Журналов:     Статей:        

Наука и научная информация.

Влияние дистанционного обучения на здоровье школьников (обзор литературы)

Бобрищева-Пушкина Наталия Дмитриевна, Кузнецова Любовь Юльевна, Онищенко Геннадий Григорьевич

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2024-103-10-1207-1211

Аннотация

Дистанционное обучение (ДО) широко распространено в образовательных учреждениях. Эпидемия COVID-19 привела к полному переводу на ДО учащихся в большинстве стран мира. Однако использование этой формы обучения сопряжено с риском для здоровья. Цель обзора – изучение влияния ДО на здоровье школьников. Выполнен поиск литературы в системах PubMed и eLIBRARY.RU. Первоначальный поиск позволил выделить 21 745 публикаций, после независимой оценки двумя экспертами осталось 36 полнотекстовых публикаций, содержащих оригинальные данные о влиянии ДО на здоровье школьников. Анализ публикаций позволил установить, что все они посвящены изучению влияния ДO на здоровье обучающихся во время эпидемии COVID-19, что не позволяет разграничить влияние ДО на здоровье и влияние самоизоляции и боязни заболеть COVID-19. В большинстве исследований нет сравнения обнаруженных изменений в состоянии здоровья при традиционном обучении (ТО) и ДО. Во время ДО обучающиеся жаловались в основном на болезненные ощущения в глазах, снижение зрения, головную боль, боли в спине и шее, нарушения сна, во многом связанные с гигиенически нерациональными условиями обучения. Выявленные изменения психического статуса (тревожность, депрессивные проявления) в значительной степени определялись не ДО, а влиянием самоизоляции и боязнью заболеть. Переход на ДО также привёл к увеличению массы тела у многих учащихся, снижению физической подготовленности. Более выраженные изменения в состоянии здоровья были отмечены у школьников младших классов и при нарушении гигиенических требований к организации обучения. Заключение. Выявленные неблагоприятные изменения в состоянии здоровья обучающихся в условиях ДО могут быть минимизированы применением ДО в сочетании с ТО и соблюдением гигиенических требований к организации обучения.
Список литературы

1. Красилова И.Е. Зарубежный опыт использования дистанционного обучения с целью повышения эффективности и доступности педагогического образования. Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. 2015; 2(2): 9. https://elibrary.ru/vxdjzx

2. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы. Педагогическое образование в России. 2020; (4): 16–26. https://doi.org/10.26170/po20-04-02 https://elibrary.ru/qynews

3. Viner R.M., Russell S.J., Croker H., Packer J., Ward J., Stansfield C., et al. School closure and management practices during coronavirus outbreaks including COVID-19: a rapid systematic review. Lancet Child. Adolesc. Health. 2020; 4(5): 397–404. https://doi.org/10.1016/S2352-4642(20)30095-X

4. Четверикова О.Н. Цифровизация образования – это опасно; 2020. Доступно: https://zavtra.ru/blogs/mesh_gp

5. Зизикова С.И., Парамонова О.Б., Николаева И.В. Анализ проблем цифровизации и учебного процесса средних образовательных учреждений в период онлайн-обучения. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023; (4): 126–9.

6. Шишов С.Е., Ткаченко Т.В. Современное образование: удовлетворенность школьников 5–11 классов качеством дистанционного обучения. Поволжский педагогический поиск. 2023; (3): 52–8. https://elibrary.ru/bebikl

7. Мингазова Э.Н., Акимова Л.В., Пожарская Е.Н., Мингазов Р.Н. Риски здоровью детей школьного возраста при дистанционном обучении в первые месяцы распространения COVID-19. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29(S1): 588–92. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s1-588-592 https://elibrary.ru/thmlyq

8. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Попов В.И., Маркелова С.В., Бокарева Н.А., Татаринчик А.А. и др. От традиционного к дистанционному обучению: гигиенические проблемы охраны зрения обучающихся. Гигиена и санитария. 2021; 100(4): 373–9. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-4-373-379 https://elibrary.ru/ftzrtm

