Ориенталистика. 2020; 3: 189-206
Шах и нищий: поэтический спор Хафиза с Шахом Ни‘матуллахом Вали
Пригарина Н. И., Чалисова Н. Ю., Русанов М. А.
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2020-3-1-189-206Аннотация
В статье предложен анализ газели Шамс ад-Дина Хафиза (XIV в.), рассматриваемой как ответ на стихотворение его современникаШахаНи‘матуллаха Вали. Этот поэтический диалог интересен тем, что демонстрирует черты не только литературной, но и личной полемики. Сопоставление текстов открывает дополнительные герменевтические перспективы: обобщенные идеальные образы лирических персонажей проецируются на личные взаимоотношения поэтов, благодаря чему стихи Хафиза приобретают еще одно семантическое измерение.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Хафиз Ширази; Шахвердов А. Ш. (сост.) Диван. М.: Летопись; 1998.
2. Muʻīn, Muḥammad. Ḥāfiẓ-i šīrīn-suxan. Tihrān, 1369/1990. (На перс. яз.)
3. Ḥamīd Farzām, Taḥqīq dar aḥvāl va naqd-i āṯār va afkār-i Shāh Ni‘matu’llāh Valī. Tihrān: Surūsh 1374/1995. (На перс. яз.)
4. Пригарина Н. И., Шелаев А. С. Один бейт и два тарджиʻбанда. Вестник РГГУ. Серия «Востоковедение. Африканистика». 2014;6(128):120–147.
5. Пригарина Н. И. Отблеск нетленного лика (В глубинах интертекста персидской поэзии). В: Пиотровский М. Б., Аликберов А. К. (ред.) Ars Islamica. В честь Станислава Михайловича Прозорова. М.: Наука, Восточная литература; 2016. С. 414–421.
6. ʻAlī Aṣġar Maẓharī Kirmānī. Shāh Niʻmatullāh Valī Kirmānī va Xv āja Ḥāfiẓ-i Šīrāzī. Ṣūfī. 1374/1995;(26):12‒21. (На перс. яз.)
7. Zipoli R. The technique of the Ğavāb: replies by Navāʻī to Ḥāfiz and Ğāmī. Venezia: Cafoscarina; 1993.
8. Шелаев А. С. Суфийский поэт и наставник Шах НиʻматуллахВали (XIV– XV вв.). Ирано-Славика. 2010;1:40–42.
9. Javād Nūrbaxš (ed.) Kulliyyāt-i aš‘ār-i Šāh Ni‘matullāh Wālī. Tihrān; 1352/1973. (На перс. яз.)
10. Xalīl Xaṭīb Rahbar (ed.) Dīvān-i ġazaliyāt-i Mawlānā Šams al-Dīn Muḥammad Xv āja Ḥāfiẓ-i Šīrāzī. Tihrān; 1372/1994. (На перс. яз.)
11. Lewisohn L. Prolegomenon to the Study of Ḥāfiẓ. In: Lewisohn L. (ed.) Ḥāfiẓ and the Religion of Love in Classical Persian Poetry. New York: I. B. Tauris; 2010. P. 3‒73.
12. Аль-Худжвири; Орлов А.(пер.), Пригарина Н. И.(ред.) Раскрытие скрытого. Старейший персидский трактат по суфизму. М.: Единство; 2004.
13. Xurramšāhī, Bahā al-Dīn. Hāfiz-nāma. Šarḥ-i alfāẓ, a‘lām, mafāhim-i kalīdī va abyāt-i dušvār-i Ḥāfiz. Baxš-i avval va duvvum. Tihrān: Širkat-i intišārāt-i ʻilmī va farhangī; 1999. (На перс. яз.)
14. Пригарина Н., Чалисова Н., Русанов М. Хафиз. Газели в филологическом переводе. М.: РГГУ; 2012. Ч. 1.
15. Niẓāmī Ganjavī. Kulliyāt. Parvīz Bābāyī (ed.) Baxš-i avval va duvvum. Tihrān: Muassasa-yi intišārāt-i nigāh; 1993. (На перс. яз.)
