law Wing-Wah. Educational reform in Taiwan: a research for a ‘national’ identity through democratisation and taiwanisation. Compare: A Journal of Comparative and International Education. 2002;32(1):61–81.

10. 國民中學“認識臺灣(歷史篇)”(Учебник для средней школы «Знакомимся с Тайванем (история)»). 臺北:國立編譯館;1997. (На кит. яз.).

11. Wang Fuchang. Why bother about school textbooks? An analysis of the origin of the disputes over “Renshi Taiwan” textbooks in 1997. In: Makeham J., A-chin Hsiau (eds) Cultural, Ethnic and Political Nationalism in Contemporary Taiwan: Bentuhua. New York: Palgrave; 2005. P. 55–99.

12. Amae Yoshihisa, Damm J. “Whither Taiwanization?” State, Society and Cultural Production in the New Era. Journal of Current Chinese Affairs. 2011;40(1):3–17.

13. Corcuff S. History textbooks, identity politics, and ethnic introspection in Taiwan: The June 1997 “Knowing Taiwan” textbooks controversy and the questions it raised on the various approaches to ‘Han’ identity. In: Vickers E., Jones A. (eds) History education and national identity in East Asia. New York – London: Routledge. Taylor & Francis Group; 2005. P. 133–169.

14. 吳瓊恩。反對竄改臺灣歷史教科書 ([Выступаем] против фальсификации тайваньских учебников истории). – https://web.archive.org/web/20151121231121/http://www.haixiainfo.com.tw/80-3368.html (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

15. Перминова В. А. Историческая память на Тайване и ее влияние на японо-тайваньские связи во второй половине ХХ в. Вестник Института востоковедения РАН. 2021;3:86–101. https://doi.org/10.31696/2618-7302-2021-3-86-101.

16. 台湾近二十年来的三次课纲修订 (Троекратное внесение поправок в учебную программу на Тайване за последние 20 лет). 23.12.2015. – http://www.zhongguotongcuhui.org.cn/tylt/201506/201602/t20160216_11387307.html (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

17. Stolojan V. Curriculum reform and the teaching of history in high schools during the Ma Ying-jeou presidency. Journal of Current Chinese Affairs. 2017;46(1):101–130.

18. 普通高級中學課程暫行綱要目次(95學年度起實施) (Содержание временной программы обучения для средней школы высшей ступени (начало реализации программы в 95 г.). – https://www.cnsh.mlc.edu.tw/ischool/publish_page/3/?cid=80 (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

19. 综合高级中学课程纲要总纲 (Основные положения общей программы обучения для средней школы высшей ступени). 23.02.2012. – https://www.doc88.com/p-008904885452.html?r=1 (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

20. 这些年,台湾的历史课纲都经历了哪些变动?(Как изменились за последние несколько лет учебные программы по истории на Тайване?). 23.06.2017. – https://www.sohu.com/a/151520931_267719 (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

21. 台历史教科书“独”害岛内下一代 ([Идея] «независимости» [Тайваня, которая прослеживается] в тайваньских учебниках по истории, наносит вред будущим поколениям, [проживающим] на острове). 15.09.2020. – https://baijiahao.baidu.com/s?id=1677849466227672784&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

22. 台湾教科书“武昌起义”变成“起事”(В тайваньских учебниках «Учанское восстание» переименовали в «мятеж»). 10.10.2017. – https://www.sohu.com/a/197357825_99965026 (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

23. Schneider C. “National history” in mainland Chinese and Taiwanese history education: its current role, existing challenges and alternative frameworks. Presentation given at an international symposium “Constructing regional histories – from historiography toward history education in the Balkans and East Asia”. Tokyo, November 2007. – https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/versions?doi=10.1.1.463.6693 (accessed: 28.09.2022).

24. 课纲核心篇目 (Основные положения 101-й программы). 15.04.2014. – https://www.doc88.com/p-1681944104123.html (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

25. 周珂。台湾中学历史课程纲要变化管窥 (Подробный анализ изменений в тайваньских учебных программах по истории для средней школы высшей ступени). 27.06.2019. – https://www.sohu.com/a/323205051_629818 (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

26. Перминова В. А. Вопросы исторического прошлого в японо-тайваньских отношениях при администрации Чэнь Шуйбяня (2000–2008). Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2021;13(2):293–307. https://doi.org/10.21638/spbu13.2021.211.

