Журналов:     Статей:        

Наследие и современность. 2019; 2: 95-108

Духовная культура Кенозерья в сакральной топографии и эпической традиции

Ведерникова Н. М., Мелютина М. Н.

Аннотация

Сквозь призму народных верований и сказаний рассматриваются наиболее значимые объекты сакральной топографии — монастыри, святые рощи, часовни, поклонные кресты. Предания, легенды, поверия, связанные со святыми местами Кенозерья, показаны как явления живой культуры, раскрывающие содержание и функции сакральных объектов в культурном ландшафте. Важнейшим элементом культурного пространства Кенозерья служит также эпическая традиция, прослеживаемая на этой территории с конца XIX века. Рассмотрены её жанры и история исследований, свидетельствующая о Кенозерье как уникальной сокровищнице духовной культуры России и мира.

Список литературы

1. Мелютина М.Н., Теребихин Н.М. Сакральный ландшафт Кенозерья. Архангельск. 2013. 292 с.

2. Третьяков С.В., Коптев С.В., Косарев В.П. Святые рощи и деревья Кенозер-ского национального парка // Кенозерские чтения. Материалы Первой Всероссийской научной конференции «Кенозерские чтения». Архангельск. 2004. С. 337-350.

3. Конкка А. Сакральная география Кенозерья: заветные рощи, кладбища и обетные кресты // Полевые исследования и архивизация фольклорных и этнографических материалов / Материалы V научно- практического семинара. Петрозаводск, 2012. С. 102-118.

4. Ведерникова Н.М. Фольклор как средство описания культурного ландшафта // Культурный ландшафт как объект наследия. М.-СПб., 2004. С. 286-312.

5. Кольцова Т.М. «Небеса» и иконы Кенозерья // Небеса и окрестности Кенозе-рья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 76.

6. Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск. 1993. C. 55-71.

7. Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. М., 2003. 528 с.

8. Песни, записанные П.И. Рыбниковым в 1861-63 гг. М., 1867; изд. 2. Тт. 1-3, М., 1909-1910.

9. Гильфердинг А.Ф. Олонецкая губерния и ее рапсоды // Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 г. В 3-х тт. Изд-е 4. М.-Л. 1949-1951. С. 29-84.

10. Смирнов Ю.И. Былины Кенозера (по записям собирателей второй пол. XIX в.) // Кенозерские чтения. Материалы Первой Всероссийской научной конференции «Кенозерские чтения». Архангельск, 2004. С. 305-322.

11. Онежские былины. Подбор текстов, науч. редактирование Ю.М. Соколова. Вступ. ст. В.И. Чичерова. «Летописи». Гос. лит. музей, кн. 13, М., 1948 [№№ 272-278].

12. Мелютина М.Н. Родословная сказительской династии Сивцевых (Пором-ских) как ценный источник для изучения эпического наследия Кенозерья // Кенозер-ские чтения - 2015. Архангельск, 2016. С.138-150.

13. Соколов Ю.М. По следам Рыбникова и Гильфердинга // Худож. фольклор. Вып. II-III, М., 1927. 12 с.

14. Смирнов Ю.И. Циклизация былин кенозерской записи // Кенозерские чтения- 2009. Архангельск. 2011. С. 375-376.

15. Смирнов Ю.И. Щелкан Дудентьевич (эпическая песня). Архангельск. Кено-зерский национальный парк. 2011. 112 с.

16. Смирнов Ю.И. Авдотья Рязаночка (эпическая песня). Архангельск. Кенозер-ский национальный парк. 2009. 68 с.

17. Солощенко Л.Ф., Прокошина Ю.С. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI-XIX вв. М., 1991. С. 20.

18. Кузнецова В.П. Нищие стихопевцы на Русском Севере // Кенозерские чтения - 2015. Архангельск, 2016. С. 120-127.

19. Кулагина А.В. Современное бытование баллады на Севере // Вопросы жанров русского фольклора. М., 1972. С. 74-95.

Heritage and Modern Times. 2019; 2: 95-108

Kenozerie spiritual culture in sacral topography and epic tradition

Vedernikova N. , Melyutina M.

Abstract

The most significant objects of sacral topography — monasteries, sacred groves, chapels, bow crosses are considered through the prism of folk beliefs and legends. Legends, tales, popular beliefs connected with the Kenozerie sacred sites are shown as live culture phenomena, revealing contents and functions of sacral objects in cultural landscape. The most important element of Kenozerie cultural space is epic tradition, traced in this territory since the end of the 19th century. Its genres and research history shows Kenozerie as unique treasury of spiritual culture of Russia and the world.