9. Петрова Н.А., Янушанец О.И., Адамова Е.А. Влияние условия и организации дистанционного обучения на функциональное состояние организма младших школьников. Профилактическая и клиническая медицина. 2022; (2): 22–30. https://doi.org/10.47843/2074-9120_2022_2_22 https://elibrary.ru/blkdii

10. Богомолова Е.С., Котова Н.В., Максименко Е.О., Олюшина Е.А., Лангуев К.А., Кокурина Е.В. Гигиеническая оценка дистанционного обучения учащихся школ и гимназий Нижнего Новгорода. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022; (6): 32–9. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-6-32-39

11. Кучма В.Р., Седова А.С., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Степанова М.И., Лапонова Е.Д. и др. Пандемия COVID-19 в России: медико-социальные проблемы цифровой образовательной среды. Национальное здравоохранение. 2021; 2(1): 21–31. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.21-31 https://elibrary.ru/jjshvo

12. Булычева Е.В., Сетко И.А. Влияние физической активности спортивного типа на формирование предикторов стресса и его последствий у подростков школьного возраста. Гигиена и санитария. 2021; 100(6): 623–8. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-6-623-628 https://elibrary.ru/epnnjx

13. Милушкина О.Ю., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения. Вестник РГМУ. 2020; (3): 85–9. https://elibrary.ru/tiwiww

14. Коржова В.В., Исмиянов В.В. Состояние физического здоровья студентов и школьников при самоизоляции (коронавирус COVID-19). В кн.: Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения. Материалы XX юбилейной международной научно-практической конференции. Сургут; 2021: 326–9. https://elibrary.ru/kwyaqe

15. Богомолова Е.С., Бадеева Т.В., Котова Н.В., Максименко Е.О., Олюшина Е.А., Лангуев К.А. Гигиенические аспекты дистанционного образования обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (3): 35–9. https://elibrary.ru/rlhadg

16. Długosz P., Liszka D., Bastrakova A., Yuzva L. Health problems of students during distance learning in Central and Eastern Europe: a cross-sectional study of Poland and Ukraine. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022; 19(16): 10074. https://doi.org/10.3390/ijerph191610074

17. Булычева Е.В., Жданова О.М. Психоэмоциональное благополучие и образ жизни городских и сельских школьников в период дистанционного обучения. Вестник новых медицинских технологий. 2021; 28(4): 15–20.

18. Мурафа С.В., Хоанг Ч.Х. Проблематика психического здоровья вьетнамских учащихся в период социального дистанцирования, связанного с COVID-19. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2022; 20(3): 111–21. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2022-3-111-121 https://elibrary.ru/uibrwk

19. Gibbs L., Nursey J., Cook J., Ireton G., Alkemade N., Roberts M., et al. Delayed disaster impacts on academic performance of primary school children. Child. Dev. 2019; 90(4): 1402–12. https://doi.org/10.1111/cdev.13200

20. Children at risk of lasting psychological distress from coronavirus lockdown. Save the children; 2020. Available at: https://reliefweb.int/report/world/children-risk-lastingpsychological-distress-coronavirus-lockdown-save-children

21. Saulle R., De Sario M., Bena A., Capra P., Culasso M., Davoli M., et al. School closures and mental health, wellbeing and health behaviours among children and adolescents during the second COVID-19 wave: a systematic review of the literature. Epidemiol. Prev. 2022; 46(5-6): 333–52. English. https://doi.org/10.19191/EP22.5-6.A542.089

22. Гавриловчук Е.А. Психологическое благополучие обучающихся в условиях пандемии и карантина. В кн.: Проблемы психологического благополучия. Материалы международной заочной научной конференции. Екатеринбург, 2021; 468–74. https://elibrary.ru/gqvmzv

23. Бобков Г.С. Влияние разных форм обучения на функциональные состояние сердечно-сосудистой системы старшеклассников. В кн.: Шаг в науку. Материалы VI научно-практической конференции молодых ученых. М.; 2023: 402–5. https://elibrary.ru/bpjqpz

24. Aknin L.B., De Neve J.E., Dunn E.W., Fancourt D.E., Goldberg E., Helliwell J.F., et al. Mental health during the first year of the COVID-19 pandemic: a review and recommendations for moving forward. Perspect. Psychol. Sci. 2022; 17(4): 915–36. https://doi.org/10.1177/17456916211029964

