Ориенталистика. 2020; 3: 662-680
Произведения Дзанабадзара и его школы в коллекции Государственного Эрмитажа
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2020-3-3-662-680Аннотация
В статье рассматривается творчество выдающегося мастера монгольского искусства Гомбодоржийна Дзанабадзара (1635-1723) и его учеников, представителей так называемой «школы Дзанабадзара». Анализируются созданные ими наиболее значимые произведения монгольского буддийского искусства из коллекции Государственного Эрмитажа. К ним относятся бронзовая пластика и живописные свитки (танка), а также фрагменты буддийской глиняной скульптуры и некоторые другие находки из монастыря Сарьдаг, формы для изготовления которых были выполнены Дзанабадзаром. Для характеристики произведений автор использует метод сравнительного анализа применительно к области иконографии и стилистики. Скульптурные произведения мастера настолько разнообразны, что практически невозможно найти два полностью одинаковых по исполнению образа. Сказанное справедливо и для характеристики скульптуры школы Дзанабадзара. Абсолютно идентичными являются только образы татхагат, изготовленные из глины с использованием форм. Статья представляет богатый материал для дальнейшей дискуссии на тему монгольского искусства в собрании Государственного Эрмитажа.
Список литературы
1. Rossi A. M., Rossi F. (eds). Treasures from Mongolia. Buddhist Sculpture from the School of Zanabazar. N. Y.: A.M. Rossi, F. Rossi; 2005.
2. Beguin G., Dashbaldan D. Tresors de Mongolie, XVIIe-XIXe siecles: catalogue. Paris: Musee national des arts asiatiques Guimet; 1993.
3. Елихина Ю. И. Монгольские коллекции, хранящиеся в Эрмитаже. В: Кульганек И. В. (ред.). Mongolica IX. СПб.: Петербургское Востоковедение; 2010. С. 117-122. Режим доступа: http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/p_mongolica_9_2010_22_elikhina.pdf.
4. Елихина Ю. И. Монгольская буддийская скульптура и живопись в собрании Государственного Эрмитажа. В: Болд Л., Кульганек И.В., Тувшинтугс Б., Яхонтова Н.С. (ред.). З. К. Касьяненко - учитель и монголовед. Материалы международной конференции, посвященной 90-летию российского монголоведа З.К. Касьяненко, Санкт Петербург, 30 сент. - 1 окт., 2015 г. СПб.; Улан-Батор; 2016. С. 54-65. Режим доступа: http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/journals/b_bold_et_al_2016_06_elikhina.pdf.
5. Елихина Ю. И., Самосюк К. Ф. (ред.). «Обитель милосердия». Искусство тибетского буддизма. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа; 2015.
6. Позднеев А. М. Монголия и монголы. Результаты поездки, исполненной в 1892-1893 гг. Т. 1: Дневник и маршрут 1892 г. СПб.: Типография императорской Академии Наук; 1896.
7. Андросов В. П. Очерки изучения буддизма Древней Индии. М.: ИВ РАН; Наука; Восточная литература; 2019.
8. Эрдэнэбат У. Сарьдгийн хийд. Туухийн суДлал. Studia Historica. Instituti Historiae Academiae Scientiarum Mongoli, Tomus XIX. Facs. 1-15. Улаанбаатар хот; 1995. Х. 67-77. (На монг. яз.)
9. Юсупова Т. И. Советско-монгольское научное сотрудничество. Становление, развитие и основные результаты 1921-1961. СПб.: Нестор-История; 2018.
10. Елихина Ю. И. Некоторые находки из монгольского монастыря Сарьдаг, хранящиеся в Государственном Эрмитаже. Теория и практика археологических исследований. 2019;(3):169-173. DOI: 10.14258/tpai(2019)3(27).-12.
11. Цултэм Н. Выдающийся монгольский скульптор Г Дзанабадзар. Улан-Батор: Госиздательство; 1982.
12. Цултэм Н. Скульптура Монголии. Улан-Батор: Госиздательство; 1989.
13. Нарантуяа Ц. Монголурлагийн Yнэт бYтэлYYД. Аюрзанын Алтангэрэлийн галерей = Сокровища монгольского искусства. Коллекция Аюрдзаны Алтангэрэла. Улаанбаатар, 2005. (На монг. яз.)
