Ориенталистика. 2020; 3: 497-536
Оригиналы и подделки в книжной серии «Назидательная литература эпохи Салджукидов на персидском языке»
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2020-3-2-497-536Аннотация
На сегодняшний день в книжной серии «Назидательная литература эпохи Салджукидов на персидском языке: Оригиналы и подделки» опубликованы две книги: Амир Му‘иззи Нишапури. Сийасат-нама/Сийар ал-мулук («Книга о правлении» / «Жития владык») – в 2020 г.; Сочинения имама ал-Газали – в 2017 г. Всего в обеих книгах представлено семь средневековых текстов: Сийасат-нама / Сийар ал-мулук; Зад-и ахират («Путевой припас для грядущей жизни»); Насихат ал-мулук («Совет владыкам»), ч. 1; Фаза’ил ал-анам мин раса’ил Худжжат ал-ислам («Достоинства людей из посланий Довода ислама»); Эй, фарзанд / Аййуха ал-валад («О, дитя»); Панд-нама («Письмо с советами») и Насихат ал-мулук, ч. 2. Четыре из семи перечисленных текстов относятся к категории преднамеренных подделок или текстов с ложной атрибуцией, скомпилированных с вполне определёнными целями и для конкретной целевой аудитории.
1. Сийасат-нама / Сийар ал-мулук («Книга о правлении» / «Жития владык») – этот текст, как показывают результаты исторического, кодикологического и текстологического анализов, был скомпилирован Мухаммадом Му‘иззи Нишапури, главой департамента поэтов при салджукидском правителе Маликшахе, а затем приписан им перу убитого Низам ал-мулка с единственной целью – получить должность при Дворе нового верховного правителя Салджукидов.
2. Три текста, завершающие вторую книгу серии и приписанные Мухаммаду ал-Газали, также представляют собой подделки, самая известная из которых Аййуха ал-валад («О, дитя»). Этот текст изначально был скомпилирован по-персидски под названием Эй, фарзанд одно-два поколения спустя после смерти имама ал-Газали из: двух подлинных писем Мухаммада ал-Газали; ‘Айнийа («Адресованное ‘Айну») – письма его младшего брата Ахмада ал-Газали своему знаменитому ученику ‘Айн ал-Кудату ал-Хамадани; и из собственного письма ‘Айн ал-Кудата. Позднее созданная подделка была переведена на арабский язык, став популярной под заглавием Аййуха ал-валад.
3. В третью книгу планируется включить два подлинных текста: Кабус-нама («Книга Кабуса») Кай Кавуса б. Искандара б. Кабуса и Чахар макала / Маджма‘ ал-навадир («Четыре беседы» / «Собрание редкостей») Низами ‘Арузи Самарканди. Если позволит объём книги, то в неё может быть включён текстФустат ал-‘адала фи-л-кава‘ид ал-салтана («Шатёр справедливости в правилах султаната»), скомпилированный Мухаммадом ал-Хатибом в 683/1284-5 г. Уникальная рукопись этого текста хранится в Национальной библиотеке Франции (BnF, Suppl. Turc 1120).
В статье даётся обзор всех текстов, включённых в серию, затрагивается проблема существования подделок в исламской средневековой литературе, их категории и способы идентификации.
Список литературы
1. Khismatulin A. A. The Persian Mirrors for Princes Written in the Saljuq Period: The Book Series. Vestnik of Saint Petersburg University. Asian and African Studies. 2019;11(3):321–344. Available at: https://aasjournal.spbu.ru/issue/view/422
2. Хисматулин А. Амир Му‘иззи Нишапури. Сийасат-нама / Сийар ал-мулук («Книга о правлении» / «Жития владык»): подделка, приписанная Низам ал-мулку СПб.: Петербургское востоковедение; М.: Садра; 2020. Серия «Назидательная литература эпохи Салджукидов на персидском языке: Оригиналы и подделки» (I).
3. Daftary, Farhad. Hasan Sabbah. In: Encyclopædia Iranica. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/hasan-sabbah
4. ‘Abd al-Jalil Qazwini Razi. Naqd (Ba‘d mathalib al-nawasib fi-naqd “Ba‘d fada’ih al-rawafid”). Ed. Mir Jalal al-Din Hussaini Urmawi Muhaddith. Tehran; 1358/1979 (In Persian).
