Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2022; 5: 751-772

«Рассказать историю Китая»: новации в школьном преподавании истории в КНР в 2010–2020-х гг.

Рысакова П. И.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-4-751-773

Аннотация

Новации в историческом образовании позволяют отследить изменения не только в образовательной и академической среде, но и в идейно-политической сфере. Цель предлагаемой статьи – выявление основных тенденций в школьном преподавании истории в Китае 2010–2020-е гг. Данная цель подразделяется на несколько задач: рассмотреть организационные и содержательные изменения в преподавании истории в средней школе, а также обозначить специфику этих нововведений в контексте основных тенденций политической и академической жизни КНР в 2010–2020-е гг. Изложенные в статье результаты исследования получены при анализе оригинальных текстов образовательных стандартов по истории для младшей и старшей ступеней средней школы, а также разработанных на их основе учебных пособий. Помимо этого, привлечены тексты релевантных выступлений китайских государственных лидеров. Ведущей тенденцией в 2010–2020-е гг. стало усиление идеологического контроля и государственного регулирования в области разработки учебных пособий. Внесенные концептуальные новации отражают динамику идеологических изменений современного китайского общества. Новой идеологической задачей, поставленной перед курсом истории, можно назвать трансляцию идеологем, заявленных Си Цзиньпином, в частности, идею «уверенности в культуре» и «трех скачков» в истории китайской нации и китаизации марксизма. Реформа исторического образования, предпринятая Си Цзиньпином, составляет часть инициированного им масштабного идеологического проекта, нацеленного на усиление «дискурсивной силы» Китая. Его ядром служит оригинальное видение отечественной истории, в рамках которого вводятся новые датировки и трактовки исторических событий, а для их описания постепенно формируется новый терминологический аппарат. Именно этот обновленный взгляд на свою историю Китай транслирует внутренней аудитории через систему образования.

Список литературы

1. Си Цзиньпин. Выступление на праздновании 95-летия образования КПК. 01.07.2016. 习近平. 在庆祝中国共产党成立95周年大会上的讲话在庆祝中国共产党成立95周年大会上的讲话. 2016年7月1日. – http://www.qstheory.cn/dukan/qs/2021-04/15/c1127330615.htm (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

2. Составить новую главу китайской историографии в новую эпоху. Жэньминь жибао. 04.012022. 谱写新时代中国史学新篇章. 人民日报,2022年1 月4日. – http://hb.people.com.cn/n2/2022/0104/c194063-35080407.html (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

3. Morris-Suzuki T., Low M., Petrov L., Tsu T. Y. East Asia beyond the history wars: Confronting the ghosts of violence. London, England: Routledge; 2015. 224 p.

4. Shin G.-W., Sneider D. C. (eds) History textbooks and the wars in Asia: Divided memories. Routledge; 2011. 312 p.

5. Rysakova P. The Images of Western Countries and Russia in History Text-books for Secondary Schools in the PRC and Republic of China on Taiwan in 1990–2000-s. In: Muller G., Samoylov N. (eds) Chinese Perceptions of Russia and the West. Changes, Continuities, and Contingencies during the Twentieth Century. Berlin: CrossAsia-eBooks, 2020. 569 p. https://doi.org/LS.LLdcc/xabooks.eeL. P. 145–177.

6. Zhao S. A state-led nationalism: The patriotic education campaign in post-Tiananmen China. Communist and Post-Communist Studies. 1998; 31(3):287–302. http://dx.doi.org/10.1016/s0967-067x(98)00009-9

7. Доклад Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК. 17.11.2012. 胡锦涛在中国共产党 第十八次全国代表大会上的报告. 2016年7月1日. http://www.gov.cn/ldhd/2012-11/17/content2268826.htm (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

8. Си Цзиньпин. Одержать решительную победу в построении среднезажиточного общества и одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху – Доклад на XIX съезде КПК. 18.10.2017. 习近平:决胜全面建 成小康社会 夺取新时代中国特色社会主义伟大胜利 – 在中国共产党第十九次全国 代表大会上的报告. 2017年10月18日. – http://www.gov.cn/zhuanti/2017-10/27/content5234876.htm (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

9. Xi calls on building China into education powerhouse. – https://www.china-daily.com.cn/a/201809/11/WS5b96c0eda31033b4f4655422.html (дата обращения: 14.08.2022).

