Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2021; 4: 363-377

«Бодхисаттва-иччхантика»: к вопросу о статусе бодхисаттвы в махаяне

Бурмистров Сергей Леонидович

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2021-4-2-363-377

Аннотация

Иччхантики, согласно буддийскому учению, это живые существа, отсекшие свои благие корни (то есть способность освободиться от трех главных пороков - алчности, ненависти и невежества). В соответствии с учением хинаяны иччхантики обречены вечно пребывать в сансаре без надежды на освобождение. В махаяне, однако, даже тот, кто отсек свои благие корни, может снова взрастить их благодаря безграничному милосердию бодхисаттв и в конце концов обрести нирвану. Бодхисаттва же, осознав, что различие между нирваной и сансарой иллюзорно, поднимается над ним и может, не утрачивая состояния просветленности, пребывать в сансаре ради спасения всех живых существ. Он, таким образом, подобен иччхантикам в том, что намеренно отказывается покидать сансару, но мотивом его, в отличие от них, является не порочность, а великое сострадание (mahakaruna). Парадоксальное словосочетание «бодхисаттва-иччхантика» представляет собой риторический прием, призванный активизировать внимание слушателя или читателя, чтобы он мог полнее уяснить себе суть учения, и способствовать тем самым достижению им просветления.

Список литературы

1. Канаева Н. А. Иччхантика. В: Степанянц М. Т. (ред.) Философия буддизма. Энциклопедия. М.: Восточная литература; 2011. С. 333-334.

2. Asanga. Abhidharma-samuccaya. Critically edited and studied by Pralhad Pradhan. Santiniketan: Visva-Bharati; 1950. 110 р. (На санскр.)

3. The Realm of Awakening: A Translation and Study of the Tenth Chapter of Asaṅga’s Mahāyānasaṅgraha. Transl. by P. J. Griffiths. New York – Oxford: Oxford University Press; 1989. 399 p.

4. Saddharmalankavatarasutram. Ed. by P. L. Vaidya. Darbhanga: The Mithila Institute of Post-Graduate Studies and Research in Sanskrit Learning; 1963. 180 p. (На анскр.)

5. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2: Раздел III: Учение о мире; Раздел IV: Учение о карме. Изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. М.: Ладомир; 2001. 755 с.

6. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1: Раздел I: Учение о классах элементов; Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике. Изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. М.: Ладомир; 1998. 670 c.

7. Brown B. E. The Buddha Nature: A Study of the Tathāgatagarbha and Ālayavijñāna. Delhi: Motilal Banarsidass; 1991. 316 p.

8. Burton D. Buddhism: A Contemporary Philosophical Investigation. New York: Routledge; 2017. 212 p.

9. Williams P. Mahāyāna Buddhism: The Doctrinal Foundations. 2nd ed. London -New York: Routledge; 2009. 438 p.

10. The Mahayana Mahaparinirvana Sutra. Transl. by K. Yamamoto. Ed. by Dr. Tony Page, 2007. Shabkar.Org - Extensive Website on Buddhism and Vegetarianism [Сайт]. URL: http://www.shabkar.org/download/pdf/Mahaparinirvana_Sutra_Yamamoto_Page_2007.pdf, 28.11.2020.

11. Рудой В. И., Островская Е. П. Буддийская картина мира в традиции посткаионической Абхидхармы. В: Островская Е. П. (ред.) Категории буддийской культуры. СПб.: Петербургское востоковедение; 2000. С. 24-107.

12. Liu Ming-Wood. The Doctrine of the Buddha-Nature in the Mahāyāna Mahāparinirvāṇa-Sūtra. The Journal of the International Association of Buddhist Studies. 1982;5(2):63-94.

13. Торчинов Е. А. Философия буддизма махаяны. СПб.: Петербургское востоковедение; 2002. 320 p.

14. Tagawa S. S. Living Yogācāra: An Introduction to Consciousness-Only Buddhism. Transl. by A. C. Muller. Boston: Wisdom Publications; 2009. 152 p.

15. Nāgārjuna. Madhyamakaśāstra with the Commentary “Prasannapadā” by Candrakīrti. Ed. by P. L. Vaidya. Darbhanga: The Mithila Institute of Post-Graduate Studies and Research in Sanskrit Learning; 1960. 322 p. (На санскр.)

16. Jackson R. R. Is Enlightenment Possible? An Analysis of Some Arguments in the Buddhist Philosophical Tradition with Special Attention to the Pramāṇasiddhi Chapter of Dharmakīrti’s Pramāṇavārttika. PhD thesis. Madison: University of Wisconsin; 1983. 1020 p.

