Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2021; 4: 52-76

Надписи на древнекитайских бронзовых сосудах «Эр сы Би Ци ю» и «Сы сы Би Ци ю» (поздний период эпохи Шан-Инь)

Куликов Дмитрий Евгеньевич

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2021-4-1-052-076

Аннотация

В данной публикации представлен комментированный перевод на русский язык трех надписей на древнекитайских бронзовых сосудах позднего периода эпохи Шан-Инь (конец II тыс. до н. э.). Инскрипции на бронзовых изделиях являются особым видом источников по древней истории Китая. В этих эпиграфических памятниках отражается важная и значительная часть жизни архаического общества. В отличие от текстов классических произведений древнекитайские надписи на бронзе имеют ярко выраженный ритуальный характер, обусловленный задачами их создания. Они не были предназначены для чтения, а служили инструментом сакрального общения с миром мертвых предков. По сути, их «читателями» были потусторонние силы. Тексты надписей на бронзе трудны для восприятия без соответствующих разъяснений. Предлагая собственный вариант перевода надписей на ритуальных сосудах конца эпохи ШанИнь, считаю необходимым снабдить их кратким предисловием и построчными комментариями, которые помогут пониманию заложенного в инскрипциях смысла и позволят очертить круг проблем, связанных с интерпретацией этого вида источников позднешанского периода. Надеюсь, что затраченные переводчиком усилия наглядно покажут ценность материала, содержащегося в древних инскрипциях.

Список литературы

1. Ся Шан Чжоу дуаньдай гунчэн. 1996–2000 нянь цзедуань чэнго баогао. Цзянь бэнь (Хронологический проект Ся, Шан и Чжоу. Доклад об итогах за период 1996–2000 гг. Сокр. изд.). Пекин: Шицзе тушу чубань гунсы; 2000. 117 с. (На кит. яз.)

2. Кучера С. Китайская археология 1965–1974 гг.: палеолит – эпоха Инь. Находки и проблемы. М.: Наука; 1977. 268 с.

3. Янь Чжи-бинь, Хун Мэй. Иньсюй цинтунци (Бронзовые изделия Иньсюя). Шанхай: Шанхай дасюэ чубаньшэ; 2008. 300 с. (На кит. яз.)

4. Крюков В. М. Дары земные и небесные (к символике архаического ритуала в раннечжоуском Китае). Этика и ритуал в традиционном Китае. М.: Наука; 1988. C. 56–85.

5. Крюков В. М. Текст и ритуал. Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М.: Памятники исторической мысли; 2000. 464 с.

6. Кучера С. Инскрипции на бронзовых изделиях – особый вид источников по древней истории Китая. Часть первая. Восток (Oriens). 2001;(2):121–133.

7. Shaughnessy L. Edward. Sources of Western Zhou history. Inscribed Bronze Vessels. Berkeley and Los Angeles: University of California Press; 1991. 333 p.

8. Чжунго мэйшу фэньлэй цюань цзи. Чжунго цинтунци цюань цзи (Полное собрание произведений изобразительного искусства Китая с разбивкой по категориям. Полное собрание китайских бронзовых изделий). Т. 3. Пекин: Вэньу чубаньшэ; 1997. 96 с., 214 с. ил. (На кит. яз.)

9. Инь Чжоу цзиньвэнь цзичэн (Полное собрание надписей на бронзе Инь и Чжоу). Чжунго шэхуй кэсюэ каогу яньцзюсо бянь (Ред. Института археологии Академии общественных наук Китая). В 18 тт. Т. 10. Пекин: Чжунхуа шуцзюй; 1984–1994. 7860 c. (На кит. яз.)

10. Чжан Я-чу. Инь Чжоу цзиньвэнь цзичэн иньдэ (Индексы к «Полному собранию надписей на бронзе Инь и Чжоу»). Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 2001. 1586 c. (На кит. яз.)

11. Крюков М. В. Язык иньских надписей. М.: Наука; 1973. 133 с.

12. Ефименко М. В., Ульянов М. Ю. О наименованиях ритуальных бронзовых сосудов эпохи Западное Чжоу. Общество и государство в Китае: 49-я науч. конф. Вып. 30. Ред. А. И. Кобзев и др. М.: Институт востоковедения РАН; 2019. C. 278–310.