25. Бойко О.М., Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Психологическое состояние людей в период пандемии COVID-19 и мишени психологической работы. Психологические исследования. 2020; 13(70): 1–12. https://elibrary.ru/ldzxbw

26. Panchal U., Salazar de Pablo G., Franco M., Moreno C., Parellada M., Arango C., et al. The impact of COVID-19 lockdown on child and adolescent mental health: systematic review. Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 2023; 32(7): 1151–77. https://doi.org/10.1007/s00787-021-01856-w

27. Mitrokhin O.V., Reshetnikov V.A., Belova E.V., Jakovljevic M. Sanitary and Hygienic Aspects of the COVID-19 Self-isolation. Open Public Health Journal. 2020; 13(1): 734–8. https://doi.org/10.2174/1874944502013010734 https://elibrary.ru/vtjdin

28. Сысоева Е.Ю., Стадник Е.М., Еремин М.В., Кульгачев Ю.И. Психоэмоциональное состояние и работоспособность студента на втором году пандемии коронавируса. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021: 10(200); 382–8.

29. Armstrong-Mensah E., Ramsey-White K., Yankey B., Self-Brown S. COVID-19 and distance learning: effects on Georgia State University School of Public Health Students. Front Public Health. 2020; 8: 576227. https://doi.org/10.3389/fpubh.2020.576227

30. Gewalt S.C., Berger S., Krisam R., Breuer M. Effects of the COVID-19 pandemic on university students’ physical health, mental health and learning, a cross-sectional study including 917 students from eight universities in Germany. PLoS One. 2022; 17(8): e0273928. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0273928

31. Rimpelä A., Lindfors P., Kinnunen J.M., Myöhänen A., Hotulainen R., Koivuhovi S., et al. The way of distance teaching is related to adolescent students’ health and loneliness during the school closure in Finland. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021; 18(23): 12377. https://doi.org/10.3390/ijerph182312377

32. Кучма В.Р., Янушанец О.И., Петрова Н.А. Научно-методические основы гигиенической оценки и экспертизы цифровых образовательных контентов. Гигиена и санитария. 2021; 100(10): 1035–42. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-10-1035-1042 https://elibrary.ru/exbryc

33. Бессонова В.П., Бессонов П.П., Бессонова Н.Г., Молукова С.Р. Физическое развитие школьников 10—13 лет городской и сельской местности Республики Саха (Якутия) в период пандемии COVID-19 и смога. Бизнес. Образование. Право. 2021; (4): 430–5. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2021.57.467 https://elibrary.ru/eneear

34. Орлова И.И., Бортникова Г.Н., Гольм Л.А., Уланов В.Н., Григо-рьев В.В., Анисимов В.А. Влияние дистанционного формата обучения на физическую активность и образ жизни школьников в период пандемии. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022; (3): 337–42. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p337-342 https://elibrary.ru/qszzbn

35. Шулепов Е.А., Кузьмина О.И. Влияние дистанционной формы обучения на физическую активность и физическую подготовленность старших школьников. Молодежный вестник ИРГТУ. 2021; 11(4): 191–4. https://elibrary.ru/ypuujt

36. Пляскина У.С., Коржавина А.В., Фролов М.А. Влияние длительной работы на близком расстоянии на функции органа зрения в условиях дистанционного формата обучения среди школьников. Научный электронный журнал INNOVA. 2022; 4(29): 30–4.

Scholarly Research and Information.

The impact of distance learning on the health in schoolchildren (literature review)

Bobrisheva-Pushkina Natalia D., Kuznetsova Lubov Yu., Onishchenko Gennadij G.

