Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2021; 4: 768-799

Путешествие как структурообразующее начало поэм ‘Аттара

Лахути Лейли Гасемовна

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2021-4-3-768-799

Аннотация

О композиции поэм-маснави Фарид ад-Дина ‛Аттара, великого персидского суфийского поэта XII–XIII вв., не существует единого мнения. Вопрос о том, складывались эти поэмы спонтанно или же структура их была продумана заранее, остается открытым. В настоящей статье сделана попытка ответить на этот вопрос, проведя сопоставительный анализ структуры трех поэм-маснави ‘Аттара, а именно Мантик-ат-тайр («Язык птиц»), Мусибат-наме («Книга страданий») и Илахи-наме («Божественная книга», или «Книга воззвания к Богу»). Отправной точкой служит поэма Мантик ат-тайр, где выражена ‛аттаровская концепция «долин» (этапов), через которые проходит духовный путь стремящихся к истине (его символизирует полет птиц). Все три поэмы представлены в статье как единство, в котором узловые моменты повествования определяются этапами пути, описанными в Мантик ат-тайр. При этом поэмы не дублируют, но продолжают и обогащают друг друга.

Список литературы

1. Рейснер М. Л., Ардашникова А. Н. Персидская литература. В 2 т. Т. 1. М.: Садра; 2019.

2. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ. А. С. Рапопорт и Н. И. Пригариной. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Садра; 2012. 534 с.

3. Тамимдари А. История персидской литературы. Пер. Д. Алламов. СПб.: Петербургское востоковедение; 2007. 238 с.

4. Бертельс А. Е. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М.: Восточная литература; 1965. 530 с.

5. ‘Aṭṭar, Farīd ad-Dīn. Mantiq altair according to Paris Manuscript. Ed. and expl. by Kazem Dezfulian. Čāp-i 4. Tehran: Istisharat-i Talayye; 1388/1998. 614 p. (На перс. яз.)

6. ʻAṭṭār, Farīd ad-Dīn. Muxtār-nāma. Muqaddama, taṣḥiḥ va taʻlīqāt-i Muḥammad Riżā Šafī’ī Kadkanī. Čāp-i 3. Tihrān, 1386/2007. 486 p. (На перс. яз.)

7. Федорова Ю. Е. Фарид ад-Дин Аттар. Язык птиц (первая и вторая главы). Пер. с перс. яз., предисл. и коммент. Ю. Е. Федоровой. В: Ишрак. Ежегодник исламской философии. 2016. № 7. М.: Наука; Восточная литература; 2016. С. 335–354.

8. Федорова Ю. Е. Заметки о концептуализации суфийских терминов макам и хал в поэме Фарид ад-Дина Аттара «Язык птиц» (Мантик ат-тайр). В: Ишрак. Ежегодник исламской философии. 2016. № 8. М.: Наука; Восточная литература; 2017. С. 238–246.

9. Аль-Худжвири А. Раскрытие скрытого. Старейший персидский трактат по суфизму. Пер. А. Орлов; Ред. Н. И. Пригарина. М.: Единство; 2004. 481 с.

10. ‘Aṭṭār Farīd ad-Dīn. Muṣībat-nāma. Muqaddama, taṣḥiḥ va tāʻlīqāt-i Muḥammad Riżā Šafī’ī Kadkanī. Čāp-i 3. Tihrān, 1386/2007. (На перс. яз.)

11. Коран. Пер. с араб. яз. и коммент. И. Ю. Крачковского. Изд. 2 е. М.: Наука; ГРВЛ; 1986.

12. Encyclopaedia of Islam. 2nd ed., 12 vols. Ed. by P. J. Bearman, Th. Bianquis, C. E. Bosworth, E. van Donzel, W. P. Heinrichs et al. Leiden: E. J. Brill, 1960–2005.

13. ‘Aṭṭār Farīd ad-Dīn. Ilāhī-nāma. Ba taṣḥīḥ-i Fuʼād Rūḥānī. Tihrān: Zuvvār; 1389/2010. (На перс. яз.)

