Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2022; 5: 1043-1061

Дзанабазар и Майтрейя в Монголии

Сыртыпова С.-Х. Д.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-5-1043-1061

Аннотация

Статья посвящена художественному творчеству Ундур-гэгэна Дзанабазара (1635–1723), гениального скульптора и неординарного мыслителя, деятельность которого предопределила развитие буддизма и весь ход дальнейших событий в Монголии. Культовая практика Майтрейи как одного из героев-бодхисаттв и как Будды Будущего у монгольских народов сложилась прежде всего под влиянием первых ритуалов, проведенных под руководством Ундур-гэгэна в монастыре Эрдэнэ-дзу в 1657 г. Ритуал встречи Будды Будущего или круговращение Майтрейи стало одним из самых любимых, очень красочных и праздничных событий в размеренной жизни крупнейших буддийских монастырей. Изваянный Дзанабазаром божественный облик прекрасного юного йогина с изображением ступы в высокой ушнише, со шкурой антилопы на левом плече, кувшином со священной водой и жестом проповеди учения и одновременного дарования защиты, отличается особой элегантностью и благородством и очень близок по стилю и духу лучшим произведениям непальских мастеров XI–XIV в. Скульптура стоящего бодхисатвы Майтрейи высотой 72 см, выполненная Дзанабазаром, стала одной из важнейших святынь главного монастыря Гандантэгченлин в столице Монголии. Редчайшее живописное произведение, тангка Майтрейи Дзанабазара, также хранится в г. Улан-Баторе, в Музее изобразительных искусств. Второй тип изображения Майтрейи – сидящий в бхадраасане на высоком сиденье коронованный Будда – широко распространен в тибето-монгольском буддизме; одно из этих изображений, принадлежащее школе Дзанабазара, находится в Музее-храме Чойжин-ламы в Улан-Баторе. В данной статье впервые делается подробное описание произведений Дзана-базара, связанных с культом Майтрейи.

Список литературы

1. Zaya-pandita – blo bzang bstan pa’i rgyal mtshan dpal bzang po’i khrungs rabs bco lnga’i rnam thar // sa skya’i btsun po blo bzang ‘phrin las kyi za bdang rgya che ba’i chos kyi gsan yig gsal pa’i me long // po ti NGA, Beijin bar, f. 75а-r. Namtar 1 – Öndör gegen-ü namtar orusibai 1. – Рукопись из коллекции А. Алтангэрэла, Монголия. – Намтар Ундур-гэгэна (на старомонг. яз.). 63 лл.

2. История Эрдэни-дзу. Факсимиле рукописи / Пер. с монг., введ., комм. и прил. А. Д. Цендиной. М.: Восточная литература; 1999. 255 с.

3. Дигха-никая (Собрание длинных поучений) / Пер. с пали, статьи, коммент. и прил. А. Я.Сыркина; отв. ред. В. П. Андросов. (Сер. Памятники письменности Востока). М.: Наука; Восточная литература; 2020. 902 с.

4. Рерих Ю. Н. Майтрейя – Будда Грядущего // Рерих Ю. Н. Тибетская живопись / Пер. с англ. А. Л. Барковой. М.: МЦР; Мастер-Банк; 2001. 214, [1] с.

5. Tucci G. Tibetan painted scrolls. Rome: La Libreria dello Stato; 1949. 230+25 p.

6. Андросов В. П. Большая российская энциклопедия (БРЦ). – https://bigenc.ru/philosophy/text/1833878 (Дата обращения: 18.09.2020).

7. Майтрея. «Уттаратантра» с коммент. Арья Асанги / Пер. с тиб. А. Кугявичуса; ред. А. Терентьев. М.: Фонд «Сохраним Тибет»; 2019. 336 с.

8. Бурнээ Д. Майдар бурханы илт ѳгуулэх нэрийн тухай (Об эпитетах Майтрейи) // Майдарын эрин: нийгмийн хогжлийн чиг хандлага (Эпоха Майтрейи: тренды социального развития) Улаанбаатар: Зуун-Хурээ; 2017. С. 183–188. (На монг. яз.).

9. Deities of Tibetan Buddhism. The Zurich Painting of the Icons Worthwhile to See / Ed. by M. Willson & M. Brauen; transl. by M. Willson. Boston: Wisdom publication; 2000. 624 p.

10. Андросов В. П. Майтрея // Философия буддизма: энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Восточная литература; 2011. С. 426.

11. Зава Дамдин Лувсандаян. Их Монгол оронд бурханы шашин дэлгэрсэн туух (История распространения буддизма в Великой Монголии) Улаанбаатар: Алтан дэвтэр; Адмон принт; 2014. 292 с. (На монг. яз.).

12. Цултэм Н. Выдающийся монгольский скульптор Г. Дзаабадзар. Улан-Батор: Госиздательство; 1982. 126 с.

