Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2022; 5: 354-365

Представления о судьбе и предопределении в культуре тюркских народов: фольклорно-литературный контекст

Камалиева Г. З., Закирова И. Г., Каримова Л. К.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-2-354-365

Аннотация

В статье проанализирован мотив «судьбы» с учетом его лингво-культурологической специфики, выявлены компоненты мотива судьба в татарской традиционной культуре. Выявлены мифологические корни народного представления о судьбе, рассмотрены этнокультурные контексты, повлиявшие на его формирование. Цель исследования заключается в изучении ментальной сущности мотива судьбы в его проекции в татарской литературе, фольклоре и традиционной культуре. В представлениях татарского народа о судьбе переплетаются мифологические, языческие и мусульманские ценности и традиции. Образ божества Судьбы - «Ala atiyɣ jol tӓnri mӓn» - зафиксирован в одной из ранних рунических рукописей древних тюрков «Ырык битиг» (VIII—IX или IX-X вв.). Самые ранние образцы фольклорного творчества о судьбе представлены в словаре Махмуд аль-Кашгари «Диван лугат ат-турк» (XI в.), мотив судьбы отражается в тюркоязычных литературных памятниках: «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание») Юсуфа Баласагуни (XI в.), в средневековой татарской литературе «Кысса-и Йусуф» («Сказание о Йусуфе») Кул Гали (XIII в.), «Тухфаи Мардан» («Подарок юношам») Мухаммедъяра (XVI в.) и т.д. Язмыш - будущее, которое записано Всевышним каждому человеку до рождения, - в фольклоре раскрывается как неизбежность, предопределение. Слово «язмыш» образовано от слова «яз» (писать). В поэме Мухаммедъяра «Тухфаи Мардан» создан образ писцов «беткү-челәр», записывающих предопределения Всевышнего. Основными категориями в ментальном поведении татарского народа являются «судьба» («язмыш», «кадәр», «тәкъдир», «өлеш», «язу», «күрәчәк», «насыйп»), «терпение» («сабыр»), «благородное поведение» («әдәп»). Мотив судьбы как в фольклоре, так и в древней и средневековой литературе раскрывается в нескольких аспектах: предназначенность судьбы и бессилие человека перед ней, и в то же время стремление узнать и изменить судьбу при помощи различных ритуалов и обрядов.

Список литературы

1. Денисов С. Ф. Судьба как экзистенциал и мифологема. Вестник Омского университета. 1999;4:58-62.

2. Исәнбәт Н. Татар халык табышмаклары. Казан: Татар китап нәшрияты; 1970. 568 б.

3. Малов С. Е. Памятники древнетюкской письменности. Тексты и исследования. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 452 с.

4. Мөхәммәдьяр. Нуры Содур. Поэмалар, шигырь. Казан: Татар китап нәшрияты, 1997. 336 б.

5. Зәйнуллин Ж,. Г. Шәрык алынмалары сүзлеге. Казан: Мәгариф, 1994. 143 б.

6. Пиотровский М. Б. Ислам и судьба. Понятие судьбы в контексте разных культур. Научный совет по истории мировой культуры. М.: Наука, 1994. С. 92-97.

7. Улагашев H. У Алтай-Бучай. Ойротский народный эпос / под ред. А. Коптелова. Новосибирск: Областное государственное изд-во, 1941.408 с.

8. Маадай Кара: Алтайский героический эпос. Запись текста, перевод на русский язык и приложения С. Суразакова; подготовка тома и вступительная статья И. В. Пухова. М.: Наука, 1973.474 с.

9. Татар халык табышмаклары. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1970. 568 б.

10. Сагалаев А. М. Мифология и верования алтайцев. Центральноазиатские влияния. Новосибирск: Наука, 1984.120 с.

11. Ekvall R. В. Religious Observances in Tibet; Patternsand Function. University of Chicago Press, Chicago and London, 1964. 63 p.

12. Татар халык иҗаты. Дастаннар. Томны төзүче, кереш мәкалә hәм искәрмәләрне язучы Әхмәтова Ф.В. Казан:м Татар китап нәшрияты, 1984. 384 б.

13. Дәфтәре Чыңгыз-намә. Китапны басмага хәзерләүче сүзлек hәм аңлатмаларның авторы Сәлим Гыйләҗетдинов. Казан: Иман, 2000. 44 б.

14. Турсунов Е. Д Древнетюркский фольклор: истоки и становление. Алматы: Дайн-Пресс, 2001.172 с.

15. Криничная Н. А. Нить Жизни (Реминисценции образов божеств судьбы в мифологии и фольклоре, обрядах и верованиях). Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1995. 41 с.

16. Татар халык иҗаты: Әкиятләр. Томларны төзүче, искәрмәләрне хәзерләүче Х. X. Гатина, X. Х.Ярми, кереш мәкаләне язучы Л. Ш. Җамалетдинов, X. X. Ярми. Казан: Татар китап нәшрияты. Т. 2.1978. 448 б.