13. Ду Най-сун. Би Ци сань ю мин вэнь као цзи сянгуань вэньти дэ яньцзю (Исследование инскрипций на трех сосудах «Би Ци ю» и изучение соответствующих вопросов). Гугун боуюань юанькань (Вестник музея «Гугун»). 1985;(4):36–58. (На кит. яз.)

14. Чжу Фэн-хань. Югуань Би Ци ю дэ цзи гэ вэньти (О нескольких вопросах касательно сосудов «Би Ци ю»). Гугун боуюань юанькань (Вестник музея «Гугун»). l998;(4):13–16. (На кит. яз.)

15. Чжан Чжэн-лан. «Би Ци ю» дэ чжэнь вэй вэньти (Проблема подлинности сосуда «Би Ци ю»). Чуту вэньсянь яньцзю (Изучение раскопанных документов). Пекин: Чжунхуа шуцзюй; 1998. C. 38–42. (На кит. яз.)

16. Ван Энь-тянь. Би Ци сань ю чжэньвэй бянь (Идентификация подлинности трех сосудов «Би Ци ю»). – Режим доступа: http://www.gwz.fudan.edu.cn/Web/Show/3040 (На кит. яз.)

17. Дин Мэн, Цзянь Минь. «Би Ци ю» дэ Х шэсянь цзяньцэ фэньси (Рентгенографический контрольно-измерительный анализ сосудов «Би Ци ю»). Гугун боуюань юанькань (Вестник музея Гугун). 1999;(1):83–85. (На кит. яз.)

18. Чжан Гуан-юй. Гугун боуюань цан Би Ци сань ю битань (Заявление по поводу трех сосудов «Би Ци ю» из коллекции музея Гугун). Гугун боуюань юанькань (Вестник музея Гугун). 1998;(4):6. (На кит. яз.)

19. Keightley D. N. The Ancestral Landscape. Time, Space, and Community in Late Shang China (ca. 1200–1045 b. c.). Berkeley: Institute of East Asian Studies University of California; 2002. 209 p.

20. Янь Чжи-бинь. Шан дай цинтунци минвэнь яньцзю (Изучение инскрипций на бронзовых сосудах эпохи Шан). Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ; 2013. 605 с. (На кит. яз.)

21. Куликов Д. Е. О древнекитайском божестве Ди (по материалам эпиграфики эпохи Шан-Инь). Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. Вып. 5. М.: ЭкоПресс-2000; 2002. C. 3–21.

22. Лю Сян, Чэнь Кан, Чэнь Чу-шэн, Дун Кунь. Шан Чжоу гу вэньцзы дубэнь (Хрестоматия древних надписей Шан и Чжоу). Пекин: Юйвэнь чубаньшэ; 1996. 420 с. (На кит. яз.)

23. Цю Си-гуй. Цзягу буцы чжун со цзянь дэ «тянь» «му» «вэй» дэн чжигуань дэ яньцзю – цзянь лунь «хоу» «дянь» «нань» «вэй» дэн цзи чжун чжухоу дэ циюань (Изучение встречаемых в гадательных надписях служебных должностей «тянь», «му», «вэй» и генезис нескольких рангов удельных князей – «хоу», «дянь», «нань», «вэй»). Early China. Vol. 9, supplement S1: International Conference on Shang Civilization: Abstracts of the Papers Presented and a Summary of the Discussions. 1986. P. 1–34. (На кит. яз.).

24. Keightley D. N. Royal Shamanism in The Shang: Archaic Vestige or Central Reality? Berkeley: University of California Press; 1983. 51 p.

25. Крюков В. М. Ритуальная коммуникация в Древнем Китае. М.: Памятники исторической мысли; 2012. 398 c.

26. Цзинь Хэ-чжун. Инь Шан цзиньвэнь цыхуй яньцзю (Изучение лексики инь-шанских надписей на бронзе). Боши сюэвэй луньвэнь (Диссертация на соискание ученой степени доктора наук – PhD). Цзинань: Шаньдун дасюэ; 2008. 290 c. (На кит. яз.)

27. Чэнь Мэн-цзя. Иньсюй бу цы цзун шу (Общий свод сведений о гадательных надписях из Иньсюя). Пекин: Чжунхуа шуцзюй; 2004. 674 c. (На кит. яз.)

28. Цзягувэнь хэцзи (Свод надписей на панцирях и костях). Ред. Го Мо-жо и Ху Хоу-сюань. В 13 т. Пекин: Чжунхуа шуцзюй; 1978–1983. 5241 с. (На кит. яз.)