5. Torkamany Azar, Parvin. Saljuqiyan: Ikhtilafat-i madhhabi wa payamadha-yi an. Pazhuhish-nama-yi ‘ulum-i insani. 1385/2006;(51):53–74. Available at: http://ensani.ir/fa/article/144047/نآ-یاهدمایپ-و-یبهذم-تافلاتخا-نایقوجلس (In Persian).
6. Shaked S., Safa Z. Andarz and andarz literature in pre-Islamic Iran; Andarz literature in New Persian. In: Encyclopædia Iranica, II/1. P. 11–22. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/andarz-precept-instruction-advice
7. Заходера Б. Н. (пер.) Сиасет-намэ. Книга о правлении вазира XI столетияНизам ал-мулька. М.; Л.: Изд-во АН СССР; 1949.
8. Davarpanah, Hormoz. Mo‘ezzi Nišāburi. In: Encyclopædia Iranica. Available at:http://www.iranicaonline.org/articles/moezzi-nisaburi
9. Durand-Guédy, David. Malekšah. In: Encyclopædia Iranica. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/maleksah
10. Nizam al-Mulk. Siyar al-muluk. 2nd ed. H. Darke. Tehran: Bungah-i tarjuma wa nashr-i kitab; 1347/1968 (In Persian).
11. Ra’isniya, Rahim. Wajhi az wujuh-i ahwal wa athar-i Hajj Muhammad agha Nakhjawani. In: Ba qafila-yi shawq: Arj-nama-yi duktur-i Muhammad ‘Ali Muwahhid, Tehran: Sutude; 2014. P. 537–554. Available at: http://www.mirasmaktoob.ir/sites/default/files/archive/pdf/raeesnia-rahim.pdf (In Persian).
12. Хисматулин А. Сочинения имама ал-Газали СПб.: Петербургское востоковедение; М.: Садра; 2017. Серия: Назидательная литература эпохи Салджукидов на персидском языке: Оригиналы и подделки (II).
13. Turan, Osman. Selçuk Türkiye’si Din Tarihine Dair Bir Kaynak: Fustatü’l-adale fi kavaidü’s-saltana. In: 60. Doğum Yılı Münasebetiyle Fuad Köprülü Armağanı. İstanbul: Osman Yalçın Matbaası, 1953. P. 531–564; 2nded. Ankara: Türk Tarih Kurumu; 2010. (In Turkish).
14. De Nicola, Bruno. The Fustat al-‘Adala: A Unique Manuscript on the Religious Landscape of Medieval Anatolia. In: Peacock A.C.S., Sara Nur Yıldız (eds) Islamic Literature and Intellectual Life in Fourteenthand Fifteenth-Century Anatolia. Würzburg: Ergon Verlag; 2016. P. 49–72. Available at: https://goldsmiths.academia.edu/BrunoDeNicola
15. Лихачев Д. С. (при участии Алексеева А. А., Боброва А. Г.) Текстология (на материале русской литературы X–XVII вв.). СПб.: Алетейя; 2001. Режим доступа: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/textologia/0070.pdf
16. Петров А. Е., Шнирельман В. А. Введение. В: Петров А. Е., Шнирельман В. А. (ред.) Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов. М.: ИА РАН, 2011. C. 5–14. Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/books/falysifikatsiya_istorichyeskikh_istochnikov.pdf
17. Al-Suyuti, ‘Abd al-Rahman. Tadrib al-Rawi fi-Sharh Taqrib al-Nawawi, ed. Abu Qutayba al-Faryabi, Beirut: Maktabat al-Kawthar, 1415 AH. Available at: https:// ia802304.us.archive.org/20/items/waq21470/21470.pdf (In Arabic)
18. Observations Mirza Alexandre Kazem-Beg, professeur de languesorientales a l’université de Cazan, sur le Chapitre inconnu du Coran, publié et traduit par M. Garcin de Tassy. Journale Asiatique. IVème série, ii. 1843:373–429. Available at: http:// visualiseur.bnf.fr/CadresFenetre?O=NUMM-93142&I=438&M=tdm
19. Баконина, М. С. Любимый поэт президента. Режим доступа: http://www.fontanka.ru/2007/06/19/053/
20. Soudavar, Abolala. Forgeries i. Introduction; Oscar White, Muscarella. Forgeries ii. Of pre-Islamic art; Sheila, Blair. Forgeries iii. Of Islamic art; Richard, Francis. Forgeries iv. Of Islamic manuscripts. In: Encyclopædia Iranica. Available at: http:// www.iranicaonline.org/articles/forgeries-i
21. Tor, Deborah. Sanjar, Ahmad b. Malikšah. In: Encyclopædia Iranica. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/sanjar
