Ориенталистика. 2019; 2: 1038-1060
Похвальное слово Аббатону, ангелу смерти (Перевод с коптского, предисловие и комментарии Е. Б. Смагиной)
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-4-1038-1060Аннотация
Статья посвящена коптскому тексту, занимающему совершенно особое место в апокрифической литературе, – это хвалебное слово ангелу смерти Аббатону. Структура текста представляет собой многоярусную рамочную конструкцию «рассказ в рассказе». История ангела смерти инкорпорирована в легенду об Адаме и Еве, восходящую к иудейской экзегезе Книги Бытия и широко представленную в раннехристианской литературе. Значительное место в повествовании занимает также «сатанологический миф» – история падения верховного ангела и превращения его в духа зла. Этот миф представляет собой своего рода компромиссный вариант между монистическим и дуалистическим представлениями о природе зла.
Список литературы
1. Dochhorn J. Mythen von der Einsetzung des Erzengels Michaels in der koptischen Literatur. In: Christliches Ägypten in der spätantiken Zeit. Akten der 2.Tübinger Tagung zum Christlichen Orient (7–8. Dezember 2007). Hrsg. v. D. Bumazhnov. (Studien und Texte zu Antike und Christentum. 79.) Tübingen; 2013. P. 25–42.
2. Budge E. A. W. (ed.). Coptic Martyrdoms in the Dialect of Upper Egypt. London; 1914.
3. Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского. Притчи. Книга Экклезиаста. Книга Иова. М.: РБО; 2000.
4. Stone M. A. A History of the Literature of Adam and Eve. (Early Judaism and its Literature. 03.) Atlanta; 1992.
5. Müller C. D. G. Die Engellehre der koptischen Kirche. Wiesbaden; 1959. S. 273–276.
6. Davidson G. A Dictionary of Angels, including the Fallen Angels. New York; 1967.
7. Crum W. E. A Coptic Dictionary. Compiled by W. E. Crum. Oxford; 1939. (Repr. 2000).
8. Loos M. Dualist Heresy in the Middle Ages. Prague; 1974.
9. Rosenstiehl J. M. La chute de l’Ange (Origines et développement d’une légende; ces attestations dans la littérature copte). In: Écritures et traditions dans la littérature copte. Journée d’études coptes. Strasbourg 28 mai 1982. (Cahiers de la bibliothèque copte. 1.) Peeters: Louvain; 1983. P. 37–60.
10. Van Lantschoot A. Un texte palimpseste de Vat. Copte 65. Le Muséon. 1947;60:261–268.
11. Kropp A. M. Ausgewählte koptische Zaubertexte. Bd. I. Textpublikation. Bruxelles; 1931.
12. Kropp A. M. Der Lobpreis des Erzengels Michael (vormals P. Heidelberg Inv. Nr. 1686). Bruxelles: Fondation égyptologique reine Élisabeth; 1966.
13. Смагина Е. Б. (ред.) Жизнь Адама и Евы. Вестник древней истории. 2008;1(264):228–251.
14. Hyvernat H. (ed.). Bibliothecae Pierpont Morgan codices Coptici photographice expressi. Vol. I–LVI. Romae; 1922.
15. Giron N. (ed.). Légendes coptes. Fragments inédits. Publiés, traduits, annotés par Noël Giron. P.: Librairie Paul Geuthner; 1907.
16. Tischendorf C. (ed.). Apocalypses apocryphae. Mosis, Esdrae, Pauli, Ioannis, item Mariae Dormitio, additis evangeliorum et actium apocryphorum supplementis. Lipsiae, Herm. Mendelssohn; 1866.
17. Смагина Е. Б. Манихейство: по ранним источникам. М.: Восточная лите- ратура; 2011.
18. Wickett E. Seers, Saints and Sinners. The Oral Tradition of Upper Egypt. London:I. B. Tauris & Co; 2012.
19. Megas G. Das χειρόγραφον Adams. Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älteren Kirche. Bd. 27. Giessen: Alfred Töpelmann; 1928. S. 305–320.