29. Цзягувэнь цзыдянь (Словарь письменных знаков на панцирях и костях). Ред. Сюй Чжун-шу. Чэнду: Сычуань цышу чубаньшэ; 2014. 1613 с. (На кит. яз.)

30. Чан Юй-чжи. Шан дай цзунцзяо цзисы (Религия и жертвоприношения эпохи Шан). Пекин: Чжунго шэхуй кэсюэ чубаньшэ; 2010. 564 с. (На кит. яз.)

31. Чжао Чэн. Цзягувэнь юй Шан дай вэньхуа (Надписи на панцирях и костях и культура эпохи Шан). Шэньян: Ляонин жэньминь чубаньшэ; 2001. 221 c. (На кит. яз.)

32. Чан Юй-чжи. Шан дай чжоу цзи чжиду (Система циклических жертвоприношений эпохи Шан). Пекин: Сяньчжуан шуцзюй; 2009. 564 с. (На кит. яз.)

33. ‘Шо-вэнь цзе-цзы’ и шу («Толкование письмен и разбор иероглифов» с переводом и разъяснениями). Ред. Ли Эньцзян, Цзя Юйминь. Чжэнчжоу: Чжунъюань нунминь чубаньшэ; 2002. 1469 c. (На кит. яз.)

34. Ван Хуэй. Шан Чжоу вэньхуа бицзяо яньцзю (Сравнительное изучение культур Шан и Чжоу). Пекин: Жэньминь чубаньшэ; 2000. 221 c. (На кит. яз.)

35. Eno R. Was There a High God Ti in Shang Religion? Early China. Vol. 15. 1990. P. 1–26.

36. Васильев Л. С. Древний Китай. Т. I: Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.). М.: Восточная литература; 1995. 379 c.

37. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир; 1999, 489 c.

38. Чжан Юй-цзинь. Шо цзягувэнь чжун «цзунь и» дэ ии (К семантике цзунь и в надпистях на костях. Цзинянь Иньсюй YH127 цзягу кэн Наньцзин «ши нэй фацзюэ» 70 чжоунянь луньвэнь цзи (Сборник статей, приуроченный к 70-й годовщине «кабинетных раскопок» ямы с гадательными костями YH127 в Иньсюе). Пекин: Вэньу чубаньшэ; 2008. С. 371–380. (На кит. яз.)

39. Хоу Чжи-и, Чэнь Цюань-фан, Чэнь Минь. Си Чжоу цзявэнь чжу (Комментарии к западночжоуским надписям на черепашьих щитках). Шанхай: Сюэлинь чубаньшэ; 2003. 564 с. (На кит. яз.)

40. Крюков М. В., Хуан Шу-ин. Древнекитайский язык. М.: ГРВЛ; 1978. 512 c.

41. Фэн Ши. Лю сы Би Ци ю юй «жуй, бань» эр цзы као (Исследование надписи «Лю сы Би Ци ю» и двух знаков – жуй и гу»). Гу вэньцзы яньцзю (Изучение древней письменности). 2018;(32):177–181. (На кит. яз.)

42. The Shoo King or The Book of Historical Documents. The Chinese Classics with a translation, critical and exegetical notes, prolegomena, and copious indexes by James Legge. In 5 vols. Vol. 3. Taipei: SMC Publishing Inc.; 2000. 735 p.

43. Keightley D. N. The Shang: China’s First Historical Dynasty. In: Loewe M., Shaughnessy E. L. (eds). The Cambridge History of Ancient China: From the Origin of Civilization to 221 B. C. New York: Cambridge University Press; 1999. P. 232–291.

44. Ли-цзи и чжу («Записки благопристойности» с переводом и комментариями). В 2 т. Т. 1. Сост. Ян Тянь-юй. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ; 2004. 861 с. (На кит. яз.)

Orientalistica. 2021; 4: 52-76

Inscriptions on the Ancient Chinese Bronze Vessels “Bi Qi You” (Late Shang Period)

Kulikov Dmitry Ye.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2021-4-1-052-076

Abstract

This is a commented translation into Russian of three inscriptions on the ancient Chinese bronze vessels from the late Shang-Yin period (end of the 2nd millennium BC). The inscriptions found on bronze vessels constitute a special kind of sources for the ancient history of China. These epigraphic documents provide important, otherwise unrecorded data on life in the archaic society. Contrary to the texts of classical works, the nature of the ancient Chinese bronze inscriptions is ritualistic. They were not intended to be “read” but served as a tool of sacred communication with the world of dead ancestors. In fact, their “readers” were otherworldly forces. The correct understanding of these bronze inscriptions requires a specialist commentary. The publisher includes the inscriptions on the late Shang-Yin ritual vessels into a wide historical and cultural context. It is hoped this context will facilitate the understanding of the inherent meaning of the inscriptions. The comments will outline the range of problems associated with the interpretation of this type of sources from the late Shang-Yin period.

