Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2022; 5: 474-488

От касыды до трактата: философский анализ сюжетов о беседах птиц

Федорова Ю. Е.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-3-474-488

Аннотация

В статье прослеживается эволюция топоса «птица» (мург) от его прямого понимания (хакика) к иносказательному (маджаз) в наиболее репрезентативных сочинениях персидской литературной традиции X–XII вв. К исследованию привлекаются методы филологического анализа, а также метод историко-философской реконструкции текста. Было установлено, что в ранних образцах касыды, вышедших из-под пера Рудаки и Манучихри, птицы выступали одним из необходимых элементов для маркировки «весенней» темы зачина. Позднее благодаря творчеству Санаи и Хакани в поэтическом словаре персоязычных суфиев прочно закрепился топос «душа-птица» (мург-и джан). В текстах Братьев чистоты описание свойств различных зверей и птиц, вступивших в спор с человеком, послужило основой для рассуждения о низменных и возвышенных свойствах души. Эту линию продолжил Ахмад ал-Газали. В трактате-послании о душах-птицах, стремящихся найти своего царя, он представил своеобразное описание личного духовного опыта. В результате исследования были выявлены ведущие темы «птичьих бесед» и суфийские концепты, которые нашли воплощение в конкретных литературных сюжетах.

 

Список литературы

1. ‘Аттар-и Нишабури, Фарид ад-Дин. Мантик ат-тайр (Макамат-и туй-ур). Би ихтимам-и саййид Садик Гавхарин. Тихран: би нигах-и тарджама ва нашр-и кутуб; 1356 [1977/1978]. 384 с. (На перс. яз.)

2. Corbin H. Avicenna and the visionary recital / transl. from the French by Willard R. Trask. Princeton, N. J.: Princeton University Press; 2016, pp. 165–186.

3. Бертельс А. Е. Художественный образ в искусстве Ирана IX–XV веков (Слово, изображение). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН; 1997. 422 с.

4. Рейснер М. Л. Персидская лироэпическая поэзия X – начала XIII в. Генезис и эволюция классической касыды. М.: Наталис; 2006. 423 с.

5. Бертельс Е. Э. История персидско-таджикской литературы. Избранные труды. Т. 1. М.: Издательство восточной литературы; 1960. 556 с.

6. Рейснер М. Л., Чалисова Н. Ю. Персидская классическая лирика: к проблеме генезиса. Лирика: генезис и эволюция. М.: Изд-во РГГУ; 2007. С. 175–231.

7. Федорова Ю. Е. Ибн Сина и Фарид ад-Дин ‘Аттар: две версии легенды о странствии души-птицы к Богу. Litera. 2015;(3):62–90. DOI: 10.7256/2409- 8698.2015.3.17097. EDN VASYCT.

8. Рейснер М. Л., Ардашникова А. Н. Персидская литература IX–XVIII веков. В двух томах. Т. 1. Персидская литература домонгольского времени (IX – начало XIII в.). Период формирования канона: ранняя классика. Отв. ред. Е. О. Акимушкина. М.: ООО «Садра»; 2019. 392 с.

9. Лукашев А. А. Мир смысла в немногих словах: философские взгляды Махмуда Шабистари в контексте эпохи. Отв. ред. А. В. Смирнов. М.: ООО «Садра»; 2020. 320 с.

10. Газали А., Газали М. Дастан-и мурган: матн-и фарси-и Рисалат аттайр худжа Ахмад Газали би инзимам-и Рисалат ат-тайр имам Мухаммад Газали. Би ихтимам-и Наср Аллах Пурджавади. Тихран: Анджуман-и Шахин-шахи-и фалсафа-и Иран; 1976. 50 c. (На перс. яз.)

11. История персидской и таджикской литературы. Пер. с чеш. Отакар Клима, Ян Рипка, Иржи Бечка. М.: Прогресс; 1970. 440 с.

12. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ. Пригариной Н. И., Раппопорт А. С. 2-е изд., испр. и доп. М.: ООО «Садра»; 2012. 536 с.

13. Сотворение основы (Бундахишн). Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестан-и меног-и храд.). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Изд. подгот. О. М. Чунаковой. М. : Вост. лит.; 1997. С. 139–347.

14. Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифологических персонажей и мифологических символов. М.: Вост. лит., 2004. 286 с.