22. Abu’l-Hasan ‘Ali al-Hujwiri; Zhukovskiy V. (ed.) Kashf al-mahjub. Leningrad; 1929. (In Persian).
23. Jalal al-Din al-Suyuti. Al-Fariq bayna’l-musannif wa’l-sariq, ed. Hilal Naji. Beirut; 1998. (In Arabic).
24. Хисматулин А. Средневековый та’лиф: текстологический анализ и перевод Рисала-йи абдалийа Йа‘куба Чархи. В: Аликберов А. К., Пиотровский М. Б. (ред.) Ars Islamica. М.: Восточная литература; 2016. С. 392–436. Режим доступа: http://orientalstudies.academia.edu/AlexeyKhismatulin
25. Rosenthal, Fr. The Technique and Approach of Muslim Scholarship. Analecta Orientalia.1947;24:1–74. Available at: https://archive.org/details/TheTechniqueAndApproachOfMuslimScholarship/mode/2up
26. Хисматулин А. Имам ал-Газали и виды научного творчества. ИраноСлавика. 2007;(1–2):41–49.
27. Хисматулин А. Виды мусульманской научной литературы в X–XV вв.: сочинения (тасниф) и компиляции (та’лиф). В: Резван М. Е. (ред.) Рахмат-наме. Сб. статей в честь 70-летия Р. Р. Рахимова. СПб.: МАЭ РАН; 2008. С. 410–443. Режим доступа: http://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/03/03_03/978-5-55431-158-9
28. Khismatulin A. Islamic Education Reflected in the Forms of Medieval Scholarly Literature: Jam‘, Tā’līf, and Tasnīf in Classical Islam. In: Günther S. (ed.) Knowledge and Education in Classical Islam. Leiden, Boston: Brill; 2020. P. 475–487. Available at: http://orientalstudies.academia.edu/AlexeyKhismatulin
29. Omidsalar, Mahmoud. Minovi, Mojtaba. In: Encyclopædia Iranica. Available at:http://www.iranicaonline.org/articles/minovi-mojtaba
30. Minuwi M. Yaddashti az ustad-i Mujtaba Minuwi dar bara-yi ti‘dadi aznuskhaha-yi ja‘ali, Rahnama-yi kitab. 1342/1963;2(6): 238–240. (In Persian).
31. Minuwi M. Yaddashti az ustad-i Mujtaba Minuwi dar bara-yi ti‘dadi az nuskhaha-yi ja‘ali. Nama-yi Baharistan. 1381/2002;(5):191–192. Available at: http://www.ensani.ir/fa/content/259990/default.aspx (In Persian).
32. ‘Омар Хаййам. Руба‘ййат. Пер. и предисл. Р. М. Алиева и М.-Н. Османова; под ред. Е. Э. Бертельса. М.: Восточная литература; 1959.
33. Minuwi, M. Kapus-nama-yi Frai (tamrini dar fann-i tazwirshinasi), Yaghma 1335/1956;9:449–465+481–495. Available at: http://rasekhoon.net/article/show/902513/ (In Persian).
34. Bayani, Mahdi. Diwan-i Qatran-i Tabrizi ba khatt-i Anwari Abiwardi. Yaghma1329/1950;11(3):461–474. Available at: http://www.ensani.ir/fa/content/278733/default.aspx (In Persian).
