Ориенталистика. 2020; 3: 70-83
Конфуцианская концепция передачи Пути в работах Хань Юя
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2020-3-1-70-83Аннотация
В настоящей статье предпринята попытка выяснить, каким видел один из лидеров движения за возвращение к древности Хань Юй (768–824) место ханьского философа Ян Сюна (53 г. до н.э. – 18 г. н. э.) в истории конфуцианства и китайской культуры в целом. Представлены аргументы в пользу того, что работы Ян Сюна повлияли на представления Хань Юя о передаче конфуцианского Пути. Высказано предположение о том, что особенности позднейшей трактовки этих представлений неоконфуцианцами способствовали игнорированию этой взаимосвязи.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Хань Юй. Юань дао = Обращаясь к истокам Пути. В: Хань Чанли вэньцзи = Собрание сочинений Хань Чанли. Пекин: Шанъу иньшугуань; 1933. Ч. 3. С. 7–9. (На кит. яз.).
2. Хань Юй. Что, собственно, есть Дао-Путь? В: Алимов И. А. (ред.) Проза Тан и Сун. СПб.: Петербургское востоковедение; 2015. С. 243–249.
3. Хань Юй. Чун да Чжан Цзи шу = Второй ответ на письмо Чжан Цзи. В: Хань Чанли вэньцзи = Собрание сочинений Хань Чанли. Пекин: Шанъу иньшугуань; 1933. Ч. 4. С. 38–40. (На кит. яз.).
4. Shields A. M. The Inscription of Emotion in Mid-Tang Collegial Letters. In: Richter A. (ed.) A History of Chinese Letters and Epistolary Culture. Leiden: Brill; 2015. P. 675–720.
5. Wilson T. Genealogy of the Way: The Construction and Uses of the Confucian Tradition in Late Imperial China. Stanford: Stanford University Press; 1995.
6. Yao Xinzhong. An Introduction to Confucianism. New York: Cambridge University Press; 2000.
7. Конрад Н. И. Хань Юй и начало китайского Ренессанса. В: Конрад Н. И. Запад и Восток. М.: Наука; 1966. С. 119–151.
8. Рысаков А. С. Конфуцианство как духовная традиция. Вестник РХГА. 2009;3:120–130.
9. Лю Чэнго. Лунь Тан Сун цзянь дэ цзунь Ян сычао юй гувэнь юньдун = О волне популярности Ян [Сюна] при Тан и Сун в связи с движением гувэнь. Вэньсюэ ичань. 2011;3:69–82. (На кит. яз.)
10. Хань Юй. Сун Мэн Дунъе сюй = Прощальная надпись для Мэн Дунъе. В: Хань Чанли вэньцзи = Собрание сочинений Хань Чанли. Пекин: Шанъу иньшугуань; 1933. Ч. 5. С. 7–9. (На кит. яз.)
11. Хань Юй. Юй Фэн Су лунь вэнь шу = Письмо Фэн Су о словесности. Хань Чанли вэньцзи = Собрание сочинений Хань Чанли. Пекин: Шанъу иньшугуань; 1933. Ч. 4. С. 74–75. (На кит. яз.)
12. Ян Сюн. Фа янь чжу = «Образцовые речи» с комментариями. Пекин: Чжунхуа шуцзюй; 1992. (На кит. яз.)
13. Хань Юй. Ду Сюнь = Читая Сюнь-цзы. В: Хань Чанли вэньцзи = Собрание сочинений Хань Чанли. Пекин: Шанъу иньшугуань; 1933. Ч. 3. С. 72–73. (На кит. яз.)
14. Nylan M. Xunzi: An Early Reception History, Han Through Tang. In: Hutton E. (ed.) Dao Companion to the Philosophy of Xunzi. Dordrecht: Springer; 2016. P. 395–433.
15. Хань Юй. Да Чжан Цзи шу = Ответ Чжан Цзи. В: Хань Чанли вэньцзи = Собрание сочинений Хань Чанли. Пекин: Шанъу иньшугуань; 1933. Ч. 4. С. 36–37. (На кит. яз.)
16. Nylan M. Exemplary Figures/Fayan. Seattle: University of Washington Press; 2013.
17. Ло Ляньтянь. Хань Юй Юань дао пянь цзо дэ няньдай юй дидянь = Годы и место создания трактата Хань Юя «Юань дао». В: Тан дай вэньсюэ лунь цзи. Тайбэй: Тайвань сюэшэн шуцзюй; 1989. Ч. 2. С. 443–449. (На кит. яз.)
