Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2022; 5: 57-78

Фальсафские основы модернизаторской теологии диалога

Ибрагим Тауфик , Ефремова Наталия Валерьевна

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-1-057-078

Аннотация

Философская теология, развивавшаяся в рамках школы фальсафа, выступает ярким образцом конструктивного диалога классического ислама с другими религиями и культурами. Выдвинутые аль-Фараби, Ибн-Синой (Авиценной), Ибн-Рушдом (Аверроэсом) и другими представителями этой школы универсалистские идеи вдохновляли реформаторов XIX–XX вв. (особенно Джамаляддина аль-Афгани, Мухаммада Абдо и их последователей) на разработку богословских принципов, служащих фундаментом для модернизаторской, инклюзивистско-плюралистической концепции межконфессионального и межцивилизационного диалога. Помимо базисных установок фальсафской философии религии, в статье освещаются главные аспекты деятельности родоначальников исламского модернизма по раскрытию учения Корана о единстве ревелятивных религий, о Божьем предопределении религиозно-конфессионального разнообразия и о несостоятельности эксклюзивистских претензий. С опорой на коранические свидетельства выдвигается принцип свободы вероисповедания, включая право на перемену веры. Критике подвергается милитантистская интерпретация Корана и Сунны (особенно «айата о мече» и «айата о джизйе»). В качестве «золотого правила» диалога модернистами утверждается принцип: «Сотрудничать по тем вещам, на которых мы сходимся; и прощать друг друга касательно вещей, по которым мы расходимся».

Список литературы

1. Наср С. Х. Что есть Традиция? Традиция. 2013;5:72–112.

2. аль-Фараби. Об общности взглядов двух философов – Божественного Платона и Аристотеля. В: аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука; 1970. С. 39–104.

3. аль-Фараби. О достижении счастья. В: аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата: Наука; 1973. С. 275–349.

4. Ибн-Рушд. Большой комментарий к сочинению Аристотеля «О душе» (фрагмент). Пер. с лат., предисл. и коммент. Н. В. Ефремовой. Ишрак. 2012;3:380–407.

5. Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. Мусульманская религиозная философия: фальсафа. Казань: Изд-во Казанского ун-та; 2014. 234 с.

6. Ибн-Рушд. О соотношении философии и религии. В: Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. (ред.) Мусульманская философия (фальсафа): антология. Казань: Изд. ДУМ РТ; 2009. С. 547–581.

7. Ибрагим Т. К. Принципы аллегорической экзегетики согласно фалсафе. Ислам в современном мире. 2017;13(3):85–102. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2017-13-3-85-102

8. [Абдо М., Рида Р.] Тафсӣр аль-Кура’а̄н аль-х̣акӣм. Т. 1–12. Каир: Да̄р аль-Мана̄р; 1947. (На араб. яз.)

9. аль-Фараби. Совершенный град. В: Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. (ред.) Мусульманская философия (фальсафа): антология. Казань: Изд. ДУМ РТ; 2009. С. 106–206.

10. Ибн-Сина. Исцеление (фрагменты). В: Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. (ред.) Мусульманская философия (фальсафа): антология. Казань: Изд. ДУМ РТ; 2009. С. 309–456.

11. Ибн-Рушд. Таха̄фут ат-Таха̄фут. Бейрут: Марказ дираса̄т аль-вах̣да̣ аль-‘арабиййа̣; 1998. 600 с. (На араб. яз.)

12. аль-Кинди. О первой философии. В: Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. (ред.) Мусульманская философия (фальсафа): антология. Казань: Изд. ДУМ РТ; 2009. С. 20–98.

13. Раса̄ ’иль ’ихва̄ н ас̣-с̣афа̄ ’. Т. 3. Бейрут: Да̄ р С̣ а̄ дир; 1957. 544 с. (На араб. яз.)

14. Рида Р. Та̄рӣх аль-‘уста̄з аль-’има̄м аш-шайх Мух̣аммад ‘Абдух. Т. 1. Каир: Да̄р аль-Фад̣ы̄ла̄; 2006. 1134 с. (На араб. яз.)

