Ориенталистика. 2022; 5: 243-264
Модернизация священного: два романа на сюжет «Рамаяны» (взгляд историка)
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-2-243-264Аннотация
Древнеиндийский эпос «Рамаяна» на протяжении столетий служит для многих индийцев, особенно индусов, источником религиозных, социальных, этических и эстетических ценностей. Помимо классической санскритской версии, приписываемой Валмики, были созданы сотни литературных, фольклорных, визуальных, драматических (впоследствии также кинематографических, анимационных и телевизионных) вариантов. Их авторы перерабатывали и переписывали сюжет, иногда изменяли его до неузнаваемости, вплоть до создания «антирамаян». Таким образом они отвечали на вопросы и запросы отдельных региональных, религиозных, социокультурных и политических сообществ, подстраивали священную историю под представления меняющегося времени, в духе которых искали для сюжетных линий и поступков персонажей более адекватные данной эпохе обоснования. Процесс этот продолжается и в наши дни; статья исследует его на примере двух современных романов -хиндиязычного и англоязычного - на сюжет древнего эпоса.
Список литературы
1. Appadurai A. Three Hundred Ramayanas: Five Examples and Three Thoughts on Translation. In: Richman P. (ed.) Many Ramayanas. The Diversity of a Narrative Tradition in South Asia. Berkeley-Los Angeles: University of California Press, 1991. P. 22-49.
2. Richman P. (ed.). Many Ramayanas. The Diversity of a Narrative Tradition in South Asia. Berkeley-Los Angeles: University of California Press, 1991. 280 p.
3. Richman P. (ed.). Questioning Ramayanas: a South Asian Tradition. Berkeley-Los Angeles: University of California Press, 2001. 400 p.
4. Richman P. (ed.). Ramayana Stories in Modern South India. An Anthology. Bloomington: Indiana University press, 2008. 288 p.
5. Гринцер П. А. (пер.). Рамаяна. Кн. 1-2. Балаканда (Книга о детстве). Айодхъяканда (Книга об Айодхъе). М.: Ладомир, 2006. 889 с.
6. Гринцер П. А. (пер.). Рамаяна Кн. 3. Аранъяканда (Книга о лесе). М.: Ладомир, 2014. 400 с.
7. Гринцер П. А. Бхаса. М.: Восточная литература, 1979. 304 с.
8. Bhavabhuti. Rama's Later History or Uttara Rama Charita I transl. by S.K. Belvalkar. Vol. II. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1915.190 p.
9. Shulman D. Bhavabhuti on Cruelty and Compassion. In: Richman P. (ed.) Questioning Ramayanas: a South Asian Tradition. Berkeley-Los Angeles: University of California Press, 2001. P. 49-82.
10. Richman P. Questioning and Multiplicity Within the Ramayana Tradition. Questioning Ramayanas: a South Asian Tradition. In: Richman P. (ed.) Questioning Ramayanas: a South Asian Tradition. Berkeley-Los Angeles: University of California Press, 2001. P. 1-23.
11. Глушкова И. П. (отв. ред.) Древо индуизма. Материалы и исследования. М.: Восточная литература, 1999. 559 с.
12. Баранников А. П. (пер.). Тулси Дас. Рамаяна или Рамачаритаманаса. Море подвигов Рамы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948. 968 с.
13. Сазанова Н. М. (пер.). «Океан поэзии» Сур Даса. М.: Изд-во МГУ, 1973. 311 с.
14. Сазанова Н. М. (пер.). Нет жизни без Кришны. Из средневековой индийской поэзии. М.: Изд-во МГУ, 1992. 304 с.
15. Цветков Ю. В. Сурдас и его поэзия. М.: Восточная литература, 1979. 168 с.
16. Цветков Ю. В. Тулсидас. М.: Восточная литература, 1987.184 с.
17. Гафурова Н. Б. Кабир и его наследие. М.: Восточная литература, 1976. 120 с.
18. Ванина Е. Ю. Средневековый мистицизм // Глушкова И. П. (отв. ред.) Древо индуизма. Материалы и исследования. М.: Восточная литература, 1999. С. 222-245.
19. Глушкова И. И. Махараштра: Виттхал. В: Глушкова И. П. (отв. ред.) Древо индуизма. Материалы и исследования. М.: Восточная литература, 1999. С. 283-312.
20. Глушкова И. П. Индийское паломничество. Метафора движения и движение метафоры. М.: Научный мир, 2000. 264 с.
21. Глушкова И. П. Берите бога задаром! Поэтическая автобиография Тукарама // Серебряков И. Д., Ванина Е. Ю. (отв. ред.). Голоса индийского средневековья. М.: Эдиториал УРСС, 2002. С. 165-196.
22. Lutgendorf Ph. The Secret Life of Ramcandra of Ayodhya. In: Richman P. (ed.) Many Ramayanas. The Diversity of a Narrative Tradition in South Asia. Berkeley-Los Angeles: University of California Press, 1991. P. 217-234.