Orientalistica. 2020; 3: 662-680
The artistic Heritage of Dzanabadzar and his School preserved in the Collections of the State Hermitage
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2020-3-3-662-680Abstract
The article deals with the heritage of the outstanding master of Mongolian art Gombodorzhiin Dzanabadzar (1635-1723) and his disciples, who formed the so-called “school of Dzanabadzar”. The actual subject to analysis are most significant works of Mongolian Buddhist art preserved in the collections of the State Hermitage / St Petersburg. These comprise bronze sculptures and scrolls (tankas), as well as fragments of Buddhist clay sculptures and some other items, which originate from the Sardag monastery, the moulds for which were designed by Dzanabadzar. To describe the holdings, the author uses comparative analysis of the Buddhist iconography and stylistics. The sculptural works of the master as well as his disciples are so diverse that it is almost impossible to ascertain two completely identical items. The same is relevant for the phenomenon of the Dzanabadzar school plastics. Only the images of the clay tathagatas where were used the moulds are completely identical. The article offers a cornucopia of material for further discussions regarding the Mongolian art preserved in the collections of the State Hermitage.
References
1. Rossi A. M., Rossi F. (eds). Treasures from Mongolia. Buddhist Sculpture from the School of Zanabazar. N. Y.: A.M. Rossi, F. Rossi; 2005.
2. Beguin G., Dashbaldan D. Tresors de Mongolie, XVIIe-XIXe siecles: catalogue. Paris: Musee national des arts asiatiques Guimet; 1993.
3. Elikhina Yu. I. Mongol'skie kollektsii, khranyashchiesya v Ermitazhe. V: Kul'ganek I. V. (red.). Mongolica IX. SPb.: Peterburgskoe Vostokovedenie; 2010. S. 117-122. Rezhim dostupa: http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/p_mongolica_9_2010_22_elikhina.pdf.
4. Elikhina Yu. I. Mongol'skaya buddiiskaya skul'ptura i zhivopis' v sobranii Gosudarstvennogo Ermitazha. V: Bold L., Kul'ganek I.V., Tuvshintugs B., Yakhontova N.S. (red.). Z. K. Kas'yanenko - uchitel' i mongoloved. Materialy mezhdunarodnoi konferentsii, posvyashchennoi 90-letiyu rossiiskogo mongoloveda Z.K. Kas'yanenko, Sankt Peterburg, 30 sent. - 1 okt., 2015 g. SPb.; Ulan-Bator; 2016. S. 54-65. Rezhim dostupa: http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/journals/b_bold_et_al_2016_06_elikhina.pdf.
5. Elikhina Yu. I., Samosyuk K. F. (red.). «Obitel' miloserdiya». Iskusstvo tibetskogo buddizma. SPb.: Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Ermitazha; 2015.
6. Pozdneev A. M. Mongoliya i mongoly. Rezul'taty poezdki, ispolnennoi v 1892-1893 gg. T. 1: Dnevnik i marshrut 1892 g. SPb.: Tipografiya imperatorskoi Akademii Nauk; 1896.
7. Androsov V. P. Ocherki izucheniya buddizma Drevnei Indii. M.: IV RAN; Nauka; Vostochnaya literatura; 2019.
8. Erdenebat U. Sar'dgiin khiid. Tuukhiin suDlal. Studia Historica. Instituti Historiae Academiae Scientiarum Mongoli, Tomus XIX. Facs. 1-15. Ulaanbaatar khot; 1995. Kh. 67-77. (Na mong. yaz.)
9. Yusupova T. I. Sovetsko-mongol'skoe nauchnoe sotrudnichestvo. Stanovlenie, razvitie i osnovnye rezul'taty 1921-1961. SPb.: Nestor-Istoriya; 2018.
10. Elikhina Yu. I. Nekotorye nakhodki iz mongol'skogo monastyrya Sar'dag, khranyashchiesya v Gosudarstvennom Ermitazhe. Teoriya i praktika arkheologicheskikh issledovanii. 2019;(3):169-173. DOI: 10.14258/tpai(2019)3(27).-12.
11. Tsultem N. Vydayushchiisya mongol'skii skul'ptor G Dzanabadzar. Ulan-Bator: Gosizdatel'stvo; 1982.
12. Tsultem N. Skul'ptura Mongolii. Ulan-Bator: Gosizdatel'stvo; 1989.
13. Narantuyaa Ts. Mongolurlagiin Ynet bYtelYYD. Ayurzanyn Altangereliin galerei = Sokrovishcha mongol'skogo iskusstva. Kollektsiya Ayurdzany Altangerela. Ulaanbaatar, 2005. (Na mong. yaz.)
События
-
Журналы « Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)» и «Проблемы Арктики и Антарктики» принят в Scopus! >>>
5 мая 2025 | 11:44 -
Журнал «Здоровье мегаполиса» принят в DOAJ >>>
28 апр 2025 | 11:41 -
Журнал «Морская медицина» присоединился к Elpub! >>>
23 апр 2025 | 11:39 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Кавказология» >>>
8 апр 2025 | 11:33 -
Журнал «Вестник проектного управления» присоединился к Elpub! >>>
27 мар 2025 | 11:27