10. Lawrence L. Mobilising morality: Moral education reform within China’s 21st century ‘New Era’ [Internet]. Apollo – University of Cambridge Repository; 2022. – https://www.repository.cam.ac.uk/handle/1810/334159 (дата обращения: 14.08.2022).

11. Cui Y., Zhu Y. Curriculum reforms in China: history and the present day. Revue internationale d’education de Sevres. Colloque: L’education en Asie en 2014: Quels enjeux mondiaux? 2014, Rev int d éduc Sèvres [Internet]. 2014 (II). –https://ries.revues.org/3846 (дата обращения: 14.08.2022).

12. Мнение Министерства образования о всестороннем углублении реформы образовательных программ и реализации основной задачи «укрепление морали и воспитание кадров». 教育部关于全面深化课程改革落实立 德树人根本任务的意见. –http://www.moe.gov.cn/srcsite/A26/jcjkcjcgh/201404/t20140408167226.html (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

13. Уведомление Главного управления Государственного совета о создании Государственного комитета по учебным пособиям. 国务院办公厅关于成 立国家教材委员会的通知. – http://www.gov.cn/zhengce/content/2017-07/06/content5208390.htm (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

14. Руководитель Канцелярии Государственного комитета по учебным пособиям ответил на вопросы журналистов о «Плане по созданию учебных пособий для высших, средних и начальных образовательных учреждений (2019–2022 годы)». 国家教材委员会办公室负责人就《全国大中小学教材建设规 划(2019–2022年)》答记者问. – http://www.moe.gov.cn/jybxwfb/s271/202001/t20200107414566.html (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

15. Опубликован «План по созданию учебных пособий для высших, средних и начальных образовательных учреждений (2019–2022 годы)».《全国大中小 学教材建设规划(2019–2022年)》发布. – http://www.moe.gov.cn/jybxwfb/xwzt/moe357/jyzt2020n/2020zt04/baodao/202004/t20200409441835.html (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

16. Уведомление Государственного комитета по учебным пособиям о публикации и распространении «Руководства по включению мыслей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эры в учебные пособия». 国 家教材委员会关于印发《习近平新时代中国特色社会主义思想进课程教材指南》的 通知. – http://www.moe.gov.cn/srcsite/A26/s8001/202107/t20210723546307.html (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

17. Руководитель Бюро учебных пособий Министерства образования отвечает на вопросы журналистов о разработке учебников по трем предметам всеобщего образования. 教育部教材局负责人就义务教育三科教材统编工作答记 者问. –http://www.moe.gov.cn/jybxwfb/s271/201708/t20170828312487.html (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

18. Образовательный стандарт по истории всеобщей образовательной программы: издание 2022 г. Разработано Министерством образования КНР. Пекин: Бейцзин шифань дасюэ чубаньше, 2022. 义务教育历史课程标准: 2022年版/ 中华人民共和国教育部制定. —北京 :北京师范大学出版社, 2022. (На кит. яз.).

19. Образовательный стандарт по истории старшей ступени средней школы: издание 2017 г. в редакции 2020 г. Разработано Министерством образования КНР. Пекин: Жэньминьцзяоюй чубаньше. 2020. 普通高中历史课程标 准 : 2017 年版2020 年修订 / 中华人民共和国教育部制定. – 北京 : 人民教育出版社, 2020. (На кит. яз.).

20. Уведомление Канцелярии Министерства образования об издании и распространении «Каталога учебных пособий для начальной и средней школы в 2022 г.» 教育部办公厅关于印发2022年中小学教学用书目录的通知. – http://www.moe.gov.cn/srcsite/A26/s8001/202204/t20220425621597.html (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

21. Денисов И. Е. Концепция «дискурсивной силы» и трансформация китайской внешней политики при Си Цзиньпине. Сравнительная политика. 2020;4:42–52. http://dx.doi.org/10.24411/2221-3279-2020-10047.

