Ориенталистика. 2022; 5: 15-34
Буддизм и шаманизм у современных тувинцев России и Китая: на примере народных культов и традиций
Китинов Баатр Учаевич, Люлина Анастасия Геннадьевна
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-1-015-034Аннотация
Буддизм, именуемый Сарыг шажын (Желтая Вера) в Туве и среди тувинцев, – явление по-своему уникальное, будь то сказано в отношении их истории или современности. Он вобрал в себя фундаментальные религиозные положения и некоторую долю культурного наследия Тибета и Монголии, а также национальные традиционные верования, шаманистские, обладающие многовековыми основаниями; в свою очередь, тувинский шаманизм (известный как кам / хам) обогатился буддийскими практиками и формулировками. Особый интерес к современному взаимодействию буддизма и шаманизма у тувинцев РФ и КНР вызван тем обстоятельством, что эти духовные феномены по-прежнему имеют как раздельное, так и общее влияние на традиционные праздники и культы, и даже порождают аналогичные явления. В то же время культурно-страновые различия и определенные исторические предпосылки скорректировали их воздействие на традиции и общественные устои. В статье на примере основных праздников, обрядов и культов, оформления храмов показаны проявления традиционных верований, буддизма и шаманизма, в культуре современных тувинцев РФ и КНР; выделены общие и отличительные тенденции, синкретизм в развитии религиозных представлений; показаны исторические предпосылки и роль буддийских контекстов культуры. Как особый случай проекции религиозно-духовных представлений тувинцев, производное историко-культурного прошлого, сезонных и религиозных традиций, авторами изучены культы Субэдэя и Чингисхана. Эти культы следует воспринимать как надрелигиозные и внетерриториальные феномены, способные придать новые перспективы обществу и особый уровень коммуникации между общинами тувинцев в РФ и КНР.
Список литературы
1. Монгуш М. Конфессиональная ситуация в постсоветской Туве. Acta Slavica Iaponica. 2009;26:191‒204.
2. Lindquist G. Allies and Subordinates: Religious Practice on the Margins between Buddhism and Shamanism in Southern Siberia. On the Margins of Religion. New York: Berghahn Books; 2008. P. 153–168.
3. Хомушку О. М. Религия в культуре народов Саяно-Алтая. М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы; 2005. 225 с.
4. Бавуу-Сюрюн М. В. Социолингвистические заметки о тувинцах Китая. Новые исследования Тувы. 2011;1:135–142.
5. Монгуш М. В. Один народ: три судьбы: Тувинцы России, Монголии и Китая в сравнительном контексте. Осака: Национальный музей этнологии; 2010. 358 с.
6. Юша Ж. М. Фольклор и обряд тувинцев Китая в начале XXI века: Структура. Семантика. Прагматика. Новосибирск: Наука; 2018. 400 c.
7. Li Yu. Xinjiang tuwaren chuantong jieri fengsu yanjiu (Study of traditional holidays of Tuvans in Xinjiang). Xinjiang shizhi (Xinjiang History Journal). 2014;1:307–308. (На кит. яз.)
8. Cheng Shilang. Xinjiang A’ertai shanqu de tuwaren (Tuvans of Xinjiang. Altai highlands). Zhexue shehui kexue (Social and Philosophy Studies). 1994;5:39–42. (На кит. яз.)
9. Liu Jie, Tu Jian. Xinjiang Aletai diqu tuwaren yishi yanjiu (Rituals of Tuvans in Xinjiang, Altai region). Wenhua luntan (Cultural forum). 2017. – URL: https://www.docin.com/p-1526070309.html (дата обращения 24.09.2021) (На кит. яз.) DOI: 1007-0125(2014)07-0355-01
10. Катанов Н. Ф. Опыт исследования урянхайского языка с указанием важнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня. Казань – Москва: Типо-литография Императорского университета; 1903. 775 с.
11. Родевич Вс. Очерк Урянхайского края. СПб.: Типография Министерства путей сообщения; 1910. 268 с.
12. Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М.: Восточная литература; 1961. 216 с.
13. Вайнштейн С. И. Очерк этногенеза тувинцев. Ученые записки Тувинского НИИ языка и литературы (ТНИИЯЛИ). 1957;5:178–214.