35. Ibn ‘Abbad, Sahib. Al-risala fi’l-hidaya wa’l-dalala, ed. Husayn ‘Ali Mahfuz, Muham-mad Muwaqqar, Tehran, Anjuman-i farhangi-yi mihr, 1374 AH/1955 AD. (In Persian).
36. Omar Khayyam. A New Version Based upon Recent Discoveries, ed. A. J. Arberry. London: J. Murray; 1952.
37. Omar Khayyam. Les Robaiyyat d’Omar Khayyam de Neyshaboor, pour la première fois, traduits en vers français par Pierre Pascal d’après les plus anciens manuscrits. Roma: Éditions du Coeur Fidèle; 1958.
38. Ibn Sina, Abu ‘Ali Husayn b. ‘Abd Allah. Mi‘raj-nama ba khatt-i Imam-i Fakhr-iRazi; chap-i ‘aksi ba kushish-i Mahdi Bayani. Tehran: Anjuman-i dustdaran-i kitab; 1331/1952. (In Persian).
39. Rastgar Fasayi, Mansur. Khayyam, Farzad wa nuskha-yi ja‘li-yi Ruba‘yyat. Farhang. 1378/1999;29–32:181–202. Available at: http://www.ensani.ir/fa/content/266314/default.aspx (In Persian).
40. de Bruijn J.T.P. Kaykavus b. Eskandar. In: Encyclopædia Iranica. Available at:http://www.iranicaonline.org/articles/kaykavus-onsor-maali
41. ‘Unsur al-Ma‘ali Kaika’us Ibn Iskandar Ibn Qabus. The Nasihat-Nama known asQabus-Nama, ed. Reuben Levy. London: Luzac; 1951 (GMS, N.S. 18).
42. Mujarrad, Mujtaba. Piramun-i nuskha-yi maj‘ul wa musawwar-i Diwan-i Amir-i Mu‘izzi dar Danishgah-i Harvard. Guzarish-i mirath. 1391/2012;5–6(6):87–91. Available at: http://www.mirasmaktoob.ir/fa/system/files/nashriat/GM-54&55-Mojarad-Noskhe-p87.pdf (In Persian).
43. Sundermann, Werner. Henning, Walter Bruno. In: Encyclopædia Iranica. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/henning-walter-bruno
44. Frye R. N. Greater Iran: A 20th-century Odyssey, Costa Mesa, Calif.: Mazda; 2005.
45. Afšar, Iraj. Eqbal Aštiani ‘Abbas. In: Encyclopædia Iranica. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/eqbal-astiani
46. ‘Azimi Habibollah, Hashemi-e Asl Helya. Barrasi-yi anwa‘-i ja‘l wa tazwir dar nuskhaha-yi khatti ba istinad ba namunaha-yi az an. Ayina-yi Mirath.1394/2015;(56):265–291. Available at: http://www.am-journal.ir/article_46428.html (In Persian).
47. Monzawi ‘A. N. Adib Natanzi. In: Encyclopædia Iranica. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/adib-natanzi-badi-al-zaman-abu-abdallah-hosayn-b
48. Romanov M. Digital Age, Digital Methods. В: Аликберов А. К., Пиотровский М. Б. (ред.) Ars Islamica. М.: Восточная литература; 2016. P. 129–156.
49. Балаченкова, А. П., Цыпкин, Д. О. Возможности технологического анализа исторических бумаг в источниковедческом исследовании памятников. Вестник Санкт-Петербургского университета. История 2017;62(2):375–399. DOI: 10.21638/11701/spbu02.2017.213.
