Ориенталистика. 2021; 4: 967-986
Об авиценновской рецепции философской психологии Аристотеля: определение души
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2021-4-4-967-986Аннотация
В энциклопедическом труде крупнейшего философа классического ислама Ибн-Сины (Авиценны, 980–1037) «Исцеление» (аш-Шифа̄’) учение Аристотеля (384 г. до н. э. – 322 г. до н. э.) о душе было существенно переработано, прежде всего в плане ориентации на строго аподиктическую эпистемологию, и особенно на монотеизацию / исламизацию этого учения. Следуя второй интенции, Ибн-Сина обогащает психологическую тематику совершенно новыми измерениями – космологическим, ангелологическим, профетологическим и эсхатологическим (точнее сотериологическим). В первой книге раздела «Психология» (ан-Нафс), преимущественно посвященной дефиниции души, традиционное в перипатетизме определение Ибн-Сина рассматривает с учетом тезиса о небесной душе. Отмечается оперативный, а не эссенциальный характер этого определения, а также дается его иная модификация. Анализируя три классических описания души – «потенция», «форма» и «энтелехия», философ обосновывает мысль об энтелехии как о наиболее адекватной характеристике.
Список литературы
1. Ефремова Н. В. Об авиценновской реформе «Метафизики» Аристотеля: базисные ориентиры. Ориенталистика. 2019;2(3):615–633. DOI:10.31696/2618-7043-2019-2-3-615-633.
2. Ибн-Сина. Аш-Шифа̄’: ат̣ -Т̣абӣ‘иййа̄т. Т. 6: ан-Нафс. Каир: аль-Хай’а̣ аль-мис̣риййа̣ аль-‘а̄мма̣ ли-ль-кита̄б; 1975. 261 с. (На араб. яз.)
3. Ибн-Сина. Аш-Шифа̄’: аль-’Иляхиййа̄т. Каир: Виза̄рат ас-Сак̣ а̄фа̣ ва-ль-’ирша̄д аль-к̣ аумӣ; 1960. 455 с. (На араб. яз.)
4. Ибн-Сина. Исцеление: [фрагменты]. В: Ибрагим Т.К., ЕфремоваН. В. (ред.). Мусульманская философия: Антология (фальсафа). Казань: ДУМ РТ; 2009. С. 309–456.
5. Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. Мусульманская религиозная философия: фальсафа. Казань: Казанский университет; 2014. 236 с.
6. Ибн-Сина. Ан-Наджа̄т [«Спасение»]. Ред. М. Т. Данишпазӯх. Тегеран: Да̄нишга̄х Тихра̄н; 1978. 783 с. (На араб. яз.)
7. Ибн-Сина. Аль-’Иша̄ра̄т ва-т-танбӣха̄т. Ред. М. Аз-За̄ри‘ӣ. Кум: Буста̄н-и кита̄б; 2013. (На араб. яз.). 448 с.
8. Ибн-Сина. ’Ах̣уа̄ль ан-нафс. В: аш-Шайх ар-ра’ӣс Ибн-Сӣна̄. Ах̣уа̄ль ан-нафс… Ред. А. Ф. Аль-’Ахуа̄нӣ. Paris: Byblion; 2007. С. 45–142. (На араб. яз.).
9. Cohoe С. Living without a soul: why God and the heavenly movers fall outside of Aristotle’s psychology. Phronesis. 2020;65 (3):281–323.
10. Macfarlane P., Polansky R. God, the divine, and νοῦς in relation to the De Anima. In: Gerd van Riel et al. (eds) Ancient Perspectives on Aristotle’s De Anima. Leuven: Leuven University Press; 2009, pp. 107–123.
11. Аристотель. Физика. В: Аристотель. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль; 1981. Т. 3. С. 59–262.
12. Аристотель. О небе. В: Аристотель. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль; 1981. Т. 3. С. 263–378.
13. Simplicius: On Aristotle On the heavens. 1.2–3. Gen. ed. R. Sorabji, transl. J. Mueller. London – New Delhi – New York – Sydney: Bloomsbury; 2014. 202 p.
14. Аристотель. О душе. В: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль; 1976. С. 369–448.