15. [аль-Афгани Дж.]. Ха̄т̣ыра̄т аль-’Афга̄нӣ. Каир: Мактабат аш-Шурӯк̣; 2002. 372 с. (На араб. яз.)

16. [Абдо М.]. Риса̄ ля ’иля аль-к̣ ысс ’Исх̣ а̄ к̣ Тайлур. В: Абдо М. Аль-’А‘ма̄ ль аль-ка̄ миля̣ . Т. 2. Бейрут-Каир: Да̄ р аш-Шурӯк̣ ; 1993. С. 355–356. (На араб. яз.)

17. Рида Р. Ар-Рих̣ля̣ ас-сӯриййа̣ ас-са̄нийа̣. Аль-Мана̄р. 1339/1921; 22(8):617–623. (На араб. яз.)

18. Ибрагим Т. К. Коранический гуманизм. М.: Медина; 2015. 576 с.

19. [Абу-Дауд]. Сунан ’Абӣ-Да̄ӯд. Эр-Рияд: Мактабат аль-Ма‘а̄риф; 2007. 1195 с. (На араб. яз.)

20. [ат-Тирмизи]. Сунан ат-Тирмизӣ. Эр-Рияд: Мактабат аль-Ма‘а̄риф; 2008. 1106 с. (На араб. яз.)

21. Рида Р. Дӣн аль-мустак̣баль. Аль-Мана̄р. 1327/1909;12(2):93–95. (На араб. яз.)

22. [аль-Бухари]. С̣ах̣ӣх̣ аль-Буха̄рӣ. Дамаск–Бейрут: Да̄р Ибн-Касӣр; 2002. 1944 с. (На араб. яз.)

23. [Муслим]. С̣ах̣ӣх̣ Муслим. Эр-Рияд: Да̄ р ас-Саля̄ м; 2000. 1488 с. (На араб. яз.)

24. Ибн-Сина. Фӣ ’ак̣са̄м аль-‘улю̄ м аль-‘ак̣лиййа̣. В: Ибн-Сина. Тис‘ раса̄’иль. Каир: Да̄р аль-‘Араб; 1989. С. 104–119. (На араб. яз.)

25. Ибн-Сина. Аль-Муба̄х̣аса̄т. Кум: Интиша̄ра̄т-и Бӣда̄р; 1992. 399 с. (На араб. яз.)

26. ат-Туси. Талхӣс̣ аль-Мух̣ас̣с̣аль. Бейрут: Да̄р аль-’Ад̣ва̄’; 1985. 540 с. (На араб. яз.)

27. аль-Байдави. Т̣ава̄ли‘ аль-’анва̄р. Бейрут: Да̄р аль-Джӣль; 1991. 248 с. (На араб. яз.)

28. Абдо М. Ар-Радд ‘аля Фарах̣ ’Ант̣ӯн. В: Абдо М. Аль-’А‘ма̄ль аль-ка̄миля̣. Т. 3. Бейрут – Каир: Да̄р аш-Шурӯк̣; 1993. С. 257–368. (На араб. яз.)

29. Шальтут М. Аль-’Исля̄м: ‘ак̣ы̄да̣ ва-шарӣ‘а̣. Бейрут: Да̄р аш-Шурӯк̣; 1992. 560 с. (На араб. яз.)

30. Шальтут М. Аль-Кур’а̄н ва-ль-к̣ыта̄ль. Каир: Да̄р аль-Кита̄б аль-‘арабӣ; 1951. 67 с. (На араб. яз.)

31. Рида Р. Аль-Вах̣й аль-мух̣аммадӣ. Бейрут: Му’ассасат ‘Иззаддӣн; 1406 г. х. 368 с. (На араб. яз.)

32. Рида Р. К̣ыйа̄м ад-дӣн би-д-да‘ва ва-х̣адӣс ’Умирту ’ан ’ук̣атыля ан-на̄са. Аль-Мана̄р. 1907/1325;10(4):287–288. (На араб. яз.)

33. [Ибн-Маджа]. Сунан Ибн-Ма̄джа. Эр-Рияд: Мактабат аль-Ма‘а̄риф; 1997. 849 с. (На араб. яз.)

34. [ан-Насаи]. Сунан ан-Наса̄’ӣ. Эр-Рияд: Да̄р аль-Х̣ад̣а̄ра̣; 2015. 992 с. (На араб. яз.)