14. ‘Aṭṭār Farīd ad-Dīn. Ilāhī-nāma. Muqaddama, taṣḥiḥ va tāʻlīqāt-i Muḥammad Riżā Šafī’ī Kadkanī. Tihrān: Intišārāt-i Suxan; 1388/2008. 902 p. (In Persian)

15. Ritter H. Das Meer der Seele. Mensch, Welt und Gott in den Geschichten des Farīduddīn ‘Aṭṭār. Leiden: Brill; 1978.

16. Furūzānfar Badīʻ az-Zamān. Šarḥ-i aḥvāl va naqd-i taḥlīl-i āṯār-i šayx Farīd adDīn ‘Aṭṭār Nīšāpūrī. Tihrān: Anjuman-i āṯār-i millī; 1389/2010. (На перс. яз.)

17. Landolt H. ‘Attar, Sufism and Ismailism. In: Lewisohn L., Shackle Ch. (eds) ʻAttar and the Persian Sufi Tradition. The Art of Spiritual Flight. London–New York: I. B. Tauris; 2006. P. 3–26.

18. Чалисова Н. Ю. Суфийский nafs как термин доктрины и персонаж жития: проблемы перевода. Ориенталистика. 2019;2(2):421–434.

19. Лахути Л. Г. Душа и нафс в поэзии ‘Аттара (к составлению авторского словаря). Ориенталистика. 2019;2(2):435–446.

20. Лахути Л. Г. (ред.). Илахи-наме ‒ «Божественная книга» Фарид ад-Дина Аттара (XII–XIII вв.): беседа 4, рассказы 1–2. Ирано-Славика. 2009;1–2(19–20):47‒51.

21. Лахути Л. Г. Беседа отца с сыном о воде бессмертия в маснави «Илахи-Наме» ‘Аттара. Ориенталистика. 2020;3(5):1397–1436. DOI: 10.31696/2587-9502- 2020-3-5-1397-1436.

22. Лахути Л. Г. Рассказы о любви в поэме Аттара «Илахи-наме» как способ говорить о «философских истинах». В: Синеокая Ю. В. (сост. и отв. ред.) Философские эманации любви. М.: ЯСК; 2018. С. 508‒530.

Orientalistica. 2021; 4: 768-799

The travel story as the structure-forming basis for Attar poems

Lahuti Leyli G.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2021-4-3-768-799

Abstract

There is no consensus among scholars about the Masnavi composition by Farid ad-Din ‛Attar (fl. 12th–13th cent. AD), the great Persian Sufi poet. The question of whether these poems were written spontaneously or whether there is a structure, which was thought out in advance remains open. The article offers an attempt to answer this question. It comprises a comparative analysis of the structure of three Masnavi poems by Farid ad-Din ‛Attar: Mantiq at-Tayr (“Language of the Birds”), Musibat-nameh (“Book of Suffering”) and Ilahi-nameh (“Book of God”). The starting point is the poem Mantiq at-Tayr, which illustrates the ‛Attar concept of the so-called “valleys”, i.e. the stages, which mark the spiritual path of those striving for the Eternal and Divine Truth. This Path is alluded to by the flight of birds. All three Masnavis are considered in the article as a unity where the pivotal points of the narrative are determined by the stages of the path described in the Mantiq at-Tayr. At the same time, the poems do not duplicate, however, enlarge and enrich each other.

References

1. Reisner M. L., Ardashnikova A. N. Persidskaya literatura. V 2 t. T. 1. M.: Sadra; 2019.

2. Shimmel' A. Mir islamskogo mistitsizma. Per. s angl. A. S. Rapoport i N. I. Prigarinoi. Izd. 2-e, ispr. i dop. M.: Sadra; 2012. 534 s.

3. Tamimdari A. Istoriya persidskoi literatury. Per. D. Allamov. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie; 2007. 238 s.

4. Bertel's A. E. Izbrannye trudy. Sufizm i sufiiskaya literatura. M.: Vostochnaya literatura; 1965. 530 s.

5. ‘Aṭṭar, Farīd ad-Dīn. Mantiq altair according to Paris Manuscript. Ed. and expl. by Kazem Dezfulian. Čāp-i 4. Tehran: Istisharat-i Talayye; 1388/1998. 614 p. (Na pers. yaz.)

6. ʻAṭṭār, Farīd ad-Dīn. Muxtār-nāma. Muqaddama, taṣḥiḥ va taʻlīqāt-i Muḥammad Riżā Šafī’ī Kadkanī. Čāp-i 3. Tihrān, 1386/2007. 486 p. (Na pers. yaz.)

