Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2022; 5: 1223-1238

Слово Макария, епископа г. Ткоу, в честь святого архангела Михаила (М.592 f. 27v–37r). Перевод с коптского, комментарии и предисловие

Франгулян Л. Р., Виниченко А. В.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-5-1223-1238

Аннотация

Архангел Михаил – ангел, глава всех небесных сила, который из библейских книг упоминается лишь в ветхозаветной Книге пророка Даниила, в новозаветных Послании Иуды и Апокалипсисе Иоанна Богослова. Архистратиг высоко почитается в ряде христианских традиций. В данной статье публикуется первый литературный перевод на русский язык коптского памятника, известного как «Слово Макария, епископа г. Ткоу, в честь святого архангела Михаила». Перевод выполнен с коптского текста, изданного Г. Лафонтеном с латинским переводом в 1979 г. Анализ рассматриваемого памятника актуален для выявления особенностей культа архангела в коптской церкви и построения проповеди в коптской литературе. Тем более серьезных причин сомневаться в подлинности авторства у исследователей нет. Знакомство с коптским преданием благодаря переводу этого «Слова» открывает возможности для компаративистских исследований образа архангела Михаила.

Список литературы

1. Lafontaine G. Un éloge copte de Saint Michel attribué à Macaire de Tkow. Le Muséon. 1979. Vol. 92. P. 301–320.

2. Moawad S. Exegese des Makarios von Tkoou über den Erzengel Michael. Le Muséon. 2009. Vol. 122. P. 11–26.

3. Франгулян Л. Р. «Ангел милосердия»: коптская рецепция образа архангела Михаила. Вестник Древней истории. 2019;79(3):343–357.

4. Головнина Н. Г. Макарий Ткоуский. Православная энциклопедия. 2017;42:603–604.

5. Broek R., van. Pseudo-Cyril of Jerusalem On the Life and the Passion of Christ: a Coptic Apocryphon. Leiden – Boston: Brill; 2013. 228 p.

6. Афиногенова О. Н., Барский Е. В., Франгулян Л. Р. и др. Михаил, арх. Православная энциклопедия. 2017;45:503–546.

7. Augustinus Aurelius. De civitate dei. Liber XXII. Available from: http://www.thelatinlibrary.com/augustine/civ22.shtml (accessed: 12.08.2022).

8. Иванов М. С., Никифорова А. Ю., Э. П. И. Ангелология. Православная энциклопедия. 2001;2:300–306.

9. Еланская А. И. Грамматика коптского языка. Саидский диалект. СПб.: Нестор-История; 2010. 526 с.

10. Десницкий А. С. Введение в библейскую экзегетику. М.: Изд-во ПСТГУ; 2011. 416 с.

11. Project ANNIS: . Available from: https://annis.copticscriptorium.org/annis/?id=3d2ecb7a-1125-4d6c-9767-37baf9ec9b35 (accessed: 12.08.2022).

12. Зайцев Д. В., Казачков Ю. А., Фокин А. Р. и др. Иоанн Златоуст. Православная энциклопедия. 2017;24:159–250.

13. Hyvernat H. Les actes des martyrs de l’Égypte. Paris: Ernest Leroux; 1886. 331 p.

Orientalistica. 2022; 5: 1223-1238

Exegesis on the feast day of Archangel Michael ascribed to Macarius of Tkow (М. 592 f. 27v–37r). Translation from Coptic into Russian, comments and introduction

Frangulian L. R., Vinichenko A. V.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-5-1223-1238

Abstract

The Archangel Michael is the angel in charge of all the heavenly powers. He is mentioned by name only in the Book of Daniel (Old Testament), the Epistle of Jude (New Testament) and the Revelation written by John the Apostle (New Testament). The Archistratigus is highly revered in various Christian traditions. This article presents the first literary translation into Russian of a Coptic text known as ‘Exegesis on the feast day of Archangel Michael ascribed to Macarius of Tkow’. The Coptic text, published by G. Lafontaine with a Latin translation in 1979, was used for translation. The analysis of the ‘Exegesis’ in question is relevant from the point of view of Coptic peculiarities both in the veneration of the Archangel and in the construction of the sermon. All the more so because there is no serious reason to doubt the authenticity of the authorship. The Coptic tradition, through the translation of the ‘Exegesis’, offers opportunities for comparative studies of the image of the Archangel Michael.

References

1. Lafontaine G. Un éloge copte de Saint Michel attribué à Macaire de Tkow. Le Muséon. 1979. Vol. 92. P. 301–320.

2. Moawad S. Exegese des Makarios von Tkoou über den Erzengel Michael. Le Muséon. 2009. Vol. 122. P. 11–26.

3. Frangulyan L. R. «Angel miloserdiya»: koptskaya retseptsiya obraza arkhangela Mikhaila. Vestnik Drevnei istorii. 2019;79(3):343–357.

4. Golovnina N. G. Makarii Tkouskii. Pravoslavnaya entsiklopediya. 2017;42:603–604.

5. Broek R., van. Pseudo-Cyril of Jerusalem On the Life and the Passion of Christ: a Coptic Apocryphon. Leiden – Boston: Brill; 2013. 228 p.

6. Afinogenova O. N., Barskii E. V., Frangulyan L. R. i dr. Mikhail, arkh. Pravoslavnaya entsiklopediya. 2017;45:503–546.

7. Augustinus Aurelius. De civitate dei. Liber XXII. Available from: http://www.thelatinlibrary.com/augustine/civ22.shtml (accessed: 12.08.2022).

8. Ivanov M. S., Nikiforova A. Yu., E. P. I. Angelologiya. Pravoslavnaya entsiklopediya. 2001;2:300–306.

9. Elanskaya A. I. Grammatika koptskogo yazyka. Saidskii dialekt. SPb.: Nestor-Istoriya; 2010. 526 s.

10. Desnitskii A. S. Vvedenie v bibleiskuyu ekzegetiku. M.: Izd-vo PSTGU; 2011. 416 s.

11. Project ANNIS: . Available from: https://annis.copticscriptorium.org/annis/?id=3d2ecb7a-1125-4d6c-9767-37baf9ec9b35 (accessed: 12.08.2022).

12. Zaitsev D. V., Kazachkov Yu. A., Fokin A. R. i dr. Ioann Zlatoust. Pravoslavnaya entsiklopediya. 2017;24:159–250.

13. Hyvernat H. Les actes des martyrs de l’Égypte. Paris: Ernest Leroux; 1886. 331 p.