Ориенталистика. 2019; 2: 269-287
Локаята и локаятики в древних источниках (палийский канон и «Артхашастра»)
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-2-269-287Аннотация
При изучении локаяты историки индийской философии базируются обычно на средневековых источниках. Автору удалось найти два древних упоминания школы локаята: первое, фрагментарное, - в «Артхашастре»; второе, довольно развернутое, - в сутрах «Дигха-никаи». Их сравнение позволяет установить, что приверженцы локаяты не были атеистами и материалистами, как принято считать. Напротив, это были брахманы-ритуалисты, ревностные почитатели «трех вед», яростные приверженцы «дхармы четырех варн и ашрамов» и связанных с ней брахманских привилегий. Кроме того, сравнение канона-списка признаваемых и изучаемых дисциплин-видья локаяты, перечисленного в «Дигха-никае», с аналогичным списком брахманской «школы Каутильи», изложенным в «Артхашастре», показывают почти полную их идентичность. Это позволяет предполагать, что «школа Каутильи» была близка к локаяте или являлась ее разновидностью.
Список литературы
1. Романов В. Н. К жанровой эволюции брахманической прозы. В: Романов В. Н. (ред.) «Шатапатха-брахмана»: книга I; книга X (фрагмент). М.: Восточная литература; 2009. C. 5-110.
2. Rhys-Davids T. W. Dialogues of the Buddha. Vol. 1. Oxford; 1899.
3. Вигасин А. А. Артхашастра и ритуалистика (две главы из «Трактата о политике»). В: Иванов В. В. (ред.). Древние культуры Восточной и Южной Азии. М.: Изд-во МГУ; 1999. С. 23-43.
4. Вырщиков Е. Г. Социальные классификации и сакральное пространство в палийском каноне. В: Вертоградов В. В. (ред.). Индия - Тибет: текст и феномены культуры. Рериховские чтения 2006-2010 в Институте востоковедения РАН. М.: Языки славянской культуры; 2012. С. 41-56.
5. Вертоградова В. В. «Черная кожа» (asikni tvac), или «Что чтили нелюди дасью»? (АВ XVIII 2.28). В: Вертоградов В. В. (ред.). Индия - Тибет: текст и феномены культуры. Рериховские чтения 2006-2010 в Институте востоковедения РАН. М.: Языки славянской культуры; 2012. С. 26-40.
6. Исаева Н. В. Шанкара и индийская философия. М.: Наука, ГРВЛ; 1991.
Orientalistica. 2019; 2: 269-287
Lokayata and lokayatics in the ancient sources (the Pali Canon and the “Arthashastra”)
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-2-269-287Abstract
While researching the lokayata school of Indian philosophy are usually based on medieval sources. The author, however, did manage to discover two ancient references to the lokayata school. The first one are fragmentary mentions from the 'Arthashastra”; the second, is a detailed one from the sutras "Digha-Nikaya”. The result of comparison of these two sources is quite contradictory to what was commonly believed before, namely that the adherents of the lokayata were neither atheists and nor materialists. On the contrary, they were brahmanas-ritualists, zealous admirers of the "three Vedas”, fierce adherents of the "Dharma of the four varnas and ashrams” and related brahminic privileges. Besides, a comparison of the Canon (i.e. the list of recognized and studied disciplines-v/dya of the lokayata listed in the “Digha-Nikaya”) with the similar list ofthe brahminic “schools ofKautilya” (which comprises the “Arthashastra”) reveals almost complete identity. The findings suggest that the teaching of the “school of Kautilya” was similar to that of the lokayata school or was its variant.
References
1. Romanov V. N. K zhanrovoi evolyutsii brakhmanicheskoi prozy. V: Romanov V. N. (red.) «Shatapatkha-brakhmana»: kniga I; kniga X (fragment). M.: Vostochnaya literatura; 2009. C. 5-110.
2. Rhys-Davids T. W. Dialogues of the Buddha. Vol. 1. Oxford; 1899.
3. Vigasin A. A. Artkhashastra i ritualistika (dve glavy iz «Traktata o politike»). V: Ivanov V. V. (red.). Drevnie kul'tury Vostochnoi i Yuzhnoi Azii. M.: Izd-vo MGU; 1999. S. 23-43.
4. Vyrshchikov E. G. Sotsial'nye klassifikatsii i sakral'noe prostranstvo v paliiskom kanone. V: Vertogradov V. V. (red.). Indiya - Tibet: tekst i fenomeny kul'tury. Rerikhovskie chteniya 2006-2010 v Institute vostokovedeniya RAN. M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury; 2012. S. 41-56.
5. Vertogradova V. V. «Chernaya kozha» (asikni tvac), ili «Chto chtili nelyudi das'yu»? (AV XVIII 2.28). V: Vertogradov V. V. (red.). Indiya - Tibet: tekst i fenomeny kul'tury. Rerikhovskie chteniya 2006-2010 v Institute vostokovedeniya RAN. M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury; 2012. S. 26-40.
6. Isaeva N. V. Shankara i indiiskaya filosofiya. M.: Nauka, GRVL; 1991.
События
-
Журналы « Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)» и «Проблемы Арктики и Антарктики» принят в Scopus! >>>
5 мая 2025 | 11:44 -
Журнал «Здоровье мегаполиса» принят в DOAJ >>>
28 апр 2025 | 11:41 -
Журнал «Морская медицина» присоединился к Elpub! >>>
23 апр 2025 | 11:39 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Кавказология» >>>
8 апр 2025 | 11:33 -
Журнал «Вестник проектного управления» присоединился к Elpub! >>>
27 мар 2025 | 11:27