Журналов:     Статей:        

Ориенталистика. 2019; 2: 927-953

Об авиценновской реформе «Метафизики» Аристотеля: что такое метафизика?

Ефремова Н. В.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-4-927-953

Аннотация

В настоящей части статьи, первая часть которой была опубликована в предыдущем номере журнала, продолжается анализ деятельности Ибн-Сины (Авиценны, 980–1037) по переработке аристотелевской метафизики, ее наукизации и монотеизации. В центре внимания – вводные главы к разделу «Теология» авиценновской энциклопедии «Исцеление», в которых излагается взгляд филоcофа на сущность метафизики как науки, прежде всего на ее объект и предмет.

Список литературы

1. Ефремова Н. В. Об авиценновской реформе «Метафизики» Аристотеля: базисные ориентиры. Ориенталистика. 2019;2(3):615–633. DOI: 10.31696/2618-7043-2019-2-3-615-633.

2. Hadot I. Commentaire I. In: Simplicius. Commentaire sur les Catégories. Fascicule I. Leiden: Brill; 1990. P. 21–47.

3. Mansion A. Philosophie première, philosophie seconde et métaphysique chez Aristote. Revue Philosophique de Louvain. 1958;56(50):165–221. DOI: 10.3406/phlou.1958.4955.

4. Bertolacci A. The Reception of Aristotle’s Metaphysics in Avicenna’s Kitāb al-Šifa’. Leiden; Boston: Brill; 2006.

5. аш-Ширази, Садраддин. Шарх ва-та‘лика бар Иля̄ хиииа̄т-и Шифа. Т. 1–2 (сквозная нумерация). Тегеран: Бунийад-и хикмат-и ислами-и Садра; 1382 [2003]. (На араб. яз.)

6. ат-Таха̄нави. Кашша̄ф истиля̄ ха̄т аль-фунун ва-ль-‘улю̄ м. Бейрут: Мактабат Любна̄н; 1996. (На араб. яз.)

7. Давид Анахт. Анализ «Введения» Порфирия. В: Сочинения. М.: Мысль; 1975. C. 103–195.

8. Ибн-ат-Таййиб. Тафсир кита̄б Иса̄ гуджи ли-Фирфуриус. Бейрут: Дар аль-Машрик; 1975. (На араб. яз.)

9. Ибн-ат-Таййиб. Аш-Шарх аль-кабир ли-Макуля̄т Аристу. Дамаск: Дар ат-Та-куин; 2010. (На араб. яз.)

10. Ибн-Сина. Аш-Шифа̄ ’: аль-Иля̄ хиииа̄т. T. 1–2 (сквозная нумерация). Каир: Виза̄ра̄т ас-сака̄фа ва-ль-ирша̄д аль-кауми; 1960. (На араб. яз.)

11. аль-Хаванса̄ри. Аль-Ха̄шиа ‘аля̄ аш-Шифа̄ ’ (аль-Иля̄хиййа̄т). Кум: Дабирхана-и конгора-и Ака̄ Хусайн-и Хаванса̄ри. (На араб. яз.)

12. [ан-Нара̄кы]. Шарх аль-Иля̄ хиииа̄т мин кита̄б аш-Шифа̄ ’. Тегеран: Institute of Islamic Studies, McGill University – Tehran Branch; 1986. (На араб. яз.)

13. Ибн-Сина. Аш-Шифа̄ ’: аль-Мантык: аль-Мадхаль. Каир: Виза̄ра̄т аль-ма‘а̄риф аль-‘умумиййа; 1952. (На араб. яз.)

14. Аристотель. Метафизика. В: Аристотель. Сочинения. М.: Наука; 1976. Т. 1. С. 63–367.

15. [Ибн-Сина̄ ]. Шарх кита̄б харф аль-Ля̄м. В: Аристу ‘инд аль- ‘араб. Эль-Кувейт: Вика̄лят аль-матбу‘ат; 1978. С. 22–33. (На араб. яз.)

16. Ибн-Сина̄ . аль-Муба̄хаса̄т. Кум: Интиша̄ра̄т-и Бида̄р; 1378 [1992]. (На араб. яз.)

17. Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. Мусульманская религиозная философия: фальсафа. Казань: Казанский университет; 2014.

18. [Фемистий]. Мин шарх Са̄мистус ли-харф аль-Ля̄м. В: Аристу ‘инд аль- ‘араб. Эль-Кувейт: Вика̄лят аль-матбу‘ат; 1978. С. 12–21. (На араб. яз.)

19. Ибн-Сина̄ . Ат-Та’лика̄т. Кум: Марказ-и интиша̄ра̄т дафтар-и таблига̄т-и исля̄ми; 1379/[2000]. (На араб. яз.)

20. Ибн-Сина̄ . Ан-Наджа̄т. Тегеран: Да̄нишках Тихра̄н; 1978. (На араб. яз.)

21. аль-Мутаххари М. Шарх аль-Манзума. Бейрут: Му’ассаса̄т Умм-аль-Кура̄ ; 2009. (На араб. яз.)