22. Чжан Хайпэн. Содействовать построению системы дискурсивной силы китайской историографии. 张海鹏:推进中国历史学话语权体系建设 Электронный ресурс: https://www.sohu.com/a/126228841488440 (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

23. Академия социальных наук: содействовать созданию системы научных дисциплин с помощью отличных учебных материалов. 社科院:以优秀教材 促进学科体系建设. – http://www.gov.cn/xinwen/2016-07/18/content5092364.htm (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

24. Си Цзиньпин. Выступление на рабочей встрече по философии и социальным наукам. 17 мая 2016 г. 习近平在哲学社会科学工作座谈会上的讲话. 2016年5月17日. – http://cpc.people.com.cn/n1/2016/0519/c64094-28361550.html (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

25. Чжан Сяомин, Ду Цзиньцзинь. Изучение важных комментариев Си Цзиньпина об уверенности в культуре. Гуаньча юй сыкао. 2019;11:55–63. 张 晓 明, 杜 金 金.习近平关于文化自信重要论述研究述评. 观察与思考 2019 年第11 期. (На кит. яз.).

26. Разъяснения к составлению учебников по истории для младшей ступени средней школы 初中历史统编教材编写情况介绍. – http://www.moe.gov.cn/jybxwfb/xwfbh/moe2069/xwfbh2017n/xwfb20170828/sfcl20170828/201708/t20170828312491.html (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

27. Kubat A. Morality as legitimacy under xi Jinping: The political functionality of traditional culture for the Chinese Communist Party. Journal of Current Chinese Affairs. 2018;47(3):47–86. Available from: http://dx.doi.org/10.1177/186810261804700303 (дата обращения: 14.08.2022).

28. Чжэн Линь. Как воплотить преподавание китайской превосходной традиционной культуры в курсе истории для средней школы. Кэчэн. Цзяоцай. Цзяофа. 2022;42(6):132–138. 郑林. 中学历史课程如何落实中华优秀传统文化教 育. 课程.教材.教法, 2022;42(6):132–138. (На кит. яз.).

29. Канцелярии ЦК КПК и Госсовета опубликовали «Мнения о реализации проекта наследования и развития превосходной китайской традиционной культуры». 中共中央办公厅 国务院办公厅印发《关于实施中华优秀传统文化传承 发展工程的意见》. – http://www.gov.cn/gongbao/content/2017/content5171322.htm (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

30. Уведомление Министерства образования о печати и распространении «Руководства по материалам курса «Революционные традиции для начальной и средней школы» и «Руководства по материалам курса китайской отличной традиционной культуры для начальной и средней школы». 教育部关于印发《 革命传统进中小学课程教材指南》《中华优秀传统文化进中小学课程教材指南》的 通知. – http://www.moe.gov.cn/srcsite/A26/s8001/202102/t20210203512359.html (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

31. Образовательный стандарт по истории программы всеобщего образования: издание 2011 г. Разработано Министерством образования КНР. Пекин: Бейцзин шифань дасюэ чубаньше, 2022. 义务教育历史课程标准: 2011年 版/ 中华人民共和国教育部制定. – 北京 :北京师范大学出版社, 2011. (На кит. яз.).

32. Историографическая дискуссия – «Четырнадцать лет антияпонской войны» или «Восемь лет антияпонской войны»? 史学界的讨论——“十四年抗 战”还是“八年抗战”?– https://www.sohu.com/a/127099871497828 (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

33. Лю Сыму, Ван Чжэньдэ, Хоу Чэндэ, Ма Синьминь. Война сопротивления японской агрессии, ее значение и роль для Второй мировой войны. Шицзе лиши, 1980;(4)9. 刘思慕, 王振德, 侯成德, 马新民. 中国抗日战争及其在第二次 世界大战中的地位和作用. 世界历史, 1980;(4) 9. (На кит. яз.).

34. Оу Чжэнвэнь. Вторая мировая война должна начинаться с «инцидента 18 сентября». Хэнань дасюэбао: шэхуйкэсюэбань. 1982;(4), 7. 欧正文. 第二 次世界大战应以"九·一八事变"为起点. 河南大学学报:社会科学版 1982; (4), 7. (4), 7. (На кит. яз.).

35. Ци Шижун. Значение и роль антияпонской войны в Китае для Второй мировой войны. Лиши яньцзю. 1985;4(16). 齐世荣. 中国抗日战争在第二次世界 大战中的地位和作用. 历史研究 1985; 4(16). (На кит. яз.).