14. Маннай-оол М. Х. Тувинцы. Происхождение и формирование этноса. Новосибирск: Наука; 2004. 166 с.
15. Crossley P. K. Making Mongols. Empire at the Margins: Culture, Ethnicity, and Frontier in Early Modern China. Ed. by P. K. Crossley, H. F. Siu, D. S. Sutton. Berkeley: University of California Press; 2006. P. 58–82.
16. Crossley P. K. Introduction. Empire at the Margins: Culture, Ethnicity, and Frontier in Early Modern China. Ed. by P. K. Crossley, H. F. Siu, D. S. Sutton. Berkeley: University of California Press; 2006. P. 1–26.
17. Piatigorsky A. Buddhism in Tuva: Preliminary Observation on Religious Syncretism. In: Skorupski Ł. (ed.) The Buddhist Heritage. Tring: The Institute of Buddhist Studies; 1989. P. 219–228.
18. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука; 1969; 402 с.
19. Торгоев А. И. Этносоциальные процессы в южной и юго-восточной Туве (по материалам экспедиций 2003–2004 гг.). Сибирь на рубеже тысячелетий. Традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и этнических процессов. СПб.: Европейский дом; 2005. С. 109–128.
20. Walters Philip. Religion in Tuva: Restoration or Innovation? Religion, State and Society. 2001;29(1):23–38. https://doi.org/10.1080/09637490120061877
21. Население Республики Тыва: численность, крупные города [Электронный ресурс]. – URL: http://www.statdata.ru/naselenie/respubliki-tyva (дата обращения: 28.04.2021)
22. Tuva population [Internet resource]. – URL: https://www.joshuaproject.net/people_groups/15668 (accessed: 28.04.2021)
23. Barkmann Udo B. The Revival of Lamaism in Mongolia. Central Asian Survey. 1997;16(1):69–79. https://doi.org/10.1080/02634939708400971
24. Holland Edward C. Buddhism in Russia: challenges and choices in the post-Soviet period. Religion, State and Society. 2014; 42(4):389–402. https://doi.org/10.1080/09637494.2014.980603
25. Sullivan S. Interethnic Relations in Post-Soviet Tuva. Ethnic and Racial Studies. 1995;18(1):64–88. https://doi.org/10.1080/01419870.1995.9993854
26. Бичелдей У. П. Буддийская традиция в Туве: некоторые вопросы истории, современное состояние и перспективы развития. Буддизм Ваджраяны в России. Актуальная история и социокультурная аналитика. М.: Алмазный путь; 2020. С. 201–209.
27. Тензин, Чодураа Мочак-Хаевна. Буддизм в духовной жизни тувинского общества. Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2018;3(1):87–93. DOI: 10.18101/1994-0866-2018-1-3-87-93
28. Приймак А. Дух Чингисхана овладевает Сибирью. Народные верования претендуют на руководящую и направляющую роль в регионах [Электронный ресурс]. Независимая. 04.06.2019. – URL: https://www.ng.ru/ng_religii/2019-06-04/14_465_syberia.html (дата обращения: 27.09.2020).
29. Nankuai Modege. Lun Xinjiang tuwaren minjian xinyang he jihui yu shengtai guanxi (Ecology and taboos in religion beliefs of Xinjiang Tuvans). Xinjiang daxue xuebao. Zhexue, renwen shehui kexueban (Bulletin of Xinjiang University. Philosophy, Humanities, Social Studies). 2007;35(3):82–85. (На кит. яз.) DOI: 10.3969/j.issn.1000-2820.2007.03.018
30. Hou Yuxin. Saving our Identity: An Uphill Battle for the Tuva of China. Cultural Survival. December 2013. – URL: https://www.culturalsurvival.org/publications/cultural-survival-quarterly/saving-our-identity-uphill-battle-tuva-china (accessed: 14.12.2020).
31. Республика Тыва: буддизм, молодость, бедность и невысокий уровень патриотизма [Электронный ресурс]. Среда. – URL: http://sreda.org/arena-news/respublika-tyiva-buddizm-molodost-bednost-i-nevyisokiy-urovenpatriotizma (дата обращения: 23.09.2020).