7. Fedorova Yu. E. Farid ad-Din Attar. Yazyk ptits (pervaya i vtoraya glavy). Per. s pers. yaz., predisl. i komment. Yu. E. Fedorovoi. V: Ishrak. Ezhegodnik islamskoi filosofii. 2016. № 7. M.: Nauka; Vostochnaya literatura; 2016. S. 335–354.

8. Fedorova Yu. E. Zametki o kontseptualizatsii sufiiskikh terminov makam i khal v poeme Farid ad-Dina Attara «Yazyk ptits» (Mantik at-tair). V: Ishrak. Ezhegodnik islamskoi filosofii. 2016. № 8. M.: Nauka; Vostochnaya literatura; 2017. S. 238–246.

9. Al'-Khudzhviri A. Raskrytie skrytogo. Stareishii persidskii traktat po sufizmu. Per. A. Orlov; Red. N. I. Prigarina. M.: Edinstvo; 2004. 481 s.

10. ‘Aṭṭār Farīd ad-Dīn. Muṣībat-nāma. Muqaddama, taṣḥiḥ va tāʻlīqāt-i Muḥammad Riżā Šafī’ī Kadkanī. Čāp-i 3. Tihrān, 1386/2007. (Na pers. yaz.)

11. Koran. Per. s arab. yaz. i komment. I. Yu. Krachkovskogo. Izd. 2 e. M.: Nauka; GRVL; 1986.

12. Encyclopaedia of Islam. 2nd ed., 12 vols. Ed. by P. J. Bearman, Th. Bianquis, C. E. Bosworth, E. van Donzel, W. P. Heinrichs et al. Leiden: E. J. Brill, 1960–2005.

13. ‘Aṭṭār Farīd ad-Dīn. Ilāhī-nāma. Ba taṣḥīḥ-i Fuʼād Rūḥānī. Tihrān: Zuvvār; 1389/2010. (Na pers. yaz.)

14. ‘Aṭṭār Farīd ad-Dīn. Ilāhī-nāma. Muqaddama, taṣḥiḥ va tāʻlīqāt-i Muḥammad Riżā Šafī’ī Kadkanī. Tihrān: Intišārāt-i Suxan; 1388/2008. 902 p. (In Persian)

15. Ritter H. Das Meer der Seele. Mensch, Welt und Gott in den Geschichten des Farīduddīn ‘Aṭṭār. Leiden: Brill; 1978.

16. Furūzānfar Badīʻ az-Zamān. Šarḥ-i aḥvāl va naqd-i taḥlīl-i āṯār-i šayx Farīd adDīn ‘Aṭṭār Nīšāpūrī. Tihrān: Anjuman-i āṯār-i millī; 1389/2010. (Na pers. yaz.)

17. Landolt H. ‘Attar, Sufism and Ismailism. In: Lewisohn L., Shackle Ch. (eds) ʻAttar and the Persian Sufi Tradition. The Art of Spiritual Flight. London–New York: I. B. Tauris; 2006. P. 3–26.

18. Chalisova N. Yu. Sufiiskii nafs kak termin doktriny i personazh zhitiya: problemy perevoda. Orientalistika. 2019;2(2):421–434.

19. Lakhuti L. G. Dusha i nafs v poezii ‘Attara (k sostavleniyu avtorskogo slovarya). Orientalistika. 2019;2(2):435–446.

20. Lakhuti L. G. (red.). Ilakhi-name ‒ «Bozhestvennaya kniga» Farid ad-Dina Attara (XII–XIII vv.): beseda 4, rasskazy 1–2. Irano-Slavika. 2009;1–2(19–20):47‒51.

21. Lakhuti L. G. Beseda ottsa s synom o vode bessmertiya v masnavi «Ilakhi-Name» ‘Attara. Orientalistika. 2020;3(5):1397–1436. DOI: 10.31696/2587-9502- 2020-3-5-1397-1436.

22. Lakhuti L. G. Rasskazy o lyubvi v poeme Attara «Ilakhi-name» kak sposob govorit' o «filosofskikh istinakh». V: Sineokaya Yu. V. (sost. i otv. red.) Filosofskie emanatsii lyubvi. M.: YaSK; 2018. S. 508‒530.