36. Mitter R. Forgotten ally: China’s world war II, 1937–1945. Boston: Houghton Mifflin Harcourt; 2014. 450 p.

37. Выступление Си Цзиньпина на праздновании 70-летия Победы китайского народа в Войне сопротивления японской агрессии и мировой антифашистской войне. 习近平在纪念中国人民抗日战争暨世 界反法西斯战争胜利70周年大会上的讲话. – http://www.xinhuanet.com//politics/2015-09/03/c1116456504.htm (дата обращения: 14.08.2022). (На кит. яз.).

38. Учебное пособие для всеобщего образования. История Китая. 7 кл. Том 2. Пекин: Жэньминьцзяоюй чубаньшэ; 2016. С. 98–101. 义务教育教科书。 中国历史。七年级下册。人民教育出版社,2016. (На кит. яз.).

39. Габуев А., Денисов И. Выше Мао: зачем Си Цзиньпин переписывает историю Компартии Китая. – https://carnegie.ru/commentary/85863 (дата обращения: 14.08.2022).

40. Полный текст “Резолюции ЦК КПК об основных достижениях и историческом опыте столетней борьбы партии”. – http://russian.news.cn/2021-11/16/c1310314781.htm (дата обращения: 14.08.2022).

Orientalistica. 2022; 5: 751-772

“Telling China’s story”: innovations in school history education in PRC in 2010–2020s.

Rysakova P. I.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-4-751-773

Abstract

Innovations in school historical education allow not only to track changes in the educational and academic environment, but also to record new trends in the ideological and political sphere. The aim of the proposed article is to identify the main trends in school history teaching in China in 2010–2020s. This goal is specified in several tasks: to consider organizational and content innovations in the teaching of history in secondary schools, as well as to identify the specifics of these innovations in the context of the main trends in the political and academic life of the PRC in the 2010–2020s. The results of the study presented in the article were obtained by analyzing the original texts of history textbooks for junior and senior secondary schools, as well as educational standards in history. In addition, the texts of relevant speeches of Chinese leaders were involved. The leading trend in 2010–2020s. was the strengthening of ideological control and state regulation in the development and approval of teaching materials. The introduced conceptual innovations reflect the dynamics of ideological changes in modern Chinese society. The new ideological task set before the school history course was the dissemination of new ideologems by Xi Jinping, in particular, “confidence in culture” and “three leaps” in the history of the Chinese nation and the Sinification of Marxism. The reform of historical education undertaken by Xi Jinping is part of a large-scale ideological project initiated by him, aimed at strengthening China’s “discourse power’. Its core is an original vision of China’s own history, within which new dates and evaluations of historical events are introduced, and a new terminological apparatus is gradually introduced to describe them. And it is this renewed vision of its history that China is disseminating to its domestic audience through its education system.

References

1. Si Tszin'pin. Vystuplenie na prazdnovanii 95-letiya obrazovaniya KPK. 01.07.2016. 习近平. 在庆祝中国共产党成立95周年大会上的讲话在庆祝中国共产党成立95周年大会上的讲话. 2016年7月1日. – http://www.qstheory.cn/dukan/qs/2021-04/15/c1127330615.htm (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

2. Sostavit' novuyu glavu kitaiskoi istoriografii v novuyu epokhu. Zhen'min' zhibao. 04.012022. 谱写新时代中国史学新篇章. 人民日报,2022年1 月4日. – http://hb.people.com.cn/n2/2022/0104/c194063-35080407.html (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

3. Morris-Suzuki T., Low M., Petrov L., Tsu T. Y. East Asia beyond the history wars: Confronting the ghosts of violence. London, England: Routledge; 2015. 224 p.

4. Shin G.-W., Sneider D. C. (eds) History textbooks and the wars in Asia: Divided memories. Routledge; 2011. 312 p.

5. Rysakova P. The Images of Western Countries and Russia in History Text-books for Secondary Schools in the PRC and Republic of China on Taiwan in 1990–2000-s. In: Muller G., Samoylov N. (eds) Chinese Perceptions of Russia and the West. Changes, Continuities, and Contingencies during the Twentieth Century. Berlin: CrossAsia-eBooks, 2020. 569 p. https://doi.org/LS.LLdcc/xabooks.eeL. P. 145–177.