22. Юнусов А. И. Первая философия как наука: теория научного знания Аристотеля во «Второй Аналитике» и в IV книге «Метафизики». Философскии журнал. 2016;9(2):66–82. DOI: 10.21146/2072-0726-2016-9-2-66-81.

23. Averroes. Tafsīr Mā-Ba‘d at-Tabī‘at. Ed. М. Bouyges. T. 1. Beirut: Imprimerie Catholique; 1938. (На араб. яз.)

24. Follon J. Le concept de philosophie première dans la “Métaphysique” d’Aristote. Revue Philosophique de Louvain. 1992;90(4):387–421. DOI: 10.2143/RPL.90.4.556184.

25. Ибн-Сина̄ . Аш-Шифа̄ ’: аль-Мантык: 5) аль-Бурха̄н. Каир: Виза̄рат ат-тар-бийа ва-т-та‘алим; 1956. (На араб. яз.)

26. Ибн-Сина̄ . Аш-Шифа̄ ’: аль-Мантык: 8) аль-Хата̄ба. Каир: Виза̄рат аль-ма‘а-риф аль-‘умумиййа; 1954. (На араб. яз.)

27. De Haan D. Where does Avicenna demonstrate the existence of God? Arabic Sciences and Philosophy. 2016;26:97–128. DOI: 10.1017/S0957423915000132.

28. Ибн-Сина̄ . Фи акса̄м аль-‘улю̄ м аль-‘аклиййа. В: [Ибн-Сина̄ ]. Тис‘ раса̄ ’ил. Каир: Дар аль-‘араб; 1989. С. 104–119. (На араб. яз.)

29. Tricot J. Introduction. In: Aristote. Métaphysique. P.: Les Échos du Maquis; 2014. P. 17–42.

30. Ибн-Сина̄ . Аш-Шифа̄ ’: ат-Таби‘ат: 6) ан-Нафс. Каир: аль-Хай’а аль-ми-сриййа аль-‘а̄мма ли-ль-Кита̄б; 1975. (На араб.яз.)

31. Ибн-Сина̄ . ‘Уиун аль-хикма. Эль-Кувейт: Вика̄лят аль-матбу‘а̄т; Бейрут: Да̄р аль-калям; 1980. (На араб. яз.)

32. Ибн-Сина̄ . Аль-Мабда’ ва-ль-ма‘а̄д. Тегеран: Institute of Islamic Studies, McGill University – Tehran Branch; 1984. (На араб. яз.)

Orientalistica. 2019; 2: 927-953

On Avicennian Reform of Aristotle’s Metaphysics: what is metaphysics?

Efremova N. V.

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-4-927-953

Abstract

This is the second part of the article (the first part see in Orientalistica [1]. It comprises the analysis of the approach made by Ibn Sina (Avicenna, 980–1037) to the «Metaphysics» by Aristotle. This approach was aimed to reconsider the work by Aristotle from the point of view of monotheism and shape the metaphysics as rigorous scientific discipline. The author focuses on the analysis of the introductory chapters to the «Theology / Metaphysics» (al-Ilāhiyyāt) of Avicennian encyclopedia «The Healing» (ash-Shifā’), which sets out the philosopher’s attitude on the essence  of metaphysics as a science, primarily its subject matter and goal to achieve.

References

1. Efremova N. V. Ob avitsennovskoi reforme «Metafiziki» Aristotelya: bazisnye orientiry. Orientalistika. 2019;2(3):615–633. DOI: 10.31696/2618-7043-2019-2-3-615-633.

2. Hadot I. Commentaire I. In: Simplicius. Commentaire sur les Catégories. Fascicule I. Leiden: Brill; 1990. P. 21–47.

3. Mansion A. Philosophie première, philosophie seconde et métaphysique chez Aristote. Revue Philosophique de Louvain. 1958;56(50):165–221. DOI: 10.3406/phlou.1958.4955.

4. Bertolacci A. The Reception of Aristotle’s Metaphysics in Avicenna’s Kitāb al-Šifa’. Leiden; Boston: Brill; 2006.

5. ash-Shirazi, Sadraddin. Sharkh va-ta‘lika bar Ilyā khiiiāt-i Shifa. T. 1–2 (skvoznaya numeratsiya). Tegeran: Buniiad-i khikmat-i islami-i Sadra; 1382 [2003]. (Na arab. yaz.)

6. at-Takhānavi. Kashshāf istilyā khāt al'-funun va-l'-‘ulyū m. Beirut: Maktabat Lyubnān; 1996. (Na arab. yaz.)

7. David Anakht. Analiz «Vvedeniya» Porfiriya. V: Sochineniya. M.: Mysl'; 1975. C. 103–195.

8. Ibn-at-Taiiib. Tafsir kitāb Isā gudzhi li-Firfurius. Beirut: Dar al'-Mashrik; 1975. (Na arab. yaz.)

9. Ibn-at-Taiiib. Ash-Sharkh al'-kabir li-Makulyāt Aristu. Damask: Dar at-Ta-kuin; 2010. (Na arab. yaz.)

10. Ibn-Sina. Ash-Shifā ’: al'-Ilyā khiiiāt. T. 1–2 (skvoznaya numeratsiya). Kair: Vizārāt as-sakāfa va-l'-irshād al'-kaumi; 1960. (Na arab. yaz.)

