Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2022; 5: 489-503

Исследовательские подходы к изучению буддийского текста «Вопросы дискуссии» («Катхаваттху»)

Ложкина А. В.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-3-489-503

Аннотация

В настоящей статье мы намереваемся показать, в чем состоят особенности работы с буддийским текстом «Вопросы дискуссии» («Катхаватху») и как эти особенности определяют выбор стратегии для исследования данного текста у разных авторов. “Катхаватху” представляет собой собрание спорных для школ буддизма вопросов и является уникальным источником. Его значение для изучения буддизма сложно переоценить. В настоящий момент очень важно выработать правильный подход к изучению данного текста. Цель нашей статьи — обобщить имеющуюся информацию о способах работы с «Вопросами дискуссии» и определить исследовательские подходы к этому тексту. В России «Вопросы дискуссии» остаются практически неисследованными. В мировой науке текст изучен лучше с точки зрения истории буддийской философии, но в данной теме остается много пробелов. В свой статье мы опираемся на англоязычные труды. Работа с «Катхаваттху» позволяет от исследования конкретного текстового материала перейти к постановке более широкого круга вопросов. В первую очередь это касается методологии научной работы с книгами третьей корзины палийского кано на. На выбор методологической стратегии оказывают влияние особенности текста. Данные тексты предельно сжаты и лаконичны. Среди них выделяется книга «Катхаваттху», посвященная полемике школ буддизма по основным доктринальным вопросам. Заслуживает особого внимания уникальный логический способ ведения дискуссии, использующийся в данной книге. Отдельно мы рассматриваем дискуссию о датировке «Катхаваттху» и проблему определения жанра. В результате исследования нами выделены два исследовательских подхода к изучению «Катхаваттху». Первый подход - источниковедческий (К. Норман, Б. Ло, О. Хинюбер, Р. Вебб). Второй подход — историко-философский (К. Рис-Дэвидс, Ш.Ц. Аунг, А. Бхаттачарья, А. Баруа и др.). Представители обоих подходов уделяют внимание таким проблемам, как хронология книги и определение ее жанровой принадлежности. Выделение методологических подходов к «Вопросам дискуссии» позволяет свести воедино все имеющиеся точки зрения на особенности данного текста и делает видение его проблематики всесторонним. В своем исследовании мы используем историко-научный анализ и метод атрибутивных соотнесений.

Список литературы

1. Щербак С. В. Буддизм. История. Философия. Доктрина. Практики. Издательство Rosebud Publishing. В печати. С. 226-249.

2. Шохин В. К. Абхидхармы тексты. Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. М.: Вост. лит., 2011. С. 69–74.

3. Ложкина А. В. «Катхаваттху» («Вопросы дискуссии») как историко-философский источник. Философские науки. 2020;63(12):81-101.

4. Рудой В. И. К методологии интерпретации буддийских философских текстов. Актуальные проблемы философской и общественной мысли Зарубежного Востока (Материалы I Всесоюзного координационного совещания). Изд. Дониш. Душанбе, 1983. С. 169-171.

5. Рудой В. И. Развитие методологии санкт-петербургской буддологической школы (1980–2000 гг.). Четвертые востоковедные чтения памяти О.О. Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов. Спб, 2011. С. 298-315.

6. Рудой В. И., Островская Е. П. О специфике историко-философского подхода к изучению индийских классических религиозно-философских систем. Методологические проблемы изучения истории философии Зарубежного Востока. Москва : Наука, 1987. С. 74-93.

7. Бурмистров С. Л. Основные подходы к исследованию философии индийской йогачары в зарубежной индологии ХХ века. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015;4(24): 66-76.

8. Kathāvatthu. Ed. by A.C. Taylor. London: Oxford University Press, 1891. 637 p.

9. Filliozat J. Survey of the Pāli Manuscript Collection in the Royal Asiatic Society. Journal of the Royal Asiatic Society. 1999, 3rd series, Vol. 9, No. 1, Apr. Cambridge University Press. 58 p.

10. Points of Controversy or Subjects of Discourse. Tr ansl. by S. Z. Aung and Mrs. Rhys-Davids. London: Oxford University Press, 1915.

11. Norman K. R. Pāli Literature: Including the Canonical Literature in Prakrit and Sanskrit of All the Hīnayāna Schools of Buddhism. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1983. P. 103-105.

12. Hinuber O. A Handbook of Pāli Literature. New York, 1996. 73 p.

13. Law B. Ch. A History of Pāli Literature. Varanasi, 2000. 28 p.

14. Webb R. An Analysis of the Pāli Canon. The Wheel Publication, No. 217, 3rd edition. Kandi: Buddhist Publication Society, 2008. 70 p.

15. Nyanatiloka M. Guide through the Abhidhamma Pitaka. Kandy: 2007.

16. Dube S.N. Kathāvatthu: A Unique Pāli Text. 18 p. [Электронный ресурс]. URL iias.ac.in/ojs/index.php/shss/article/download/674/639/ (дата обращения 07.04.22).