35. Сыдкы М. Т. Аль-’Исля̄м хува аль-Кур’а̄н вах̣да-х. Аль-Мана̄р. 1324/1906;9(7):515–524. (На араб. яз.)

36. Рида Р. Аль-Джаваб ‘ан мас’алят х̣урриййат ад-дӣн ва-к̣атль аль-муртадд. Аль-Мана̄р. 1922/1340;23(3):187–191. (На араб. яз.)

37. Джавиш А. Аль-’Исля̄м дӣн аль-фит̣ра̣ ва-ль-х̣урриййа. Каир: Да̄р аль-Хиля̄ль; 1952. 194 с. (На араб. яз.)

38. ас-Саиди А. Аль-Х̣уриййа̣ ад-дӣниййа̣ фӣ аль-’исля̄м. Каир: Да̄р аль-Кита̄б аль-мас̣рӣ; 2012. 190 с. (На араб. яз.)

39. Зувайб Х. Мура̄джа‘а̣ нак̣диййа̣ ли-ль-’иджма̄‘. Бейрут: аль-Марказ аль-‘арабӣ ли-ль-’абх̣ас ва-дира̄сат ас-сийа̄са̄т; 2013. 334 с. (На араб. яз.)

40. Ибн-Сина. Аль-’Адх̣авиййа̣ фӣ аль-ма‘а̄д. Бейрут: аль-Му’ассаса̣ аль-джа̄ми‘иййа̣ ли-д-дира̄са̄т ва-н-нашр; 1984. 205 с. (На араб. яз.)

41. [аль-Афгани Дж., Абдо М.]. Ат-та‘алӣк̣а̄т ‘аля Шарх̣ ад-Давва̄нӣ ли-ль-‘Ак̣а̄’ид аль-‘ад̣удиййа̣. Каир: Мактабат аш-Шурӯк̣ ад-дувалиййа̣; 2002. 517 с. (На араб. яз.)

42. Абдо М. Риса̄лят ат-таӯх̣ӣд. Каир: аль-Мат̣ба‘а̣ аль-’амӣриййа̣; 1897. 134 с. (На араб. яз.)

Orientalistica. 2022; 5: 57-78

Falsafa’s foundations of the modernistic theology of dialogue

Ibrahim Tawfik , Efremova Natalia V.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-1-057-078

Abstract

Philosophical theology, which developed within the framework of the Falsafa school, is a vivid example of a constructive dialogue between classical Islam and other religions and cultures. The universalist ideas put forward by al-Farabi, Ibn Sina (Avicenna), Ibn Rushd (Averroes) and other thinkers of this school inspired the reformers of the 19th–20th centuries (especially Jamaladdin al-Afghani, Muhammad Abdo and their followers) to develop theological principles that serve as the foundation for the modernizing, inclusive-pluralistic concept of interfaith and intercivilizational dialogue. In addition to the basic ideas of Falsafa’s philosophy of religion, the article highlights the main aspects of the activities of the founders of Islamic modernism to reveal the teachings of the Quran about the unity of the revealed religions, about religious and confessional diversity as God’s predestination, and about the inconsistency of exclusivist claims. Founded on Koranic evidence, the principle of freedom of religion, including the right to change one's faith, is put forward. The militantistic interpretation of the Quran and the Sunnah (especially the “ayat on the sword” and “ayat on jizya”) is criticized. As the “golden rule” of the dialogue, the modernists affirm the principle: “Cooperate on those things on which we agree; and forgive one another concerning things on which we differ”.

References

1. Nasr S. Kh. Chto est' Traditsiya? Traditsiya. 2013;5:72–112.

2. al'-Farabi. Ob obshchnosti vzglyadov dvukh filosofov – Bozhestvennogo Platona i Aristotelya. V: al'-Farabi. Filosofskie traktaty. Alma-Ata: Nauka; 1970. S. 39–104.

3. al'-Farabi. O dostizhenii schast'ya. V: al'-Farabi. Sotsial'no-eticheskie traktaty. Alma-Ata: Nauka; 1973. S. 275–349.