16. ḤusaynʻAli Hiravī va doctor Zahra (ed.) Šādmān Šarḥ-i ġazalhā-yi Ḥāfiẓ. Tihrān; 1378/1999. Vol. 1–4. (На перс. яз.)
17. ‘Alī Akbar Dihxudā. Luġat-nāma. Jild-i 1–14. Tihrān: Dānišgāh-i Tihrān; 1993. (На перс. яз.)
18. Sa‘dī. Kulliyyāt. Tihrān: Muassasa-yi intišārāt-i nigāh; 1996. (На перс. яз.)
19. Крачковский И. Ю. (пер. и коммент.) Коран. М.: ГРВЛ; 1986.
20. Braginskiy I. S. (ed.) Dīvān-i Rūdakī Samarqandī. Tihrān: Muassasa-yi intišārāt-i nigāh; 1994. (На перс. яз.)
21. Saʻīd Nafīsī (ed.) Kulliyāt-i ašʻār-i Awhadī-yi Iṣfahānī maʻrūf ba Awhadī-yi Marāġa’ī. Tihrān: Intišārāt-i Sanāyī; 2012. (На перс. яз.)
22. Dīvān-i Ḥāfiẓ. Ba taṣḥīḥ va tawżīḥ-i Parvīz Nātel Xānlarī. Jild- i avval. Ġazaliyyāt. Tihrān; 1362/1983. (На перс. яз.)
23. Рейснер М. Л. Эволюция классической газели на фарси (X–XIV века). М.: ГРВЛ; 1989.
24. Lewis F. Hafez. VIII. Hafez and rendi (Last updated: March 1, 2012). In: Encyclopaedia Iranica. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/hafez-viii
Orientalistica. 2020; 3: 189-206
The Shah and the beggar: on the poetic dispute between Hafiz and Shah Ni‘matullah Vali
Prigarina N. I., Chalisova N. Y., Rusanov M. A.
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2020-3-1-189-206Abstract
The article comprises an analysis of the famous ghazal by the 14th cent. Iranian poet Shams al-Din Hafiz. Traditionally it has been considered as a response to a poem by his late contemporary Shah Ni‘matullah Vali. This poetic dialogue is rather remarkable since it reveals both the literary and the personal polemics. The juxtaposing of the two texts opens in their research further hermeneutic perspectives. The ideal images of the ghazals’ lyrical characters can be projected onto the personalities of the two poets and their relationships, which provides the poem by Hafiz with a new semantic dimension.
The authors declares that there is no conflict of interest.
References
1. Khafiz Shirazi; Shakhverdov A. Sh. (sost.) Divan. M.: Letopis'; 1998.
2. Muʻīn, Muḥammad. Ḥāfiẓ-i šīrīn-suxan. Tihrān, 1369/1990. (Na pers. yaz.)
3. Ḥamīd Farzām, Taḥqīq dar aḥvāl va naqd-i āṯār va afkār-i Shāh Ni‘matu’llāh Valī. Tihrān: Surūsh 1374/1995. (Na pers. yaz.)
4. Prigarina N. I., Shelaev A. S. Odin beit i dva tardzhiʻbanda. Vestnik RGGU. Seriya «Vostokovedenie. Afrikanistika». 2014;6(128):120–147.
5. Prigarina N. I. Otblesk netlennogo lika (V glubinakh interteksta persidskoi poezii). V: Piotrovskii M. B., Alikberov A. K. (red.) Ars Islamica. V chest' Stanislava Mikhailovicha Prozorova. M.: Nauka, Vostochnaya literatura; 2016. S. 414–421.
6. ʻAlī Aṣġar Maẓharī Kirmānī. Shāh Niʻmatullāh Valī Kirmānī va Xv āja Ḥāfiẓ-i Šīrāzī. Ṣūfī. 1374/1995;(26):12‒21. (Na pers. yaz.)