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2024-103-10-1207-1211

Abstract

Distance learning (Dl) is widespread in educational institutions. The COVID-19 epidemic has led to the transfer of only Dl to students in most countries of the world. However, the use of Dl is associated with a number of health risk factors. The purpose of the review is to study the impact of Dl on the health in schoolchildren. A literature search was conducted using PubMed and eLIBRARY.RU search engines. The initial search allowed identifying 21,745 reports, after an independent assessment by two experts, there are still 36 full-text publications containing original data on the impact on the health of schoolchildren. The analysis of the topics of publications allowed establishing all publications to be devoted to the study of the impact of Dl on the health of students during the COVID-19 epidemic, which does not allow differentiating the impact of Dl on health from the influence of self-isolation and fear of covid disease. Most studies do not compare the detected changes in health status during traditional training. The main complaints of students during Dl were complaints of painful sensations in the eyes, decreased vision, headache, back and neck pain, sleep disorders, largely associated with hygienically irrational learning conditions. The revealed changes in mental status (anxiety, depressive manifestations) are largely determined not by the presence of Dl, but by the influence of self-isolation and fear of covid disease. The transition to Dl also led to an increase in body weight in a number of students, a decrease in physical fitness. More pronounced changes in the state of health were noted in schoolchildren of junior classes. Conclusion. The identified adverse changes in the state of health in students can be minimized by the use of Dl in combination with traditional learning and compliance with hygienic requirements for its management.
References

1. Krasilova I.E. Zarubezhnyi opyt ispol'zovaniya distantsionnogo obucheniya s tsel'yu povysheniya effektivnosti i dostupnosti pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo gumanitarnogo instituta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. 2015; 2(2): 9. https://elibrary.ru/vxdjzx

2. Starichenko B.E. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: realii i problemy. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2020; (4): 16–26. https://doi.org/10.26170/po20-04-02 https://elibrary.ru/qynews

3. Viner R.M., Russell S.J., Croker H., Packer J., Ward J., Stansfield C., et al. School closure and management practices during coronavirus outbreaks including COVID-19: a rapid systematic review. Lancet Child. Adolesc. Health. 2020; 4(5): 397–404. https://doi.org/10.1016/S2352-4642(20)30095-X

4. Chetverikova O.N. Tsifrovizatsiya obrazovaniya – eto opasno; 2020. Dostupno: https://zavtra.ru/blogs/mesh_gp

5. Zizikova S.I., Paramonova O.B., Nikolaeva I.V. Analiz problem tsifrovizatsii i uchebnogo protsessa srednikh obrazovatel'nykh uchrezhdenii v period onlain-obucheniya. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2023; (4): 126–9.

6. Shishov S.E., Tkachenko T.V. Sovremennoe obrazovanie: udovletvorennost' shkol'nikov 5–11 klassov kachestvom distantsionnogo obucheniya. Povolzhskii pedagogicheskii poisk. 2023; (3): 52–8. https://elibrary.ru/bebikl

7. Mingazova E.N., Akimova L.V., Pozharskaya E.N., Mingazov R.N. Riski zdorov'yu detei shkol'nogo vozrasta pri distantsionnom obuchenii v pervye mesyatsy rasprostraneniya COVID-19. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2021; 29(S1): 588–92. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s1-588-592 https://elibrary.ru/thmlyq

8. Skoblina N.A., Milushkina O.Yu., Popov V.I., Markelova S.V., Bokareva N.A., Tatarinchik A.A. i dr. Ot traditsionnogo k distantsionnomu obucheniyu: gigienicheskie problemy okhrany zreniya obuchayushchikhsya. Gigiena i sanitariya. 2021; 100(4): 373–9. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-4-373-379 https://elibrary.ru/ftzrtm

9. Petrova N.A., Yanushanets O.I., Adamova E.A. Vliyanie usloviya i organizatsii distantsionnogo obucheniya na funktsional'noe sostoyanie organizma mladshikh shkol'nikov. Profilakticheskaya i klinicheskaya meditsina. 2022; (2): 22–30. https://doi.org/10.47843/2074-9120_2022_2_22 https://elibrary.ru/blkdii

10. Bogomolova E.S., Kotova N.V., Maksimenko E.O., Olyushina E.A., Languev K.A., Kokurina E.V. Gigienicheskaya otsenka distantsionnogo obucheniya uchashchikhsya shkol i gimnazii Nizhnego Novgoroda. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya – ZNiSO. 2022; (6): 32–9. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-6-32-39

11. Kuchma V.R., Sedova A.S., Sokolova S.B., Rapoport I.K., Stepanova M.I., Laponova E.D. i dr. Pandemiya COVID-19 v Rossii: mediko-sotsial'nye problemy tsifrovoi obrazovatel'noi sredy. Natsional'noe zdravookhranenie. 2021; 2(1): 21–31. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.21-31 https://elibrary.ru/jjshvo