References

1. Melyutina M.N., Terebikhin N.M. Sakral'nyi landshaft Kenozer'ya. Arkhangel'sk. 2013. 292 s.

2. Tret'yakov S.V., Koptev S.V., Kosarev V.P. Svyatye roshchi i derev'ya Kenozer-skogo natsional'nogo parka // Kenozerskie chteniya. Materialy Pervoi Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii «Kenozerskie chteniya». Arkhangel'sk. 2004. S. 337-350.

3. Konkka A. Sakral'naya geografiya Kenozer'ya: zavetnye roshchi, kladbishcha i obetnye kresty // Polevye issledovaniya i arkhivizatsiya fol'klornykh i etnograficheskikh materialov / Materialy V nauchno- prakticheskogo seminara. Petrozavodsk, 2012. S. 102-118.

4. Vedernikova N.M. Fol'klor kak sredstvo opisaniya kul'turnogo landshafta // Kul'turnyi landshaft kak ob\"ekt naslediya. M.-SPb., 2004. S. 286-312.

5. Kol'tsova T.M. «Nebesa» i ikony Kenozer'ya // Nebesa i okrestnosti Kenoze-r'ya. Raspisnye potolki, ikony, derevenskie chasovni i tserkvi, sostavlyayushchie istoriko-kul'turnyi landshaft Natsional'nogo parka «Kenozerskii». M.: Programma «Pervaya publikatsiya», 2009. S. 76.

6. Terebikhin N.M. Sakral'naya geografiya Russkogo Severa. Arkhangel'sk. 1993. C. 55-71.

7. Shchepanskaya T.B. Kul'tura dorogi v russkoi miforitual'noi traditsii XIX-XX vv. M., 2003. 528 s.

8. Pesni, zapisannye P.I. Rybnikovym v 1861-63 gg. M., 1867; izd. 2. Tt. 1-3, M., 1909-1910.

9. Gil'ferding A.F. Olonetskaya guberniya i ee rapsody // Onezhskie byliny, zapisannye A.F. Gil'ferdingom letom 1871 g. V 3-kh tt. Izd-e 4. M.-L. 1949-1951. S. 29-84.

10. Smirnov Yu.I. Byliny Kenozera (po zapisyam sobiratelei vtoroi pol. XIX v.) // Kenozerskie chteniya. Materialy Pervoi Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii «Kenozerskie chteniya». Arkhangel'sk, 2004. S. 305-322.

11. Onezhskie byliny. Podbor tekstov, nauch. redaktirovanie Yu.M. Sokolova. Vstup. st. V.I. Chicherova. «Letopisi». Gos. lit. muzei, kn. 13, M., 1948 [№№ 272-278].

12. Melyutina M.N. Rodoslovnaya skazitel'skoi dinastii Sivtsevykh (Porom-skikh) kak tsennyi istochnik dlya izucheniya epicheskogo naslediya Kenozer'ya // Kenozer-skie chteniya - 2015. Arkhangel'sk, 2016. S.138-150.

13. Sokolov Yu.M. Po sledam Rybnikova i Gil'ferdinga // Khudozh. fol'klor. Vyp. II-III, M., 1927. 12 s.

14. Smirnov Yu.I. Tsiklizatsiya bylin kenozerskoi zapisi // Kenozerskie chteniya- 2009. Arkhangel'sk. 2011. S. 375-376.

15. Smirnov Yu.I. Shchelkan Dudent'evich (epicheskaya pesnya). Arkhangel'sk. Keno-zerskii natsional'nyi park. 2011. 112 s.

16. Smirnov Yu.I. Avdot'ya Ryazanochka (epicheskaya pesnya). Arkhangel'sk. Kenozer-skii natsional'nyi park. 2009. 68 s.

17. Soloshchenko L.F., Prokoshina Yu.S. Golubinaya kniga. Russkie narodnye dukhovnye stikhi XI-XIX vv. M., 1991. S. 20.

18. Kuznetsova V.P. Nishchie stikhopevtsy na Russkom Severe // Kenozerskie chteniya - 2015. Arkhangel'sk, 2016. S. 120-127.

19. Kulagina A.V. Sovremennoe bytovanie ballady na Severe // Voprosy zhanrov russkogo fol'klora. M., 1972. S. 74-95.