32. D’iakonova V. P. Lamaism and Its Influence on the Worldview and Religious Cults of the Tuvans. Anthropology and Archeology of Eurasia. 2001;4:66–67. https://doi.org/10.2753/AAE1061-1959390452
33. Kanasi hu shuiguai: Kanasihu yanjiu [Mistery of Kanas Lake: Kanas research]. Baidu baike. 2012. – URL: https://baike.baidu.com/item/喀纳斯湖水怪/3204228 (accessed: 04.12.2020). (На кит. яз.)
34. Конгу А. А. Ритуально-обрядовые действа во время Шагаа. Новые исследования Тувы. 2015;1:120–129.
35. Бонгард-Левин Г. М. Индия эпохи Маурьев. М.: Наука; 1973. 736 с.
36. Кужугет А.К. Тувинский летний праздник оваа дагыыры. Ученые записки Тувинского института гуманитарных исследований (ТИГИ). 2002;19:67–76.
37. Ондар И. Звенящая нежность танца. Родина. 2014;7:78.
38. Kanasihu. Tuwaren de mimi [Kanas Lake. Mistery of Tuvans]. Baidu wenku. 03.07.2020. URL: https://wenku.baidu.com/view/f9935b433369a45177232f60ddccda38366be164.html# (accessed: 04.12.2020). (На кит. яз.)
39. Purzycki B. G., Kulundary V. Buddhism, identity, and class: fairness and favoritism in the Tyva Republic. Religion, Brain & Behavior. 2017;8(2):205–226. https://doi.org/10.1080/2153599X.2016.1267031
Orientalistica. 2022; 5: 15-34
Buddhism and Shamanism among Tuvans in Russia and China now: folk cults and traditions
Kitinov Baatr U., Lyulina Anastasiya G.
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-1-015-034Abstract
The Buddhist teaching referred to as Saryg Shazhyn (Yellow Hat Faith) on the territory of Tuva and among the Tuvans, has always been a unique phenomenon in their Old and modern history. It absorbed the fundamental religious principles and some of the cultural heritage of Tibet and Mongolia, as well as national traditional beliefs, shamanistic, with its old foundations. In its turn, the Tuvan shamanism (known as kam / kham) was enriched by unique Buddhist practices and formulations. The special interest in the modern interaction of Buddhism and shamanism among the Tuvans of the Russian Federation and the PRC is based upon the fact, that these spiritual phenomena still have both separate and common influences on traditional holidays and cults. At the same time, cultural and country differences and certain historical backgrounds have corrected their impact on the traditions and society of Tuvans. The article examines the influence of traditional beliefs, Buddhism and shamanism on the culture of modern Tuvans of the Russian Federation and China. It is based upon the sources such as the main holidays, rituals and cults, the design of temples. highlights the general and distinctive tendencies, as well as syncretism in the development of religious ideas. It also shows the significance of historical background and the influence of the cultural environment. As a special case of the projection of the religious and spiritual ideas, a derivative of the historical and cultural past of the Tuvans, seasonal and religious traditions, the authors studied the cults of Subutai and Genghis Khan. These cults should be considered as supra-religious and extra-territorial phenomena capable of giving new perspectives to society and a special level of communication between the Tuvan communities in the Russian Federation and the PRC.
References
1. Mongush M. Konfessional'naya situatsiya v postsovetskoi Tuve. Acta Slavica Iaponica. 2009;26:191‒204.
2. Lindquist G. Allies and Subordinates: Religious Practice on the Margins between Buddhism and Shamanism in Southern Siberia. On the Margins of Religion. New York: Berghahn Books; 2008. P. 153–168.
3. Khomushku O. M. Religiya v kul'ture narodov Sayano-Altaya. M.: Izd-vo Ros. akad. gos. sluzhby; 2005. 225 s.
4. Bavuu-Syuryun M. V. Sotsiolingvisticheskie zametki o tuvintsakh Kitaya. Novye issledovaniya Tuvy. 2011;1:135–142.
5. Mongush M. V. Odin narod: tri sud'by: Tuvintsy Rossii, Mongolii i Kitaya v sravnitel'nom kontekste. Osaka: Natsional'nyi muzei etnologii; 2010. 358 s.
6. Yusha Zh. M. Fol'klor i obryad tuvintsev Kitaya v nachale XXI veka: Struktura. Semantika. Pragmatika. Novosibirsk: Nauka; 2018. 400 c.