23. Глушкова И. П. Боги здесь и сейчас: индусская мифология как инструмент создания североиндийской идентичности // Куценков А. А., Ванина Е. Ю. (отв. ред.). Южная Азия: конфликты и компромиссы. Материалы научной конференции. М.: ИВ РАН, 2004. С. 169-256.
24. Ванина Е. Ю. (пер.) Рам Нараян Агравал (Мастана). Письмо из рая от предков потомкам-рабам // Глушкова И. П. (рук. проекта), Ванина Е. Ю. (отв. ред.). Под небом Южной Азии. Хула и хвала: коммуникативные модальности исторического и культурного своеобразия. М.: Восточная литература, 2017. С. 600-605.
25. Lutgendorf Ph. Interpreting Rāmrāj:: Reflections on the Rāmāyaṇa, Bhakti and Nationalism // Lorenzen D. N. (ed.) Bhakti Religion in North India. Community Identity and Political Action. N. Y.: SUNY Press, 1995. P. 253-287.
26. Глушкова И. П. Религиозная идентичность и политика национальной интеграции в Индии // Малашенко А., Филатов С. (отв. ред.). Религия и конфликт. М.: Московский центр Карнеги, 2007. С. 223-265.
27. Kohli N. Abhuyday. Vol. I. Delhi: Abhiruchi prakashan, 1998. 701 p.
28. Kohli N. Abhuyday. Vol. II. Delhi: Abhiruchi prakashan, 1998. 592 p.
29. Banker A. Prince of Ayodhya. Delhi: Penguin, 2003. 387 p.
30. Banker A. Siege of Mithila. Delhi: Penguin, 2003. 522 p.
31. Banker A. Demons of Chitrakut. Delhi: Penguin, 2004. 615 p.
32. Banker A. Armies of Hanuman. Delhi: Penguin, 2005. 457 p.
33. Banker A. Bridge of Rama. Delhi: Penguin, 2005. 480 p.
34. Banker A. King of Ayodhya. Delhi: Penguin, 2006. 561 p.
35. Banker A. Vengeance of Ravana. Delhi: Penguin, 2011. 320 p.
36. Banker A. Sons of Sita. Delhi: Penguin, 2012. 360 p.
Orientalistica. 2022; 5: 243-264
Modernization of the sacred: two Ramayana novels (a historian’s view)
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-2-243-264Abstract
Ramayana, the ancient Indian epic, has been for many centuries a source of religious, social, ethical and aesthetical values for many Indians, primarily Hindus. Apart from the classical Sanskrit version attributed to Valmiki, there have been hundreds of literary, folkloric, visual, dramatic (later on film, animation and TV) variants. Their creators reworked and reconstructed the story, sometimes changing it beyond recognition, up to the emergence of ‘anti-Ramayanas’, thus answering the questions from and catering for the needs of various regional, religious, socio-cultural and political groups. Thus, they adjusted the sacred story to the perceptions of the changing times, trying to make the storyline and personages deeds more adequate to the values of a given epoch. This process has been continuing up to nowadays; the article discussing it, using as a case study two modern Ramayana novels, one in Hindi and one in English.
References
1. Appadurai A. Three Hundred Ramayanas: Five Examples and Three Thoughts on Translation. In: Richman P. (ed.) Many Ramayanas. The Diversity of a Narrative Tradition in South Asia. Berkeley-Los Angeles: University of California Press, 1991. P. 22-49.
2. Richman P. (ed.). Many Ramayanas. The Diversity of a Narrative Tradition in South Asia. Berkeley-Los Angeles: University of California Press, 1991. 280 p.
3. Richman P. (ed.). Questioning Ramayanas: a South Asian Tradition. Berkeley-Los Angeles: University of California Press, 2001. 400 p.
4. Richman P. (ed.). Ramayana Stories in Modern South India. An Anthology. Bloomington: Indiana University press, 2008. 288 p.
5. Grintser P. A. (per.). Ramayana. Kn. 1-2. Balakanda (Kniga o detstve). Aiodkh\"yakanda (Kniga ob Aiodkh\"e). M.: Ladomir, 2006. 889 s.
6. Grintser P. A. (per.). Ramayana Kn. 3. Aran\"yakanda (Kniga o lese). M.: Ladomir, 2014. 400 s.
7. Grintser P. A. Bkhasa. M.: Vostochnaya literatura, 1979. 304 s.
8. Bhavabhuti. Rama's Later History or Uttara Rama Charita I transl. by S.K. Belvalkar. Vol. II. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1915.190 p.
9. Shulman D. Bhavabhuti on Cruelty and Compassion. In: Richman P. (ed.) Questioning Ramayanas: a South Asian Tradition. Berkeley-Los Angeles: University of California Press, 2001. P. 49-82.
10. Richman P. Questioning and Multiplicity Within the Ramayana Tradition. Questioning Ramayanas: a South Asian Tradition. In: Richman P. (ed.) Questioning Ramayanas: a South Asian Tradition. Berkeley-Los Angeles: University of California Press, 2001. P. 1-23.