15. [Александр Афродизийский]. Фӣ маба̄ди’ аль-кулль. В: ‘А. Бадавӣ (ред.). ’Аристӯ ‘инд аль-‘араб. Эль-Кувейт: Вика̄лят аль-матбӯ‘а̄т; 1978. С. 253–277. (На араб. яз.)
16. Wolfson H. The problem of the souls of the spheres from the Byzantine Commentaries on Aristotle through the Arabs and St. Thomas to Kepler. Dumbarton Oaks Papers. 1962;16: 67–93.
17. Аль-Фараби. Гражданская политика. В: Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата: Наука; 1973. С. 45–168.
18. Ефремова Н. В. Ислам: философия, религия, культура. М.: Наука; 2015. 181 с.
19. Ибн-Рушд. Таха̄фут ат-Таха̄фут. Ред. М.‘А. аль-Джа̄бирӣ. Бейрут: Марказ дира̄са̄т аль-вах̣ да̣ аль-‘арабиййа̣ ; 1998. 600 с. (На араб. яз.)
20. Аверроэс (Ибн Рушд). Опровержение Опровержения. Ред. С. И. Еремеев. Киев: УЦИМИ-Пресс – СПб: Алетейя; 1999. 684 с.
21. ат-Туси, Насыраддин. Шарх̣ аль-’Иша̄ра̄т ва-т-танбӣха̄т. Ред. Х̣ . ’А̄ мулӣ. Т. 1–2 (сквозная нумерация). Кум: Буста̄н-и кита̄б; 2007. 1168 с. (На араб. яз.)
22. Ибн-Сина. Указания и наставления. В: Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980; С. 229–382.
23. Ибн-Сина (Авиценна). Указания и напоминания [Раздел по метафизике]. Часть третья. (Перевод с арабского, предисловие и комментарии Т. Ибрагима и Н. В. Ефремовой). Ориенталистика. 2019;2(3):634–676. DOI:10.31696/2618-7043-2019-2-3-634-676.
24. Аристотель. Метафизика. В: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М.: Наука; 1976. С. 63–367.
25. Ибн-Сина. Ан-Нафс мин кита̄б аш-Шифа̄’. Ред. Х̣ . аль-’А̄ мулӣ. Кум: Марказ-и интиша̄ра̄т-и дафтар-и таблӣга̄т-и ’исля̄ мӣ; 1417/[1996]. 368 с. (На араб. яз.)
26. Alpina T. Subject, Definition, Activity: Framing Avicenna’s Science of the Soul. Berlin: De Gruyter; 2021. 278 p.
27. Tracy Th. The Soul / Boatman analogy in Aristotle’s De Anima. Classical Philology. 1982;77(2):97–112.
28. Caston V. (transl., introd. and comment.) Alexander of Aphrodisias on the Soul. Part I. London–New Delhi–New York–Sydney: Bloomsbury Academic; 2014. 248 p.
29. Themistius. On Aristotle’s On the soul. Transl. by R. B. Todd. Ithaca: Cornell University Press; 1996. 247 p.
30. Philoponus: On Aristotle On the Soul 2.1–6. Transl. by W. Charlton. London – New Delhi – New York – Sydney: Bloomsbury Academic; 2014. 184 p.
31. Simplicius: On Aristotle On the Soul 1.1–2.4. Transl. by J. O. Urmson, notes – P. Lautner. London – New Delhi – New York – Sydney: Bloomsbury Academic; 2014. 248 p.
32. Варламова М. О различии души и природы живого тела у Симпликия. Платоновские исследования. 2018;9(2):121–136. DOI: 10.25985/PI.9.2.09.
33. Wisnovsky R. Avicenna’s metaphysics in context. Ithaca – New York: Cornell University Press; 2003. 320 p.
34. Ибн-Сина. Книга о душе. В: Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980; С. 383–521.