4. Ibn-Rushd. Bol'shoi kommentarii k sochineniyu Aristotelya «O dushe» (fragment). Per. s lat., predisl. i komment. N. V. Efremovoi. Ishrak. 2012;3:380–407.

5. Ibragim T. K., Efremova N. V. Musul'manskaya religioznaya filosofiya: fal'safa. Kazan': Izd-vo Kazanskogo un-ta; 2014. 234 s.

6. Ibn-Rushd. O sootnoshenii filosofii i religii. V: Ibragim T. K., Efremova N. V. (red.) Musul'manskaya filosofiya (fal'safa): antologiya. Kazan': Izd. DUM RT; 2009. S. 547–581.

7. Ibragim T. K. Printsipy allegoricheskoi ekzegetiki soglasno falsafe. Islam v sovremennom mire. 2017;13(3):85–102. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2017-13-3-85-102

8. [Abdo M., Rida R.] Tafsīr al'-Kura’ān al'-kḥakīm. T. 1–12. Kair: Dār al'-Manār; 1947. (Na arab. yaz.)

9. al'-Farabi. Sovershennyi grad. V: Ibragim T. K., Efremova N. V. (red.) Musul'manskaya filosofiya (fal'safa): antologiya. Kazan': Izd. DUM RT; 2009. S. 106–206.

10. Ibn-Sina. Istselenie (fragmenty). V: Ibragim T. K., Efremova N. V. (red.) Musul'manskaya filosofiya (fal'safa): antologiya. Kazan': Izd. DUM RT; 2009. S. 309–456.

11. Ibn-Rushd. Takhāfut at-Takhāfut. Beirut: Markaz dirasāt al'-vakḥdạ al'-‘arabiiiạ; 1998. 600 s. (Na arab. yaz.)

12. al'-Kindi. O pervoi filosofii. V: Ibragim T. K., Efremova N. V. (red.) Musul'manskaya filosofiya (fal'safa): antologiya. Kazan': Izd. DUM RT; 2009. S. 20–98.

13. Rasā ’il' ’ikhvā n aṣ-ṣafā ’. T. 3. Beirut: Dā r Ṣ ā dir; 1957. 544 s. (Na arab. yaz.)

14. Rida R. Tārīkh al'-‘ustāz al'-’imām ash-shaikh Mukḥammad ‘Abdukh. T. 1. Kair: Dār al'-Faḍȳlā; 2006. 1134 s. (Na arab. yaz.)

15. [al'-Afgani Dzh.]. Khāṭyrāt al'-’Afgānī. Kair: Maktabat ash-Shurūḳ; 2002. 372 s. (Na arab. yaz.)

16. [Abdo M.]. Risā lya ’ilya al'-ḳ yss ’Iskḥ ā ḳ Tailur. V: Abdo M. Al'-’A‘mā l' al'-kā milyạ . T. 2. Beirut-Kair: Dā r ash-Shurūḳ ; 1993. S. 355–356. (Na arab. yaz.)

17. Rida R. Ar-Rikḥlyạ as-sūriiiạ as-sāniiạ. Al'-Manār. 1339/1921; 22(8):617–623. (Na arab. yaz.)

18. Ibragim T. K. Koranicheskii gumanizm. M.: Medina; 2015. 576 s.

19. [Abu-Daud]. Sunan ’Abī-Dāūd. Er-Riyad: Maktabat al'-Ma‘ārif; 2007. 1195 s. (Na arab. yaz.)

20. [at-Tirmizi]. Sunan at-Tirmizī. Er-Riyad: Maktabat al'-Ma‘ārif; 2008. 1106 s. (Na arab. yaz.)

21. Rida R. Dīn al'-mustaḳbal'. Al'-Manār. 1327/1909;12(2):93–95. (Na arab. yaz.)

22. [al'-Bukhari]. Ṣakḥīkḥ al'-Bukhārī. Damask–Beirut: Dār Ibn-Kasīr; 2002. 1944 s. (Na arab. yaz.)

23. [Muslim]. Ṣakḥīkḥ Muslim. Er-Riyad: Dā r as-Salyā m; 2000. 1488 s. (Na arab. yaz.)

