Журналов:     Статей:        

Наука и научная информация. 2022; : 40-54

Анализ цифровой и физической доступности общеобразовательных учреждений в труднодоступных и малонаселенных местностях на примере Республики Саха (Якутия)

Степанова Марина Артуровна

https://doi.org/10.24108/2658-3143-2022--2-40-54

Аннотация

Доступность качественного образования является основным фактором социально-экономического развития региона или страны. Развитие информационно-коммуникационных технологий влияет не только на образовательную сферу, но и на все отрасли, которые играют важную роль для повышения уровня и качества жизни населения. Цифровизация образования отвечает новым глобальным вызовам, создает и совершенствует существующие методики в образовательной системе и развивает электронные средства, используемые в процессе обучения. Малонаселенные и труднодоступные регионы в РФ характеризуются слабым уровнем развития транспортной системы и доступности к социально-экономическим услугам. Основные транспортные магистрали сосредоточены преимущественно в наиболее обжитых частях страны. В труднодоступных регионах практически не налажена транспортная связь и внутрирайонные коммуникации, что приводит к транспортной изолированности от районных центров. Республика Саха (Якутия) является самым крупным регионом России с общей площадью 3,1 млн. км2, где проживают 981 971 человек. Плотность населения в Республике Саха (Якутия) на 2021 год составляет 0,32 чел./км2. В центральных районах и в городах этот показатель составляет от 0,27 до 2,85 чел./км2., а в отдаленных районах от 0,01 до 0,15 чел./км2. Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 04 октября 2002 года N 47-З N 429-II «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Саха (Якутия)» труднодоступными и отдаленными местностями признаются 185 населенных пункта и 163 производственных участка. Современная социально-экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах.
Список литературы

1. Абдулвалиев, В. Ф. Труднодоступная местность как особое географическое условие, влияющее на расследование и рассмотрение уголовных дел / В. Ф. Абдулвалиев // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2018. - С. 138-145.

2. Власов, А. А. Адвокат в судопроизводстве: краткий учебный курс / А. А. Власов. Москва : Норма, 2017. - 304 с.

3. Гаврильева, Т. Н. Управление проектами по развитию социальной инфраструктуры в регионах со сложной транспортной доступностью (на примере Республики Саха (Якутия)) / Т. Н. Гаврильева // Материалы VIII Международной научно-практической конференции кафедры «Управление проектами и программами» РЭУ им. Г.В. Плеханова «Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании», 12-14 апреля 2018 г., г. Москва. - Москва : Издательство «РЭУ им. Г. В. Плеханова». - 2018. - С. 118-122.

4. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) : [сайт]. - Якутск. URL: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/(дата обращения: 01.04.2022 - 15.04.2022).

5. Найден, С. Н. Развитие социальной инфраструктуры в условиях Дальнего Востока / С. Н. Найден // Регионалистика. - 2015. - Т. 2. - № 3. - С. 6-17.

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) : [сайт]. - Якутск. - URL: https://sakha.gks.ru/(дата обращения: 05.03.2022-22.04.2022).

7. Томаска, А. Г. Республика Саха (Якутия): особенности территориальной и социальной мобильности : [коллективная монография] / Н. Д. Федотова, Я. М. Санникова, Д. М. Винокурова ; ответственный редактор В. Б. Игнатьева. - Якутск : Центр научно-технической информации ИГИиПМНС СО РАН, 2018. - 185 с.

8. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. - Москва. - URL: https://rosstat.gov.ru/(дата обращения: 02.03.2022-10.05.2022).

9. Шатуновский, В. Л. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) / В. Л. Шатуновский, Е. А. Шатуновская //Вестник науки и образования. - 2020. - № 9-1(87). - С. 53-56.

10. Wasant Atisabda, Charuwan Kritpracha, Ophat Kaosaiyaporn, Amornpan Pattaro. Strategies for Distance Learning to Increase Academic Achievement of High School Students in Risk Area of the Southernmost of Thailand, Procedia - Social and Behavioral Sciences, Vol. 174, 2015. - pp. 2384-2389. - ISSN 1877-0428, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.905.

11. Mehmet Baris Horzum, Ozlem Cakir, Structural Equation Modeling in Readiness, Willingness and Anxiety of Secondary School Students About the Distance Learning, Procedia - Social and Behavioral Sciences, Vol. 47, 2012. - pp. 369-375. - ISSN 1877-0428, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.665.