6. Zhao S. A state-led nationalism: The patriotic education campaign in post-Tiananmen China. Communist and Post-Communist Studies. 1998; 31(3):287–302. http://dx.doi.org/10.1016/s0967-067x(98)00009-9

7. Doklad Khu Tszin'tao na XVIII s\"ezde KPK. 17.11.2012. 胡锦涛在中国共产党 第十八次全国代表大会上的报告. 2016年7月1日. http://www.gov.cn/ldhd/2012-11/17/content2268826.htm (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

8. Si Tszin'pin. Oderzhat' reshitel'nuyu pobedu v postroenii srednezazhitochnogo obshchestva i oderzhat' velikuyu pobedu sotsializma s kitaĭskoĭ spetsifikoĭ v novuyu epokhu – Doklad na XIX s\"ezde KPK. 18.10.2017. 习近平:决胜全面建 成小康社会 夺取新时代中国特色社会主义伟大胜利 – 在中国共产党第十九次全国 代表大会上的报告. 2017年10月18日. – http://www.gov.cn/zhuanti/2017-10/27/content5234876.htm (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

9. Xi calls on building China into education powerhouse. – https://www.china-daily.com.cn/a/201809/11/WS5b96c0eda31033b4f4655422.html (data obrashcheniya: 14.08.2022).

10. Lawrence L. Mobilising morality: Moral education reform within China’s 21st century ‘New Era’ [Internet]. Apollo – University of Cambridge Repository; 2022. – https://www.repository.cam.ac.uk/handle/1810/334159 (data obrashcheniya: 14.08.2022).

11. Cui Y., Zhu Y. Curriculum reforms in China: history and the present day. Revue internationale d’education de Sevres. Colloque: L’education en Asie en 2014: Quels enjeux mondiaux? 2014, Rev int d éduc Sèvres [Internet]. 2014 (II). –https://ries.revues.org/3846 (data obrashcheniya: 14.08.2022).

12. Mnenie Ministerstva obrazovaniya o vsestoronnem uglublenii reformy obrazovatel'nykh programm i realizatsii osnovnoĭ zadachi «ukreplenie morali i vospitanie kadrov». 教育部关于全面深化课程改革落实立 德树人根本任务的意见. –http://www.moe.gov.cn/srcsite/A26/jcjkcjcgh/201404/t20140408167226.html (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

13. Uvedomlenie Glavnogo upravleniya Gosudarstvennogo soveta o sozdanii Gosudarstvennogo komiteta po uchebnym posobiyam. 国务院办公厅关于成 立国家教材委员会的通知. – http://www.gov.cn/zhengce/content/2017-07/06/content5208390.htm (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

14. Rukovoditel' Kantselyarii Gosudarstvennogo komiteta po uchebnym posobiyam otvetil na voprosy zhurnalistov o «Plane po sozdaniyu uchebnykh posobiĭ dlya vysshikh, srednikh i nachal'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniĭ (2019–2022 gody)». 国家教材委员会办公室负责人就《全国大中小学教材建设规 划(2019–2022年)》答记者问. – http://www.moe.gov.cn/jybxwfb/s271/202001/t20200107414566.html (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

15. Opublikovan «Plan po sozdaniyu uchebnykh posobiĭ dlya vysshikh, srednikh i nachal'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniĭ (2019–2022 gody)».《全国大中小 学教材建设规划(2019–2022年)》发布. – http://www.moe.gov.cn/jybxwfb/xwzt/moe357/jyzt2020n/2020zt04/baodao/202004/t20200409441835.html (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

16. Uvedomlenie Gosudarstvennogo komiteta po uchebnym posobiyam o publikatsii i rasprostranenii «Rukovodstva po vklyucheniyu mysleĭ Si Tszin'pina o sotsializme s kitaĭskoĭ spetsifikoĭ dlya novoĭ ery v uchebnye posobiya». 国 家教材委员会关于印发《习近平新时代中国特色社会主义思想进课程教材指南》的 通知. – http://www.moe.gov.cn/srcsite/A26/s8001/202107/t20210723546307.html (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

17. Rukovoditel' Byuro uchebnykh posobiĭ Ministerstva obrazovaniya otvechaet na voprosy zhurnalistov o razrabotke uchebnikov po trem predmetam vseobshchego obrazovaniya. 教育部教材局负责人就义务教育三科教材统编工作答记 者问. –http://www.moe.gov.cn/jybxwfb/s271/201708/t20170828312487.html (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

18. Obrazovatel'nyĭ standart po istorii vseobshcheĭ obrazovatel'noĭ programmy: izdanie 2022 g. Razrabotano Ministerstvom obrazovaniya KNR. Pekin: Beitszin shifan' dasyue chuban'she, 2022. 义务教育历史课程标准: 2022年版/ 中华人民共和国教育部制定. —北京 :北京师范大学出版社, 2022. (Na kit. yaz.).