27. 马英九明确宣示:教材应删皇民化“台独”化内容 (Ма Инцзю четко заявил: из [содержания] учебных материалов должна быть устранена [идея] независимости Тайваня). 12.07.2012. – http://www.taiwan.cn/taiwan/tw_PoliticsNews/201207/t20120712_2824928.htm (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

28. 101年新課綱時間分配与教材綱要 (Основные учебные материалы и планирование времени [занятий] по новой учебной программе 101 года). – https://www.sssh.tp.edu.tw/ischool/publish_page/53/?cid=2390 (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

29. 課綱微調爭議 到底在吵什麼?(В чем же заключается спор по поводу обновленной учебной программы?). 24.07.2015. – https://web.archive.org/web/20220121132100/https://theme.udn.com/theme/story/7491/1076685 (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

30. Chou Chih-Chieh. Contending notions of the Cross-Strait status quo in Taiwan and across the Strait: impacts on U.S.–Taiwan relations. The China Review. 2018;18(3):121–148.

31. Hoppens R. Contemporary Japan-Taiwan relations in historical context. Asia Dialogue. University of Nottingham Asia Research Institute. July 13, 2018. – https://theasiadialogue.com/2018/07/13/contemporary-japan-taiwan-relations-in-historical-context/ (accessed 07.11.2020).

32. 十二年國教課程綱要 (Программа двенадцатилетнего государственного образования). – https://12basic.edu.tw/12about-3-1.php (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

33. 朱汉国。简析台湾地区高中历史课程的设置与教材编写 (Разработка программы обучения и составление учебных материалов по истории для средней школы высшей ступени на Тайване. Краткий анализ). Чжунго лиши яньцзю. 2022. № 2. – http://hrc.cass.cn/xsdt/sxpy/202206/t20220621_5413454.shtml (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

34. 台湾新版历史教科书删到连“三国”都没有 (В результате сокращения [материала] в новом издании тайваньского учебника по истории исчез даже [раздел] «Троецарствие»). 08.09.2020. – https://baijiahao.baidu.com/s?id=1677279909781686119&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

35. 国台办:民进党当局中学历史“新课纲”荼毒台湾年轻一代 (Канцелярия по делам Тайваня при Госсовете КНР: новая учебная программа по истории, принятая властями ДПП, пагубно влияет на молодое поколение тайваньцев). 13.10.2021. – https://baijiahao.baidu.com/s?id=1713491810887221107&w-fr=spider&for=pc (дата обращения: 28.09.2022). (На кит. яз.).

Orientalistica. 2022; 5: 773-789

Problems of the historical past in Taiwanese history textbooks

Perminova V. A.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-4-773-789

Abstract

Taiwan, which was ruled by the Japanese Empire from 1895 to 1945, still remains one of the few regions whose inhabitants do not emphasize the negative aspects of the colonial period. Because of traditionally close relations between Tokyo and Taipei the problems of the historical past have never been on the agenda of bilateral relations, and actualization of these problems was most commonly related with current domestic policy. According to current policy conducted by authorities of the Republic of China (ROC, Taiwan) interpretation of some historical periods are also usually revised in Taiwanese history textbooks. The article studies the approaches to the interpretation of colonial period of Taiwan history, role of education policy in Taiwan in formation of historical memory about Japanese period and its relation with interpretation of Kuomintang ruling period in 1950–80s. The article analyzes several curriculums of history education accepted in Taiwan in 1990–2010s, studies specific of interpretation of historical past in these curriculums and role of Taiwan local history in the context of general history of China.

References

1. Vickers E. Frontiers of memory: conflict, imperialism, and official histories in the formation of post-Cold war Taiwan identity. In: Jager S. M., Mitter R. (eds) Ruptured Histories: war, memory, and the post-Cold war in Asia. Cambridge, MA: Harvard University Press; 2007. P. 209–232.

2. 黄国昌。中国意识与台湾意识 (Kitaĭskaya identichnost' i taĭvan'skaya identichnost'). 台北:台湾五南图书出版社; 1995. 281 c. (Na kit. yaz.).

3. Rigger S. Competing conceptions of Taiwan’s identity: The irresolvable conflict in Cross-Strait relations. Journal of Contemporary China. 1997;6(15):307–317.

4. Huang Chih-huei. The transformation of Taiwanese attitudes toward Japan in the Post-colonial Period. In: Li Narangoa, Cribb R. (eds) Imperial Japan and National Identities in Asia, 1895–1945. London: Routledge Curzon; 2003. P. 296–314.

5. Suzuki Shogo. The competition to attain justice for past wrongs: the “comfort women” issue in Taiwan. Pacific Affairs. 2011; 84(2):223–244.