17. Абаев Н. В. «Махаяна-шраддхотпада-шастра». В: Степанянц М. Т. (ред.) Философия буддизма. Энциклопедия. М.: Восточная литература; 2011. С. 456-457.

18. Махаяна шраддхотпада-шастра (Трактат о пробуждении веры в махаяну). Пер. с кит. Е. А. Торчинова. В: Торчинов Е. А. (ред.) Буддизм в переводах. Вып. 2. СПб.: Андреев и сыновья; 1993. С. 40-61.

19. Первая глава трактата Дхармакирти Ньяя-бинду «Восприятие». Пер. с санскр. и тиб. Е. А. Островской-мл. В: Торчинов Е. А. (ред.) Буддизм в переводах. Вып. 2. СПб.: Андреев и сыновья; 1993. С. 61-87.

20. Рудой В. И. Четыре системы буддийской классической религиозно-философской мысли. В: Островская Е. П., Рудой В. И. (ред.) Буддийский взгляд на мир. СПб.: Андреев и сыновья; 1994. С. 47-68.

21. Conze E. Prajñāpāramitā Literature. Tokyo: Reiyukai; 1978. 138 p.

22. Abhidharmasamuccayabhāṣyam. Ed. by N. Tatia. Patna: Kāśīprasāda Jāyasavāla Anuśīlana Saṃsthā; 1976. 156 p. (На санскр.)

23. Asanga. Le compendium de la super-doctrine (philosophie) (Abhidharmasa-muccaya) d’Asanga. Trad. par Walpola Rahula. Paris: École Française d’Extrème-Orient; 1971. 236 p.

24. Бурмистров С. Л. Теория аргументации в ранней йогачаре. Homo loquens: язык и культура. Диалог культур в условиях открытого мира. Международная научно-практическая конференция: сборник материалов докладов и сообщений. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии; 2019. С. 68-75.

25. Бурмистров С. Л. Учение о диалектике в ранней йогачаре и идеал бодхисаттвы. Ориенталистика. 2020;3(3):713-732.

26. Островская Е. П. Базовые черты буддийской личности. Письменные памятники Востока. 2019;16 (3):59-69.

Orientalistica. 2021; 4: 363-377

"Bodhisattva-icchantika": On the problem of the state of bodhisattva in Mahayana

Burmistrov Sergey L.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2021-4-2-363-377

Abstract

According to Buddhist teaching icchantikas are sentient beings that cut off their roots of merit (abilities to free themselves from three basic vices, greed, hatred and ignorance). In Hinayana doctrine icchantikas are doomed to be in samsara forever, without hope of deliverance. But in Mahayana even those who had cut off their roots of merit can restore them due to the infinite compassion of bodhisattvas and attain nirvana at last. Bodhisattva, knowing the illusoriness of the difference between nirvana and samsara, rises above it and can act in samsara for the salvation of all sentient beings without losing the state of enlightenment. So bodhisattva is similar to icchantikas in that he intentionally refuses to leave samsara, but, unlike them, his motive is not depravity but great compassion (mahakaruna). Paradoxical phrase “bodhisattva-icchan-tika” is a rhetorical method aimed at the activation of hearer's or reader's attention in order to let him to fully comprehend the essence of the teaching and promote him to the attainment of nirvana.

References

1. Kanaeva N. A. Ichchkhantika. V: Stepanyants M. T. (red.) Filosofiya buddizma. Entsiklopediya. M.: Vostochnaya literatura; 2011. S. 333-334.

2. Asanga. Abhidharma-samuccaya. Critically edited and studied by Pralhad Pradhan. Santiniketan: Visva-Bharati; 1950. 110 r. (Na sanskr.)

3. The Realm of Awakening: A Translation and Study of the Tenth Chapter of Asaṅga’s Mahāyānasaṅgraha. Transl. by P. J. Griffiths. New York – Oxford: Oxford University Press; 1989. 399 p.

4. Saddharmalankavatarasutram. Ed. by P. L. Vaidya. Darbhanga: The Mithila Institute of Post-Graduate Studies and Research in Sanskrit Learning; 1963. 180 p. (Na anskr.)

5. Vasubandkhu. Entsiklopediya Abkhidkharmy (Abkhidkharmakosha). T. 2: Razdel III: Uchenie o mire; Razdel IV: Uchenie o karme. Izd. podgot. E. P. Ostrovskaya, V. I. Rudoi. M.: Ladomir; 2001. 755 s.

6. Vasubandkhu. Entsiklopediya Abkhidkharmy (Abkhidkharmakosha). T. 1: Razdel I: Uchenie o klassakh elementov; Razdel II: Uchenie o faktorakh dominirovaniya v psikhike. Izd. podgot. E. P. Ostrovskaya, V. I. Rudoi. M.: Ladomir; 1998. 670 c.