19. Obrazovatel'nyĭ standart po istorii starsheĭ stupeni sredneĭ shkoly: izdanie 2017 g. v redaktsii 2020 g. Razrabotano Ministerstvom obrazovaniya KNR. Pekin: Zhen'min'tszyaoyui chuban'she. 2020. 普通高中历史课程标 准 : 2017 年版2020 年修订 / 中华人民共和国教育部制定. – 北京 : 人民教育出版社, 2020. (Na kit. yaz.).

20. Uvedomlenie Kantselyarii Ministerstva obrazovaniya ob izdanii i rasprostranenii «Kataloga uchebnykh posobiĭ dlya nachal'noĭ i sredneĭ shkoly v 2022 g.» 教育部办公厅关于印发2022年中小学教学用书目录的通知. – http://www.moe.gov.cn/srcsite/A26/s8001/202204/t20220425621597.html (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

21. Denisov I. E. Kontseptsiya «diskursivnoi sily» i transformatsiya kitaiskoi vneshnei politiki pri Si Tszin'pine. Sravnitel'naya politika. 2020;4:42–52. http://dx.doi.org/10.24411/2221-3279-2020-10047.

22. Chzhan Khaipen. Sodeĭstvovat' postroeniyu sistemy diskursivnoĭ sily kitaĭskoĭ istoriografii. 张海鹏:推进中国历史学话语权体系建设 Elektronnyi resurs: https://www.sohu.com/a/126228841488440 (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

23. Akademiya sotsial'nykh nauk: sodeĭstvovat' sozdaniyu sistemy nauchnykh distsiplin s pomoshch'yu otlichnykh uchebnykh materialov. 社科院:以优秀教材 促进学科体系建设. – http://www.gov.cn/xinwen/2016-07/18/content5092364.htm (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

24. Si Tszin'pin. Vystuplenie na rabocheĭ vstreche po filosofii i sotsial'nym naukam. 17 maya 2016 g. 习近平在哲学社会科学工作座谈会上的讲话. 2016年5月17日. – http://cpc.people.com.cn/n1/2016/0519/c64094-28361550.html (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

25. Chzhan Syaomin, Du Tszin'tszin'. Izuchenie vazhnykh kommentariev Si Tszin'pina ob uverennosti v kul'ture. Guan'cha yuĭ sykao. 2019;11:55–63. 张 晓 明, 杜 金 金.习近平关于文化自信重要论述研究述评. 观察与思考 2019 年第11 期. (Na kit. yaz.).

26. Raz\"yasneniya k sostavleniyu uchebnikov po istorii dlya mladsheĭ stupeni sredneĭ shkoly 初中历史统编教材编写情况介绍. – http://www.moe.gov.cn/jybxwfb/xwfbh/moe2069/xwfbh2017n/xwfb20170828/sfcl20170828/201708/t20170828312491.html (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

27. Kubat A. Morality as legitimacy under xi Jinping: The political functionality of traditional culture for the Chinese Communist Party. Journal of Current Chinese Affairs. 2018;47(3):47–86. Available from: http://dx.doi.org/10.1177/186810261804700303 (data obrashcheniya: 14.08.2022).

28. Chzhen Lin'. Kak voplotit' prepodavanie kitaiskoi prevoskhodnoi traditsionnoi kul'tury v kurse istorii dlya srednei shkoly. Kechen. Tszyaotsaĭ. Tszyaofa. 2022;42(6):132–138. 郑林. 中学历史课程如何落实中华优秀传统文化教 育. 课程.教材.教法, 2022;42(6):132–138. (Na kit. yaz.).