20. Van der Vliet J. Satan’s Fall in Coptic Magic. In: Meyer M., Mirecki P. (eds) Ancient Magic and Ritual Power. (Religions in the Graeco-Roman World. Vol. 129.) Leiden; New York – Köln; 1995. Р. 401–418.
21. Hammerschmidt E. Altägyptische Elemente im koptischen Christentum. Ostkirchliche Studien. Bd. 6, H. 4. Würzburg; 1957. 2nd ed.: Ostkirchliche Studien. Bd. III, S. 233–250. Augustinus; Verlag: Würzburg; 1995.
22. Lietzmann H. (ed.). Das Muratorische Fragment und die Monarchianischen Prologe zu den Evangelien. Bonn; 1902.
23. Liddell H. G., Scott R., Jones H. S., McKenzie R. A Greek-English Lexicon. Oxford: Clarendon Press; 1940.
24. Cramer M. & Krause M. (ed.). Das koptische Antiphonar. (M 575 und P 11967).(Jerusalemer Theologisches Forum. Band 12.) Aschendorff: Münster; 2008.
25. Budge E. A. W. (ed.). Coptic Apocrypha in the Dialect of Upper Egypt. London; 1913.
26. De Jonge M. & Tromp J. The Life of Adam and Eve and Related Literature. Sheffield; 1997.
27. Каспина М. М. Сюжеты об Адаме и Еве в свете исторической поэтики: На материале древней и средневековой еврейской и славянской книжности: авто- реф. дис. … канд. филолог. наук. М.; 2001.
28. Lafontaine G. Une homélie copte sur le diable et sur Michel, attribuée à Grégoire le Théologien. Le Muséon. 1979;92:37–60.
Orientalistica. 2019; 2: 1038-1060
A Eulogy to Abbaton, the Angel of Death (translated from Coptic, supplied with introduction and comments by E. Smagina)
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-4-1038-1060Abstract
The article deals with the text in Coptic language, which occupies a rather specific place in the apocryphal literature. This is a eulogy to the Angel of Death called Abbaton. The text structure is a complicated multi-tiered «story-to-story» framework. The history of the making the Angel of Death the King of the living and dead is incor- porated into the legend of Adam and Eve, which dates back to the Jewish exegesis of the Book of Genesis, which is also widely represented in the early Christian literature. A significant place in the narrative is also occupied by the «myth of Satan» – the story of the fall of the supreme angel and his subsequent transformation into the spirit of evil. This myth is a kind of compromise between the monistic and dualistic concepts regarding the origin and nature of evil.
References
1. Dochhorn J. Mythen von der Einsetzung des Erzengels Michaels in der koptischen Literatur. In: Christliches Ägypten in der spätantiken Zeit. Akten der 2.Tübinger Tagung zum Christlichen Orient (7–8. Dezember 2007). Hrsg. v. D. Bumazhnov. (Studien und Texte zu Antike und Christentum. 79.) Tübingen; 2013. P. 25–42.
2. Budge E. A. W. (ed.). Coptic Martyrdoms in the Dialect of Upper Egypt. London; 1914.
3. Vetkhiĭ Zavet. Perevod s drevneevreiskogo. Pritchi. Kniga Ekkleziasta. Kniga Iova. M.: RBO; 2000.
4. Stone M. A. A History of the Literature of Adam and Eve. (Early Judaism and its Literature. 03.) Atlanta; 1992.
5. Müller C. D. G. Die Engellehre der koptischen Kirche. Wiesbaden; 1959. S. 273–276.
6. Davidson G. A Dictionary of Angels, including the Fallen Angels. New York; 1967.
7. Crum W. E. A Coptic Dictionary. Compiled by W. E. Crum. Oxford; 1939. (Repr. 2000).
8. Loos M. Dualist Heresy in the Middle Ages. Prague; 1974.
9. Rosenstiehl J. M. La chute de l’Ange (Origines et développement d’une légende; ces attestations dans la littérature copte). In: Écritures et traditions dans la littérature copte. Journée d’études coptes. Strasbourg 28 mai 1982. (Cahiers de la bibliothèque copte. 1.) Peeters: Louvain; 1983. P. 37–60.