References

1. Sya Shan Chzhou duan'dai gunchen. 1996–2000 nyan' tszeduan' chengo baogao. Tszyan' ben' (Khronologicheskii proekt Sya, Shan i Chzhou. Doklad ob itogakh za period 1996–2000 gg. Sokr. izd.). Pekin: Shitsze tushu chuban' gunsy; 2000. 117 s. (Na kit. yaz.)

2. Kuchera S. Kitaiskaya arkheologiya 1965–1974 gg.: paleolit – epokha In'. Nakhodki i problemy. M.: Nauka; 1977. 268 s.

3. Yan' Chzhi-bin', Khun Mei. In'syui tsintuntsi (Bronzovye izdeliya In'syuya). Shankhai: Shankhai dasyue chuban'she; 2008. 300 s. (Na kit. yaz.)

4. Kryukov V. M. Dary zemnye i nebesnye (k simvolike arkhaicheskogo rituala v rannechzhouskom Kitae). Etika i ritual v traditsionnom Kitae. M.: Nauka; 1988. C. 56–85.

5. Kryukov V. M. Tekst i ritual. Opyt interpretatsii drevnekitaiskoi epigrafiki epokhi In'-Chzhou. M.: Pamyatniki istoricheskoi mysli; 2000. 464 s.

6. Kuchera S. Inskriptsii na bronzovykh izdeliyakh – osobyi vid istochnikov po drevnei istorii Kitaya. Chast' pervaya. Vostok (Oriens). 2001;(2):121–133.

7. Shaughnessy L. Edward. Sources of Western Zhou history. Inscribed Bronze Vessels. Berkeley and Los Angeles: University of California Press; 1991. 333 p.

8. Chzhungo meishu fen'lei tsyuan' tszi. Chzhungo tsintuntsi tsyuan' tszi (Polnoe sobranie proizvedenii izobrazitel'nogo iskusstva Kitaya s razbivkoi po kategoriyam. Polnoe sobranie kitaiskikh bronzovykh izdelii). T. 3. Pekin: Ven'u chuban'she; 1997. 96 s., 214 s. il. (Na kit. yaz.)

9. In' Chzhou tszin'ven' tszichen (Polnoe sobranie nadpisei na bronze In' i Chzhou). Chzhungo shekhui kesyue kaogu yan'tszyuso byan' (Red. Instituta arkheologii Akademii obshchestvennykh nauk Kitaya). V 18 tt. T. 10. Pekin: Chzhunkhua shutszyui; 1984–1994. 7860 c. (Na kit. yaz.)

10. Chzhan Ya-chu. In' Chzhou tszin'ven' tszichen in'de (Indeksy k «Polnomu sobraniyu nadpisei na bronze In' i Chzhou»). Pekin: Chzhunkhua shutszyui, 2001. 1586 c. (Na kit. yaz.)

11. Kryukov M. V. Yazyk in'skikh nadpisei. M.: Nauka; 1973. 133 s.

12. Efimenko M. V., Ul'yanov M. Yu. O naimenovaniyakh ritual'nykh bronzovykh sosudov epokhi Zapadnoe Chzhou. Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae: 49-ya nauch. konf. Vyp. 30. Red. A. I. Kobzev i dr. M.: Institut vostokovedeniya RAN; 2019. C. 278–310.

13. Du Nai-sun. Bi Tsi san' yu min ven' kao tszi syanguan' ven'ti de yan'tszyu (Issledovanie inskriptsii na trekh sosudakh «Bi Tsi yu» i izuchenie sootvetstvuyushchikh voprosov). Gugun bouyuan' yuan'kan' (Vestnik muzeya «Gugun»). 1985;(4):36–58. (Na kit. yaz.)

14. Chzhu Fen-khan'. Yuguan' Bi Tsi yu de tszi ge ven'ti (O neskol'kikh voprosakh kasatel'no sosudov «Bi Tsi yu»). Gugun bouyuan' yuan'kan' (Vestnik muzeya «Gugun»). l998;(4):13–16. (Na kit. yaz.)

