Ориенталистика. 2019; 2: 817-837
Будда Акшобхья в Монголии
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-4-817-837Аннотация
Публикация является продолжением серии статей автора об иконографии и значении буддийских божеств, нашедших воплощение в практике и изобразительном искусстве Ваджраяны, и особенно в буддизме Монголии. Будда Акшобхья – один из Пяти великих татхагат, или Дхъяни-будд. Рассматривается история развития культа Акшобхьи, особенности его практики у монголов и визуальном решении образа знаменитым мастером Дзанабазаром (1635–1723). Представлены разные скульптуры Акшобхьи из фондов музеев, храмов, а также малоизвестные образцы из частных коллекций Монголии.
Список литературы
1. Андросов В. П. Очерки изучения буддизма Древней Индии. М.: Наука; Восточная литература; 2019.
2. Кучерявкин В., Осатанин Б. (пер.) Тибетская книга мертвых. СПб.: Изд. Чернышёва; 1992.
3. Bhattacharya Benoytosh. The Indian Buddhist Iconography. 2nd ed. Calcutta: Firma K. L. Mukhopadhyay; 1958.
4. Цултэм Н. Скульптура Монголии. Улан-Батор; 1989.
5. Бурханч лам Пурэвбат. Их Монголын урхан шашны урлах ухааны ундсэн мэдэгдэхуун. Тэргуун ба дэд боть. Улаанбаатар: MIBA; 2016 (На монг. яз.).
6. Сыртыпова С.-Х. Д. Будда Ваджрадхара в Монголии. Ориенталистика. 2019; 2(1):62–76. DOI: 10.31696/2618-7043-2019-2-1-62-76.
7. Мандрик М. В., Захарова И. М. К истории назначения на должность совет- ника: С. А. Козин на пути в Монголию. В: Монголика-IX. СПб.: Петербургское вос- токоведение; 2010. С. 17–24.
8. Чулуун C., Өлзийбаяр С., Батсүрэн Б., Хатанбаатар Н., Уртнасан Э., Энхтуул Ч., Бямбарагчаа Г., Энхбаатар М. Төв аймгийн Эрдэнэ сумын нутаг дах Сарьдагийн хийдэд ажилласан тайлан. В: Түүхийн хүрээлэнгийн Баримт мэдээллийн төв = Отчеты Института истории и археологии АНМ о полевых работах по исследо- ванию монастыря Сарьдагийн хийд в Эрдэнэ сомоне Центрального аймака. Улан- Батор; 2013–2017. (На монг. яз.).
9. Сыртыпова С. Д. Эстетика Дзанбазара и монгольский стиль в буддийском изобразительном искусстве. In: Birtalan A. et al. (eds) Aspects of Mongolian Buddhism 1: Past Present and Future. Budapest; 2018. P. 73–90.
10. Зая пандит Лувсанпринлэй. Гэгээн толь. 4-р боть. 75 а-б. Богд Живзундамбын гарбичмэл намтар. Life and works of Jibcundampa I. Reproduced by Lokesh Chandra. New Delhi, 1982. Sata Pitaka series. Vol. 294. 59: Биография Дзанабазара (На тибет. яз.).
11. Хосгуй унэт бутээлууд = Каталог выставки в Музее-храме Чойжин-ламы, посвященной 380-летию Ундэр-гэгэна Дзанабазара. Улаанбаатар; 2015 (На монг. яз.).
12. Treasures of Mongolian Art. Collections of A. Alatangerel. Ulaanbaatar; 2005(На монг. и англ. яз.).
13. Gorelik M. Oriental armour of the Near and Middle East from the eighth to the fifteenth centuries as shown in works of art. In: Elgood R. (ed.) Islamic Arms and Armour. London; 1979. P. 30–63.
14. Горелик М. В. Ранний монгольский доспех (IX – первая половина XIV в.). В: Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск: Наука; 1987. С. 163–207.
15. Цултэм Н. Выдающийся скульптор Г. Дзанабадзар. Улан-Батор; 1982.
Orientalistica. 2019; 2: 817-837
Buddha Akshobhya in Mongolia
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-4-817-837Abstract
This is another article in the series of researches published by the present author, which deal with the iconography and the meaning of Buddhist deities of Vajrayana in particular in Mongolian Buddhism. Buddha Akshobhya is a one of the Tathagata Buddhas, the forefathers of Five Buddha families or Five Dhyani Buddhas. The article deals with the development stages of the Akshobhya cult, some specific features of its practice among Mongolian Buddhists and the visual representations by the famous master Ondor Gegen Zanabazar (1635–1723). The author publishes here images of various sculptures of Akshobhya from the collections of temples, museums, as well as private collections in Mongolia.