50. Eder M. Rolling Stylometry. Digital Scholarship Humanities. 2016;31(3):457–469. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/440b/2dde1b6600fb1354206c409f588dc6f 72032.pdf
51. Sa‘idi Sirjani ‘A.-A. Dehkhoda, Mirza ‘Ali-Akbar Qazvini. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/dehkoda
Orientalistica. 2020; 3: 497-536
Originals and Fabrications in the Book Series “The Persian Mirrors for Princes Written in the Saljuq Period”
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2020-3-2-497-536Abstract
Two books have been published to date in the book series – the Persian Mirrors for Princes Written in the Saljuq Period: Originals and Fabrications. They are: Amir Mu‘izzi Nishapuri. The Siyasat-nama/Siyar al-muluk: A Fabrication Ascribed to Nizam al-Mulk (2020) and The Writings of Imam al-Ghazali (2017). Altogether, these books examine seven medieval texts: the Siyasat-nama/Siyar al-muluk, the Zad-i Akhirat, the Nasihat al-muluk, pt. 1, the Faza’il al-anam min rasa’il Hujjat al-Islam, the Ei Farzand/Ayyuha al-walad, the Pand-nama, and the Nasihat al-muluk, pt. 2. Four of the seven texts belong to the category of deliberate fabrications or the texts with false attribution, compiled with quite specific goals and for specific target audience.
1. The results of the historical, codicological, and textual analysis reveal that the Siyasat-nama/Siyar al-muluk (The Book of Government/The Vitae of Rulers) was compiled by Muhammad Mu‘izzi Nishapuri, the Head of poets department under the Saljuqid ruler Malik-shah. Subsequently, he ascribed it to the murdered Nizam al-Mulk in order to be appointed to a position at the Saljuqid court.
2. The last three texts published in the second book and ascribed to al-Ghazali are forgeries as well. The most famous of them is the Ayyuha al-walad (O Child). This text was initially written in Persian under the title Ei farzand, however, one or two generations after the death of Muhammad al-Ghazali. For its compilation were used: two genuine letters letters by Muhammad al-Ghazali; the ‘Ayniyya – letter by his brother Ahmad al-Ghazali to his famous disciple ‘Ayn al-Qudat al-Hamadani; and the text taken from ‘Ayn al-Qudat’s own letter. Later, the compiled text was translated into Arabic and began to circulate under the title Ayyuha al-walad.
3. The third book is going to comprise two authentic texts: the Qabus-nama (The Book of Qabus) by Kay Kawus b. Iskandar b. Qabus and the Chahar maqala/Majma‘ al-nawadir (Four Discourses/Miscellany of Rarities) by Nizami ‘Aruzi Samarqandi. If possible, the Fustat al-‘Adala fi-Qawa‘id al-Saltana (A Tent of Justice In the Rules of Sultanate) compiled by Muhammad al-Khatib in 683 AH/1284-5 AD will be also included in this book. For the publication will be used the unique manuscript preserved in the National Library of France (BnF, Suppl. Turc 1120).
The article offers a review of the texts included in the series and deals with the problem of literary forgeries and fakes in medieval Islamic literature, their types as well as the ways of their identification.
References
1. Khismatulin A. A. The Persian Mirrors for Princes Written in the Saljuq Period: The Book Series. Vestnik of Saint Petersburg University. Asian and African Studies. 2019;11(3):321–344. Available at: https://aasjournal.spbu.ru/issue/view/422
2. Khismatulin A. Amir Mu‘izzi Nishapuri. Siĭasat-nama / Siĭar al-muluk («Kniga o pravlenii» / «Zhitiya vladyk»): poddelka, pripisannaya Nizam al-mulku SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie; M.: Sadra; 2020. Seriya «Nazidatel'naya literatura epokhi Saldzhukidov na persidskom yazyke: Originaly i poddelki» (I).
3. Daftary, Farhad. Hasan Sabbah. In: Encyclopædia Iranica. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/hasan-sabbah
4. ‘Abd al-Jalil Qazwini Razi. Naqd (Ba‘d mathalib al-nawasib fi-naqd “Ba‘d fada’ih al-rawafid”). Ed. Mir Jalal al-Din Hussaini Urmawi Muhaddith. Tehran; 1358/1979 (In Persian).
5. Torkamany Azar, Parvin. Saljuqiyan: Ikhtilafat-i madhhabi wa payamadha-yi an. Pazhuhish-nama-yi ‘ulum-i insani. 1385/2006;(51):53–74. Available at: http://ensani.ir/fa/article/144047/نآ-یاهدمایپ-و-یبهذم-تافلاتخا-نایقوجلس (In Persian).