15. Chzhan Chzhen-lan. «Bi Tsi yu» de chzhen' vei ven'ti (Problema podlinnosti sosuda «Bi Tsi yu»). Chutu ven'syan' yan'tszyu (Izuchenie raskopannykh dokumentov). Pekin: Chzhunkhua shutszyui; 1998. C. 38–42. (Na kit. yaz.)

16. Van En'-tyan'. Bi Tsi san' yu chzhen'vei byan' (Identifikatsiya podlinnosti trekh sosudov «Bi Tsi yu»). – Rezhim dostupa: http://www.gwz.fudan.edu.cn/Web/Show/3040 (Na kit. yaz.)

17. Din Men, Tszyan' Min'. «Bi Tsi yu» de Kh shesyan' tszyan'tse fen'si (Rentgenograficheskii kontrol'no-izmeritel'nyi analiz sosudov «Bi Tsi yu»). Gugun bouyuan' yuan'kan' (Vestnik muzeya Gugun). 1999;(1):83–85. (Na kit. yaz.)

18. Chzhan Guan-yui. Gugun bouyuan' tsan Bi Tsi san' yu bitan' (Zayavlenie po povodu trekh sosudov «Bi Tsi yu» iz kollektsii muzeya Gugun). Gugun bouyuan' yuan'kan' (Vestnik muzeya Gugun). 1998;(4):6. (Na kit. yaz.)

19. Keightley D. N. The Ancestral Landscape. Time, Space, and Community in Late Shang China (ca. 1200–1045 b. c.). Berkeley: Institute of East Asian Studies University of California; 2002. 209 p.

20. Yan' Chzhi-bin'. Shan dai tsintuntsi minven' yan'tszyu (Izuchenie inskriptsii na bronzovykh sosudakh epokhi Shan). Shankhai: Shankhai gutszi chuban'she; 2013. 605 s. (Na kit. yaz.)

21. Kulikov D. E. O drevnekitaiskom bozhestve Di (po materialam epigrafiki epokhi Shan-In'). Drevnii Vostok i antichnyi mir. Trudy kafedry istorii Drevnego mira istoricheskogo fakul'teta MGU. Vyp. 5. M.: EkoPress-2000; 2002. C. 3–21.

22. Lyu Syan, Chen' Kan, Chen' Chu-shen, Dun Kun'. Shan Chzhou gu ven'tszy duben' (Khrestomatiya drevnikh nadpisei Shan i Chzhou). Pekin: Yuiven' chuban'she; 1996. 420 s. (Na kit. yaz.)

23. Tsyu Si-gui. Tszyagu butsy chzhun so tszyan' de «tyan'» «mu» «vei» den chzhiguan' de yan'tszyu – tszyan' lun' «khou» «dyan'» «nan'» «vei» den tszi chzhun chzhukhou de tsiyuan' (Izuchenie vstrechaemykh v gadatel'nykh nadpisyakh sluzhebnykh dolzhnostei «tyan'», «mu», «vei» i genezis neskol'kikh rangov udel'nykh knyazei – «khou», «dyan'», «nan'», «vei»). Early China. Vol. 9, supplement S1: International Conference on Shang Civilization: Abstracts of the Papers Presented and a Summary of the Discussions. 1986. P. 1–34. (Na kit. yaz.).

24. Keightley D. N. Royal Shamanism in The Shang: Archaic Vestige or Central Reality? Berkeley: University of California Press; 1983. 51 p.

25. Kryukov V. M. Ritual'naya kommunikatsiya v Drevnem Kitae. M.: Pamyatniki istoricheskoi mysli; 2012. 398 c.

26. Tszin' Khe-chzhun. In' Shan tszin'ven' tsykhui yan'tszyu (Izuchenie leksiki in'-shanskikh nadpisei na bronze). Boshi syuevei lun'ven' (Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni doktora nauk – PhD). Tszinan': Shan'dun dasyue; 2008. 290 c. (Na kit. yaz.)

27. Chen' Men-tszya. In'syui bu tsy tszun shu (Obshchii svod svedenii o gadatel'nykh nadpisyakh iz In'syuya). Pekin: Chzhunkhua shutszyui; 2004. 674 c. (Na kit. yaz.)

28. Tszyaguven' khetszi (Svod nadpisei na pantsiryakh i kostyakh). Red. Go Mo-zho i Khu Khou-syuan'. V 13 t. Pekin: Chzhunkhua shutszyui; 1978–1983. 5241 s. (Na kit. yaz.)