Orientalistica. 2021; 4: 967-986
Avicennian reсeption of Aristotle’s philosophical psychology: the definition of the soul
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2021-4-4-967-986Abstract
In the encyclopedic treatise, the ash-Shifā’ (“The Healing”), the most prominent philosopher of classical Islam Ibn Sina (Avicenna) (980–1037) has substantially revised the Aristotelian teaching about the soul. In the first instance, this revision is evident in terms of orientation to a strictly apodictic epistemology and to a synthesis of the Aristotelian teaching with Islamic monotheism. Following this second trend, Ibn Sina supplies the psychology with new dimensions – cosmological, angelological, prophetological and eschatological (more precisely, soteriological). The first book of the “Psychology” (an-Nafs) mainly deals with the notion of the soul. Ibn Sina comments on the traditional peripatetic definition of the soul with relation to the doctrine of the souls of the celestial spheres. In this context is highlighted the operational rather than the essential nature of this qualification and is also given its other modification. While analyzing the three classical characteristics of the soul (i.e. “potency”, “form” and “entelechy” – the realization of potentia), the philosopher justifies the “entelechy” as the most adequate term for it.
References
1. Efremova N. V. Ob avitsennovskoi reforme «Metafiziki» Aristotelya: bazisnye orientiry. Orientalistika. 2019;2(3):615–633. DOI:10.31696/2618-7043-2019-2-3-615-633.
2. Ibn-Sina. Ash-Shifā’: aṭ -Ṭabī‘iiiāt. T. 6: an-Nafs. Kair: al'-Khai’ạ al'-miṣriiiạ al'-‘āmmạ li-l'-kitāb; 1975. 261 s. (Na arab. yaz.)
3. Ibn-Sina. Ash-Shifā’: al'-’Ilyakhiiiāt. Kair: Vizārat as-Saḳ āfạ va-l'-’irshād al'-ḳ aumī; 1960. 455 s. (Na arab. yaz.)
4. Ibn-Sina. Istselenie: [fragmenty]. V: Ibragim T.K., EfremovaN. V. (red.). Musul'manskaya filosofiya: Antologiya (fal'safa). Kazan': DUM RT; 2009. S. 309–456.
5. Ibragim T. K., Efremova N. V. Musul'manskaya religioznaya filosofiya: fal'safa. Kazan': Kazanskii universitet; 2014. 236 s.
6. Ibn-Sina. An-Nadzhāt [«Spasenie»]. Red. M. T. Danishpazūkh. Tegeran: Dānishgākh Tikhrān; 1978. 783 s. (Na arab. yaz.)
7. Ibn-Sina. Al'-’Ishārāt va-t-tanbīkhāt. Red. M. Az-Zāri‘ī. Kum: Bustān-i kitāb; 2013. (Na arab. yaz.). 448 s.
8. Ibn-Sina. ’Akḥuāl' an-nafs. V: ash-Shaikh ar-ra’īs Ibn-Sīnā. Akḥuāl' an-nafs… Red. A. F. Al'-’Akhuānī. Paris: Byblion; 2007. S. 45–142. (Na arab. yaz.).
9. Cohoe S. Living without a soul: why God and the heavenly movers fall outside of Aristotle’s psychology. Phronesis. 2020;65 (3):281–323.
10. Macfarlane P., Polansky R. God, the divine, and νοῦς in relation to the De Anima. In: Gerd van Riel et al. (eds) Ancient Perspectives on Aristotle’s De Anima. Leuven: Leuven University Press; 2009, pp. 107–123.
11. Aristotel'. Fizika. V: Aristotel'. Sochineniya v chetyrekh tomakh. M.: Mysl'; 1981. T. 3. S. 59–262.
12. Aristotel'. O nebe. V: Aristotel'. Sochineniya v chetyrekh tomakh. M.: Mysl'; 1981. T. 3. S. 263–378.
13. Simplicius: On Aristotle On the heavens. 1.2–3. Gen. ed. R. Sorabji, transl. J. Mueller. London – New Delhi – New York – Sydney: Bloomsbury; 2014. 202 p.
14. Aristotel'. O dushe. V: Aristotel'. Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 1. M.: Mysl'; 1976. S. 369–448.
15. [Aleksandr Afrodiziiskii]. Fī mabādi’ al'-kull'. V: ‘A. Badavī (red.). ’Aristū ‘ind al'-‘arab. El'-Kuveit: Vikālyat al'-matbū‘āt; 1978. S. 253–277. (Na arab. yaz.)