12. Bulycheva E.V., Setko I.A. Vliyanie fizicheskoi aktivnosti sportivnogo tipa na formirovanie prediktorov stressa i ego posledstvii u podrostkov shkol'nogo vozrasta. Gigiena i sanitariya. 2021; 100(6): 623–8. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-6-623-628 https://elibrary.ru/epnnjx

13. Milushkina O.Yu., Popov V.I., Skoblina N.A., Markelova S.V., Sokolova N.V. Ispol'zovanie elektronnykh ustroistv uchastnikami obrazovatel'nogo protsessa pri traditsionnoi i distantsionnoi formakh obucheniya. Vestnik RGMU. 2020; (3): 85–9. https://elibrary.ru/tiwiww

14. Korzhova V.V., Ismiyanov V.V. Sostoyanie fizicheskogo zdorov'ya studentov i shkol'nikov pri samoizolyatsii (koronavirus COVID-19). V kn.: Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoi trenirovki, turizma, psikhologicheskogo soprovozhdeniya i ozdorovleniya razlichnykh kategorii naseleniya. Materialy XX yubileinoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Surgut; 2021: 326–9. https://elibrary.ru/kwyaqe

15. Bogomolova E.S., Badeeva T.V., Kotova N.V., Maksimenko E.O., Olyushina E.A., Languev K.A. Gigienicheskie aspekty distantsionnogo obrazovaniya obuchayushchikhsya. Voprosy shkol'noi i universitetskoi meditsiny i zdorov'ya. 2020; (3): 35–9. https://elibrary.ru/rlhadg

16. Długosz P., Liszka D., Bastrakova A., Yuzva L. Health problems of students during distance learning in Central and Eastern Europe: a cross-sectional study of Poland and Ukraine. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022; 19(16): 10074. https://doi.org/10.3390/ijerph191610074

17. Bulycheva E.V., Zhdanova O.M. Psikhoemotsional'noe blagopoluchie i obraz zhizni gorodskikh i sel'skikh shkol'nikov v period distantsionnogo obucheniya. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologii. 2021; 28(4): 15–20.

18. Murafa S.V., Khoang Ch.Kh. Problematika psikhicheskogo zdorov'ya v'etnamskikh uchashchikhsya v period sotsial'nogo distantsirovaniya, svyazannogo s COVID-19. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2022; 20(3): 111–21. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2022-3-111-121 https://elibrary.ru/uibrwk

19. Gibbs L., Nursey J., Cook J., Ireton G., Alkemade N., Roberts M., et al. Delayed disaster impacts on academic performance of primary school children. Child. Dev. 2019; 90(4): 1402–12. https://doi.org/10.1111/cdev.13200

20. Children at risk of lasting psychological distress from coronavirus lockdown. Save the children; 2020. Available at: https://reliefweb.int/report/world/children-risk-lastingpsychological-distress-coronavirus-lockdown-save-children

21. Saulle R., De Sario M., Bena A., Capra P., Culasso M., Davoli M., et al. School closures and mental health, wellbeing and health behaviours among children and adolescents during the second COVID-19 wave: a systematic review of the literature. Epidemiol. Prev. 2022; 46(5-6): 333–52. English. https://doi.org/10.19191/EP22.5-6.A542.089

22. Gavrilovchuk E.A. Psikhologicheskoe blagopoluchie obuchayushchikhsya v usloviyakh pandemii i karantina. V kn.: Problemy psikhologicheskogo blagopoluchiya. Materialy mezhdunarodnoi zaochnoi nauchnoi konferentsii. Ekaterinburg, 2021; 468–74. https://elibrary.ru/gqvmzv

23. Bobkov G.S. Vliyanie raznykh form obucheniya na funktsional'nye sostoyanie serdechno-sosudistoi sistemy starsheklassnikov. V kn.: Shag v nauku. Materialy VI nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh. M.; 2023: 402–5. https://elibrary.ru/bpjqpz