10. Van Lantschoot A. Un texte palimpseste de Vat. Copte 65. Le Muséon. 1947;60:261–268.
11. Kropp A. M. Ausgewählte koptische Zaubertexte. Bd. I. Textpublikation. Bruxelles; 1931.
12. Kropp A. M. Der Lobpreis des Erzengels Michael (vormals P. Heidelberg Inv. Nr. 1686). Bruxelles: Fondation égyptologique reine Élisabeth; 1966.
13. Smagina E. B. (red.) Zhizn' Adama i Evy. Vestnik drevneĭ istorii. 2008;1(264):228–251.
14. Hyvernat H. (ed.). Bibliothecae Pierpont Morgan codices Coptici photographice expressi. Vol. I–LVI. Romae; 1922.
15. Giron N. (ed.). Légendes coptes. Fragments inédits. Publiés, traduits, annotés par Noël Giron. P.: Librairie Paul Geuthner; 1907.
16. Tischendorf C. (ed.). Apocalypses apocryphae. Mosis, Esdrae, Pauli, Ioannis, item Mariae Dormitio, additis evangeliorum et actium apocryphorum supplementis. Lipsiae, Herm. Mendelssohn; 1866.
17. Smagina E. B. Manikheĭstvo: po rannim istochnikam. M.: Vostochnaya lite- ratura; 2011.
18. Wickett E. Seers, Saints and Sinners. The Oral Tradition of Upper Egypt. London:I. B. Tauris & Co; 2012.
19. Megas G. Das χειρόγραφον Adams. Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älteren Kirche. Bd. 27. Giessen: Alfred Töpelmann; 1928. S. 305–320.
20. Van der Vliet J. Satan’s Fall in Coptic Magic. In: Meyer M., Mirecki P. (eds) Ancient Magic and Ritual Power. (Religions in the Graeco-Roman World. Vol. 129.) Leiden; New York – Köln; 1995. R. 401–418.
21. Hammerschmidt E. Altägyptische Elemente im koptischen Christentum. Ostkirchliche Studien. Bd. 6, H. 4. Würzburg; 1957. 2nd ed.: Ostkirchliche Studien. Bd. III, S. 233–250. Augustinus; Verlag: Würzburg; 1995.
22. Lietzmann H. (ed.). Das Muratorische Fragment und die Monarchianischen Prologe zu den Evangelien. Bonn; 1902.
23. Liddell H. G., Scott R., Jones H. S., McKenzie R. A Greek-English Lexicon. Oxford: Clarendon Press; 1940.
24. Cramer M. & Krause M. (ed.). Das koptische Antiphonar. (M 575 und P 11967).(Jerusalemer Theologisches Forum. Band 12.) Aschendorff: Münster; 2008.
25. Budge E. A. W. (ed.). Coptic Apocrypha in the Dialect of Upper Egypt. London; 1913.
26. De Jonge M. & Tromp J. The Life of Adam and Eve and Related Literature. Sheffield; 1997.
27. Kaspina M. M. Syuzhety ob Adame i Eve v svete istoricheskoĭ poetiki: Na materiale drevneĭ i srednevekovoĭ evreĭskoĭ i slavyanskoĭ knizhnosti: avto- ref. dis. … kand. filolog. nauk. M.; 2001.
28. Lafontaine G. Une homélie copte sur le diable et sur Michel, attribuée à Grégoire le Théologien. Le Muséon. 1979;92:37–60.
События
-
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38 -
Журналы НЦЭСМП приняты в Scopus >>>
27 мая 2025 | 12:35 -
К платформе Elpub присоединился журнал « Islamology» >>>
26 мая 2025 | 13:52 -
Журнал «Сибнейро» теперь на Elpub >>>
16 мая 2025 | 11:08 -
Журнал «Фундаментальная и клиническая медицина» принят в DOAJ >>>
16 мая 2025 | 11:07