24. Ibn-Sina. Fī ’aḳsām al'-‘ulyū m al'-‘aḳliiiạ. V: Ibn-Sina. Tis‘ rasā’il'. Kair: Dār al'-‘Arab; 1989. S. 104–119. (Na arab. yaz.)

25. Ibn-Sina. Al'-Mubākḥasāt. Kum: Intishārāt-i Bīdār; 1992. 399 s. (Na arab. yaz.)

26. at-Tusi. Talkhīṣ al'-Mukḥaṣṣal'. Beirut: Dār al'-’Aḍvā’; 1985. 540 s. (Na arab. yaz.)

27. al'-Baidavi. Ṭavāli‘ al'-’anvār. Beirut: Dār al'-Dzhīl'; 1991. 248 s. (Na arab. yaz.)

28. Abdo M. Ar-Radd ‘alya Farakḥ ’Anṭūn. V: Abdo M. Al'-’A‘māl' al'-kāmilyạ. T. 3. Beirut – Kair: Dār ash-Shurūḳ; 1993. S. 257–368. (Na arab. yaz.)

29. Shal'tut M. Al'-’Islyām: ‘aḳȳdạ va-sharī‘ạ. Beirut: Dār ash-Shurūḳ; 1992. 560 s. (Na arab. yaz.)

30. Shal'tut M. Al'-Kur’ān va-l'-ḳytāl'. Kair: Dār al'-Kitāb al'-‘arabī; 1951. 67 s. (Na arab. yaz.)

31. Rida R. Al'-Vakḥi al'-mukḥammadī. Beirut: Mu’assasat ‘Izzaddīn; 1406 g. kh. 368 s. (Na arab. yaz.)

32. Rida R. Ḳyiām ad-dīn bi-d-da‘va va-kḥadīs ’Umirtu ’an ’uḳatylya an-nāsa. Al'-Manār. 1907/1325;10(4):287–288. (Na arab. yaz.)

33. [Ibn-Madzha]. Sunan Ibn-Mādzha. Er-Riyad: Maktabat al'-Ma‘ārif; 1997. 849 s. (Na arab. yaz.)

34. [an-Nasai]. Sunan an-Nasā’ī. Er-Riyad: Dār al'-Kḥaḍārạ; 2015. 992 s. (Na arab. yaz.)

35. Sydky M. T. Al'-’Islyām khuva al'-Kur’ān vakḥda-kh. Al'-Manār. 1324/1906;9(7):515–524. (Na arab. yaz.)

36. Rida R. Al'-Dzhavab ‘an mas’alyat kḥurriiiat ad-dīn va-ḳatl' al'-murtadd. Al'-Manār. 1922/1340;23(3):187–191. (Na arab. yaz.)

37. Dzhavish A. Al'-’Islyām dīn al'-fiṭrạ va-l'-kḥurriiia. Kair: Dār al'-Khilyāl'; 1952. 194 s. (Na arab. yaz.)

38. as-Saidi A. Al'-Kḥuriiiạ ad-dīniiiạ fī al'-’islyām. Kair: Dār al'-Kitāb al'-maṣrī; 2012. 190 s. (Na arab. yaz.)

39. Zuvaib Kh. Murādzha‘ạ naḳdiiiạ li-l'-’idzhmā‘. Beirut: al'-Markaz al'-‘arabī li-l'-’abkḥas va-dirāsat as-siiāsāt; 2013. 334 s. (Na arab. yaz.)

40. Ibn-Sina. Al'-’Adkḥaviiiạ fī al'-ma‘ād. Beirut: al'-Mu’assasạ al'-dzhāmi‘iiiạ li-d-dirāsāt va-n-nashr; 1984. 205 s. (Na arab. yaz.)

41. [al'-Afgani Dzh., Abdo M.]. At-ta‘alīḳāt ‘alya Sharkḥ ad-Davvānī li-l'-‘Aḳā’id al'-‘aḍudiiiạ. Kair: Maktabat ash-Shurūḳ ad-duvaliiiạ; 2002. 517 s. (Na arab. yaz.)

42. Abdo M. Risālyat at-taūkḥīd. Kair: al'-Maṭba‘ạ al'-’amīriiiạ; 1897. 134 s. (Na arab. yaz.)