15. Schmidt Hanns-Peter. Simurgh. Encyclopedia Iranica, 2002. [Режим доступа]: https://iranicaonline.org/articles/simorg (20.09.2022)

Orientalistica. 2022; 5: 474-488

From qasida to treatise: philosophical analysis of stories about the conference of the birds

Fedorova Yu. E.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-3-474-488

Abstract

The article traces the evolution of the “bird” topos (murgh) from its direct understanding (haqiqa) to the allegorical (majaz) in the most representative works of the Persian literary tradition of the 10th–12th centuries. The research involves methods of philological analysis, as well as the method of historical and philosophical reconstruction of the text. It was found, that in the early samples of the classical qasida by Rudaki and Manuchihri birds were one of the necessary elements for marking the “spring” theme. Later in qasidas of Sanai and Khaqani the topos “soul-bird” (murgh-i jan) was firmly entrenched in the poetic dictionary of Persian-speaking Sufis. In the texts of the Brethren of Purity the description of the properties of various animals and birds that entered into an dispute with a person provided the basis for discourse about the properties of the soul. This line was continued by Ahmad al-Ghazzali. In a treatise about bird-souls seeking to find their king, he presented a peculiar description of personal spiritual experience. As a result of the study, author identifies the main themes of the conference of the birds and Sufi concepts that are embodied in specific literary plots.

References

1. ‘Attar-i Nishaburi, Farid ad-Din. Mantik at-taĭr (Makamat-i tuĭ-ur). Bi ikhtimam-i saiiid Sadik Gavkharin. Tikhran: bi nigakh-i tardzhama va nashr-i kutub; 1356 [1977/1978]. 384 s. (Na pers. yaz.)

2. Corbin H. Avicenna and the visionary recital / transl. from the French by Willard R. Trask. Princeton, N. J.: Princeton University Press; 2016, pp. 165–186.

3. Bertel's A. E. Khudozhestvennyĭ obraz v iskusstve Irana IX–XV vekov (Slovo, izobrazhenie). M.: Izdatel'skaya firma «Vostochnaya literatura» RAN; 1997. 422 s.

4. Reisner M. L. Persidskaya liroepicheskaya poeziya X – nachala XIII v. Genezis i evolyutsiya klassicheskoĭ kasydy. M.: Natalis; 2006. 423 s.

5. Bertel's E. E. Istoriya persidsko-tadzhikskoĭ literatury. Izbrannye trudy. T. 1. M.: Izdatel'stvo vostochnoi literatury; 1960. 556 s.

6. Reisner M. L., Chalisova N. Yu. Persidskaya klassicheskaya lirika: k probleme genezisa. Lirika: genezis i evolyutsiya. M.: Izd-vo RGGU; 2007. S. 175–231.

7. Fedorova Yu. E. Ibn Sina i Farid ad-Din ‘Attar: dve versii legendy o stranstvii dushi-ptitsy k Bogu. Litera. 2015;(3):62–90. DOI: 10.7256/2409- 8698.2015.3.17097. EDN VASYCT.

8. Reisner M. L., Ardashnikova A. N. Persidskaya literatura IX–XVIII vekov. V dvukh tomakh. T. 1. Persidskaya literatura domongol'skogo vremeni (IX – nachalo XIII v.). Period formirovaniya kanona: rannyaya klassika. Otv. red. E. O. Akimushkina. M.: OOO «Sadra»; 2019. 392 s.

9. Lukashev A. A. Mir smysla v nemnogikh slovakh: filosofskie vzglyady Makhmuda Shabistari v kontekste epokhi. Otv. red. A. V. Smirnov. M.: OOO «Sadra»; 2020. 320 s.

10. Gazali A., Gazali M. Dastan-i murgan: matn-i farsi-i Risalat attaĭr khudzha Akhmad Gazali bi inzimam-i Risalat at-taĭr imam Mukhammad Gazali. Bi ikhtimam-i Nasr Allakh Purdzhavadi. Tikhran: Andzhuman-i Shakhin-shakhi-i falsafa-i Iran; 1976. 50 c. (Na pers. yaz.)

11. Istoriya persidskoĭ i tadzhikskoĭ literatury. Per. s chesh. Otakar Klima, Yan Ripka, Irzhi Bechka. M.: Progress; 1970. 440 s.

12. Shimmel' A. Mir islamskogo mistitsizma. Per. s angl. Prigarinoi N. I., Rappoport A. S. 2-e izd., ispr. i dop. M.: OOO «Sadra»; 2012. 536 s.

13. Sotvorenie osnovy (Bundakhishn). Zoroastriiskie teksty. Suzhdeniya Dukha razuma (Dadestan-i menog-i khrad.). Sotvorenie osnovy (Bundakhishn) i drugie teksty. Izd. podgot. O. M. Chunakovoi. M. : Vost. lit.; 1997. S. 139–347.

14. Chunakova O. M. Pekhleviĭskiĭ slovar' zoroastriĭskikh terminov, mifologicheskikh personazheĭ i mifologicheskikh simvolov. M.: Vost. lit., 2004. 286 s.

15. Schmidt Hanns-Peter. Simurgh. Encyclopedia Iranica, 2002. [Rezhim dostupa]: https://iranicaonline.org/articles/simorg (20.09.2022)