11. al'-Khavansāri. Al'-Khāshia ‘alyā ash-Shifā ’ (al'-Ilyākhiiiāt). Kum: Dabirkhana-i kongora-i Akā Khusain-i Khavansāri. (Na arab. yaz.)

12. [an-Narāky]. Sharkh al'-Ilyā khiiiāt min kitāb ash-Shifā ’. Tegeran: Institute of Islamic Studies, McGill University – Tehran Branch; 1986. (Na arab. yaz.)

13. Ibn-Sina. Ash-Shifā ’: al'-Mantyk: al'-Madkhal'. Kair: Vizārāt al'-ma‘ārif al'-‘umumiiia; 1952. (Na arab. yaz.)

14. Aristotel'. Metafizika. V: Aristotel'. Sochineniya. M.: Nauka; 1976. T. 1. S. 63–367.

15. [Ibn-Sinā ]. Sharkh kitāb kharf al'-Lyām. V: Aristu ‘ind al'- ‘arab. El'-Kuveit: Vikālyat al'-matbu‘at; 1978. S. 22–33. (Na arab. yaz.)

16. Ibn-Sinā . al'-Mubākhasāt. Kum: Intishārāt-i Bidār; 1378 [1992]. (Na arab. yaz.)

17. Ibragim T. K., Efremova N. V. Musul'manskaya religioznaya filosofiya: fal'safa. Kazan': Kazanskii universitet; 2014.

18. [Femistii]. Min sharkh Sāmistus li-kharf al'-Lyām. V: Aristu ‘ind al'- ‘arab. El'-Kuveit: Vikālyat al'-matbu‘at; 1978. S. 12–21. (Na arab. yaz.)

19. Ibn-Sinā . At-Ta’likāt. Kum: Markaz-i intishārāt daftar-i tabligāt-i islyāmi; 1379/[2000]. (Na arab. yaz.)

20. Ibn-Sinā . An-Nadzhāt. Tegeran: Dānishkakh Tikhrān; 1978. (Na arab. yaz.)

21. al'-Mutakhkhari M. Sharkh al'-Manzuma. Beirut: Mu’assasāt Umm-al'-Kurā ; 2009. (Na arab. yaz.)

22. Yunusov A. I. Pervaya filosofiya kak nauka: teoriya nauchnogo znaniya Aristotelya vo «Vtoroi Analitike» i v IV knige «Metafiziki». Filosofskii zhurnal. 2016;9(2):66–82. DOI: 10.21146/2072-0726-2016-9-2-66-81.

23. Averroes. Tafsīr Mā-Ba‘d at-Tabī‘at. Ed. M. Bouyges. T. 1. Beirut: Imprimerie Catholique; 1938. (Na arab. yaz.)

24. Follon J. Le concept de philosophie première dans la “Métaphysique” d’Aristote. Revue Philosophique de Louvain. 1992;90(4):387–421. DOI: 10.2143/RPL.90.4.556184.

25. Ibn-Sinā . Ash-Shifā ’: al'-Mantyk: 5) al'-Burkhān. Kair: Vizārat at-tar-biia va-t-ta‘alim; 1956. (Na arab. yaz.)

26. Ibn-Sinā . Ash-Shifā ’: al'-Mantyk: 8) al'-Khatāba. Kair: Vizārat al'-ma‘a-rif al'-‘umumiiia; 1954. (Na arab. yaz.)

27. De Haan D. Where does Avicenna demonstrate the existence of God? Arabic Sciences and Philosophy. 2016;26:97–128. DOI: 10.1017/S0957423915000132.

28. Ibn-Sinā . Fi aksām al'-‘ulyū m al'-‘akliiia. V: [Ibn-Sinā ]. Tis‘ rasā ’il. Kair: Dar al'-‘arab; 1989. S. 104–119. (Na arab. yaz.)

29. Tricot J. Introduction. In: Aristote. Métaphysique. P.: Les Échos du Maquis; 2014. P. 17–42.

30. Ibn-Sinā . Ash-Shifā ’: at-Tabi‘at: 6) an-Nafs. Kair: al'-Khai’a al'-mi-sriiia al'-‘āmma li-l'-Kitāb; 1975. (Na arab.yaz.)

31. Ibn-Sinā . ‘Uiun al'-khikma. El'-Kuveit: Vikālyat al'-matbu‘āt; Beirut: Dār al'-kalyam; 1980. (Na arab. yaz.)

32. Ibn-Sinā . Al'-Mabda’ va-l'-ma‘ād. Tegeran: Institute of Islamic Studies, McGill University – Tehran Branch; 1984. (Na arab. yaz.)