6. Rysakova P. I. Rethinking Japanese period in today’s high school history textbooks in Taiwan. XXX International Congress on historiography and source studies of Asia and Africa: On the occasion of the 150th anniversary of academician V. Bartold (1869–1930). Saint Petersburg: NP-Print Publishing; 2019. P. 47–49.

7. 蔣永敬。反對竄改臺灣歷史教科書 ([Vystupaem] protiv fal'sifikatsii taivan'skikh uchebnikov istorii). – https://web.archive.org/web/20151121210624/http://www.haixiainfo.com.tw/80-3361.html (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).

8. Chou C. P., Ching G. Historical overview of education in Taiwan. In: Jacob W. J., Neubauer D. (eds) Taiwan Education at the Crossroad. International and Development Education. N. Y.: Palgrave Macmillan; 2012. P. 21–46. – https://doi.org/10.1057/9780230120143_3

9. Law Wing-Wah. Educational reform in Taiwan: a research for a ‘national’ identity through democratisation and taiwanisation. Compare: A Journal of Comparative and International Education. 2002;32(1):61–81.

10. 國民中學“認識臺灣(歷史篇)”(Uchebnik dlya sredneĭ shkoly «Znakomimsya s Taĭvanem (istoriya)»). 臺北:國立編譯館;1997. (Na kit. yaz.).

11. Wang Fuchang. Why bother about school textbooks? An analysis of the origin of the disputes over “Renshi Taiwan” textbooks in 1997. In: Makeham J., A-chin Hsiau (eds) Cultural, Ethnic and Political Nationalism in Contemporary Taiwan: Bentuhua. New York: Palgrave; 2005. P. 55–99.

12. Amae Yoshihisa, Damm J. “Whither Taiwanization?” State, Society and Cultural Production in the New Era. Journal of Current Chinese Affairs. 2011;40(1):3–17.

13. Corcuff S. History textbooks, identity politics, and ethnic introspection in Taiwan: The June 1997 “Knowing Taiwan” textbooks controversy and the questions it raised on the various approaches to ‘Han’ identity. In: Vickers E., Jones A. (eds) History education and national identity in East Asia. New York – London: Routledge. Taylor & Francis Group; 2005. P. 133–169.

14. 吳瓊恩。反對竄改臺灣歷史教科書 ([Vystupaem] protiv fal'sifikatsii taĭvan'skikh uchebnikov istorii). – https://web.archive.org/web/20151121231121/http://www.haixiainfo.com.tw/80-3368.html (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).

15. Perminova V. A. Istoricheskaya pamyat' na Taivane i ee vliyanie na yapono-taivan'skie svyazi vo vtoroi polovine KhKh v. Vestnik Instituta vostokovedeniya RAN. 2021;3:86–101. https://doi.org/10.31696/2618-7302-2021-3-86-101.

16. 台湾近二十年来的三次课纲修订 (Troekratnoe vnesenie popravok v uchebnuyu programmu na Taĭvane za poslednie 20 let). 23.12.2015. – http://www.zhongguotongcuhui.org.cn/tylt/201506/201602/t20160216_11387307.html (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).

17. Stolojan V. Curriculum reform and the teaching of history in high schools during the Ma Ying-jeou presidency. Journal of Current Chinese Affairs. 2017;46(1):101–130.

18. 普通高級中學課程暫行綱要目次(95學年度起實施) (Soderzhanie vremennoĭ programmy obucheniya dlya sredneĭ shkoly vyssheĭ stupeni (nachalo realizatsii programmy v 95 g.). – https://www.cnsh.mlc.edu.tw/ischool/publish_page/3/?cid=80 (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).

19. 综合高级中学课程纲要总纲 (Osnovnye polozheniya obshcheĭ programmy obucheniya dlya sredneĭ shkoly vyssheĭ stupeni). 23.02.2012. – https://www.doc88.com/p-008904885452.html?r=1 (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).

20. 这些年,台湾的历史课纲都经历了哪些变动?(Kak izmenilis' za poslednie neskol'ko let uchebnye programmy po istorii na Taĭvane?). 23.06.2017. – https://www.sohu.com/a/151520931_267719 (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).

21. 台历史教科书“独”害岛内下一代 ([Ideya] «nezavisimosti» [Taĭvanya, kotoraya proslezhivaetsya] v taĭvan'skikh uchebnikakh po istorii, nanosit vred budushchim pokoleniyam, [prozhivayushchim] na ostrove). 15.09.2020. – https://baijiahao.baidu.com/s?id=1677849466227672784&wfr=spider&for=pc (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).