11. Glushkova I. P. (otv. red.) Drevo induizma. Materialy i issledovaniya. M.: Vostochnaya literatura, 1999. 559 s.
12. Barannikov A. P. (per.). Tulsi Das. Ramayana ili Ramacharitamanasa. More podvigov Ramy. M.-L.: Izd-vo AN SSSR, 1948. 968 s.
13. Sazanova N. M. (per.). «Okean poezii» Sur Dasa. M.: Izd-vo MGU, 1973. 311 s.
14. Sazanova N. M. (per.). Net zhizni bez Krishny. Iz srednevekovoi indiiskoi poezii. M.: Izd-vo MGU, 1992. 304 s.
15. Tsvetkov Yu. V. Surdas i ego poeziya. M.: Vostochnaya literatura, 1979. 168 s.
16. Tsvetkov Yu. V. Tulsidas. M.: Vostochnaya literatura, 1987.184 s.
17. Gafurova N. B. Kabir i ego nasledie. M.: Vostochnaya literatura, 1976. 120 s.
18. Vanina E. Yu. Srednevekovyi mistitsizm // Glushkova I. P. (otv. red.) Drevo induizma. Materialy i issledovaniya. M.: Vostochnaya literatura, 1999. S. 222-245.
19. Glushkova I. I. Makharashtra: Vittkhal. V: Glushkova I. P. (otv. red.) Drevo induizma. Materialy i issledovaniya. M.: Vostochnaya literatura, 1999. S. 283-312.
20. Glushkova I. P. Indiiskoe palomnichestvo. Metafora dvizheniya i dvizhenie metafory. M.: Nauchnyi mir, 2000. 264 s.
21. Glushkova I. P. Berite boga zadarom! Poeticheskaya avtobiografiya Tukarama // Serebryakov I. D., Vanina E. Yu. (otv. red.). Golosa indiiskogo srednevekov'ya. M.: Editorial URSS, 2002. S. 165-196.
22. Lutgendorf Ph. The Secret Life of Ramcandra of Ayodhya. In: Richman P. (ed.) Many Ramayanas. The Diversity of a Narrative Tradition in South Asia. Berkeley-Los Angeles: University of California Press, 1991. P. 217-234.
23. Glushkova I. P. Bogi zdes' i seichas: indusskaya mifologiya kak instrument sozdaniya severoindiiskoi identichnosti // Kutsenkov A. A., Vanina E. Yu. (otv. red.). Yuzhnaya Aziya: konflikty i kompromissy. Materialy nauchnoi konferentsii. M.: IV RAN, 2004. S. 169-256.
24. Vanina E. Yu. (per.) Ram Narayan Agraval (Mastana). Pis'mo iz raya ot predkov potomkam-rabam // Glushkova I. P. (ruk. proekta), Vanina E. Yu. (otv. red.). Pod nebom Yuzhnoi Azii. Khula i khvala: kommunikativnye modal'nosti istoricheskogo i kul'turnogo svoeobraziya. M.: Vostochnaya literatura, 2017. S. 600-605.
25. Lutgendorf Ph. Interpreting Rāmrāj:: Reflections on the Rāmāyaṇa, Bhakti and Nationalism // Lorenzen D. N. (ed.) Bhakti Religion in North India. Community Identity and Political Action. N. Y.: SUNY Press, 1995. P. 253-287.
26. Glushkova I. P. Religioznaya identichnost' i politika natsional'noi integratsii v Indii // Malashenko A., Filatov S. (otv. red.). Religiya i konflikt. M.: Moskovskii tsentr Karnegi, 2007. S. 223-265.
27. Kohli N. Abhuyday. Vol. I. Delhi: Abhiruchi prakashan, 1998. 701 p.
28. Kohli N. Abhuyday. Vol. II. Delhi: Abhiruchi prakashan, 1998. 592 p.
29. Banker A. Prince of Ayodhya. Delhi: Penguin, 2003. 387 p.
30. Banker A. Siege of Mithila. Delhi: Penguin, 2003. 522 p.
31. Banker A. Demons of Chitrakut. Delhi: Penguin, 2004. 615 p.
32. Banker A. Armies of Hanuman. Delhi: Penguin, 2005. 457 p.
33. Banker A. Bridge of Rama. Delhi: Penguin, 2005. 480 p.
34. Banker A. King of Ayodhya. Delhi: Penguin, 2006. 561 p.
35. Banker A. Vengeance of Ravana. Delhi: Penguin, 2011. 320 p.
36. Banker A. Sons of Sita. Delhi: Penguin, 2012. 360 p.
События
-
Журналы « Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)» и «Проблемы Арктики и Антарктики» принят в Scopus! >>>
5 мая 2025 | 11:44 -
Журнал «Здоровье мегаполиса» принят в DOAJ >>>
28 апр 2025 | 11:41 -
Журнал «Морская медицина» присоединился к Elpub! >>>
23 апр 2025 | 11:39 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Кавказология» >>>
8 апр 2025 | 11:33 -
Журнал «Вестник проектного управления» присоединился к Elpub! >>>
27 мар 2025 | 11:27