Orientalistica. 2022; 5: 354-365

Ideas about fate and predestination in the culture of the Turkic peoples: folklore and literary context

Kamalieva G. Z., Zakirova I. G., Karimova L. K.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-2-354-365

Abstract

The article analyzes the motive of «fate» taking into account its linguocultural specificity, reveals the components of the motive of fate in the Tatar traditional culture. The mythological roots of the folk idea of fate are revealed, the ethno-cultural contexts that influenced its formation are considered. The purpose of the study is to study the mental essence of the motive of fate in its projection in Tatar literature, folklore and traditional culture. In the ideas of the Tatar people about fate, mythological, pagan and Muslim values and traditions are intertwined. The image of the deity of Fate-« Ala atiyɣ jol tӓnri mӓn» is recorded in one of the early runic manuscripts of the ancient Turks «Yryk bitig» (VIIIIX or IX-X centuries). The earliest examples of folklore about fate are presented in the dictionary of Mahmud al-Kashgari «Divan lugat at-Turk» (XI century], the motif of fate is reflected in the Turkic literary monuments: «Kutadgu Bilig» («Blessed Knowledge») by Yusuf Balasaguni (XI century BC), in the medieval Tatar literature «Kyssa-i Yusuf» («The Legend of Yusuf») by Kul Gali (XIII century), «Tukhfai Mardan» («Gift to young men») by Muhammedyar (XVI century], etc. Yazmysh is the future, which is written by the Almighty to each person before birth, in folklore it is revealed as inevitability, predestination. The word «yazmysh» is derived from the word «yaz» (to write). In the poem «Tuhfai Mardan» by Muhammedyar, the image of scribes «betkuchelar» is created, who write down the predestinations of the Almighty. The main categories in the mental behavior of the Tatar people are «fate» («yazmysh», «kadar», «tәkdir», «өlesh», «yazu», «kүrәchak», «nasyp»), «patience» («sabyr»), «noble behavior» («adep»). The motive of fate, both in folklore and in ancient and medieval literature, is revealed in several aspects: the predestination of fate and the impotence of a person in front of it, and at the same time the desire to know and change fate with the help of various rituals and ceremonies.

References

1. Denisov S. F. Sud'ba kak ekzistentsial i mifologema. Vestnik Omskogo universiteta. 1999;4:58-62.

2. Isәnbәt N. Tatar khalyk tabyshmaklary. Kazan: Tatar kitap nәshriyaty; 1970. 568 b.

3. Malov S. E. Pamyatniki drevnetyukskoi pis'mennosti. Teksty i issledovaniya. M.-L.: Izd-vo AN SSSR, 1951. 452 s.

4. Mөkhәmmәd'yar. Nury Sodur. Poemalar, shigyr'. Kazan: Tatar kitap nәshriyaty, 1997. 336 b.

5. Zәinullin Zh,. G. Shәryk alynmalary sүzlege. Kazan: Mәgarif, 1994. 143 b.

6. Piotrovskii M. B. Islam i sud'ba. Ponyatie sud'by v kontekste raznykh kul'tur. Nauchnyi sovet po istorii mirovoi kul'tury. M.: Nauka, 1994. S. 92-97.

7. Ulagashev H. U Altai-Buchai. Oirotskii narodnyi epos / pod red. A. Koptelova. Novosibirsk: Oblastnoe gosudarstvennoe izd-vo, 1941.408 s.

8. Maadai Kara: Altaiskii geroicheskii epos. Zapis' teksta, perevod na russkii yazyk i prilozheniya S. Surazakova; podgotovka toma i vstupitel'naya stat'ya I. V. Pukhova. M.: Nauka, 1973.474 s.

9. Tatar khalyk tabyshmaklary. Kazan: Tatarstan kitap nәshriyaty, 1970. 568 b.

10. Sagalaev A. M. Mifologiya i verovaniya altaitsev. Tsentral'noaziatskie vliyaniya. Novosibirsk: Nauka, 1984.120 s.

11. Ekvall R. V. Religious Observances in Tibet; Patternsand Function. University of Chicago Press, Chicago and London, 1964. 63 p.

12. Tatar khalyk iҗaty. Dastannar. Tomny tөzүche, keresh mәkalә hәm iskәrmәlәrne yazuchy Әkhmәtova F.V. Kazan:m Tatar kitap nәshriyaty, 1984. 384 b.

13. Dәftәre Chyңgyz-namә. Kitapny basmaga khәzerlәүche sүzlek hәm aңlatmalarnyң avtory Sәlim Gyilәҗetdinov. Kazan: Iman, 2000. 44 b.

14. Tursunov E. D Drevnetyurkskii fol'klor: istoki i stanovlenie. Almaty: Dain-Press, 2001.172 s.

15. Krinichnaya N. A. Nit' Zhizni (Reministsentsii obrazov bozhestv sud'by v mifologii i fol'klore, obryadakh i verovaniyakh). Petrozavodsk: Izd-vo Petrozavodskogo universiteta, 1995. 41 s.

16. Tatar khalyk iҗaty: Әkiyatlәr. Tomlarny tөzүche, iskәrmәlәrne khәzerlәүche Kh. X. Gatina, X. Kh.Yarmi, keresh mәkalәne yazuchy L. Sh. Җamaletdinov, X. X. Yarmi. Kazan: Tatar kitap nәshriyaty. T. 2.1978. 448 b.