References
1. Androsov V. P. Ocherki izucheniya buddizma Drevneĭ Indii. M.: Nauka; Vostochnaya literatura; 2019.
2. Kucheryavkin V., Osatanin B. (per.) Tibetskaya kniga mertvykh. SPb.: Izd. Chernysheva; 1992.
3. Bhattacharya Benoytosh. The Indian Buddhist Iconography. 2nd ed. Calcutta: Firma K. L. Mukhopadhyay; 1958.
4. Tsultem N. Skul'ptura Mongolii. Ulan-Bator; 1989.
5. Burkhanch lam Purevbat. Ikh Mongolyn urkhan shashny urlakh ukhaany undsen medegdekhuun. Terguun ba ded bot'. Ulaanbaatar: MIBA; 2016 (Na mong. yaz.).
6. Syrtypova S.-Kh. D. Budda Vadzhradkhara v Mongolii. Orientalistika. 2019; 2(1):62–76. DOI: 10.31696/2618-7043-2019-2-1-62-76.
7. Mandrik M. V., Zakharova I. M. K istorii naznacheniya na dolzhnost' sovet- nika: S. A. Kozin na puti v Mongoliyu. V: Mongolika-IX. SPb.: Peterburgskoe vos- tokovedenie; 2010. S. 17–24.
8. Chuluun C., Өlziibayar S., Batsүren B., Khatanbaatar N., Urtnasan E., Enkhtuul Ch., Byambaragchaa G., Enkhbaatar M. Tөv aimgiin Erdene sumyn nutag dakh Sar'dagiin khiided azhillasan tailan. V: Tүүkhiĭn khүreelengiĭn Barimt medeelliĭn tөv = Otchety Instituta istorii i arkheologii ANM o polevykh rabotakh po issledo- vaniyu monastyrya Sar'dagiĭn khiĭd v Erdene somone Tsentral'nogo aĭmaka. Ulan- Bator; 2013–2017. (Na mong. yaz.).
9. Syrtypova S. D. Estetika Dzanbazara i mongol'skii stil' v buddiiskom izobrazitel'nom iskusstve. In: Birtalan A. et al. (eds) Aspects of Mongolian Buddhism 1: Past Present and Future. Budapest; 2018. P. 73–90.
10. Zaya pandit Luvsanprinlei. Gegeen tol'. 4-r bot'. 75 a-b. Bogd Zhivzundambyn garbichmel namtar. Life and works of Jibcundampa I. Reproduced by Lokesh Chandra. New Delhi, 1982. Sata Pitaka series. Vol. 294. 59: Biografiya Dzanabazara (Na tibet. yaz.).
11. Khosguĭ unet buteeluud = Katalog vystavki v Muzee-khrame Choĭzhin-lamy, posvyashchennoĭ 380-letiyu Under-gegena Dzanabazara. Ulaanbaatar; 2015 (Na mong. yaz.).
12. Treasures of Mongolian Art. Collections of A. Alatangerel. Ulaanbaatar; 2005(Na mong. i angl. yaz.).
13. Gorelik M. Oriental armour of the Near and Middle East from the eighth to the fifteenth centuries as shown in works of art. In: Elgood R. (ed.) Islamic Arms and Armour. London; 1979. P. 30–63.
14. Gorelik M. V. Rannii mongol'skii dospekh (IX – pervaya polovina XIV v.). V: Arkheologiya, etnografiya i antropologiya Mongolii. Novosibirsk: Nauka; 1987. S. 163–207.
15. Tsultem N. Vydayushchiĭsya skul'ptor G. Dzanabadzar. Ulan-Bator; 1982.
События
-
Журналы « Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)» и «Проблемы Арктики и Антарктики» принят в Scopus! >>>
5 мая 2025 | 11:44 -
Журнал «Здоровье мегаполиса» принят в DOAJ >>>
28 апр 2025 | 11:41 -
Журнал «Морская медицина» присоединился к Elpub! >>>
23 апр 2025 | 11:39 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Кавказология» >>>
8 апр 2025 | 11:33 -
Журнал «Вестник проектного управления» присоединился к Elpub! >>>
27 мар 2025 | 11:27