18. Мо Цюн. Хань Юй «Юань дао» пянь сецзо шицзянь синь чжэн = Новые доказательства по поводу времени создания трактата Хань Юя «Юань дао». Кунцзы яньцзю. 2016;4:77–86. (На кит. яз.)
19. Yang Shao-yun. The Way of the Barbarians: Redrawing Ethnic Boundaries in Tang and Song China. Seattle: University of Washington Press; 2019.
20. Barrett T. H. Li Ao: Buddhist, Taoist, Or Neo-Confucian? Oxford, N. Y.: Oxford University Press; 1992.
21. Хань Юй. Юй Мэн шаншу шу = Письмо министру Мэну. Хань Чанли вэньцзи = Собрание сочинений Хань Чанли. Пекин: Шанъу иньшугуань; 1933. Ч. 4. С. 83–86. (На кит. яз.)
22. Хань Юй. Ду Мо-цзы = Читая Мо-цзы. Хань Чанли вэньцзи = Собрание сочинений Хань Чанли. Пекин: Шанъу иньшугуань; 1933. Ч. 3. С. 74. (На кит. яз.).
23. Хань Юй. Сун футу Вэньчан ши сюй = Прощальная надпись для буддийского наставника Вэньчана. Хань Чанли вэньцзи = Собрание сочинений Хань Чанли. Пекин: Шанъу иньшугуань; 1933. Ч. 5. С. 18–19. (На кит. яз.).
24. Цай Фанлу. Ян Сюн дэ даотун сысян цзи ци цзай даотун ши шан дэ дивэй = Концепция передачи Дао у Ян Сюна и ее место в истории «передачи Дао». Сычуань шифань дасюэ сюэбао. 2017;4:87–93. (На кит. яз.)
25. Watters T. A Guide to the Tablets in a Temple of Confucius. Shanghai: American Presbyterian Mission Press; 1879.
Orientalistica. 2020; 3: 70-83
Confucian concept of “transmission of the Way” in the works by Han Yu
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2020-3-1-70-83Abstract
This article is an attempt to find out how one of the leaders of the revival of Antiquity movement in China, the philosopher Han Yu (768–824), saw the place of the Han era philosopher Yang Xiong (53 BCE – 18 CE) in the history of Confucianism and Chinese culture. The author argues that the works by Yang Xiong influenced the ideas by Han Yu especially those regarding the lineage of the transmission of the Path. She also suggests that because the Neo-Confucianists had interpreted these features in a specific way the connection, which contributed to the fact that the relationship as mentioned above was ignored.
The author declares that there is no conflict of interest.
References
1. Khan' Yui. Yuan' dao = Obrashchayas' k istokam Puti. V: Khan' Chanli ven'tszi = Sobranie sochinenii Khan' Chanli. Pekin: Shan\"u in'shuguan'; 1933. Ch. 3. S. 7–9. (Na kit. yaz.).
2. Khan' Yui. Chto, sobstvenno, est' Dao-Put'? V: Alimov I. A. (red.) Proza Tan i Sun. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie; 2015. S. 243–249.
3. Khan' Yui. Chun da Chzhan Tszi shu = Vtoroi otvet na pis'mo Chzhan Tszi. V: Khan' Chanli ven'tszi = Sobranie sochinenii Khan' Chanli. Pekin: Shan\"u in'shuguan'; 1933. Ch. 4. S. 38–40. (Na kit. yaz.).
4. Shields A. M. The Inscription of Emotion in Mid-Tang Collegial Letters. In: Richter A. (ed.) A History of Chinese Letters and Epistolary Culture. Leiden: Brill; 2015. P. 675–720.
5. Wilson T. Genealogy of the Way: The Construction and Uses of the Confucian Tradition in Late Imperial China. Stanford: Stanford University Press; 1995.
6. Yao Xinzhong. An Introduction to Confucianism. New York: Cambridge University Press; 2000.
7. Konrad N. I. Khan' Yui i nachalo kitaiskogo Renessansa. V: Konrad N. I. Zapad i Vostok. M.: Nauka; 1966. S. 119–151.
8. Rysakov A. S. Konfutsianstvo kak dukhovnaya traditsiya. Vestnik RKhGA. 2009;3:120–130.
9. Lyu Chengo. Lun' Tan Sun tszyan' de tszun' Yan sychao yui guven' yun'dun = O volne populyarnosti Yan [Syuna] pri Tan i Sun v svyazi s dvizheniem guven'. Ven'syue ichan'. 2011;3:69–82. (Na kit. yaz.)