7. Brown B. E. The Buddha Nature: A Study of the Tathāgatagarbha and Ālayavijñāna. Delhi: Motilal Banarsidass; 1991. 316 p.

8. Burton D. Buddhism: A Contemporary Philosophical Investigation. New York: Routledge; 2017. 212 p.

9. Williams P. Mahāyāna Buddhism: The Doctrinal Foundations. 2nd ed. London -New York: Routledge; 2009. 438 p.

10. The Mahayana Mahaparinirvana Sutra. Transl. by K. Yamamoto. Ed. by Dr. Tony Page, 2007. Shabkar.Org - Extensive Website on Buddhism and Vegetarianism [Sait]. URL: http://www.shabkar.org/download/pdf/Mahaparinirvana_Sutra_Yamamoto_Page_2007.pdf, 28.11.2020.

11. Rudoi V. I., Ostrovskaya E. P. Buddiiskaya kartina mira v traditsii postkaionicheskoi Abkhidkharmy. V: Ostrovskaya E. P. (red.) Kategorii buddiiskoi kul'tury. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie; 2000. S. 24-107.

12. Liu Ming-Wood. The Doctrine of the Buddha-Nature in the Mahāyāna Mahāparinirvāṇa-Sūtra. The Journal of the International Association of Buddhist Studies. 1982;5(2):63-94.

13. Torchinov E. A. Filosofiya buddizma makhayany. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie; 2002. 320 p.

14. Tagawa S. S. Living Yogācāra: An Introduction to Consciousness-Only Buddhism. Transl. by A. C. Muller. Boston: Wisdom Publications; 2009. 152 p.

15. Nāgārjuna. Madhyamakaśāstra with the Commentary “Prasannapadā” by Candrakīrti. Ed. by P. L. Vaidya. Darbhanga: The Mithila Institute of Post-Graduate Studies and Research in Sanskrit Learning; 1960. 322 p. (Na sanskr.)

16. Jackson R. R. Is Enlightenment Possible? An Analysis of Some Arguments in the Buddhist Philosophical Tradition with Special Attention to the Pramāṇasiddhi Chapter of Dharmakīrti’s Pramāṇavārttika. PhD thesis. Madison: University of Wisconsin; 1983. 1020 p.

17. Abaev N. V. «Makhayana-shraddkhotpada-shastra». V: Stepanyants M. T. (red.) Filosofiya buddizma. Entsiklopediya. M.: Vostochnaya literatura; 2011. S. 456-457.

18. Makhayana shraddkhotpada-shastra (Traktat o probuzhdenii very v makhayanu). Per. s kit. E. A. Torchinova. V: Torchinov E. A. (red.) Buddizm v perevodakh. Vyp. 2. SPb.: Andreev i synov'ya; 1993. S. 40-61.

19. Pervaya glava traktata Dkharmakirti N'yaya-bindu «Vospriyatie». Per. s sanskr. i tib. E. A. Ostrovskoi-ml. V: Torchinov E. A. (red.) Buddizm v perevodakh. Vyp. 2. SPb.: Andreev i synov'ya; 1993. S. 61-87.

20. Rudoi V. I. Chetyre sistemy buddiiskoi klassicheskoi religiozno-filosofskoi mysli. V: Ostrovskaya E. P., Rudoi V. I. (red.) Buddiiskii vzglyad na mir. SPb.: Andreev i synov'ya; 1994. S. 47-68.

21. Conze E. Prajñāpāramitā Literature. Tokyo: Reiyukai; 1978. 138 p.

22. Abhidharmasamuccayabhāṣyam. Ed. by N. Tatia. Patna: Kāśīprasāda Jāyasavāla Anuśīlana Saṃsthā; 1976. 156 p. (Na sanskr.)

23. Asanga. Le compendium de la super-doctrine (philosophie) (Abhidharmasa-muccaya) d’Asanga. Trad. par Walpola Rahula. Paris: École Française d’Extrème-Orient; 1971. 236 p.

24. Burmistrov S. L. Teoriya argumentatsii v rannei iogachare. Homo loquens: yazyk i kul'tura. Dialog kul'tur v usloviyakh otkrytogo mira. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: sbornik materialov dokladov i soobshchenii. SPb.: Izdatel'stvo Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii; 2019. S. 68-75.

25. Burmistrov S. L. Uchenie o dialektike v rannei iogachare i ideal bodkhisattvy. Orientalistika. 2020;3(3):713-732.

26. Ostrovskaya E. P. Bazovye cherty buddiiskoi lichnosti. Pis'mennye pamyatniki Vostoka. 2019;16 (3):59-69.