22. 台湾教科书“武昌起义”变成“起事”(V taĭvan'skikh uchebnikakh «Uchanskoe vosstanie» pereimenovali v «myatezh»). 10.10.2017. – https://www.sohu.com/a/197357825_99965026 (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).

23. Schneider C. “National history” in mainland Chinese and Taiwanese history education: its current role, existing challenges and alternative frameworks. Presentation given at an international symposium “Constructing regional histories – from historiography toward history education in the Balkans and East Asia”. Tokyo, November 2007. – https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/versions?doi=10.1.1.463.6693 (accessed: 28.09.2022).

24. 课纲核心篇目 (Osnovnye polozheniya 101-i programmy). 15.04.2014. – https://www.doc88.com/p-1681944104123.html (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).

25. 周珂。台湾中学历史课程纲要变化管窥 (Podrobnyĭ analiz izmeneniĭ v taĭvan'skikh uchebnykh programmakh po istorii dlya sredneĭ shkoly vyssheĭ stupeni). 27.06.2019. – https://www.sohu.com/a/323205051_629818 (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).

26. Perminova V. A. Voprosy istoricheskogo proshlogo v yapono-taivan'skikh otnosheniyakh pri administratsii Chen' Shuibyanya (2000–2008). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Vostokovedenie i afrikanistika. 2021;13(2):293–307. https://doi.org/10.21638/spbu13.2021.211.

27. 马英九明确宣示:教材应删皇民化“台独”化内容 (Ma Intszyu chetko zayavil: iz [soderzhaniya] uchebnykh materialov dolzhna byt' ustranena [ideya] nezavisimosti Taĭvanya). 12.07.2012. – http://www.taiwan.cn/taiwan/tw_PoliticsNews/201207/t20120712_2824928.htm (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).

28. 101年新課綱時間分配与教材綱要 (Osnovnye uchebnye materialy i planirovanie vremeni [zanyatiĭ] po novoĭ uchebnoĭ programme 101 goda). – https://www.sssh.tp.edu.tw/ischool/publish_page/53/?cid=2390 (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).

29. 課綱微調爭議 到底在吵什麼?(V chem zhe zaklyuchaetsya spor po povodu obnovlennoĭ uchebnoĭ programmy?). 24.07.2015. – https://web.archive.org/web/20220121132100/https://theme.udn.com/theme/story/7491/1076685 (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).

30. Chou Chih-Chieh. Contending notions of the Cross-Strait status quo in Taiwan and across the Strait: impacts on U.S.–Taiwan relations. The China Review. 2018;18(3):121–148.

31. Hoppens R. Contemporary Japan-Taiwan relations in historical context. Asia Dialogue. University of Nottingham Asia Research Institute. July 13, 2018. – https://theasiadialogue.com/2018/07/13/contemporary-japan-taiwan-relations-in-historical-context/ (accessed 07.11.2020).

32. 十二年國教課程綱要 (Programma dvenadtsatiletnego gosudarstvennogo obrazovaniya). – https://12basic.edu.tw/12about-3-1.php (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).

33. 朱汉国。简析台湾地区高中历史课程的设置与教材编写 (Razrabotka programmy obucheniya i sostavlenie uchebnykh materialov po istorii dlya srednei shkoly vysshei stupeni na Taivane. Kratkii analiz). Chzhungo lishi yan'tszyu. 2022. № 2. – http://hrc.cass.cn/xsdt/sxpy/202206/t20220621_5413454.shtml (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).

34. 台湾新版历史教科书删到连“三国”都没有 (V rezul'tate sokrashcheniya [materiala] v novom izdanii taĭvan'skogo uchebnika po istorii ischez dazhe [razdel] «Troetsarstvie»). 08.09.2020. – https://baijiahao.baidu.com/s?id=1677279909781686119&wfr=spider&for=pc (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).

35. 国台办:民进党当局中学历史“新课纲”荼毒台湾年轻一代 (Kantselyariya po delam Taĭvanya pri Gossovete KNR: novaya uchebnaya programma po istorii, prinyataya vlastyami DPP, pagubno vliyaet na molodoe pokolenie taĭvan'tsev). 13.10.2021. – https://baijiahao.baidu.com/s?id=1713491810887221107&w-fr=spider&for=pc (data obrashcheniya: 28.09.2022). (Na kit. yaz.).