13. Цултэм Н. Скульптура Монголии. Улан-Батор: Госиздательство; 1989. 276 с.

14. Монгол музейн шилдэг узмэрийн дээж (Шедевры монгольских музеев). Т. I–III. Улаанбаатар: [б. и.]; 2014. (На монг. яз.).

15. Uranchimeg Ts. Maytreya’s depiction on Mongolian Buddhist Art // Майдарын эрин: нийгмийн хогжлийн чиг хандлага (Эпоха Майтрейи: тренды социального развития). Улаанбаатар: Зуун-Хурээ; 2017. P. 145–152.

16. Их Майдар тѳсѳл (Проект Великий Майтрейя). Художник Д. Эрдэмбилэг. Улаанбаатар: Издательство «Их Майдар сан»; 2015. 20 с. (На монг. яз.).

17. Мѳнх-Эрдэнэ Ц. Хурээ Майдарын товч туух (Краткая история храма Майтрейи). Майдарын эрин: нийгмийн хогжлийн чиг хандлага ( Эпоха Майтрейи: тренды социального развития). Улаанбаатар: Зуун-Хурээ; 2017. С. 172–181. (На монг. яз.).

18. Руднев А. Д. Заметки о технике буддийской иконографии у современных зурачинов (художников) Урги, Забайкалья и Астраханской области (Сборник Музея антропологии и этнографии имени императора Петра Великого при Императорской академии наук. T. I, вып. 5.) СПб.: Тип. Имп. Акад. наук; 1905. 15 с.+1 л. ил.

19. Ulrich von Schroeder. – https://himalayanbuddhistart.wordpress.com/2016/10/16/pala-india-maitreya-standing/ (Дата обращения: 20.06.2021).

20. Uranchimeg Tsultem. The Power and Authority of Maitreya in Mongolia Examined through Mongolian Art. In: Wallace V. A. (ed.) Buddhism in Mongolian History, Culture, and Society Oxford: Oxford University Press; 2015. P. 137–159.

21. Nemoto Hiroshi. The Myth of Maitreya in Tibet. – http://www.tibetanbuddhistencyclopedia.com/en/index.php?title=The_Myth_of_Maitreya_in_Tibet (дата обращения: 20.06.2021).

Orientalistica. 2022; 5: 1043-1061

Maitreya and Zanabazar in Mongolia

Syrtypova S.-Kh. D.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-5-1043-1061

Abstract

An article is made in a series about the artistic activity by a brilliant sculptor and extraordinary thinker G. Zanabazar (1635–1723), whose criation predetermined the development of Buddhism and the entire course of events in Mongolia. The cult practice of Maitreya as one of the heroes of the bodhisattvas and as the Buddha of the Future among the Mongolian peoples arose under the decisive necessity of the first rituals performed under the influence of Undur-Gegen in the Erdene-Zuu monastery in 1657. Ritual meetings of the Buddha or Maitreya's cycle have become one of the most beloved, very colorful and festive events in the large-scale life of the most important Buddhist monasteries. The divine image of a beautiful, young yogi with the image of a stupa in his hair, an antelope skin on his left shoulder, a jug of sacred water and a gesture of preaching the teaching and at the same time granting protection, a noble Zanabazar, distinguished by elegances and nobility, and very close in style and spirit to the best works by Nepalese masters of the XI–XIV centuries. The sculpture of the standing bodhisattva Maitreya, 72 cm high, made by Undur-Gegen Zanabazar, is one of the main shrines of the capital's biggest Gandantegchenling Monastery. The rarest painting, the thangka of Maitreya Zanabazar, is found in the G. Zanabazar Fine Arts Museum in Ulaanbaatar. The second type of image of Maitreya is the crowned Buddha, sitting in bhadraasana on a high seat, also widespread in Tibeto-Mongolian Buddhism, and one of them is located in the Choijin Lama Museum-Temple in Ulaanbaatar, it belongs to the Zanabazar’s school. In this article, for the first time, a detailed description of the works by Zanabazar associated with to the cult of Maitreya is made.

References

1. Zaya-pandita – blo bzang bstan pa’i rgyal mtshan dpal bzang po’i khrungs rabs bco lnga’i rnam thar // sa skya’i btsun po blo bzang ‘phrin las kyi za bdang rgya che ba’i chos kyi gsan yig gsal pa’i me long // po ti NGA, Beijin bar, f. 75a-r. Namtar 1 – Öndör gegen-ü namtar orusibai 1. – Rukopis' iz kollektsii A. Altangerela, Mongoliya. – Namtar Undur-gegena (na staromong. yaz.). 63 ll.

2. Istoriya Erdeni-dzu. Faksimile rukopisi / Per. s mong., vved., komm. i pril. A. D. Tsendinoi. M.: Vostochnaya literatura; 1999. 255 s.