7. Li Yu. Xinjiang tuwaren chuantong jieri fengsu yanjiu (Study of traditional holidays of Tuvans in Xinjiang). Xinjiang shizhi (Xinjiang History Journal). 2014;1:307–308. (Na kit. yaz.)
8. Cheng Shilang. Xinjiang A’ertai shanqu de tuwaren (Tuvans of Xinjiang. Altai highlands). Zhexue shehui kexue (Social and Philosophy Studies). 1994;5:39–42. (Na kit. yaz.)
9. Liu Jie, Tu Jian. Xinjiang Aletai diqu tuwaren yishi yanjiu (Rituals of Tuvans in Xinjiang, Altai region). Wenhua luntan (Cultural forum). 2017. – URL: https://www.docin.com/p-1526070309.html (data obrashcheniya 24.09.2021) (Na kit. yaz.) DOI: 1007-0125(2014)07-0355-01
10. Katanov N. F. Opyt issledovaniya uryankhaiskogo yazyka s ukazaniem vazhneishikh rodstvennykh otnoshenii ego k drugim yazykam tyurkskogo kornya. Kazan' – Moskva: Tipo-litografiya Imperatorskogo universiteta; 1903. 775 s.
11. Rodevich Vs. Ocherk Uryankhaiskogo kraya. SPb.: Tipografiya Ministerstva putei soobshcheniya; 1910. 268 s.
12. Vainshtein S. I. Tuvintsy-todzhintsy. Istoriko-etnograficheskie ocherki. M.: Vostochnaya literatura; 1961. 216 s.
13. Vainshtein S. I. Ocherk etnogeneza tuvintsev. Uchenye zapiski Tuvinskogo NII yazyka i literatury (TNIIYaLI). 1957;5:178–214.
14. Mannai-ool M. Kh. Tuvintsy. Proiskhozhdenie i formirovanie etnosa. Novosibirsk: Nauka; 2004. 166 s.
15. Crossley P. K. Making Mongols. Empire at the Margins: Culture, Ethnicity, and Frontier in Early Modern China. Ed. by P. K. Crossley, H. F. Siu, D. S. Sutton. Berkeley: University of California Press; 2006. P. 58–82.
16. Crossley P. K. Introduction. Empire at the Margins: Culture, Ethnicity, and Frontier in Early Modern China. Ed. by P. K. Crossley, H. F. Siu, D. S. Sutton. Berkeley: University of California Press; 2006. P. 1–26.
17. Piatigorsky A. Buddhism in Tuva: Preliminary Observation on Religious Syncretism. In: Skorupski Ł. (ed.) The Buddhist Heritage. Tring: The Institute of Buddhist Studies; 1989. P. 219–228.
18. Potapov L. P. Ocherki narodnogo byta tuvintsev. M.: Nauka; 1969; 402 s.
19. Torgoev A. I. Etnosotsial'nye protsessy v yuzhnoi i yugo-vostochnoi Tuve (po materialam ekspeditsii 2003–2004 gg.). Sibir' na rubezhe tysyacheletii. Traditsionnaya kul'tura v kontekste sovremennykh ekonomicheskikh, sotsial'nykh i etnicheskikh protsessov. SPb.: Evropeiskii dom; 2005. S. 109–128.
20. Walters Philip. Religion in Tuva: Restoration or Innovation? Religion, State and Society. 2001;29(1):23–38. https://doi.org/10.1080/09637490120061877
21. Naselenie Respubliki Tyva: chislennost', krupnye goroda [Elektronnyi resurs]. – URL: http://www.statdata.ru/naselenie/respubliki-tyva (data obrashcheniya: 28.04.2021)
22. Tuva population [Internet resource]. – URL: https://www.joshuaproject.net/people_groups/15668 (accessed: 28.04.2021)
23. Barkmann Udo B. The Revival of Lamaism in Mongolia. Central Asian Survey. 1997;16(1):69–79. https://doi.org/10.1080/02634939708400971
24. Holland Edward C. Buddhism in Russia: challenges and choices in the post-Soviet period. Religion, State and Society. 2014; 42(4):389–402. https://doi.org/10.1080/09637494.2014.980603
25. Sullivan S. Interethnic Relations in Post-Soviet Tuva. Ethnic and Racial Studies. 1995;18(1):64–88. https://doi.org/10.1080/01419870.1995.9993854
26. Bicheldei U. P. Buddiiskaya traditsiya v Tuve: nekotorye voprosy istorii, sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Buddizm Vadzhrayany v Rossii. Aktual'naya istoriya i sotsiokul'turnaya analitika. M.: Almaznyi put'; 2020. S. 201–209.