10. Khan' Yui. Sun Men Dun\"e syui = Proshchal'naya nadpis' dlya Men Dun\"e. V: Khan' Chanli ven'tszi = Sobranie sochinenii Khan' Chanli. Pekin: Shan\"u in'shuguan'; 1933. Ch. 5. S. 7–9. (Na kit. yaz.)
11. Khan' Yui. Yui Fen Su lun' ven' shu = Pis'mo Fen Su o slovesnosti. Khan' Chanli ven'tszi = Sobranie sochinenii Khan' Chanli. Pekin: Shan\"u in'shuguan'; 1933. Ch. 4. S. 74–75. (Na kit. yaz.)
12. Yan Syun. Fa yan' chzhu = «Obraztsovye rechi» s kommentariyami. Pekin: Chzhunkhua shutszyui; 1992. (Na kit. yaz.)
13. Khan' Yui. Du Syun' = Chitaya Syun'-tszy. V: Khan' Chanli ven'tszi = Sobranie sochinenii Khan' Chanli. Pekin: Shan\"u in'shuguan'; 1933. Ch. 3. S. 72–73. (Na kit. yaz.)
14. Nylan M. Xunzi: An Early Reception History, Han Through Tang. In: Hutton E. (ed.) Dao Companion to the Philosophy of Xunzi. Dordrecht: Springer; 2016. P. 395–433.
15. Khan' Yui. Da Chzhan Tszi shu = Otvet Chzhan Tszi. V: Khan' Chanli ven'tszi = Sobranie sochinenii Khan' Chanli. Pekin: Shan\"u in'shuguan'; 1933. Ch. 4. S. 36–37. (Na kit. yaz.)
16. Nylan M. Exemplary Figures/Fayan. Seattle: University of Washington Press; 2013.
17. Lo Lyan'tyan'. Khan' Yui Yuan' dao pyan' tszo de nyan'dai yui didyan' = Gody i mesto sozdaniya traktata Khan' Yuya «Yuan' dao». V: Tan dai ven'syue lun' tszi. Taibei: Taivan' syueshen shutszyui; 1989. Ch. 2. S. 443–449. (Na kit. yaz.)
18. Mo Tsyun. Khan' Yui «Yuan' dao» pyan' setszo shitszyan' sin' chzhen = Novye dokazatel'stva po povodu vremeni sozdaniya traktata Khan' Yuya «Yuan' dao». Kuntszy yan'tszyu. 2016;4:77–86. (Na kit. yaz.)
19. Yang Shao-yun. The Way of the Barbarians: Redrawing Ethnic Boundaries in Tang and Song China. Seattle: University of Washington Press; 2019.
20. Barrett T. H. Li Ao: Buddhist, Taoist, Or Neo-Confucian? Oxford, N. Y.: Oxford University Press; 1992.
21. Khan' Yui. Yui Men shanshu shu = Pis'mo ministru Menu. Khan' Chanli ven'tszi = Sobranie sochinenii Khan' Chanli. Pekin: Shan\"u in'shuguan'; 1933. Ch. 4. S. 83–86. (Na kit. yaz.)
22. Khan' Yui. Du Mo-tszy = Chitaya Mo-tszy. Khan' Chanli ven'tszi = Sobranie sochinenii Khan' Chanli. Pekin: Shan\"u in'shuguan'; 1933. Ch. 3. S. 74. (Na kit. yaz.).
23. Khan' Yui. Sun futu Ven'chan shi syui = Proshchal'naya nadpis' dlya buddiiskogo nastavnika Ven'chana. Khan' Chanli ven'tszi = Sobranie sochinenii Khan' Chanli. Pekin: Shan\"u in'shuguan'; 1933. Ch. 5. S. 18–19. (Na kit. yaz.).
24. Tsai Fanlu. Yan Syun de daotun sysyan tszi tsi tszai daotun shi shan de divei = Kontseptsiya peredachi Dao u Yan Syuna i ee mesto v istorii «peredachi Dao». Sychuan' shifan' dasyue syuebao. 2017;4:87–93. (Na kit. yaz.)
25. Watters T. A Guide to the Tablets in a Temple of Confucius. Shanghai: American Presbyterian Mission Press; 1879.
События
-
Журналы « Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)» и «Проблемы Арктики и Антарктики» принят в Scopus! >>>
5 мая 2025 | 11:44 -
Журнал «Здоровье мегаполиса» принят в DOAJ >>>
28 апр 2025 | 11:41 -
Журнал «Морская медицина» присоединился к Elpub! >>>
23 апр 2025 | 11:39 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Кавказология» >>>
8 апр 2025 | 11:33 -
Журнал «Вестник проектного управления» присоединился к Elpub! >>>
27 мар 2025 | 11:27