Scholarly Research and Information. 2022; : 40-54

The analysis of digital and physical accessibility of educational institutions in remote and sparsely populated areas: the case of the Republic of Sakha (Yakutia)

Stepanova Marina Arturovna

https://doi.org/10.24108/2658-3143-2022--2-40-54

Abstract

The accessibility of quality education is a major factor of the social and economic development of a region or country. The development of information and communication technologies affects not only the field of education, but also all industries that play a key role for improving the living standards and quality of life of the population. The digitalization of education meets new global challenges, creates, and improves the existing methods of the educational system and modernizes the educational electronic tools. Sparsely populated and remote regions in the Russian Federation are characterized by an underdevelopment of the transport system and inaccessibility of social and economic services. The main transport routes are concentrated primarily in the highly populated areas of the country. The transport links and intraregional communications, in fact, are not established in remote regions. That leads to transport isolation from regional centers. The Republic of Sakha (Yakutia) is the largest region of Russia with a total area of 3.1 million square kilometers and a population of 981,971 citizens. The population density in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2021 estimated 1.32 inhabitants per sq.km. In central regions and cities, this figure ranges from 0.27 to 2.85 per sq.km, and in remote areas from 0.01 to 0.15 inhabitants per sq.km. According to the Law of the Republic of Sakha (Yakutia) dated October 04, 2002 number 47-З N 429-II «The list of inaccessible and remote areas in the Republic of Sakha (Yakutia)», 185 settlements and 163 production sites are recognized as inaccessible and remote areas. The current social and economic situation in the country and in the education system indicates that the traditional forms of education and learning models do not meet the needs for educational services, usually concentrated in large cities.
References

1. Abdulvaliev, V. F. Trudnodostupnaya mestnost' kak osoboe geograficheskoe uslovie, vliyayushchee na rassledovanie i rassmotrenie ugolovnykh del / V. F. Abdulvaliev // Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. - 2018. - S. 138-145.

2. Vlasov, A. A. Advokat v sudoproizvodstve: kratkii uchebnyi kurs / A. A. Vlasov. Moskva : Norma, 2017. - 304 s.

3. Gavril'eva, T. N. Upravlenie proektami po razvitiyu sotsial'noi infrastruktury v regionakh so slozhnoi transportnoi dostupnost'yu (na primere Respubliki Sakha (Yakutiya)) / T. N. Gavril'eva // Materialy VIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii kafedry «Upravlenie proektami i programmami» REU im. G.V. Plekhanova «Sovremennye problemy upravleniya proektami v investitsionno-stroitel'noi sfere i prirodopol'zovanii», 12-14 aprelya 2018 g., g. Moskva. - Moskva : Izdatel'stvo «REU im. G. V. Plekhanova». - 2018. - S. 118-122.

4. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Respubliki Sakha (Yakutiya) : [sait]. - Yakutsk. URL: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/(data obrashcheniya: 01.04.2022 - 15.04.2022).

5. Naiden, S. N. Razvitie sotsial'noi infrastruktury v usloviyakh Dal'nego Vostoka / S. N. Naiden // Regionalistika. - 2015. - T. 2. - № 3. - S. 6-17.

6. Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Respublike Sakha (Yakutiya) : [sait]. - Yakutsk. - URL: https://sakha.gks.ru/(data obrashcheniya: 05.03.2022-22.04.2022).

7. Tomaska, A. G. Respublika Sakha (Yakutiya): osobennosti territorial'noi i sotsial'noi mobil'nosti : [kollektivnaya monografiya] / N. D. Fedotova, Ya. M. Sannikova, D. M. Vinokurova ; otvetstvennyi redaktor V. B. Ignat'eva. - Yakutsk : Tsentr nauchno-tekhnicheskoi informatsii IGIiPMNS SO RAN, 2018. - 185 s.

8. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki: [sait]. - Moskva. - URL: https://rosstat.gov.ru/(data obrashcheniya: 02.03.2022-10.05.2022).

9. Shatunovskii, V. L. Eshche raz o distantsionnom obuchenii (organizatsiya i obespechenie distantsionnogo obucheniya) / V. L. Shatunovskii, E. A. Shatunovskaya //Vestnik nauki i obrazovaniya. - 2020. - № 9-1(87). - S. 53-56.

10. Wasant Atisabda, Charuwan Kritpracha, Ophat Kaosaiyaporn, Amornpan Pattaro. Strategies for Distance Learning to Increase Academic Achievement of High School Students in Risk Area of the Southernmost of Thailand, Procedia - Social and Behavioral Sciences, Vol. 174, 2015. - pp. 2384-2389. - ISSN 1877-0428, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.905.

11. Mehmet Baris Horzum, Ozlem Cakir, Structural Equation Modeling in Readiness, Willingness and Anxiety of Secondary School Students About the Distance Learning, Procedia - Social and Behavioral Sciences, Vol. 47, 2012. - pp. 369-375. - ISSN 1877-0428, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.665.