27. Tenzin, Choduraa Mochak-Khaevna. Buddizm v dukhovnoi zhizni tuvinskogo obshchestva. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. Filologiya. Filosofiya. 2018;3(1):87–93. DOI: 10.18101/1994-0866-2018-1-3-87-93
28. Priimak A. Dukh Chingiskhana ovladevaet Sibir'yu. Narodnye verovaniya pretenduyut na rukovodyashchuyu i napravlyayushchuyu rol' v regionakh [Elektronnyi resurs]. Nezavisimaya. 04.06.2019. – URL: https://www.ng.ru/ng_religii/2019-06-04/14_465_syberia.html (data obrashcheniya: 27.09.2020).
29. Nankuai Modege. Lun Xinjiang tuwaren minjian xinyang he jihui yu shengtai guanxi (Ecology and taboos in religion beliefs of Xinjiang Tuvans). Xinjiang daxue xuebao. Zhexue, renwen shehui kexueban (Bulletin of Xinjiang University. Philosophy, Humanities, Social Studies). 2007;35(3):82–85. (Na kit. yaz.) DOI: 10.3969/j.issn.1000-2820.2007.03.018
30. Hou Yuxin. Saving our Identity: An Uphill Battle for the Tuva of China. Cultural Survival. December 2013. – URL: https://www.culturalsurvival.org/publications/cultural-survival-quarterly/saving-our-identity-uphill-battle-tuva-china (accessed: 14.12.2020).
31. Respublika Tyva: buddizm, molodost', bednost' i nevysokii uroven' patriotizma [Elektronnyi resurs]. Sreda. – URL: http://sreda.org/arena-news/respublika-tyiva-buddizm-molodost-bednost-i-nevyisokiy-urovenpatriotizma (data obrashcheniya: 23.09.2020).
32. D’iakonova V. P. Lamaism and Its Influence on the Worldview and Religious Cults of the Tuvans. Anthropology and Archeology of Eurasia. 2001;4:66–67. https://doi.org/10.2753/AAE1061-1959390452
33. Kanasi hu shuiguai: Kanasihu yanjiu [Mistery of Kanas Lake: Kanas research]. Baidu baike. 2012. – URL: https://baike.baidu.com/item/喀纳斯湖水怪/3204228 (accessed: 04.12.2020). (Na kit. yaz.)
34. Kongu A. A. Ritual'no-obryadovye deistva vo vremya Shagaa. Novye issledovaniya Tuvy. 2015;1:120–129.
35. Bongard-Levin G. M. Indiya epokhi Maur'ev. M.: Nauka; 1973. 736 s.
36. Kuzhuget A.K. Tuvinskii letnii prazdnik ovaa dagyyry. Uchenye zapiski Tuvinskogo instituta gumanitarnykh issledovanii (TIGI). 2002;19:67–76.
37. Ondar I. Zvenyashchaya nezhnost' tantsa. Rodina. 2014;7:78.
38. Kanasihu. Tuwaren de mimi [Kanas Lake. Mistery of Tuvans]. Baidu wenku. 03.07.2020. URL: https://wenku.baidu.com/view/f9935b433369a45177232f60ddccda38366be164.html# (accessed: 04.12.2020). (Na kit. yaz.)
39. Purzycki B. G., Kulundary V. Buddhism, identity, and class: fairness and favoritism in the Tyva Republic. Religion, Brain & Behavior. 2017;8(2):205–226. https://doi.org/10.1080/2153599X.2016.1267031
События
-
Журналы « Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)» и «Проблемы Арктики и Антарктики» принят в Scopus! >>>
5 мая 2025 | 11:44 -
Журнал «Здоровье мегаполиса» принят в DOAJ >>>
28 апр 2025 | 11:41 -
Журнал «Морская медицина» присоединился к Elpub! >>>
23 апр 2025 | 11:39 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Кавказология» >>>
8 апр 2025 | 11:33 -
Журнал «Вестник проектного управления» присоединился к Elpub! >>>
27 мар 2025 | 11:27