3. Digkha-nikaya (Sobranie dlinnykh pouchenii) / Per. s pali, stat'i, komment. i pril. A. Ya.Syrkina; otv. red. V. P. Androsov. (Ser. Pamyatniki pis'mennosti Vostoka). M.: Nauka; Vostochnaya literatura; 2020. 902 s.

4. Rerikh Yu. N. Maitreiya – Budda Gryadushchego // Rerikh Yu. N. Tibetskaya zhivopis' / Per. s angl. A. L. Barkovoi. M.: MTsR; Master-Bank; 2001. 214, [1] s.

5. Tucci G. Tibetan painted scrolls. Rome: La Libreria dello Stato; 1949. 230+25 p.

6. Androsov V. P. Bol'shaya rossiiskaya entsiklopediya (BRTs). – https://bigenc.ru/philosophy/text/1833878 (Data obrashcheniya: 18.09.2020).

7. Maitreya. «Uttaratantra» s komment. Ar'ya Asangi / Per. s tib. A. Kugyavichusa; red. A. Terent'ev. M.: Fond «Sokhranim Tibet»; 2019. 336 s.

8. Burnee D. Maidar burkhany ilt ѳguulekh neriin tukhai (Ob epitetakh Maitreii) // Maidaryn erin: niigmiin khogzhliin chig khandlaga (Epokha Maitreii: trendy sotsial'nogo razvitiya) Ulaanbaatar: Zuun-Khuree; 2017. S. 183–188. (Na mong. yaz.).

9. Deities of Tibetan Buddhism. The Zurich Painting of the Icons Worthwhile to See / Ed. by M. Willson & M. Brauen; transl. by M. Willson. Boston: Wisdom publication; 2000. 624 p.

10. Androsov V. P. Maitreya // Filosofiya buddizma: entsiklopediya / Otv. red. M. T. Stepanyants. M.: Vostochnaya literatura; 2011. S. 426.

11. Zava Damdin Luvsandayan. Ikh Mongol orond burkhany shashin delgersen tuukh (Istoriya rasprostraneniya buddizma v Velikoi Mongolii) Ulaanbaatar: Altan devter; Admon print; 2014. 292 s. (Na mong. yaz.).

12. Tsultem N. Vydayushchiisya mongol'skii skul'ptor G. Dzaabadzar. Ulan-Bator: Gosizdatel'stvo; 1982. 126 s.

13. Tsultem N. Skul'ptura Mongolii. Ulan-Bator: Gosizdatel'stvo; 1989. 276 s.

14. Mongol muzein shildeg uzmeriin deezh (Shedevry mongol'skikh muzeev). T. I–III. Ulaanbaatar: [b. i.]; 2014. (Na mong. yaz.).

15. Uranchimeg Ts. Maytreya’s depiction on Mongolian Buddhist Art // Maidaryn erin: niigmiin khogzhliin chig khandlaga (Epokha Maitreii: trendy sotsial'nogo razvitiya). Ulaanbaatar: Zuun-Khuree; 2017. P. 145–152.

16. Ikh Maidar tѳsѳl (Proekt Velikii Maitreiya). Khudozhnik D. Erdembileg. Ulaanbaatar: Izdatel'stvo «Ikh Maidar san»; 2015. 20 s. (Na mong. yaz.).

17. Mѳnkh-Erdene Ts. Khuree Maidaryn tovch tuukh (Kratkaya istoriya khrama Maitreii). Maidaryn erin: niigmiin khogzhliin chig khandlaga ( Epokha Maitreii: trendy sotsial'nogo razvitiya). Ulaanbaatar: Zuun-Khuree; 2017. S. 172–181. (Na mong. yaz.).

18. Rudnev A. D. Zametki o tekhnike buddiiskoi ikonografii u sovremennykh zurachinov (khudozhnikov) Urgi, Zabaikal'ya i Astrakhanskoi oblasti (Sbornik Muzeya antropologii i etnografii imeni imperatora Petra Velikogo pri Imperatorskoĭ akademii nauk. T. I, vyp. 5.) SPb.: Tip. Imp. Akad. nauk; 1905. 15 s.+1 l. il.

19. Ulrich von Schroeder. – https://himalayanbuddhistart.wordpress.com/2016/10/16/pala-india-maitreya-standing/ (Data obrashcheniya: 20.06.2021).

20. Uranchimeg Tsultem. The Power and Authority of Maitreya in Mongolia Examined through Mongolian Art. In: Wallace V. A. (ed.) Buddhism in Mongolian History, Culture, and Society Oxford: Oxford University Press; 2015. P. 137–159.

21. Nemoto Hiroshi. The Myth of Maitreya in Tibet. – http://www.tibetanbuddhistencyclopedia.com/en/index.php?title=The_Myth_of_Maitreya_in_Tibet (data obrashcheniya: 20.06.2021).