16. Wolfson H. The problem of the souls of the spheres from the Byzantine Commentaries on Aristotle through the Arabs and St. Thomas to Kepler. Dumbarton Oaks Papers. 1962;16: 67–93.
17. Al'-Farabi. Grazhdanskaya politika. V: Al'-Farabi. Sotsial'no-eticheskie traktaty. Alma-Ata: Nauka; 1973. S. 45–168.
18. Efremova N. V. Islam: filosofiya, religiya, kul'tura. M.: Nauka; 2015. 181 s.
19. Ibn-Rushd. Takhāfut at-Takhāfut. Red. M.‘A. al'-Dzhābirī. Beirut: Markaz dirāsāt al'-vakḥ dạ al'-‘arabiiiạ ; 1998. 600 s. (Na arab. yaz.)
20. Averroes (Ibn Rushd). Oproverzhenie Oproverzheniya. Red. S. I. Eremeev. Kiev: UTsIMI-Press – SPb: Aleteiya; 1999. 684 s.
21. at-Tusi, Nasyraddin. Sharkḥ al'-’Ishārāt va-t-tanbīkhāt. Red. Kḥ . ’Ā mulī. T. 1–2 (skvoznaya numeratsiya). Kum: Bustān-i kitāb; 2007. 1168 s. (Na arab. yaz.)
22. Ibn-Sina. Ukazaniya i nastavleniya. V: Ibn Sina. Izbrannye filosofskie proizvedeniya. M.: Nauka, 1980; S. 229–382.
23. Ibn-Sina (Avitsenna). Ukazaniya i napominaniya [Razdel po metafizike]. Chast' tret'ya. (Perevod s arabskogo, predislovie i kommentarii T. Ibragima i N. V. Efremovoi). Orientalistika. 2019;2(3):634–676. DOI:10.31696/2618-7043-2019-2-3-634-676.
24. Aristotel'. Metafizika. V: Aristotel'. Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 1. M.: Nauka; 1976. S. 63–367.
25. Ibn-Sina. An-Nafs min kitāb ash-Shifā’. Red. Kḥ . al'-’Ā mulī. Kum: Markaz-i intishārāt-i daftar-i tablīgāt-i ’islyā mī; 1417/[1996]. 368 s. (Na arab. yaz.)
26. Alpina T. Subject, Definition, Activity: Framing Avicenna’s Science of the Soul. Berlin: De Gruyter; 2021. 278 p.
27. Tracy Th. The Soul / Boatman analogy in Aristotle’s De Anima. Classical Philology. 1982;77(2):97–112.
28. Caston V. (transl., introd. and comment.) Alexander of Aphrodisias on the Soul. Part I. London–New Delhi–New York–Sydney: Bloomsbury Academic; 2014. 248 p.
29. Themistius. On Aristotle’s On the soul. Transl. by R. B. Todd. Ithaca: Cornell University Press; 1996. 247 p.
30. Philoponus: On Aristotle On the Soul 2.1–6. Transl. by W. Charlton. London – New Delhi – New York – Sydney: Bloomsbury Academic; 2014. 184 p.
31. Simplicius: On Aristotle On the Soul 1.1–2.4. Transl. by J. O. Urmson, notes – P. Lautner. London – New Delhi – New York – Sydney: Bloomsbury Academic; 2014. 248 p.
32. Varlamova M. O razlichii dushi i prirody zhivogo tela u Simplikiya. Platonovskie issledovaniya. 2018;9(2):121–136. DOI: 10.25985/PI.9.2.09.
33. Wisnovsky R. Avicenna’s metaphysics in context. Ithaca – New York: Cornell University Press; 2003. 320 p.
34. Ibn-Sina. Kniga o dushe. V: Ibn Sina. Izbrannye filosofskie proizvedeniya. M.: Nauka, 1980; S. 383–521.
События
-
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38 -
Журналы НЦЭСМП приняты в Scopus >>>
27 мая 2025 | 12:35 -
К платформе Elpub присоединился журнал « Islamology» >>>
26 мая 2025 | 13:52 -
Журнал «Сибнейро» теперь на Elpub >>>
16 мая 2025 | 11:08 -
Журнал «Фундаментальная и клиническая медицина» принят в DOAJ >>>
16 мая 2025 | 11:07