7. Zipoli R. The technique of the Ğavāb: replies by Navāʻī to Ḥāfiz and Ğāmī. Venezia: Cafoscarina; 1993.
8. Shelaev A. S. Sufiiskii poet i nastavnik Shakh NiʻmatullakhVali (XIV– XV vv.). Irano-Slavika. 2010;1:40–42.
9. Javād Nūrbaxš (ed.) Kulliyyāt-i aš‘ār-i Šāh Ni‘matullāh Wālī. Tihrān; 1352/1973. (Na pers. yaz.)
10. Xalīl Xaṭīb Rahbar (ed.) Dīvān-i ġazaliyāt-i Mawlānā Šams al-Dīn Muḥammad Xv āja Ḥāfiẓ-i Šīrāzī. Tihrān; 1372/1994. (Na pers. yaz.)
11. Lewisohn L. Prolegomenon to the Study of Ḥāfiẓ. In: Lewisohn L. (ed.) Ḥāfiẓ and the Religion of Love in Classical Persian Poetry. New York: I. B. Tauris; 2010. P. 3‒73.
12. Al'-Khudzhviri; Orlov A.(per.), Prigarina N. I.(red.) Raskrytie skrytogo. Stareishii persidskii traktat po sufizmu. M.: Edinstvo; 2004.
13. Xurramšāhī, Bahā al-Dīn. Hāfiz-nāma. Šarḥ-i alfāẓ, a‘lām, mafāhim-i kalīdī va abyāt-i dušvār-i Ḥāfiz. Baxš-i avval va duvvum. Tihrān: Širkat-i intišārāt-i ʻilmī va farhangī; 1999. (Na pers. yaz.)
14. Prigarina N., Chalisova N., Rusanov M. Khafiz. Gazeli v filologicheskom perevode. M.: RGGU; 2012. Ch. 1.
15. Niẓāmī Ganjavī. Kulliyāt. Parvīz Bābāyī (ed.) Baxš-i avval va duvvum. Tihrān: Muassasa-yi intišārāt-i nigāh; 1993. (Na pers. yaz.)
16. ḤusaynʻAli Hiravī va doctor Zahra (ed.) Šādmān Šarḥ-i ġazalhā-yi Ḥāfiẓ. Tihrān; 1378/1999. Vol. 1–4. (Na pers. yaz.)
17. ‘Alī Akbar Dihxudā. Luġat-nāma. Jild-i 1–14. Tihrān: Dānišgāh-i Tihrān; 1993. (Na pers. yaz.)
18. Sa‘dī. Kulliyyāt. Tihrān: Muassasa-yi intišārāt-i nigāh; 1996. (Na pers. yaz.)
19. Krachkovskii I. Yu. (per. i komment.) Koran. M.: GRVL; 1986.
20. Braginskiy I. S. (ed.) Dīvān-i Rūdakī Samarqandī. Tihrān: Muassasa-yi intišārāt-i nigāh; 1994. (Na pers. yaz.)
21. Saʻīd Nafīsī (ed.) Kulliyāt-i ašʻār-i Awhadī-yi Iṣfahānī maʻrūf ba Awhadī-yi Marāġa’ī. Tihrān: Intišārāt-i Sanāyī; 2012. (Na pers. yaz.)
22. Dīvān-i Ḥāfiẓ. Ba taṣḥīḥ va tawżīḥ-i Parvīz Nātel Xānlarī. Jild- i avval. Ġazaliyyāt. Tihrān; 1362/1983. (Na pers. yaz.)
23. Reisner M. L. Evolyutsiya klassicheskoi gazeli na farsi (X–XIV veka). M.: GRVL; 1989.
24. Lewis F. Hafez. VIII. Hafez and rendi (Last updated: March 1, 2012). In: Encyclopaedia Iranica. Available at: http://www.iranicaonline.org/articles/hafez-viii
События
-
Журналы « Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)» и «Проблемы Арктики и Антарктики» принят в Scopus! >>>
5 мая 2025 | 11:44 -
Журнал «Здоровье мегаполиса» принят в DOAJ >>>
28 апр 2025 | 11:41 -
Журнал «Морская медицина» присоединился к Elpub! >>>
23 апр 2025 | 11:39 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Кавказология» >>>
8 апр 2025 | 11:33 -
Журнал «Вестник проектного управления» присоединился к Elpub! >>>
27 мар 2025 | 11:27