29. Tszyaguven' tszydyan' (Slovar' pis'mennykh znakov na pantsiryakh i kostyakh). Red. Syui Chzhun-shu. Chendu: Sychuan' tsyshu chuban'she; 2014. 1613 s. (Na kit. yaz.)

30. Chan Yui-chzhi. Shan dai tszuntszyao tszisy (Religiya i zhertvoprinosheniya epokhi Shan). Pekin: Chzhungo shekhui kesyue chuban'she; 2010. 564 s. (Na kit. yaz.)

31. Chzhao Chen. Tszyaguven' yui Shan dai ven'khua (Nadpisi na pantsiryakh i kostyakh i kul'tura epokhi Shan). Shen'yan: Lyaonin zhen'min' chuban'she; 2001. 221 c. (Na kit. yaz.)

32. Chan Yui-chzhi. Shan dai chzhou tszi chzhidu (Sistema tsiklicheskikh zhertvoprinoshenii epokhi Shan). Pekin: Syan'chzhuan shutszyui; 2009. 564 s. (Na kit. yaz.)

33. ‘Sho-ven' tsze-tszy’ i shu («Tolkovanie pis'men i razbor ieroglifov» s perevodom i raz\"yasneniyami). Red. Li En'tszyan, Tszya Yuimin'. Chzhenchzhou: Chzhun\"yuan' nunmin' chuban'she; 2002. 1469 c. (Na kit. yaz.)

34. Van Khuei. Shan Chzhou ven'khua bitszyao yan'tszyu (Sravnitel'noe izuchenie kul'tur Shan i Chzhou). Pekin: Zhen'min' chuban'she; 2000. 221 c. (Na kit. yaz.)

35. Eno R. Was There a High God Ti in Shang Religion? Early China. Vol. 15. 1990. P. 1–26.

36. Vasil'ev L. S. Drevnii Kitai. T. I: Predystoriya, Shan-In', Zapadnoe Chzhou (do VIII v. do n. e.). M.: Vostochnaya literatura; 1995. 379 c.

37. Eliade M. Ocherki sravnitel'nogo religiovedeniya. M.: Ladomir; 1999, 489 c.

38. Chzhan Yui-tszin'. Sho tszyaguven' chzhun «tszun' i» de ii (K semantike tszun' i v nadpistyakh na kostyakh. Tszinyan' In'syui YH127 tszyagu ken Nan'tszin «shi nei fatszyue» 70 chzhounyan' lun'ven' tszi (Sbornik statei, priurochennyi k 70-i godovshchine «kabinetnykh raskopok» yamy s gadatel'nymi kostyami YH127 v In'syue). Pekin: Ven'u chuban'she; 2008. S. 371–380. (Na kit. yaz.)

39. Khou Chzhi-i, Chen' Tsyuan'-fan, Chen' Min'. Si Chzhou tszyaven' chzhu (Kommentarii k zapadnochzhouskim nadpisyam na cherepash'ikh shchitkakh). Shankhai: Syuelin' chuban'she; 2003. 564 s. (Na kit. yaz.)

40. Kryukov M. V., Khuan Shu-in. Drevnekitaiskii yazyk. M.: GRVL; 1978. 512 c.

41. Fen Shi. Lyu sy Bi Tsi yu yui «zhui, ban'» er tszy kao (Issledovanie nadpisi «Lyu sy Bi Tsi yu» i dvukh znakov – zhui i gu»). Gu ven'tszy yan'tszyu (Izuchenie drevnei pis'mennosti). 2018;(32):177–181. (Na kit. yaz.)

42. The Shoo King or The Book of Historical Documents. The Chinese Classics with a translation, critical and exegetical notes, prolegomena, and copious indexes by James Legge. In 5 vols. Vol. 3. Taipei: SMC Publishing Inc.; 2000. 735 p.

43. Keightley D. N. The Shang: China’s First Historical Dynasty. In: Loewe M., Shaughnessy E. L. (eds). The Cambridge History of Ancient China: From the Origin of Civilization to 221 B. C. New York: Cambridge University Press; 1999. P. 232–291.

44. Li-tszi i chzhu («Zapiski blagopristoinosti» s perevodom i kommentariyami). V 2 t. T. 1. Sost. Yan Tyan'-yui. Shankhai: Shankhai gutszi chuban'she; 2004. 861 s. (Na kit. yaz.)