6. Shaked S., Safa Z. Andarz and andarz literature in pre-Islamic Iran; Andarz literature in New Persian. In: Encyclopædia Iranica, II/1. P. 11–22. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/andarz-precept-instruction-advice
7. Zakhodera B. N. (per.) Siaset-name. Kniga o pravlenii vazira XI stoletiyaNizam al-mul'ka. M.; L.: Izd-vo AN SSSR; 1949.
8. Davarpanah, Hormoz. Mo‘ezzi Nišāburi. In: Encyclopædia Iranica. Available at:http://www.iranicaonline.org/articles/moezzi-nisaburi
9. Durand-Guédy, David. Malekšah. In: Encyclopædia Iranica. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/maleksah
10. Nizam al-Mulk. Siyar al-muluk. 2nd ed. H. Darke. Tehran: Bungah-i tarjuma wa nashr-i kitab; 1347/1968 (In Persian).
11. Ra’isniya, Rahim. Wajhi az wujuh-i ahwal wa athar-i Hajj Muhammad agha Nakhjawani. In: Ba qafila-yi shawq: Arj-nama-yi duktur-i Muhammad ‘Ali Muwahhid, Tehran: Sutude; 2014. P. 537–554. Available at: http://www.mirasmaktoob.ir/sites/default/files/archive/pdf/raeesnia-rahim.pdf (In Persian).
12. Khismatulin A. Sochineniya imama al-Gazali SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie; M.: Sadra; 2017. Seriya: Nazidatel'naya literatura epokhi Saldzhukidov na persidskom yazyke: Originaly i poddelki (II).
13. Turan, Osman. Selçuk Türkiye’si Din Tarihine Dair Bir Kaynak: Fustatü’l-adale fi kavaidü’s-saltana. In: 60. Doğum Yılı Münasebetiyle Fuad Köprülü Armağanı. İstanbul: Osman Yalçın Matbaası, 1953. P. 531–564; 2nded. Ankara: Türk Tarih Kurumu; 2010. (In Turkish).
14. De Nicola, Bruno. The Fustat al-‘Adala: A Unique Manuscript on the Religious Landscape of Medieval Anatolia. In: Peacock A.C.S., Sara Nur Yıldız (eds) Islamic Literature and Intellectual Life in Fourteenthand Fifteenth-Century Anatolia. Würzburg: Ergon Verlag; 2016. P. 49–72. Available at: https://goldsmiths.academia.edu/BrunoDeNicola
15. Likhachev D. S. (pri uchastii Alekseeva A. A., Bobrova A. G.) Tekstologiya (na materiale russkoĭ literatury X–XVII vv.). SPb.: Aleteiya; 2001. Rezhim dostupa: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/textologia/0070.pdf
16. Petrov A. E., Shnirel'man V. A. Vvedenie. V: Petrov A. E., Shnirel'man V. A. (red.) Fal'sifikatsiya istoricheskikh istochnikov i konstruirovanie etnokraticheskikh mifov. M.: IA RAN, 2011. C. 5–14. Rezhim dostupa: http://static.iea.ras.ru/books/falysifikatsiya_istorichyeskikh_istochnikov.pdf
17. Al-Suyuti, ‘Abd al-Rahman. Tadrib al-Rawi fi-Sharh Taqrib al-Nawawi, ed. Abu Qutayba al-Faryabi, Beirut: Maktabat al-Kawthar, 1415 AH. Available at: https:// ia802304.us.archive.org/20/items/waq21470/21470.pdf (In Arabic)
18. Observations Mirza Alexandre Kazem-Beg, professeur de languesorientales a l’université de Cazan, sur le Chapitre inconnu du Coran, publié et traduit par M. Garcin de Tassy. Journale Asiatique. IVème série, ii. 1843:373–429. Available at: http:// visualiseur.bnf.fr/CadresFenetre?O=NUMM-93142&I=438&M=tdm
19. Bakonina, M. S. Lyubimyĭ poet prezidenta. Rezhim dostupa: http://www.fontanka.ru/2007/06/19/053/
20. Soudavar, Abolala. Forgeries i. Introduction; Oscar White, Muscarella. Forgeries ii. Of pre-Islamic art; Sheila, Blair. Forgeries iii. Of Islamic art; Richard, Francis. Forgeries iv. Of Islamic manuscripts. In: Encyclopædia Iranica. Available at: http:// www.iranicaonline.org/articles/forgeries-i
21. Tor, Deborah. Sanjar, Ahmad b. Malikšah. In: Encyclopædia Iranica. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/sanjar