24. Aknin L.B., De Neve J.E., Dunn E.W., Fancourt D.E., Goldberg E., Helliwell J.F., et al. Mental health during the first year of the COVID-19 pandemic: a review and recommendations for moving forward. Perspect. Psychol. Sci. 2022; 17(4): 915–36. https://doi.org/10.1177/17456916211029964

25. Boiko O.M., Medvedeva T.I., Enikolopov S.N., Vorontsova O.Yu., Kaz'mina O.Yu. Psikhologicheskoe sostoyanie lyudei v period pandemii COVID-19 i misheni psikhologicheskoi raboty. Psikhologicheskie issledovaniya. 2020; 13(70): 1–12. https://elibrary.ru/ldzxbw

26. Panchal U., Salazar de Pablo G., Franco M., Moreno C., Parellada M., Arango C., et al. The impact of COVID-19 lockdown on child and adolescent mental health: systematic review. Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 2023; 32(7): 1151–77. https://doi.org/10.1007/s00787-021-01856-w

27. Mitrokhin O.V., Reshetnikov V.A., Belova E.V., Jakovljevic M. Sanitary and Hygienic Aspects of the COVID-19 Self-isolation. Open Public Health Journal. 2020; 13(1): 734–8. https://doi.org/10.2174/1874944502013010734 https://elibrary.ru/vtjdin

28. Sysoeva E.Yu., Stadnik E.M., Eremin M.V., Kul'gachev Yu.I. Psikhoemotsional'noe sostoyanie i rabotosposobnost' studenta na vtorom godu pandemii koronavirusa. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021: 10(200); 382–8.

29. Armstrong-Mensah E., Ramsey-White K., Yankey B., Self-Brown S. COVID-19 and distance learning: effects on Georgia State University School of Public Health Students. Front Public Health. 2020; 8: 576227. https://doi.org/10.3389/fpubh.2020.576227

30. Gewalt S.C., Berger S., Krisam R., Breuer M. Effects of the COVID-19 pandemic on university students’ physical health, mental health and learning, a cross-sectional study including 917 students from eight universities in Germany. PLoS One. 2022; 17(8): e0273928. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0273928

31. Rimpelä A., Lindfors P., Kinnunen J.M., Myöhänen A., Hotulainen R., Koivuhovi S., et al. The way of distance teaching is related to adolescent students’ health and loneliness during the school closure in Finland. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021; 18(23): 12377. https://doi.org/10.3390/ijerph182312377

32. Kuchma V.R., Yanushanets O.I., Petrova N.A. Nauchno-metodicheskie osnovy gigienicheskoi otsenki i ekspertizy tsifrovykh obrazovatel'nykh kontentov. Gigiena i sanitariya. 2021; 100(10): 1035–42. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-10-1035-1042 https://elibrary.ru/exbryc

33. Bessonova V.P., Bessonov P.P., Bessonova N.G., Molukova S.R. Fizicheskoe razvitie shkol'nikov 10—13 let gorodskoi i sel'skoi mestnosti Respubliki Sakha (Yakutiya) v period pandemii COVID-19 i smoga. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021; (4): 430–5. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2021.57.467 https://elibrary.ru/eneear

34. Orlova I.I., Bortnikova G.N., Gol'm L.A., Ulanov V.N., Grigo-r'ev V.V., Anisimov V.A. Vliyanie distantsionnogo formata obucheniya na fizicheskuyu aktivnost' i obraz zhizni shkol'nikov v period pandemii. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2022; (3): 337–42. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p337-342 https://elibrary.ru/qszzbn

35. Shulepov E.A., Kuz'mina O.I. Vliyanie distantsionnoi formy obucheniya na fizicheskuyu aktivnost' i fizicheskuyu podgotovlennost' starshikh shkol'nikov. Molodezhnyi vestnik IRGTU. 2021; 11(4): 191–4. https://elibrary.ru/ypuujt

36. Plyaskina U.S., Korzhavina A.V., Frolov M.A. Vliyanie dlitel'noi raboty na blizkom rasstoyanii na funktsii organa zreniya v usloviyakh distantsionnogo formata obucheniya sredi shkol'nikov. Nauchnyi elektronnyi zhurnal INNOVA. 2022; 4(29): 30–4.