29. Kantselyarii TsK KPK i Gossoveta opublikovali «Mneniya o realizatsii proekta nasledovaniya i razvitiya prevoskhodnoĭ kitaĭskoĭ traditsionnoĭ kul'tury». 中共中央办公厅 国务院办公厅印发《关于实施中华优秀传统文化传承 发展工程的意见》. – http://www.gov.cn/gongbao/content/2017/content5171322.htm (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

30. Uvedomlenie Ministerstva obrazovaniya o pechati i rasprostranenii «Rukovodstva po materialam kursa «Revolyutsionnye traditsii dlya nachal'noĭ i sredneĭ shkoly» i «Rukovodstva po materialam kursa kitaĭskoĭ otlichnoĭ traditsionnoĭ kul'tury dlya nachal'noĭ i sredneĭ shkoly». 教育部关于印发《 革命传统进中小学课程教材指南》《中华优秀传统文化进中小学课程教材指南》的 通知. – http://www.moe.gov.cn/srcsite/A26/s8001/202102/t20210203512359.html (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

31. Obrazovatel'nyĭ standart po istorii programmy vseobshchego obrazovaniya: izdanie 2011 g. Razrabotano Ministerstvom obrazovaniya KNR. Pekin: Beitszin shifan' dasyue chuban'she, 2022. 义务教育历史课程标准: 2011年 版/ 中华人民共和国教育部制定. – 北京 :北京师范大学出版社, 2011. (Na kit. yaz.).

32. Istoriograficheskaya diskussiya – «Chetyrnadtsat' let antiyaponskoĭ voĭny» ili «Vosem' let antiyaponskoĭ voĭny»? 史学界的讨论——“十四年抗 战”还是“八年抗战”?– https://www.sohu.com/a/127099871497828 (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

33. Lyu Symu, Van Chzhen'de, Khou Chende, Ma Sin'min'. Voina soprotivleniya yaponskoi agressii, ee znachenie i rol' dlya Vtoroi mirovoi voiny. Shitsze lishi, 1980;(4)9. 刘思慕, 王振德, 侯成德, 马新民. 中国抗日战争及其在第二次 世界大战中的地位和作用. 世界历史, 1980;(4) 9. (Na kit. yaz.).

34. Ou Chzhenven'. Vtoraya mirovaya voina dolzhna nachinat'sya s «intsidenta 18 sentyabrya». Khenan' dasyuebao: shekhuĭkesyueban'. 1982;(4), 7. 欧正文. 第二 次世界大战应以"九·一八事变"为起点. 河南大学学报:社会科学版 1982; (4), 7. (4), 7. (Na kit. yaz.).

35. Tsi Shizhun. Znachenie i rol' antiyaponskoi voiny v Kitae dlya Vtoroi mirovoi voiny. Lishi yan'tszyu. 1985;4(16). 齐世荣. 中国抗日战争在第二次世界 大战中的地位和作用. 历史研究 1985; 4(16). (Na kit. yaz.).

36. Mitter R. Forgotten ally: China’s world war II, 1937–1945. Boston: Houghton Mifflin Harcourt; 2014. 450 p.

37. Vystuplenie Si Tszin'pina na prazdnovanii 70-letiya Pobedy kitaĭskogo naroda v Voĭne soprotivleniya yaponskoĭ agressii i mirovoĭ antifashistskoĭ voĭne. 习近平在纪念中国人民抗日战争暨世 界反法西斯战争胜利70周年大会上的讲话. – http://www.xinhuanet.com//politics/2015-09/03/c1116456504.htm (data obrashcheniya: 14.08.2022). (Na kit. yaz.).

38. Uchebnoe posobie dlya vseobshchego obrazovaniya. Istoriya Kitaya. 7 kl. Tom 2. Pekin: Zhen'min'tszyaoyui chuban'she; 2016. S. 98–101. 义务教育教科书。 中国历史。七年级下册。人民教育出版社,2016. (Na kit. yaz.).

39. Gabuev A., Denisov I. Vyshe Mao: zachem Si Tszin'pin perepisyvaet istoriyu Kompartii Kitaya. – https://carnegie.ru/commentary/85863 (data obrashcheniya: 14.08.2022).

40. Polnyĭ tekst “Rezolyutsii TsK KPK ob osnovnykh dostizheniyakh i istoricheskom opyte stoletneĭ bor'by partii”. – http://russian.news.cn/2021-11/16/c1310314781.htm (data obrashcheniya: 14.08.2022).