22. Abu’l-Hasan ‘Ali al-Hujwiri; Zhukovskiy V. (ed.) Kashf al-mahjub. Leningrad; 1929. (In Persian).
23. Jalal al-Din al-Suyuti. Al-Fariq bayna’l-musannif wa’l-sariq, ed. Hilal Naji. Beirut; 1998. (In Arabic).
24. Khismatulin A. Srednevekovyi ta’lif: tekstologicheskii analiz i perevod Risala-ĭi abdaliĭa Ia‘kuba Charkhi. V: Alikberov A. K., Piotrovskii M. B. (red.) Ars Islamica. M.: Vostochnaya literatura; 2016. S. 392–436. Rezhim dostupa: http://orientalstudies.academia.edu/AlexeyKhismatulin
25. Rosenthal, Fr. The Technique and Approach of Muslim Scholarship. Analecta Orientalia.1947;24:1–74. Available at: https://archive.org/details/TheTechniqueAndApproachOfMuslimScholarship/mode/2up
26. Khismatulin A. Imam al-Gazali i vidy nauchnogo tvorchestva. IranoSlavika. 2007;(1–2):41–49.
27. Khismatulin A. Vidy musul'manskoi nauchnoi literatury v X–XV vv.: sochineniya (tasnif) i kompilyatsii (ta’lif). V: Rezvan M. E. (red.) Rakhmat-name. Sb. stateĭ v chest' 70-letiya R. R. Rakhimova. SPb.: MAE RAN; 2008. S. 410–443. Rezhim dostupa: http://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/03/03_03/978-5-55431-158-9
28. Khismatulin A. Islamic Education Reflected in the Forms of Medieval Scholarly Literature: Jam‘, Tā’līf, and Tasnīf in Classical Islam. In: Günther S. (ed.) Knowledge and Education in Classical Islam. Leiden, Boston: Brill; 2020. P. 475–487. Available at: http://orientalstudies.academia.edu/AlexeyKhismatulin
29. Omidsalar, Mahmoud. Minovi, Mojtaba. In: Encyclopædia Iranica. Available at:http://www.iranicaonline.org/articles/minovi-mojtaba
30. Minuwi M. Yaddashti az ustad-i Mujtaba Minuwi dar bara-yi ti‘dadi aznuskhaha-yi ja‘ali, Rahnama-yi kitab. 1342/1963;2(6): 238–240. (In Persian).
31. Minuwi M. Yaddashti az ustad-i Mujtaba Minuwi dar bara-yi ti‘dadi az nuskhaha-yi ja‘ali. Nama-yi Baharistan. 1381/2002;(5):191–192. Available at: http://www.ensani.ir/fa/content/259990/default.aspx (In Persian).
32. ‘Omar Khaiiam. Ruba‘ĭĭat. Per. i predisl. R. M. Alieva i M.-N. Osmanova; pod red. E. E. Bertel'sa. M.: Vostochnaya literatura; 1959.
33. Minuwi, M. Kapus-nama-yi Frai (tamrini dar fann-i tazwirshinasi), Yaghma 1335/1956;9:449–465+481–495. Available at: http://rasekhoon.net/article/show/902513/ (In Persian).
34. Bayani, Mahdi. Diwan-i Qatran-i Tabrizi ba khatt-i Anwari Abiwardi. Yaghma1329/1950;11(3):461–474. Available at: http://www.ensani.ir/fa/content/278733/default.aspx (In Persian).
35. Ibn ‘Abbad, Sahib. Al-risala fi’l-hidaya wa’l-dalala, ed. Husayn ‘Ali Mahfuz, Muham-mad Muwaqqar, Tehran, Anjuman-i farhangi-yi mihr, 1374 AH/1955 AD. (In Persian).