17. Bhattacharyya A. Kathāvatthu on the Development of the Buddhist Doctrine and Sects. Thesis submitted for the Degree of Doctor of Philosophy. Department of Pāli. University of Calcutta, 2010. P. 2.

18. Barrua A. Kathāvatthu. A Critical & Philosophical Study. Delhi: New Bharatiya Book Corporation, 2006. 380 p.

Orientalistica. 2022; 5: 489-503

On the „Points of Dispute” („Kathāvatthu”) Study: Research Approaches

Lozhkina A. V.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-3-489-503

Abstract

The article aims to highlight the particular properties of the Buddhist text “Points of Dispute” (“Kathāvatthu”). It also aims to demonstrate how these properties explain the choice of research methods applied by different authors. So far this text is virtually unknown to many scholars in Russia. It has also not been the subject of a thorough analysis by international specialists on Buddhist philosophy. The article draws from contemporary research written in English.

The study of “Kathāvatthu” by the present Author contributed to the broadening of the research scope. The particular textual issues allow the Author to ask more questions. One of these questions refers to the methods as applied to the study of the texts from the third "basket" (collection) of the Pāli canon. (These texts tend to be extremely concise.) Further on, the Author deals with the issue of correct attributing and dating this text as well as identification of the genre of this text. To achieve this one chooses the approaches as follows. The linguistic approach (K. Norman, B. Law, O. Hinuber, Webb) and the historical and philosophical approach (S. Z. Aung, C. Rhys-Davids, Bhattacharyya, A. Barrua, etc.).

References

1. Shcherbak S. V. Buddizm. Istoriya. Filosofiya. Doktrina. Praktiki. Izdatel'stvo Rosebud Publishing. V pechati. S. 226-249.

2. Shokhin V. K. Abkhidkharmy teksty. Filosofiya buddizma: entsiklopediya / otv. red. M. T. Stepanyants; In-t filosofii RAN. M.: Vost. lit., 2011. S. 69–74.

3. Lozhkina A. V. «Katkhavattkhu» («Voprosy diskussii») kak istoriko-filosofskii istochnik. Filosofskie nauki. 2020;63(12):81-101.

4. Rudoi V. I. K metodologii interpretatsii buddiiskikh filosofskikh tekstov. Aktual'nye problemy filosofskoĭ i obshchestvennoĭ mysli Zarubezhnogo Vostoka (Materialy I Vsesoyuznogo koordinatsionnogo soveshchaniya). Izd. Donish. Dushanbe, 1983. S. 169-171.

5. Rudoi V. I. Razvitie metodologii sankt-peterburgskoi buddologicheskoi shkoly (1980–2000 gg.). Chetvertye vostokovednye chteniya pamyati O.O. Rozenberga. Doklady, stat'i, publikatsii dokumentov. Spb, 2011. S. 298-315.

6. Rudoi V. I., Ostrovskaya E. P. O spetsifike istoriko-filosofskogo podkhoda k izucheniyu indiiskikh klassicheskikh religiozno-filosofskikh sistem. Metodologicheskie problemy izucheniya istorii filosofii Zarubezhnogo Vostoka. Moskva : Nauka, 1987. S. 74-93.

7. Burmistrov S. L. Osnovnye podkhody k issledovaniyu filosofii indiiskoi iogachary v zarubezhnoi indologii KhKh veka. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya. 2015;4(24): 66-76.

8. Kathāvatthu. Ed. by A.C. Taylor. London: Oxford University Press, 1891. 637 p.

9. Filliozat J. Survey of the Pāli Manuscript Collection in the Royal Asiatic Society. Journal of the Royal Asiatic Society. 1999, 3rd series, Vol. 9, No. 1, Apr. Cambridge University Press. 58 p.

10. Points of Controversy or Subjects of Discourse. Tr ansl. by S. Z. Aung and Mrs. Rhys-Davids. London: Oxford University Press, 1915.

11. Norman K. R. Pāli Literature: Including the Canonical Literature in Prakrit and Sanskrit of All the Hīnayāna Schools of Buddhism. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1983. P. 103-105.

12. Hinuber O. A Handbook of Pāli Literature. New York, 1996. 73 p.

13. Law B. Ch. A History of Pāli Literature. Varanasi, 2000. 28 p.

14. Webb R. An Analysis of the Pāli Canon. The Wheel Publication, No. 217, 3rd edition. Kandi: Buddhist Publication Society, 2008. 70 p.

15. Nyanatiloka M. Guide through the Abhidhamma Pitaka. Kandy: 2007.

16. Dube S.N. Kathāvatthu: A Unique Pāli Text. 18 p. [Elektronnyi resurs]. URL iias.ac.in/ojs/index.php/shss/article/download/674/639/ (data obrashcheniya 07.04.22).

17. Bhattacharyya A. Kathāvatthu on the Development of the Buddhist Doctrine and Sects. Thesis submitted for the Degree of Doctor of Philosophy. Department of Pāli. University of Calcutta, 2010. P. 2.

18. Barrua A. Kathāvatthu. A Critical & Philosophical Study. Delhi: New Bharatiya Book Corporation, 2006. 380 p.