36. Omar Khayyam. A New Version Based upon Recent Discoveries, ed. A. J. Arberry. London: J. Murray; 1952.
37. Omar Khayyam. Les Robaiyyat d’Omar Khayyam de Neyshaboor, pour la première fois, traduits en vers français par Pierre Pascal d’après les plus anciens manuscrits. Roma: Éditions du Coeur Fidèle; 1958.
38. Ibn Sina, Abu ‘Ali Husayn b. ‘Abd Allah. Mi‘raj-nama ba khatt-i Imam-i Fakhr-iRazi; chap-i ‘aksi ba kushish-i Mahdi Bayani. Tehran: Anjuman-i dustdaran-i kitab; 1331/1952. (In Persian).
39. Rastgar Fasayi, Mansur. Khayyam, Farzad wa nuskha-yi ja‘li-yi Ruba‘yyat. Farhang. 1378/1999;29–32:181–202. Available at: http://www.ensani.ir/fa/content/266314/default.aspx (In Persian).
40. de Bruijn J.T.P. Kaykavus b. Eskandar. In: Encyclopædia Iranica. Available at:http://www.iranicaonline.org/articles/kaykavus-onsor-maali
41. ‘Unsur al-Ma‘ali Kaika’us Ibn Iskandar Ibn Qabus. The Nasihat-Nama known asQabus-Nama, ed. Reuben Levy. London: Luzac; 1951 (GMS, N.S. 18).
42. Mujarrad, Mujtaba. Piramun-i nuskha-yi maj‘ul wa musawwar-i Diwan-i Amir-i Mu‘izzi dar Danishgah-i Harvard. Guzarish-i mirath. 1391/2012;5–6(6):87–91. Available at: http://www.mirasmaktoob.ir/fa/system/files/nashriat/GM-54&55-Mojarad-Noskhe-p87.pdf (In Persian).
43. Sundermann, Werner. Henning, Walter Bruno. In: Encyclopædia Iranica. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/henning-walter-bruno
44. Frye R. N. Greater Iran: A 20th-century Odyssey, Costa Mesa, Calif.: Mazda; 2005.
45. Afšar, Iraj. Eqbal Aštiani ‘Abbas. In: Encyclopædia Iranica. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/eqbal-astiani
46. ‘Azimi Habibollah, Hashemi-e Asl Helya. Barrasi-yi anwa‘-i ja‘l wa tazwir dar nuskhaha-yi khatti ba istinad ba namunaha-yi az an. Ayina-yi Mirath.1394/2015;(56):265–291. Available at: http://www.am-journal.ir/article_46428.html (In Persian).
47. Monzawi ‘A. N. Adib Natanzi. In: Encyclopædia Iranica. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/adib-natanzi-badi-al-zaman-abu-abdallah-hosayn-b
48. Romanov M. Digital Age, Digital Methods. V: Alikberov A. K., Piotrovskii M. B. (red.) Ars Islamica. M.: Vostochnaya literatura; 2016. P. 129–156.
49. Balachenkova, A. P., Tsypkin, D. O. Vozmozhnosti tekhnologicheskogo analiza istoricheskikh bumag v istochnikovedcheskom issledovanii pamyatnikov. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriya 2017;62(2):375–399. DOI: 10.21638/11701/spbu02.2017.213.
50. Eder M. Rolling Stylometry. Digital Scholarship Humanities. 2016;31(3):457–469. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/440b/2dde1b6600fb1354206c409f588dc6f 72032.pdf
51. Sa‘idi Sirjani ‘A.-A. Dehkhoda, Mirza ‘Ali-Akbar Qazvini. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/dehkoda
События
-
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38 -
Журналы НЦЭСМП приняты в Scopus >>>
27 мая 2025 | 12:35 -
К платформе Elpub присоединился журнал « Islamology» >>>
26 мая 2025 | 13:52 -
Журнал «Сибнейро» теперь на Elpub >>>
16 мая 2025 | 11:08 -
Журнал «Фундаментальная и клиническая медицина» принят в DOAJ >>>
16 мая 2025 | 11:07